Знакомство детей с нарушенным зрением с ролью обоняния в их жизнедеятельности
консультация по коррекционной педагогике

Хеморецепция – обонятельные и вкусовые ощущения, отображают химические свойства веществ. Возникают от раздражения соответствующих рецепторов химическими веществами, растворёнными в воде или в воздухе

Обоняние и вкус отражают одни и те же свойства, это отмечал ещё Ф. Энгельс, но различными способами: обоняние – дистантным, а вкус – контактным. Познавательное значение в норме их незначительно, а у детей с нарушенным зрением возрастает. Поэтому у них наблюдается некоторое повышение обонятельной и вкусовой чувствительности: лучше дифференцируют запахи, точнее устанавливают их источники, определяют направление запахов.

Обонятельные ощущения имеют предметных характер (запах ягод, огурцов, цветов и т.д.). Благодаря им слабовидящие и слепые получили дистантно дополнительную информацию об изменениях в окружающем (запах гниющих листьев и т.д.) и свойствах объектов. О. Скороходова находила по запаху магазины: рыбный, хлебный, парфюмерный и др. Находила вход в здание, клумбу, свежую газету, знакомого человека.

Вкусовые ощущения тоже имеют некоторое познавательное значение, но использование их ограничено из-за гигиенических причин (боязнь заражения, отравления), но можно использовать, например, в темах «Фрукты», «Овощи».

Обоняние и вкус создают у детей с нарушенным зрением, как и в норме, положительный эмоциональный тон ощущений. Итак, они имеют компенсаторное значение, т.к. восполняют некоторый чувственный опыт и развиваются в деятельности (различительные и абсолютные пороги).

 

Использование обоняния по изучаемым темам:

1. Фрукты

2. Ягоды

3. Овощи.

4. Деревья – почки тополя, цвет липы, лист берёзы, хвоя, сухие листья под ногами, прелые листья под ногами и пр.

5. Кусты – черёмуха, сирень.

6. Грибы – общий грибной запах.

7. Посуда – глина, хозяйственное мыло.

8. Человек – кусочки поролона с запахом духов, туалетное мыло, запах чая, кофе, валерианы.

9. Одежда – запах разного материала (пряжа для носков, кожа, лоскутки тканей из шерсти, из меха, из синтетических волокон).

10. Домашние животные – овечья шерсть, лоскутки телячьей кожи, пуховые мини-шарфики (коза).

11. Дикие животные – лоскутки шкурок (заячьих, лисьих, волчьих, беличьих)

12. Домашние птицы – перья, пух.

13. Зимующие птицы – запах зерна, семечек, хлебных сухариков

14 Перелётные птицы – запах сухих веток (для гнезда).

15. Транспорт, техника – кусочки асфальта, резины, железа (момент изучения запаха должен быть коротким).

16. Насекомые – мёд.

17. Травы – сушенные (сено), свежие листья крапивы, полыни, цветущий клевер.

18. Цветы – сушённые цветы ромашки, запах сушённых лепестков розы, живые запахи всех изучаемых цветов.

 

Игровые задания. Все задания можно сгруппировать следующим образом:

- «Как пахнет?» (знакомство с запахом, источник запаха)

- «Какой запах?» (приятный – не приятный, душистый, резкий – слабый).

- «На что похож запах?»

- «Откуда доносится?» (слева, сзади и пр., направление запаха).

Игры на узнавание и различение запахов должны включатся во все наблюдения, в целевые прогулки, экскурсии, в занятия по познаватике (где это целесообразно), в индивидуальную работу по обучению узнавания какого-либо предмета. Например, ребёнок несколько занятий затрудняется называть слово «лимон», т.к. нет полного комплекса признаков лимона. Здесь обязательно нужно подключить хеморецепцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_detey_s_rolyu_obonyaniya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей с нарушенным зрением с ролью обоняния в их жизнедеятельности

Автор: Ильина О.В., учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик» города Новочебоксарска Чувашской Республики

                                                                       

Хеморецепция – обонятельные и вкусовые ощущения, отображают химические свойства веществ. Возникают от раздражения соответствующих рецепторов химическими веществами, растворёнными в воде или в воздухе

Обоняние и вкус отражают одни и те же свойства, это отмечал ещё Ф. Энгельс, но различными способами: обоняние – дистантным, а вкус – контактным. Познавательное значение в норме их незначительно, а у детей с нарушенным зрением возрастает. Поэтому у них наблюдается некоторое повышение обонятельной и вкусовой чувствительности: лучше дифференцируют запахи, точнее устанавливают их источники, определяют направление запахов.

Обонятельные ощущения имеют предметных характер (запах ягод, огурцов, цветов и т.д.). Благодаря им слабовидящие и слепые получили дистантно дополнительную информацию об изменениях в окружающем (запах гниющих листьев и т.д.) и свойствах объектов. О. Скороходова находила по запаху магазины: рыбный, хлебный, парфюмерный и др. Находила вход в здание, клумбу, свежую газету, знакомого человека.

Вкусовые ощущения тоже имеют некоторое познавательное значение, но использование их ограничено из-за гигиенических причин (боязнь заражения, отравления), но можно использовать, например, в темах «Фрукты», «Овощи».

Обоняние и вкус создают у детей с нарушенным зрением, как и в норме, положительный эмоциональный тон ощущений. Итак, они имеют компенсаторное значение, т.к. восполняют некоторый чувственный опыт и развиваются в деятельности (различительные и абсолютные пороги).

Использование обоняния по изучаемым темам:

1. Фрукты

2. Ягоды

3. Овощи.

4. Деревья – почки тополя, цвет липы, лист берёзы, хвоя, сухие листья под ногами, прелые листья под ногами и пр.

5. Кусты – черёмуха, сирень.

6. Грибы – общий грибной запах.

7. Посуда – глина, хозяйственное мыло.

8. Человек – кусочки поролона с запахом духов, туалетное мыло, запах чая, кофе, валерианы.

9. Одежда – запах разного материала (пряжа для носков, кожа, лоскутки тканей из шерсти, из меха, из синтетических волокон).

10. Домашние животные – овечья шерсть, лоскутки телячьей кожи, пуховые мини-шарфики (коза).

11. Дикие животные – лоскутки шкурок (заячьих, лисьих, волчьих, беличьих)

12. Домашние птицы – перья, пух.

13. Зимующие птицы – запах зерна, семечек, хлебных сухариков

14 Перелётные птицы – запах сухих веток (для гнезда).

15. Транспорт, техника – кусочки асфальта, резины, железа (момент изучения запаха должен быть коротким).

16. Насекомые – мёд.

17. Травы – сушенные (сено), свежие листья крапивы, полыни, цветущий клевер.

18. Цветы – сушённые цветы ромашки, запах сушённых лепестков розы, живые запахи всех изучаемых цветов.

Игровые задания. Все задания можно сгруппировать следующим образом:

- «Как пахнет?» (знакомство с запахом, источник запаха)

- «Какой запах?» (приятный – не приятный, душистый, резкий – слабый).

- «На что похож запах?»

- «Откуда доносится?» (слева, сзади и пр., направление запаха).

Игры на узнавание и различение запахов должны включатся во все наблюдения, в целевые прогулки, экскурсии, в занятия по познаватике (где это целесообразно), в индивидуальную работу по обучению узнавания какого-либо предмета. Например, ребёнок несколько занятий затрудняется называть слово «лимон», т.к. нет полного комплекса признаков лимона. Здесь обязательно нужно подключить хеморецепцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Знакомство дошкольников с организмом человека в играх и играх тренингах в разновозрастной группе детей с нарушением зрения и речи»

       « Знакомство дошкольников с организмом человека              в играх и играх тренингах в разнов...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ И ИСТОРИЕЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Данная статья посвящена проблемекоррекции речи детей с нарушениямизрения при  использовании  материала по ознакомлению детей с бытом иисторией кубанского казачества.Недоразвитие речи у ...

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками

Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения во II младшей группе «Знакомство со светофором»

Познавательно-игровое развлечение: Красный, желтый, зеленый в рамках проведения акции «Москвичи с рождения-за безопасность дорожного движения».Конспект досуга во II младшей группе «Знакомство со свето...

Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Знакомство с оранжевым цветом «Мы делили апельсин»»

предлагаю вниманию конспект занятия по формированию сенсорных эталонов с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Знакомство с оранжев...