Знакомство детей с нарушенным зрением с ролью обоняния в их жизнедеятельности
консультация по коррекционной педагогике
Хеморецепция – обонятельные и вкусовые ощущения, отображают химические свойства веществ. Возникают от раздражения соответствующих рецепторов химическими веществами, растворёнными в воде или в воздухе
Обоняние и вкус отражают одни и те же свойства, это отмечал ещё Ф. Энгельс, но различными способами: обоняние – дистантным, а вкус – контактным. Познавательное значение в норме их незначительно, а у детей с нарушенным зрением возрастает. Поэтому у них наблюдается некоторое повышение обонятельной и вкусовой чувствительности: лучше дифференцируют запахи, точнее устанавливают их источники, определяют направление запахов.
Обонятельные ощущения имеют предметных характер (запах ягод, огурцов, цветов и т.д.). Благодаря им слабовидящие и слепые получили дистантно дополнительную информацию об изменениях в окружающем (запах гниющих листьев и т.д.) и свойствах объектов. О. Скороходова находила по запаху магазины: рыбный, хлебный, парфюмерный и др. Находила вход в здание, клумбу, свежую газету, знакомого человека.
Вкусовые ощущения тоже имеют некоторое познавательное значение, но использование их ограничено из-за гигиенических причин (боязнь заражения, отравления), но можно использовать, например, в темах «Фрукты», «Овощи».
Обоняние и вкус создают у детей с нарушенным зрением, как и в норме, положительный эмоциональный тон ощущений. Итак, они имеют компенсаторное значение, т.к. восполняют некоторый чувственный опыт и развиваются в деятельности (различительные и абсолютные пороги).
Использование обоняния по изучаемым темам:
1. Фрукты
2. Ягоды
3. Овощи.
4. Деревья – почки тополя, цвет липы, лист берёзы, хвоя, сухие листья под ногами, прелые листья под ногами и пр.
5. Кусты – черёмуха, сирень.
6. Грибы – общий грибной запах.
7. Посуда – глина, хозяйственное мыло.
8. Человек – кусочки поролона с запахом духов, туалетное мыло, запах чая, кофе, валерианы.
9. Одежда – запах разного материала (пряжа для носков, кожа, лоскутки тканей из шерсти, из меха, из синтетических волокон).
10. Домашние животные – овечья шерсть, лоскутки телячьей кожи, пуховые мини-шарфики (коза).
11. Дикие животные – лоскутки шкурок (заячьих, лисьих, волчьих, беличьих)
12. Домашние птицы – перья, пух.
13. Зимующие птицы – запах зерна, семечек, хлебных сухариков
14 Перелётные птицы – запах сухих веток (для гнезда).
15. Транспорт, техника – кусочки асфальта, резины, железа (момент изучения запаха должен быть коротким).
16. Насекомые – мёд.
17. Травы – сушенные (сено), свежие листья крапивы, полыни, цветущий клевер.
18. Цветы – сушённые цветы ромашки, запах сушённых лепестков розы, живые запахи всех изучаемых цветов.
Игровые задания. Все задания можно сгруппировать следующим образом:
- «Как пахнет?» (знакомство с запахом, источник запаха)
- «Какой запах?» (приятный – не приятный, душистый, резкий – слабый).
- «На что похож запах?»
- «Откуда доносится?» (слева, сзади и пр., направление запаха).
Игры на узнавание и различение запахов должны включатся во все наблюдения, в целевые прогулки, экскурсии, в занятия по познаватике (где это целесообразно), в индивидуальную работу по обучению узнавания какого-либо предмета. Например, ребёнок несколько занятий затрудняется называть слово «лимон», т.к. нет полного комплекса признаков лимона. Здесь обязательно нужно подключить хеморецепцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_detey_s_rolyu_obonyaniya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство детей с нарушенным зрением с ролью обоняния в их жизнедеятельности
Автор: Ильина О.В., учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Хеморецепция – обонятельные и вкусовые ощущения, отображают химические свойства веществ. Возникают от раздражения соответствующих рецепторов химическими веществами, растворёнными в воде или в воздухе
Обоняние и вкус отражают одни и те же свойства, это отмечал ещё Ф. Энгельс, но различными способами: обоняние – дистантным, а вкус – контактным. Познавательное значение в норме их незначительно, а у детей с нарушенным зрением возрастает. Поэтому у них наблюдается некоторое повышение обонятельной и вкусовой чувствительности: лучше дифференцируют запахи, точнее устанавливают их источники, определяют направление запахов.
Обонятельные ощущения имеют предметных характер (запах ягод, огурцов, цветов и т.д.). Благодаря им слабовидящие и слепые получили дистантно дополнительную информацию об изменениях в окружающем (запах гниющих листьев и т.д.) и свойствах объектов. О. Скороходова находила по запаху магазины: рыбный, хлебный, парфюмерный и др. Находила вход в здание, клумбу, свежую газету, знакомого человека.
Вкусовые ощущения тоже имеют некоторое познавательное значение, но использование их ограничено из-за гигиенических причин (боязнь заражения, отравления), но можно использовать, например, в темах «Фрукты», «Овощи».
Обоняние и вкус создают у детей с нарушенным зрением, как и в норме, положительный эмоциональный тон ощущений. Итак, они имеют компенсаторное значение, т.к. восполняют некоторый чувственный опыт и развиваются в деятельности (различительные и абсолютные пороги).
Использование обоняния по изучаемым темам:
1. Фрукты
2. Ягоды
3. Овощи.
4. Деревья – почки тополя, цвет липы, лист берёзы, хвоя, сухие листья под ногами, прелые листья под ногами и пр.
5. Кусты – черёмуха, сирень.
6. Грибы – общий грибной запах.
7. Посуда – глина, хозяйственное мыло.
8. Человек – кусочки поролона с запахом духов, туалетное мыло, запах чая, кофе, валерианы.
9. Одежда – запах разного материала (пряжа для носков, кожа, лоскутки тканей из шерсти, из меха, из синтетических волокон).
10. Домашние животные – овечья шерсть, лоскутки телячьей кожи, пуховые мини-шарфики (коза).
11. Дикие животные – лоскутки шкурок (заячьих, лисьих, волчьих, беличьих)
12. Домашние птицы – перья, пух.
13. Зимующие птицы – запах зерна, семечек, хлебных сухариков
14 Перелётные птицы – запах сухих веток (для гнезда).
15. Транспорт, техника – кусочки асфальта, резины, железа (момент изучения запаха должен быть коротким).
16. Насекомые – мёд.
17. Травы – сушенные (сено), свежие листья крапивы, полыни, цветущий клевер.
18. Цветы – сушённые цветы ромашки, запах сушённых лепестков розы, живые запахи всех изучаемых цветов.
Игровые задания. Все задания можно сгруппировать следующим образом:
- «Как пахнет?» (знакомство с запахом, источник запаха)
- «Какой запах?» (приятный – не приятный, душистый, резкий – слабый).
- «На что похож запах?»
- «Откуда доносится?» (слева, сзади и пр., направление запаха).
Игры на узнавание и различение запахов должны включатся во все наблюдения, в целевые прогулки, экскурсии, в занятия по познаватике (где это целесообразно), в индивидуальную работу по обучению узнавания какого-либо предмета. Например, ребёнок несколько занятий затрудняется называть слово «лимон», т.к. нет полного комплекса признаков лимона. Здесь обязательно нужно подключить хеморецепцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Знакомство дошкольников с организмом человека в играх и играх тренингах в разновозрастной группе детей с нарушением зрения и речи»
« Знакомство дошкольников с организмом человека в играх и играх тренингах в разнов...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С БЫТОМ И ИСТОРИЕЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Данная статья посвящена проблемекоррекции речи детей с нарушениямизрения при использовании материала по ознакомлению детей с бытом иисторией кубанского казачества.Недоразвитие речи у ...
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...
Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками
Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...
Перспективное планирование работы по формированию фонематического слуха через знакомство с неречевыми звуками детей с нарушением зрения
Перспективный план и конспекты занятий...
Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения во II младшей группе «Знакомство со светофором»
Познавательно-игровое развлечение: Красный, желтый, зеленый в рамках проведения акции «Москвичи с рождения-за безопасность дорожного движения».Конспект досуга во II младшей группе «Знакомство со свето...
Конспект занятия по формированию сенсорных эталонов с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Знакомство с оранжевым цветом «Мы делили апельсин»»
предлагаю вниманию конспект занятия по формированию сенсорных эталонов с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) Тема: «Знакомство с оранжев...