Мастер класс «Использование плоскостной головоломки «Танграм» в коррекционной группе»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Пузикова Светлана Владимировна

Выступление на педагогическом совете на тему:  «Развитие творческих конструктивных умений в различных видах детской деятельности

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию плоскостной  головоломоки.

Задачи:

-познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» для развития связной речи детей в коррекционной группе;

-создать условия для плодотворного общения педагогов с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс «Использование плоскостной головоломки «Танграм» в коррекционной группе»

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию плоскостной  головоломоки.

Задачи:

-познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм» для развития связной речи детей в коррекционной группе;

-создать условия для плодотворного общения педагогов с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.

 Ход: Наш современный мир просто переполнен техническими новинками, за человека стала думать и решать электронные  гаджеты. Мир вокруг нас становится техничным, а душевная теплота уходит. (Слайд №2).Отличная замена гаджетам это игра-головоломка «Танграм». Она  нравится и детям, и взрослым: она увлекательна, развивают сообразительность и нестандартность мышления, поднимают самооценку, не требуют специальных знаний. 

Танграм считается древней классической игрой. Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») состоит из семи плоских фигур, (танов). По легенде у одного человека выпала из рук и разбилась фарфоровая плитка. Получилось 7 частей, и расстроенный человек попытался поскорее сложить их снова в единое целое, но результатом стало появление разнообразных фигур. Занятие оказалось очень увлекательным, впоследствии оно превратилось в игру. (Слайд №3).

Части необходимо сложить определенным образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, растение, предмет, цифру, букву и т. д. Условиями игры являются использование всех семи фигур танграма и отсутствие наложения между фигурами. Начинать сложение головоломки следует с нахождения местоположения самого большого треугольника.

Из небольшого количества деталей можно получить огромное количество разнообразных фигур – подсчитано, что вариантов более 7000! (Слайд №5).

Несмотря на кажущуюся простоту, танграм является отличным развивающим пособием. Можно использовать в различных видах деятельности: на занятиях по ФЭМП, в аппликации, в конструировании, для речевых и коррекционных задач.

 Сочетать выкладывание картинок из геометрических фигур  с речевым материалом (стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки, игры). Речевой материал к картинкам для игры “Танграм” подбирался так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку, отдых.

После выкладывания картинки животного для закрепления материала по лексической теме можно предложить детям следующие речевые игры и задания:

  • “Назови других животных”
  • “Назови ласково” (предмет или его части – лисичка, медвежонок, головка, ушко, хвостик)
  • “Сосчитай до 5” (1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят)
  • “Назови слова-действия” (Что делает лисичка? Бежит, сидит, петляет, хитрит)
  • “1 и много” (лиса – лисы, медвежонок – медвежата, ухо – уши)
  • “Кого нет?” (Медведей, зайчат, кенгуру, волчат)
  • “Назови слова-признаки” (Какой щенок? – добрый, ласковый, доверчивый)
  • “Из 2-х слов одно” (у зайца быстрые ноги - быстроногий)
  • “Скажи наоборот” (подбор слов-антонимов: смелый – трусливый, добрый - злой)
  • “Назови, чей, чья, чье?” (Работа с притяжательными прилагательными – лисий хвост, медвежье ухо, заячья губа, волчьи следы)

Рассказывая про картинку, дети упражняются в согласовании прилагательного с существительным в роде, числе и падеже; в употреблении прилагательных сравнительной и превосходной степени (один предмет широкий, другой шире, третий самый широкий).

Дети составляют предложения простые и сложные, можно составить даже рассказ о своих действиях при выкладывании той или иной картинки.

Польза от этой игры огромна, танграм развивает:

  • усидчивость

(как и любая другая головоломка, танграм требует времени);

  • внимание, умение концентрироваться на деталях;
  • связная речь (походу игры проговаривается: цвет, форма, величина,  игра обязательно сопровождается речевыми высказываниями).
  • воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения;
  • логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует варианты;
  • ММР;
  • умение действовать по правилам (не все правила устанавливают взрослые и иногда надо уступать требованиям правил).

При помощи деталей «Танграм» собираем героев сказки и рассказываем сказку.

Уже можно отметить, что дети приобрели навыки усидчивости, так как, чтобы собрать ту или иную фигуру, требуется определенное время. Стали концентрироваться на деталях: стали внимательнее, логически мыслить и научились соблюдать определенные правила.

Литература:

  1. https://infourok.ru/metodicheskij-material-k-proektu-zagadochnyj-tangram-4033036.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование плоскостной головоломки « Танграм » в коррекционной группе»

Слайд 4

Развивать у детей память, внимание, ММР, различные виды мышления (логическое, пространственное, образное, конструктивное), сообразительность, воображение. Формировать у детей восприятие цвета и формы. Научить соблюдать инструкцию и играть по заданным правилам. Вырабатывать усидчивость, терпение, как необходимые качества для будущего школьного периода. Воспитывать в детях ответственность, серьезное отношение к выполнению поставленной задачи. Цель игры – развитие мышления ребенка

Слайд 9

Дикие животные « Назови семью » «Назови ласково» «Кто где живет ?» «Кто у кого ?» « Какой? Какая? » «Узнай зверя по описанию » «Кто как голос подает?» « Чей это хвост?»

Слайд 10

Женский день «Подружи слова со словом женский» « Кем работает мама ?» «Назови ласково » «Подарки для мамы » «Красивые слова » «Чьи вещи?»

Слайд 11

Театрализация сказки «Лиса и заяц

Слайд 12

Польза от этой игры огромна, танграм развивает: усидчивость ( как и любая другая головоломка, танграм требует времени); внимание, умение концентрироваться на деталях; связная речь (походу игры проговаривается: цвет, форма, величина, игра обязательно сопровождается речевыми высказываниями). воображение – ребенок представляет себе конечный результат и способы его достижения; логическое мышление, поскольку ребенок создает из частей целое, анализирует варианты; ММР; умение действовать по правилам (не все правила устанавливают взрослые и иногда надо уступать требованиям правил).

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование песка, как средства организации коррекционно - образовательной деятельности с дошкольниками"

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их ком...

Мастер - класс "Использование приемов критического мышления в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда Прием Кластер)"

Этот материал будет полезен тем, использует в своей работе приемы технологии критического мышления. В статье представлены некоторые приемы использования кластерных таблиц в работе с дошкольниками...

Конспект мастер – класса «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе ...

Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»

Мастер - класс«Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения»...

Мастер-класс "Использование гарнитур TOMATIS в процессе коррекционной работы с детьми с ТНР".

В современном мире одним из самых перспективных направлений является нейронаука, которая по праву претендует на то, чтобы стать ведущим направлением ХХI века. В первую очередь, это связано с появление...