Криотерапия как метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально – волевой сферы у воспитанников с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Юрьева Алёна Васильевна

Криотерапия – одна из  наиболее современных нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, предполагающей использование игр со льдом. Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» – лечение, воздействие).

    Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев, на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей. Это оказывает влияние,  как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_krioterapiya_moy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

03.03.2020г.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 г. Киренска»

Доклад в рамках форума образования 2020

Тема: «Криотерапия как метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально – волевой сферы у воспитанников с ОВЗ»

        Подготовила:

учитель – логопед

МКДОУ «Детский сад №10 г. Киренска»

высшая квалификационная категория

Юрьева А.В.

«Криотерапия как метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально – волевой сферы

у воспитанников с ОВЗ»

Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья знакома и педагогам и родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому эмоциональный контакт со   взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.      

Так же у детей с ограниченными возможностями здоровья отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: трудности формирования саморегуляции и самоконтроля, неустойчивость и пониженная способность к наблюдательности, снижение мотивации к речевому общению и продуктивной деятельности, негативизм, повышенная раздражительность, иногда агрессивность и обидчивость, трудности в общении с окружающими и сверстниками.

Работая с детьми в группе комбинированной направленности и столкнувшись с их трудностями в речевой и эмоционально – волевой  сфере, мы применили в своей практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию  и криотерапию. Я хочу вас сегодня познакомить с таким методом как криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» – лечение, воздействие). Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.

Метод развития мелкой моторики – криотерапия позволяет достичь следующих целей:

  • стимуляция моторики рук;
  • улучшение речевой функции;
  • социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна);
  • дети лучше усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
  • у детей легче происходит развитие изобразительных и графических умений;
  • развивается внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
  • общее оздоровление организма;
  • появляется положительный эмоциональный настрой на занятия.

Обучение на каждом возрастном этапе должно основываться на адекватных возрасту видах детской деятельности – в  дошкольном возрасте это, прежде всего, игра.  Использование игровых технологий на занятиях не только вызывает эмоциональный отклик у детей и стимулирует интерес к занятию, но и способствует  повышение работоспособности, переходящей в творчество.

В работе используются игровые приёмы:

  • игры со льдом («Разложи по цвету»«Найди домик»«Ледяная стройка»«Ледяное ожерелье»«Выполни по образцу»«Достань игрушку»«Бассейн»);
  • массаж рук кубиками льда;
  • наложение на руки холодных повязок;
  • рисование цветными льдинками.

Длительность сеанса:

  • Продолжительность терапии: 7-20 секунд.
  • Подходов: 3-5 за сеанс.
  • После холода руки греют (в тёплой воде или грелкой).
  • Количество сеансов: 10-15.
  • Курсы проводятся: 3 раза в год. 

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в пакетах для замораживания льда, специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.  

Обычно игры со льдом очень нравятся детям. Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов. Предлагаю вам посмотреть видеоролик занятия «Цветные льдинки», где наглядно видны этапы работы:

1 этап –криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла)

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.

2 категория игр

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

С целью повышения эффективности  коррекции выраженных речедвигательных нарушений можно использовать элементы  методики искусственной локальной гипотермии (криотерапия). Метод заключается в следующем: прикладываем поочередно ледяные аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по 6-ти точкам:

- у крыльев носа – 2 точки;

- верхняя губа – 1 точка;

- нижняя губа – 1 точка;

- уголки губ – 2 точки.

Одномоментное наложение льда на одну из зон криовоздействия от 5 до 30 сек. Общая продолжительность во время одного сеанса от 2 до 7 мин. Курс состоит из 15 – 20 ежедневных сеансов.

Искусственная локальная гипотермия создает функциональную базу для обеспечения перехода на более высокий уровень двигательной активности артикуляционных мышц и возможность для оптимальной целенаправленной коррекционной работы в развитии активной речи. Сразу же после сеанса криотерапии проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков.

Криотерапия проводится как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).

Из этого следует, что применение приемов и методов криотерапии благотворно влияет на развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается и артикуляционная моторика, и произносительные навыки детей, и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

Однако следует отметить, что применение  методов криотерапии нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

В заключении я хочу сказать, что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.

Буду, рада если мои идеи были вам интересны, и вы будете использовать их в своей работе.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей 5-8 лет средствами арттерапии «В стране волшебной чувств…»

Данная программа рассчитана на работу с детьми, имеющими высокий уровень тревожности и  различные страхи. Как правило, это характерно для детей в возрасте от 4 до 12 лет. Система занятий предназн...

Коррекционно-развивающая программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, испытывающих сложности в общении

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста со сложностями в общении...

Игротерапия как средство коррекции нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

В статье представлены игры и упражнения направленные на работу с тревожностью, агрессией, страхами...

Развитие эмоционально - волевой сферы старших дошкольников методами песочной терапии

Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с применением технологии песочной терапии...

«Приемы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи»

Нарушения поведения и эмоционально-волевые нарушения и у детей с нарушением речи в одном случае проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно...

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»

Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...