«Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ».
консультация по коррекционной педагогике

Бердинских Наталья Геннадьевна

Консультация для педагогов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_berdinskih_n._g.docx353.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района

«Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»

Консультация для педагогов

«Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ».

Воспитатель: Бердинских Н.Г.

2021г

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Дети с ОВЗ, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Одной  из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной категории  двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою  очередь отрицательно сказываются на физическом и интеллектуальном развитии ребенка.

Поэтому для развития этих навыков графические упражнения для детей с ОВЗ являются приоритетными, они способствуют формированию глазомера, зрительной памяти; развитию воображения, зрительного и кинестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; воспитанию трудолюбия, усидчивости.

Развитие графических навыков имеет большое значение при  поступлении ребенка в школу, так как если ребенок имеет слабо развитую  мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно – двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом: у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Основным способом формирования графического навыка у ребенка являются многократные упражнения и тренировки определенных действий.

Данную работу я строю по нескольким направлениям:

  • Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно - моторной координации.

- формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук,

сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке (пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением);

- формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук («Кулак – ладонь», «Камень – ножницы»), затем усложняем чередования («Кулак – ребро – ладонь», «Камень – ножницы – бумага»);

- формирование дифференцированных движений пальцев рук. Дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги), («Наряди елку», «Разложи фрукты»);

- обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии («Сапожок», «Ботинок»);

- обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в каждое, через одно, через два, через три), расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении. Шнуровка в направлении крест – накрест («Дождик», «Лесенка», «Качели»).

  • Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.

- формирование умения собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей), узнавать и называть собранный предмет;

- обучение соотнесению геометрических форм с предметами («Подбери,  что круглое? (колесо, мяч), что овальное? (рыба, ежик), Что квадратное? (часы, стол) и т.д.);

- формирование умения выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции), где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме («Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг»).

  • Развитие пространственной ориентировки.

- формирование умения передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях («Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?»);

- обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и по речевой инструкции («Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу»);

- формирование умения выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по показу и по речевой инструкции («Игра в клеточки»).

  • Формирование базовых графических умений и навыков.

- формирование умения проводить различные линии по образцу: непрерывную линию (сначала пальцем, а затем карандашом), между волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между линиями от 2,5 до 1,5 см), непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; сплошные линии с переходами (от прямой к волнистой, от прямой к ломаной и обратно), не отрывая карандаш от листа бумаги («Пройди по лабиринту», «Извилистая дорожка»);

- формирование умения обводить по контуру различные предметы, используя

трафареты, линейки («Зоопарк», «Радуга», «Птичий двор»);

- формирование умения изображать предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу («Дорисуй неваляшку», (дом, забор, снеговика));

- обучение штриховке в направлениях сверху вниз и слева направо по образцу и речевой инструкции;

- формирование умение копировать точки (простого рисунка), изображения узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и последовательность фигур («Дорисуй забор», «Продолжи забор»);

- формирование умения проводить различные линии: наклонные, диагональные, прямые, перекрестные, петлеобразные.

  • Совершенствование навыка штриховки, закрашивания контуров предметов.

- формирование умения срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов (ребенок обводит предмет по контуру на листе бумаги и заштриховывает его в заданном направлении по речевой инструкции).

  • Совершенствование базовых графических навыков и умений.

Одним из упражнений максимально приближенного к условиям учебной деятельности, служит графический диктант – рисование по клеточкам под диктовку взрослого. Этот вид упражнений помогает предотвратить такие трудности в обучение, как несформированность орфографической зоркости, неусидчивость, невнимательность и рассеянность, плохая ориентация в тетради. Так же формирует у детей такие важные навыки, как слуховое внимание, пространственная ориентация, умение понимать и четко выполнять указания взрослого.

Выполняя графические диктанты, дети расширяют свой кругозор, увеличивают словарный запас, учатся ориентироваться в тетради, знакомятся с разными способами изображения предметов. Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

1) ребенку предлагается образец геометрического узора, и просят его сделать точно такой же рисунок в тетради в клетку;

2) взрослый задает последовательность действий с указанием числа клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), дети выполняют работу на слух, а затем сравнивают изображения предмета с образцом.

Графические диктанты нужно сопровождать загадками и пальчиковыми гимнастиками. В процессе занятий дети развивают мелкую моторику пальцев рук, учатся выделять отличительные особенности предметов, пополняют словарный запас.

При выполнении графических заданий надо уделять внимание формированию у детей навыка правильной позы: держать оба плеча ровно, локти располагать так, чтобы они опирались о стол равномерно: ноги согнуты под прямым углом в коленях, придерживать лист бумаги левой рукой (если ребенок левша, то правой рукой).

Заниматься с детьми необходимо систематически, приучать детей выполнять работу до конца, красиво и аккуратно.

Таким образом, выполняя графические игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма  двигательный навык,  что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности детей.  

Литература:

1. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим

недоразвитием речи. Методическое пособие. - М.: 1997 - 55с.

2. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М.: 1982.

3. Готовимся к школе. Программно - методическое оснащение коррекционно - развивающегося воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Под ред. С.Г.

Шевченко. - М.: Ника - пресс, 1998. - 200с.

4. Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой моторики рук у детей с ЗПР // Дефектология. 1989. №4. с.62 - 65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ"

Данная тема важна  потому, что в каждую группу  детского  сада   могут прийти   дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким  детям очень тяжело адаптиров...

Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ

Мы решили раскрыть именно эту тему, потому что. В Детском саду «Родничок» появились группы комбинированного вида. И каждую группу посещает ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Т...

Консультация для педагогов «Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии ребенка»

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассужд...

«Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ».

Консультация для педагогов «Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ». Основным способом формирования графического навыка у ребенка являются многократн...

Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ

Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ...