ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике
Работа дефектолога по коррекции коммуникативного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Танская Наталья Борисовна,
учитель-дефектолог МБДОУ
компенсирующего вида № 5,
г. Новороссийск
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ КОММУКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Российское образование не стоит на месте, постоянно совершенствуется, меняются потребности общества – дефектология становится все более популярной и востребованной в обществе, вызывает повышенное внимание к изучению особенностей и вариантов развития детей. Множество факторов существенно влияет на развитие ребенка (социально-экономические, экологические, биологические и т. д.), в том числе спровоцировать рост количества детей с задержкой психического развития. Как правило, ЗПР обусловливаются рядом причин, которые оказывают негативное воздействие и включают в себя одновременно и биологические, и социальные факторы.
ЗПР представляет собой замедление темпа развития психики ребенка, которые выражается в недостатке общего запаса знаний об окружающем мире, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности. Данная категория детей особенно остро нуждается во всестороннем изучении и в организации специальной психолого-педагогической помощи.
Согласно Федеральным государственным стандартам дошкольного образования одна из главных задач, которая стоит перед дефектологом, заключается в создании условий, которые способствовали индивидуальному развитию ребенка. Они составляют широкую группу в зависимости от той области, где произошла «задержка». У некоторых детей с ЗПР – имеются незначительные нарушения центральной нервной системы из-за раннего органического поражения, у других – соматические истощенность, плюс хронические заболевания, отставание в нервно-психическом развитии .
Дети с ЗПР, как и любые дети, относящиеся к категории «нормы», идут по одинаковому пути развития, но с разным темпом. Для детей с ЗПР необходимы определенные усилия, я имею ввиду, что их необходимо гораздо больше, чем для нормально развивающихся детей, специальные условия для развития, обучения и воспитания.
Опираясь на труды Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, можно констатировать, что общение одно из главных условий развития ребёнка. И в целом, общение – важный фактор для формирования личности.
Бесспорно, общение является одним из главных инструментов для эффективного развития ребенка, но для детей, имеющих задержку психического развития, а, соответственно, и проблемы с коммуникаций, общение – один из факторов, влияющих на их социализацию в образовательной среде и в повседневной жизни. Поэтому одним из главных условий эффективной социализации для дошкольников с ЗПР является привитие им социальной компетентности, а именно, умения самостоятельного преодоления трудностей, возникающих в повседневной жизни. И это стало приоритетной задачей моей профилактической и коррекционной работы с детьми с ЗПР. Необходимо прежде всего развивать коммуникативные навыки, так как установление контакта со сверстниками и со взрослыми – вызывают наибольшие сложности в жизни детей с ЗПР. В рамках коррекционной работы на первый план я ставлю такие упражнения, которые формировали бы умение по взаимодействию с окружающими людьми, навыки коллективной работы, овладение различными социальными ролями. Кроме того, умение ребенка общаться со взрослыми, сверстниками, будет влиять на его психическое развитие. По мере взросления у ребенка появляется потребность ощущать себя частью чего-то (группы, команды), что и поможет ребенка сосредоточиться на той же самой учебе.
Непосредственно коррекционную работу я направляю на развитие умения вступать в контакт слушать, видеть других, понимать другого, эмоционально сопереживать другому, взаимодействовать в группах и в паре, не бояться, самое главное, коммуницировать, проявлять интерес и эмоциональный отклик к другим. Много различных занятий полностью направлены на закрепление норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими, рассказу о том, что такое вежливость, умение попросить , поблагодарить. Это также необходимо, чтобы у детей формировалось понимание о субординации, приемлемого и неприемлемого поведения в обществе. Занятия проводятся и в индивидуальном порядке, и в группе. При этом важно уделить внимание каждому ребенку, чтобы подчеркнуть его значимость, что он отдельная личность. Важна и групповая работа, чтобы скорректировать взаимодействие ребят друг с другом, научить их взаимопомощи, договариваться между собой, разрешать конфликтные ситуации, поддерживать другого человека, научить работать в команде.
Коррекционные занятия длятся не более 20 - 25 минут (в соответствии с возрастом и усидчивостью ребенка), так как детям с ЗПР свойственна пониженная мотивация, отвлекаемость и низкая работоспособность. Если занятия будут однотонными, дети быстро потеряют интерес, устают, поэтому все занятия строю по принципу развивающих игр, направленных на коррекцию или развитие того или иного критерия.
Для себя я определила следующие важные направления коррекции и профилактики нарушений в развитии у старших дошкольников с ЗПР :
- развитие коммуникативной и эмоциональной сфер, позволяющих адекватно оценивать как свои чувства, так и чувства других.
- развитие познавательной деятельности, которое наиболее разработано в практике;
- развитие сенсорной и моторной сферы, особенно актуально для тех, кто имеет какие-либо проблемы в данной сфере;
Я уверена, чтобы профилактика и коррекция нарушений в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР была эффективной, важно брать в учет, структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР, данные о здоровье ребенке, социально-бытовые условия, зону ближайшего развития. Также можно выделить некоторые рекомендации для педагогов при работе с детьми ЗПР:
- постоянная поддержка уверенности ребенка в своих силах;
- усложнение задач должно происходит постепенно и с учетом зоны ближайшего развития возможностей каждого ребенка;
- требовать немедленного включения в работу бессмысленно, необходимо создать целесообразные организационные условия, которые побуждали бы и мотивировали ребенка для включения в процесс деятельности;
- активизировать самоконтроль дошкольников, побуждать самостоятельно принимать решения, находить ошибки и, самое главное, быть рядом и поддерживать на каждом организационном этапе. Именно тогда коррекционная работа будет еще более эффективной и целесообразной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания»
Здоровьесбережение дошкольников...
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКонсультация для воспитателей....
Статья "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физической культуры"
Строение нашей стопы претерпевает изменение на протяжении всей жизни, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые семь лет. Далее критическими для сохранения формы и функ...
Коррекция и профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.
1. Понятие оптической дисграфи. Механизм и этиология возникновения.2. Этапы коррекционной работы при оптической дисграфии3. Профилактика нарушений письменной речи.4. Список литературы....
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания".Данная презентация была по...
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Представленные комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного и возраста могут применяться в различных различиях частях занятия (урока) по физической культуре, а та...
Профилактика и коррекция дискалькулии у детей дошкольного возраста.
Сейчас очень часто у детей младшего возраста наблюдаются различные заболевания психологического характера. Главное вовремя распознать недуг и оказать со...