Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. ГБДОУ д/с №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Схема занятия NLGRITMIKA
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Кислякова Оксана Маратовна

В методической разработке "Веселое путешествие" показана модель занятия  NLGRITMIKA, даны актуальные рекомендации для учителей-логопедов и музыкальных руководителей ДОУ компенсирующего вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_zanyatiya_nlgritmikaya.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. 

ГБДОУ д/с №11 компенсирующего вида

Калининского района Санкт-Петербурга

Схема занятия NLGRITMIKA: актуальные рекомендации для учителей-логопедов и музыкальных руководителей ДОУ компенсирующего вида

Тема: Веселое путешествие

№ п/п,

разделы занятия NLGRITMIKA

Ход занятия, упражнения NLGRITMIKA

Музыкальный материал, задачи упражнения NLGRITMIKA

  1. Организация начала занятия.

Эмоционально-коммуникативные модели (коммуникативное упражнение) «Здравствуй-здравствуй!»

Дети встают в круг.

В кругу дети убирают левую руку за спину, правую поднимают перед собой, пропевают на 2-х нотах (без музыкального сопровождения): «Здравствуй! Здравствуй! Не зевай! И ладошку мне давай!». Ведущий протягивает открытую ладонь вперед, остальные свои ладони кладут сверху и вместе громко кричат: «Привет!», затем одновременно участники делают взмах рукой.

Модель Бабушкиной, Кисляковой, попевка без музыкального сопровождения.

Задачи: вызвать взаимную эмпатию участников+ расширять певческий диапазон, развивать вокальную координацию.

2. Эмоционально-коммуникативные модели (коммуникативное упражнение), музицирование

(вокальное музицирование) «Привет, привет!»

Дети стоят в кругу, передают по кругу игрушку. Вместе пропевают фразу с именем ребенка, в чьих руках оказывается игрушка: «Говорим мы «имя», привет, привет!»

Тот ребенок, кому передали игрушку, отвечает: «Привет!».

Говорим мы Ане, привет, привет!

Говорим мы Тане, привет, привет!

И т.д.

Модель Бабушкиной Кисляковой, музыка двухчастная.

Задачи: установить контакт между участниками группы, способствовать вокальному раскрепощению, развивать чувство темпа и ритма.

  1. Музицирование (вокальное музицирование) «Солнышко»

Ведущий держит дидактическую игрушку «Солнышко с лучиками». Участникам предлагается по очереди вытягивать ниточку («лучик») из солнышка, пока тянется нить – пропевается заданный гласный звук, звук задается жестом ведущего (или графической картинкой).

Модель Бабушкиной, Кисляковой, попевка на 1-й ноте без музыкального сопровождения.

Задачи: удлинять речевой выдох, формировать мягкую голосовую атаку + развивать умение работать в группе.

  1. Речедвигательные модели (ролевое стихотворение); эмоционально-коммуникативные модели (коммуникативное упражнение)

«Пекарь»

Дети стоят врассыпную.

Под музыку выполняется ходьба в различных направлениях.

Во время музыкальной паузы участники находят себе пару, стоя напротив друг друга (руки держат на поясе), обращаясь друг другу, произносят с выражением текст:

Булку, хлеб и баранку, да?

Пекарь испек спозаранку, да!

Булку, хлеб и баранку, да?

Пекарь испек спозаранку, да!

Игра повторяется 2 раза.

Модель Бабушкиной, Кисляковой, музыка двухчастная, народная.

Задачи: развивать ориентировку в пространстве, выразительность, модулированность речи + развивать вербальные способы коммуникации, учить поддерживать зрительный контакт.

  1. Музицирование (вокальное музицирование) «Машинка»

На схеме изображены варианты движения машины: горизонтальная непрерывная линия, горизонтальная пунктирная линия, стрелка, направленная вверх (на гору), стрелка, направленная вниз (с горы). По вокальному образцу ведущего участники «озвучивают» движение машинки по маршруту, опираясь на схему. Варианты звуков: «кучерское «Р», «Тр-р-р», «Ж-ж-ж», «В-в-в».

Модель Бабушкиной, Кисляковой, попевка без музыкального сопровождения.

Задачи: развивать модулированность голоса, повышать речевую активность, работать над автоматизацией звуков.

  1. Эмоционально-коммуникативные модели (релаксационное, коммуникативное упражнение с элементами игрогимнастики) «Упрямые машинки»

Дети делятся на пары. Под музыку начинают двигаться топающим шагом: стоящий позади ребенок подталкивает под поясницу впереди стоящего, тот, как бы нехотя, двигается вперед под музыку.

Идея Т. Тютюнниковой

«Упрямые машинки». Задачи: развивать чувство доверия к участникам группы, снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, развивать чувства темпа и ритма.

  1. Танцевально-ритмические модели (игрогимнастика)

«Поезд»

Звучит музыка, дети, стоя друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему. Первый участник – машинист. «Поезд» двигается змейкой в соответствии с ритмом музыки. Удар ведущего в «тарелки» означает смену машиниста, участник убегает в конец поезда, следующий участник «ведет» поезд, показывая вариант танцевального движения.

Модель Бабушкиной, Кисляковой, музыка Дж. Джоплин «Скорый поезд».

Задачи: развивать чувства темпа и ритма + зрительно-пространственные представления, слуховое внимание, произвольность действий, координацию макродвижений.

  1. Танцевально-ритмические модели (игрогимнастика),

«Деревья в лесу»

Ведущий дает образец поз, изображающих деревья:

Дуб – ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки, удерживаются на уровне плечевого пояса («силачи»).

Клен – ноги вместе, руки перед собой, ладонь раскрыта, пальцы напряжены.

Ива – ноги вместе, руки подняты вверх, сведены на уровне кистей, выполняется легкий наклон туловища вперед и в бок.

Пенек – присев, обхватить колени руками, голова наклонена вниз.

Осина – ноги вместе, руки перед собой, ладонь раскрыта, пальцы шевелятся.

Елка – ноги вместе, руки опущены вниз, ладони разведены в стороны, напряжены.

В первой части музыки участники ритмично двигаются по залу, во время паузы ведущий громко называет одно из деревьев, участники «замирают»» в определенной позе, игра повторяется несколько раз.

Модель Бабушкиной, Кисляковой, ритмичная музыка с выраженными паузами между музыкальными фразами.

Задачи: развивать оптико-пространственные представления, координацию и точность макродвижений, регуляцию мышечного тонуса, чувства темпа и ритма.

  1. Речедвигательные модели (ролевое стихотворение)

«Ай-дили-дили-дили»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Выразительно произносят текст, сопровождая его движениями:

Ай дили, дили, дили, (идут шагом по кругу, с окончанием фразы, дети разворачиваются лицом в круг.)
А мы кого-то видели! 
Глазастого! (поднести руки к лицу, изобразить большие глаза) 
Ушастого! (руки поднять вверх, изобразить уши) 
Вихрастого! (потрясти головой) 
Зубастого! («оскал») 
Он сидел под кустом, громко щелкал языком! (щелкают языком) 
Может, это был козел?

Ме-е-е! (показать «рожки») 
Может, из лесу пришел серый волк?

У-у-у-у! (ладони направлены вперед, напряжены, руки совершают попеременные движения вперед) , 
Может, это был медведь?

ЭЭЭЭЭ! (руки приподняты, разведены в стороны, покачаться из стороны в сторону) 
Не смогли мы разглядеть!
Потому что испугались 
И с испугу разбежались! 
Дети убегают, замирают в разных позах, ведущий отгадывает, какое животное изобразил ребенок.  

Модель Бабушкиной, Кисляковой,

русская народная игра без музыкального сопровождения.

Задачи: способствовать развитию умений создания пластических образов, воспитывать произвольность и переключаемость действий, повышать речевую активность, развивать просодику.

  1. Танцевально-ритмические модели

(игроритмика с элементами коммуникативного упражнения)

 «7 прыжков»

Дети под музыку выполняют танцевальные движения по инструкции педагога: бегут по кругу на носочках, выполняют хлопки, повороты; подают педагогу руки, называют называет, например, животное или птицу, которых можно встретить в лесу зимой. Тот ребенок, кому последнему педагог пожимает руку на определенную музыкальную фразу, становится ведущим и действует аналогичным образом.

Модель Бабушкиной, Кисляковой, музыка – датский танец «7 прыжков».

Задачи: развитие произвольности, чувства темпа-ритма, ориентировки в пространстве, способствовать освоению разнохарактерных танцевальных движений инициативности в общении.

  1. Музицирование (инструментальное) «Коколео»

Участники сидят врассыпную, в руках у каждого – одноразовая пластиковая тарелочка и палочка от металлофона. Звучит музыка (трехчастная форма).

1 часть: участники ритмично ударяют по тарелочкам, воспроизводя метроритм музыки (по показу педагога).

2 часть: по жесту педагога открывают широко рот и пропевают: «А-ма, А-ма, А-ма, АА - АА! (подражают крику чаек).

3 часть: участники ритмично помахивают тарелочками в соответствии с метроритмом.

Модель Бабушкиной, Кисляковой, музыка «Коколео».

Задачи: развитие произвольности и переключаемости движений, умения передавать ритмическую характеристику произведения, способствовать снятию гортанных зажимов.

  1. Танцевально-ритмические модели (игрогимнастика), музицирование (инструментальное) «Барабанщики»

У каждого участника в руках 2 деревянные палочки. Танцевально-ритмические движения выполняются по показу педагога. Выбор движения обусловлен динамическими характеристиками музыки.

Модель Бабушкиной Кисляковой, музыка из кинофильма «Пираты Карибского моря».

Задачи: развивать пальчиковую моторику, слухо-моторную координацию, чувства темпа и ритма.

  1. Танцевально-ритмические модели (игрогимнастика) «Сонный поезд»

Дети делятся на несколько команд (пары), встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему, под неторопливую музыку «поезда» двигаются по своим маршрутам, «машинист – с открытыми глазами, «пассажиры» - с закрытыми глазами.

Модель Бабушкиной, Кисляковой, медленная музыка.

Задачи: развивать эмпатию, чувство доверия, согласованность и соразмерность движений музыкальному материалу.

  1. Организация окончания.

Музицирование (вокальное музицирование), эмоционально-коммуникативные модели (коммуникативное упражнение)

«Лады-лады-лады»

Дети стоят в парах, поют, сопровождая пение движениями:

1 часть музыки: Лады-лады-лады, мы друг другу рады (держатся за руки, покачивают  руками из стороны в сторону).

Хлопаем и шлепаем, и ногами топаем (ритмично хлопают и топают).

2 часть музыки: Покружись, покружись, с другом за руки возьмись (кружатся на месте, берутся за руки).

3 часть музыки: Раз, два три, раз, два три (ритмично хлопают в ладоши), а Разиней будешь ты! (разбегаются в разные стороны, ведущий пытается кого-то поймать).

Модель Бабушкиной, Кисляковой, попевка без музыкального сопровождения.

Задачи: развивать точность вокального интонирования, развивать координацию пения и речи + поддерживать доброжелательные отношения между участниками группы, расширять способы взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петербурга Колпинского района Лукашенко Анастасии (7лет) "Осенние ёжики"

Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петрбурга Колпинского района Лукашенко Анастасии (7лет)"Осенние ёжики". Поделка...

Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петербурга Колпинского района Максимовой Веры "Послушные птенчики"

Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами  ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петербурга Колпинского района Максимовой Веры(5лет) "Послушные птенчики"....

Методическая разработка дидактической игры в 10 подготовительной группе» «Витаминки» ГБДОУ ЦРР д/с №29 Красносельского района Санкт-Петербурга «С какого дерева листок» («Где твой домик»)

Методическая разработка игры, направленной на пополнение словарного запаса  детей за счет названий пород деревьев, прилагательных, производных от этих названий....

Конспект занятия "Насекомые" для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Составила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №67 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Большая, красивая "бабочка" рассказала историю о "Веселом цветочке", у которого сильный ветер сорвал все лепестки. Теперь он стал грустным. Дети решили помочь цветочку и  отпр...

Р.Л. Бабушкина, О.М. Кислякова ГБДОУ д/с №11 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга Варианты использования NLGритмики в культурно-досуговой деятельности ДОУ

Данная методическая разработка  культурно-досуговой деятельности "Новогодние преключения Хрусттика" по мотивам сказки М. Старасте "Зимняя сказка" преднозначена  для старш...