Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Тесная взаимосвязь учителя-дефектолога и воспитателей возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий к ней. Чтобы одновременно, каждый на своем занятии решали коррекционно-воспитательные, общеразвивающие задачи. Успешное преодоление задержки психического развития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе и единства требований, предъявляемых детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya-defektologa_s_vospitatelyami.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
№1 | Сентябрь (четвертая неделя) (21.09 – 25.09) | Примечание |
«Речевое развитие» Развитие речи | Тема «Осень. Деревья». Закрепить временные представления: последовательность времен года, характерные признаки времен года; активизировать словарь за счет прилагательных «Небо, оно какое» (небо, дождь, солнце и т.д.), учить согласовывать существительные и прилагательные в роде; учить стихи про осень. Формировать представления о деревьях, изменении окраски листьев в зависимости от сезона; провести наблюдения за осенними деревьями; обогащение словаря прилагательными в игре «Назови, какой листок?»; сравнение двух листьев (веточка ели и сосны; листья клена - каштана; березы-тополя: чем похожи и чем отличаются); д/игра «Назови части дерева», «С какого дерева листок»; «Назови плоды деревьев»; «Назови ласково»; «Один и много» Активизировать употребление простых предлогов. | |
«Познавательное развитие» ФЭМП -1 | 3 подгруппа: Количество и счет: Один и много, сравнение множествапредметов и установление соответствия между ними. Величина: Большой и маленький. Геометрические фигуры: Круг (находить среди множества фигур) 2 подгруппа: Количество и счет: Число и цифра 1. Величина: Большой, поменьше, маленький. Ориентировка во времени: Времена года (осень). Логическая задача: на установление закономерности, знакомство с названием первого осеннего месяца – (сентябрь) 1 подгруппа: Количество и счет: Числа и цифры от 1 до 10. Математические знаки <, >. Умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Выкладывание квадрата и прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в крупную клетку «Продолжи строчку» Ориентировка во времени: Времена года (осень), знакомство с названием первого осеннего месяца – (сентябрь). Математическая загадка: умение отгадывать математическую загадку и записывать ее решение. | |
«Познавательное развитие» Конструирование | 3 подгруппа: «Разрезные картинки» по теме «Деревья» (Осенний листок) 2 подгруппа: «Выложи елочку по схеме» (счетные палочки) 1 подгруппа: «Зонтик» - выкладывание по схеме из палочек Кюизенера. | |
Развитие ручной и общей моторики | Пальчиковая гимнастика «Осень» - движения по подражанию и согласование речи с движением: Падают, падают листья - Птицы на юг улетают - В нашем саду листопад. Гуси, грачи, журавли. Желтые, красные листья Вот уж последняя стая По ветру вьются, летят. Крыльями машет вдали. Игра «Разложи желуди» (согласованность в работе обеих рук); наматывание шнура в п/игре «Кто быстрее?» . | |
Развитие познавательных процессов | Развитие восприятия Игра «Разложи листья по цвету» Найди и разложи листья по цветам: красный, желтый, зеленый, оранжевый. Игра «Ответь на вопросы» (Пространственная ориентировка) Перед ребенком на столе лежат три листочка: березовый, кленовый, дубовый. Какой листок находится в середине? А с какой стороны находится березовый лист, а дубовый? Или: ребенок должен их назвать и сказать, как они лежат. Кленовый лист – между березовым и дубовым листом. Березовый лист – слева от кленового листа, а дубовый лист- справа от кленового. Развитие памяти: Игра «Запомни и повтори» Осень, листопад, прохлада, урожай, лужа, ветер, дождь. Игра «Подбери слова, которые относятся к осени» (Прохлада, дождь, листья, сырость, овощи, спячка, туча, непогода, листопад, перелет и т.д.) Развитие внимания Игра «Какого листочка не стало?» Перед ребенком выставляется ряд картинок листочков. Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу один листочек. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого листочка не стало. Развитие мышления: Игра «Назови одним словом» Какое время года можно описать такими словами: Золотая, щедрая, унылая, волшебная, сказочная. (Осень). | |
«Социально-коммуникативное развитие» Игра | Игра – ситуация «Осень – добрая волшебница» - развивать творческое воображение, слуховое внимание, уточнить знания о характерных признаках осени. «Поездка на автобусе в осенний парк» - развивать коммуникативную деятельность. Учить культуре поведения. | |
№2 | Сентябрь (пятая неделя) (28.09 – 02.10) | Примечание |
«Речевое развитие» Развитие речи | Тема «Овощи. Труд людей на полях и в огороде» Расширить представления детей об овощах (цвет, форма, вкус, запах). Ввести в словарь существительные – названия овощей, обобщающее понятие «овощи». Углубить обобщенные представления об овощах, о сборе урожая, о труде овощеводах, о заготовке овощей на зиму, о значении свежих овощей для здоровья людей. Учить различать овощи по вкусу, на ощупь. Словоизменение: д/игра «Назови ласково»; д/игра «Чудесный мешочек» (расскажи, как ты догадался, что нашел капусту) – составление описательного рассказа; образование единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи»; обогащение словаря прилагательными: круглый, красный, твердый, мягкий, желтый, кислый и т.п. Чтение сказки «Репка». | |
«Познавательное развитие» ФЭМП - 2 | 3 подгруппа: Количество и счет: Сравнение чисел 3- 4, счет по образцу, загадки. Ориентировка во времени: Времена года (осень). Ориентировка в пространстве: Слева, справа. 2 подгруппа: Количество и счет: Число и цифра 2, знаки +, =. Геометрические фигуры: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе (левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, правый нижний угол, середина). 1 подгруппа: Количество и счет: Числа и цифры от 1 до 10. Математические знаки <, >. Умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, ромб. Выкладывание квадрата и прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в крупную клетку. Ориентировка во времени: Времена года (осень), знакомство с названием первого осеннего месяца – (сентябрь). Математическая загадка: умение отгадывать математическую загадку и записывать ее решение. | |
«Познавательное развитие» Конструирование | 3 подгруппа: «Построй забор вокруг огорода из кирпичиков». 2 подгруппа: «Разрезные картинки» из 4-5 частей по теме «Овощи» 1 подгруппа: «Выложи ключ от хранилища» - выкладывание по схеме из палочек Кюизенера. | |
Развитие ручной и общей моторики | Обводка и штриховка знакомых овощей; Движения по подражанию и согласование речи с движением: Как-то вечером на грядкеРассчитались четко тут же: Репа, свекла, помидор, Раз, два, три, четыре, пять, Поиграть решили в прятки, Прячься лучше, прячься глубже, Но сначала встали в круг, Ну, а ты иди искать. | |
Развитие познавательных процессов | Развитие восприятия Игра «Разложи овощи по цвету, форме» Найди и разложи овощи сначала по цвету, а теперь по форме. Развитие памяти Игра «Кто знает, пусть продолжает» Я знаю такие овощи: капуста, картошка, баклажан ……… Я знаю такие корнеплоды: морковь, репа, редька …….. Я знаю такие листовые овощи: укроп, щавель …… Игра «Послушай, запомни и повтори» Морковь, капуста, картошка, огурец, горох, помидор. Развитие внимания Игра «Какого овоща не стало?» Перед ребенком выставляется ряд картинок или натуральные овощи. Посмотри, запомни и закрой глаза, а я спрячу один овощ. Ребенок открывает глаза и называет, какого овоща не стало. Развитие мышления Игра «Назови одним словом» Помидор, огурец, кабачок, баклажан, морковь, лук, свекла – это (овощи) Игра «Четвертый лишний» Объясните, почему один предмет не подходит. Помидор, шар, капуста, лук. Картошка, кабачок, машина, огурец. И т.д. | |
«Социально-коммуникативное развитие» Игра | Игра-драматизация по сказке «Репка» - вовлекать в игровую ситуацию, побуждать к импровизации в диалоге, развивать память. «Открытие овощного магазина» - учить детей оформлять овощной магазин – расставлять овощи на прилавке и витрине; закрепить умение пользоваться чеками-заместителями; брать на себя роль покупателя и выполнять цепочку действий: подойти к кассе, дать деньги, взять чек и вернуться к продавцу за получением своей покупки. Развивать коммуникативную деятельность. | |
№3 | Октябрь (первая неделя)(05.10 – 09.10) | Примечание |
«Речевое развитие» Развитие речи | «Фрукты. Труд взрослых в садах»- углубить и расширить представления детей о фруктах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу, о труде садоводов в садах. Учить узнавать фрукты по вкусу, по запаху, на ощупь, по описанию. Учить составлять загадки-описания фруктов, закрепить понятие «фрукты». Словоизменение: д/игра «Назови ласково» Согласование числительных с существительными. Игра «Сосчитай» Д/игра «Чудесный мешочек» (расскажи, как ты догадался, что нашел яблоко) – составление описательного рассказа по схеме. Образование единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи и фрукты».Обогащение словаря прилагательными круглый, красный, твердый, мягкий, желтый, кислый и т.п. Игра «Что, где лежит» (употребление предлогов). Чтение сказки В. Сутеева «Последнее яблоко». | |
«Познавательное развитие» ФЭМП - 3 | 3 подгруппа: Количество и счет: Установление соответствия между числом и количеством предметов. Величина: Большой, поменьше, самый маленький. Геометрические фигуры: Квадрат (находить среди множества фигур) Логическая задача: Развитие 2 подгруппа: Количество и счет: Числа и цифры 1, 2, 3, соотнесение количества предметов с цифрой. Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Логическая задача: на установление закономерностей (какой фигуры не хватает?). 1 подгруппа: Количество и счет: Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов. Преобразовывать неравенства в равенства. Геометрические фигуры: умение видеть в форме предметов геометрические фигуры. Ориентировка во времени: части суток (утро, день, вечер, ночь) | |
«Познавательное развитие» Конструирование | 3 подгруппа: «Волшебные косточки и семена» - выложи контур фрукта. 2 подгруппа: «Хранилище» (строительный материал) 1 подгруппа: Кубики Никитина «Выложи узор» | |
Развитие ручной и общей моторики | Обводка и штриховка знакомых фруктов; движения по подражанию и согласование речи с движением: Мы весной сажали сад, Выходи Семен из сада! А Семен лежал у гряд, Фрукты – радость для ребят, Вот мы яблоки едим, Их в садах для нас растят. Нам лентяев здесь не надо! Мы к столу их подадим, Фрукты свежими съедим. Игра «Выложи из косточек или семян фрукты» (согласованность в работе обеих рук) | |
Развитие познавательных процессов | Развитие восприятия Игра «Узнай на вкус» Угадай фрукты по вкусу. Какой фрукт самый мягкий, самый твердый, самый сочный, самый кислый? Развитие внимания Игра «Бывает – не бывает» Мальчик съел сладкий лимон. Я видела синий апельсин. Щи сварили из груш. Мы ели яблочное варенье. Дети пили сливовый сок. Мы ели сушеный виноград. И т.д. Развитие памяти Игра «Кто больше запомнит слов» Перед ребенком выкладываются фрукты или их изображения, а затем они закрываются. Ребенок должен назвать как можно больше названий фруктов. Игра «Что изменилось» Выкладывается пять-шесть фруктов, затем еще добавляется один или два. Ребенок называет, какие фрукты появились. Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: фрукты, овощи, цветы. Одна из групп предметов убирается. Какой группы предметов не стало? (например: остались овощи и цветы, ребенок должен назвать фрукты) Развитие мышления Игра «Назови одним словом» Банан, ананас, персик, абрикос, слива, груша, яблоко – это (фрукты) Игра «Четвертый лишний» Объясните, почему один предмет не подходит. Слива, огурец, банан, груша.Помидор, апельсин, мандарин, яблоко. И т.д. | |
«Социально-коммуникативное развитие» Игра | «Открытие в магазине овощного и фруктового отдела» -учить детей оформлять витрины магазина, расставлять овощи и фрукты на прилавке и витрине; закрепить умение пользоваться чеками-заместителями; брать на себя роль покупателя и выполнять цепочку действий: подойти к кассе, дать деньги, взять чек и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя по основным образовательным областям дошкольного образования
В данной презентации раскрывается опыт работы учителя-дефектолога по ФГТ. Схема предназначена для специалистов, работающих в условиях Дома ребенка с детьми, имеющими ограниченные возможнос...
Взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателей при уточнении и закреплении пространственных представлений
В помощь педагогам...
"КОМЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ОВЗ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АОП."
КОМЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ОВЗ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АОП....
Взаимодействие учителя- дефектолога и воспитателя в коррекционной группе.
На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздейст...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Представлена технология Лэпбук в образовательном процессе с детьми с ОВЗ....
«Система работы и взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя»
Содержание:1. Структура работы тифлопедагога в ДОУ для детей с нарушением зрения2. Структура работы воспитателя в ДОУ для детей с нарушением зрения3....
Журнал взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями (по программе Е.А.Стребелевой)
Предлагаемый вариант "Журнала взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями" адресован дефектологам групп с нарушением интеллекта, а также другим специалистам, реализующим коррекционно-...