Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Консультация для педагогов о практической значимости использования кинезиологических упражнений, о их влиянии на психофизическое здоровье детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Кинезиология для детей»

Всем родителям хотелось бы видеть своего ребенка внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Существует отдельная наука, которая посвящена развитию и улучшению работы психологических процессов – это кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического развития посредством определенных двигательных упражнений. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшают работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений, мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создание предпосылки для становления многих психических процессов, в том числе мышления м речи.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, происходит стимуляция интеллектуального развития. При этом чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. У дошкольников улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается работоспособность к произвольному контролю.

Еще одним положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что они дают не только быстрый эффект, но и накапливающий эффект,  развивая при этом логическое мышление и повышая умственную деятельность в целом.

Рекомендации по применению:

- Занятия можно проводить в любое время

- Систематичность выполнения, ежедневно, без пропусков

- Постепенное увеличение темпа сложности

- Требуется точное выполнение движений и приемов

- Упражнения проводятся стоя или сидя

- Упражнения можно проводить в различном порядке.

- Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 25-30 минут в день.

Методы и приемы:

Растяжка – нормализует гипертонус и гипотонус мышц опорно – двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения – расширяют поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергитизацию организма.

Телесные движения – улучшают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольное, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для развития мелкой и крупной моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

Массаж – воздействует на биологически активные точки.

Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Значительную долю воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно дети с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Для данного контингента детей характерны: системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы.  Поэтому, особое внимание в педагогической работе уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, а также коррекции отклонений в физическом, речевом и психическом развитии воспитанников.

Оценив, какое положительное воздействие оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребёнка, я стала применять их и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей с ОВЗ.  Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.                                                                                  Из всего многообразия кинезиологических упражнений на логопедических занятиях применяю те, которые предусмотрены и усовершенствованы  для основных направлений развития речи детей: коррекции нарушений звукопроизношения; фонематического слуха; лексико-грамматического строя речи.

Кинезиологические приёмы, которые я использовала в логопедической практике:             артикуляционные упражнения;                                                                                                                дыхательные упражнения;                                                                                                                      сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);                                                                                                                     упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Важно отметить, что последовательное соединение кинезиологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём.

Кинезиологические упражнения использую в непосредственно образовательной деятельности, на  фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи.

Сравнительные результаты диагностики устной речи дошкольников показали, что использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:                                                                                      звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);                                                                                        фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);                                                    лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).

Однако, обязательное условие  эффективности применения кинезиологических упражнений – это взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей. Важнейшее значение имеет понимание родителями и педагогами всей важности и тонкости выполнения кинезиологических упражнений. Я использую кинезиологические упражнения: “Карусель”, “Отличный капитан”, “Шар”, “Оладушки”, “Кулак – ребро — ладонь”, “Ухо – нос”.

Применение, данных кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у ребёнка, позволят:

подготовить органы артикуляции к постановке звуков;

формировать правильное речевое дыхание;

автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

 

Использованные источники:

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. — 48 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог подвижных игр и упражнений для индивидуальной работы c детьми старшего дошкольного возраста

Каталог подвижных игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста позволит педагогам проводить прогулки интересно и одновременно развивать физические качества детей с...

Пособие для логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста "Чистоговорки об овощах и фруктах"

Чистоговорки - малый жанр фольклора, народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных  для правильной  артикуляции, используются  для  развития  у...

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....

" Применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста " Из опыта работы учителя-логопеда.

Статья из опыта работы учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Мастер-класс на тему: «Кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Компьютеризация общества (мир, полный компьютеров и различных гаджетов) способствует снижению мобильности человека. Как это отражается на физическом и психическом здоровье ребенка или взрослого челове...