Трафареты и домашний пальчиковый театр
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Как сформировать диалогическую речь у детей дошкольного возраста?
В дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи - диалога и монолога. Особое значение для дошкольника имеет диалогическая речь, поскольку именно она носит социальный характер. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками, чтобы поделиться чем-то, узнать о чем-то, сообщить и возразить, побудить к чему-либо. Так возникает коммуникативное намерение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trafarety_i_palchikovyy_teatr.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Трафареты и домашний пальчиковый театр».
(формирование диалогической речи)
консультация для родителей
В дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи - диалога и монолога. Особое значение для дошкольника имеет диалогическая речь, поскольку именно она носит социальный характер. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками, чтобы поделиться чем-то, узнать о чем-то, сообщить и возразить, побудить к чему-либо. Так возникает коммуникативное намерение.
Особое значение следует уделять именно диалогическому взаимодействию детей друг с другом, поскольку в общении со сверстниками речь их более богата точными языковыми средствами; именно в диалоге с ровесниками дети учатся слышать и понимать того, с кем общаются, согласовывать и контролировать собственные действия и действия партнера.
В процессе согласования и контроля немаловажная роль отводится как речевым, так и внеречевым средствам (мимика, жесты, движения, атрибутика и т.д.). Для этого используется такое средство, как трафаретный театр.
Все дети любят сказки. Им нравится не только слушать, но и смотреть представление. А еще самим быть артистами. В этом может помочь домашний пальчиковый театр, изготовленный с помощью трафаретов.
Почему с помощью трафаретов?
Трафареты подходят для детей, которые пока не научились рисовать. Ведь не каждый ребенок может нарисовать собачку или медведя. Или девочку, не из палочек и огуречика, а настоящую, как у художника. Затем одеть ее в платье. А по трафарету можно.
С помощью трафаретов можно:
- Тренировать и развивать мелкую моторику и глазомер.
- Готовить детскую руку к письму с помощью линий, подсказываемых трафаретом, правильно держать в руках карандаш.
- Приучать действовать по образцу, что необходимо для успешного обучения в школе.
- Развивать художественные навыки .
- Развивать фантазию и воображение.
- Получать положительные эмоции от творчества.
Работу с трафаретным театром можно разделить на два этапа: занятие по ручному труду - создание с помощью трафаретов будущих персонажей сказки; речевой этап - это собственно диалогическое взаимодействие. Дети, используя изготовленных трафаретных персонажей, сочиняют диалогическую сказку.
Последовательность первого этапа работы.
- Обводка персонажей по трафарету.
По готовым трафаретам, имеющимся в широкой продаже, дети обводят внутри контура изображение героя будущей сказки (по выбору).
- Раскрашивание получившихся персонажей.
После того как ребенок обвел контур той или иной фигуры можно предложить её раскрасить. Во многих наборах трафаретов есть готовый образец для раскрашивания. А можно дать ребенку полную свободу в выборе способов раскрашивания не только карандашами, но и красками. Дети по своему желанию раскрашивают героя будущей театральной постановки. При этом ребенок может придать своему герою разное настроение, раскрасить его в разный цвет (персонажей может быть несколько: например, черный котик, рыжий котик, сердитый еж). Выполнение такой работы помогает развитию творческого воображения ребенка.
- Вырезание фигурки.
Ребенок с помощью ножниц вырезает фигурку героя своей сказки. При этом решается несколько задач: ребенок учится работать ножницами, совершенствует координированность движений пальцев рук. Это, несомненно, способствует развитию руки в целом. Помогите ребенку, если он затрудняется, вырезать фигурку героя. Следите за тем, как ребенок пользуется ножницами - напомните правила работы с ножницами.
- Совместная деятельность родителя и ребенка.
После того, как будет нарисована фигурка зверюшки или человечка и вырезана ее надо приклеить (или закрепить с помощью степлера) к картонным колечкам. Колечки надеваются на палец. С одной куколкой на пальце можно рассказать маленькое стихотворение или загадать загадку. А несколько куколок - это уже маленький спектакль. И здесь развивается речь, коммуникативные навыки, режиссерские способности детей. Родители могут помочь ребенку изготовить пальчиковых кукол-актеров и разыграть сказку по ролям. Также объяснить, что когда куклы разговаривают, нужно повернуть их друг к другу. Если пальчиковая кукла двигается, ее слегка поворачивают или наклоняют.
Можно закрепить фигурки сказочных персонажей на основу (это может быть карандаш или специальная палочка, с помощью которой ребенок манипулирует своим героем). Прикрепить заготовку к карандашу можно с помощью скотча.
Когда подготовительный этап завершен нужно перейти к основному этапу - развитию связной речи. Дети, используя фигурки сказочных героев, вступают в диалогическое взаимодействие. Работа проходит в парах, поэтому необходима Ваша помощь.
Необходимо отметить, что перед началом работы по составлению сказок родитель должен знать, что такое диалогическая сказка. В таких сказках отсутствуют слова автора, а взаимодействуют два или несколько героев, которые разговаривают между собой. Очень важно в процессе составления таких сказок помогать ребенку, задавая разные вопросы «Как звери готовились к зиме? «Как звери могут поссориться?», «Как зайчик потерялся?», «Как встречаются друзья?», «Одинокий котенок нашел друга». При этом, чем конкретнее вопросы, тем интереснее целенаправленнее станет диалог.
Наблюдая за ребенком в процессе работы, взрослому легко понять, какую позицию занимает ребенок - активную или пассивную.
Важно понимать, что в составлении диалогических сказок главное - сам процесс взаимодействия ребенка и взрослого и правильная грамотная речь ребенка.
Вашему вниманию предлагается несколько диалогических сказок.
(В сказке участвуют два персонажа - две белочки).
- Белочка, давай готовиться к зиме!
- Давай, тогда надо собрать грибы и ягоды.
- Побежали быстрей!
- Смотри, а вот и орешки на кустике висят.
- Давай я буду их срывать, а ты относить в дупло.
- Хорошо!
- А теперь поскакали искать грибы.
- Во-о-о-о-н полянка! Наверное, там много грибов.
- А это что? Непонятно...
- Ни орех, ни грибок, ни ягода. Что же это?
- Да это же морковка! Наверное, ее зайчик потерял.
- Давай отнесем ему, ведь это его запас.
- Давай!
(В сказке участвуют два персонажа - белочка и зайчик).
- Привет! Как тебя зовут?
- Меня-Рыжик.
- А меня - Крош. Почему тебя так зовут?
- Потому что я рыженький. А у тебя почему такое странное имя - Крош?
- Аяв семье самый маленький, крошечный, вот меня так и назвали.
- Давай играть в прятки? Чур, я вожу!
- С удовольствием!
- Один, два, три: четыре, пять я иду искать! Где ты спрятался? А...вот где...
- Теперь я вожу!
- Ой, меня мама зовет домой. Я побежал.
- До встречи! Приходи завтра на эту полянку опять играть.
Попробуйте поиграть с ребенком дома с использованием трафаретного театра, который помогает развивать связную речь и тесно взаимодействовать с дочерью или сыном. Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Трафареты и домашний пальчиковый театр». Формирование связной речи
В дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи - диалога и монолога. Особое значение для дошкольника имеет диалогическая речь, поскольку именно она носит социальный характер. Развитый диалог...
Консультация для родителей"Трафаретный театр и домашний пальчиковый театр".Связная речь.
В консультации представлены материалы для родителей, в которых они могут подчерпнуть информацию о необходимости развивать у дошкольников диалогическую речь.О том,что детям важно диалогически вза...
Консультация для родителей «Трафареты и домашний пальчиковый театр». Формирование связной речи
Консультация...
Консультация для родителей «Трафареты и домашний пальчиковый театр».
Консультация для родителей «Трафареты и домашний пальчиковый театр»...
Консультация для родителей «Пальчиковый театр в домашних условиях»
Консультация для родителей«Пальчиковый театр в домашних условиях» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. Сухомлинский Пальчиковый театр - это волшебный мир,...
Консультация для родителей «Трафареты и домашний пальчиковый театр».
Формирование связной речи...