Консультация для родителей «Трафареты и домашний пальчиковый театр».
консультация по развитию речи

Формирование связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trafaret.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 140"

Консультация для родителей

«Трафареты и домашний пальчиковый театр».

Формирование связной речи

Составила: воспитатель

первой квалификационной

                                                           категории

                                                                                        Недобитко Т.Ю.

г.Дзержинск

2021г.

Консультация для родителей

«Трафареты и домашний пальчиковый театр». Формирование связной речи

В дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи - диалога и монолога. Особое значение для дошкольника имеет диалогическая речь, поскольку именно она носит социальный характер. Развитый диалогической речи позволяет ребенку легко входить в контакт со взрослыми и сверстниками, чтобы поделиться чем-то, узнать о чем-то, сообщить и возразить, побудить к чему-либо. Так возникает коммуникативное намерение. «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой.» (Зимняя ИЛ. Психология обучения народному языку.) Прежде всего, речевая деятельность характеризуется как процесс, который осуществляется в ходе общения (во взаимодействии людей между собой). Следовательно, этот вид деятельности всегда предполагает наличие партнеров: того, кто обращается с высказыванием, и того, к кому оно обращено.

В дошкольном возрасте особое значение следует уделять именно диалогическому взаимодействию детей друг с другом, поскольку в общении со сверстниками речь их более богата точными языковыми средствами; именно в диалоге с ровесниками дети учатся слышать и понимать того, с кем общаются, согласовывать и контролировать собственные действия и действия партнера.

В процессе согласования и контроля немаловажная роль отводится как речевым, так и внеречевым средствам (мимика, жесты, движения, атрибутика и т.д.). Для этого используется такое средство, как трафаретный театр.

Все дети любят сказки. Им нравится не только слушать, но и смотреть представление. А еще самим быть артистами. В этом может помочь домашний пальчиковый театр, изготовленный с помощью трафаретов.

Почему с помощью трафаретов? Трафареты подходят для детей, которые пока не научились рисовать. Ведь не каждый ребенок может нарисовать собачку или медведя. Или девочку, не из палочек и огуречика, а настоящую, как у художника. Затем одеть ее в платье. А по трафарету можно.

С помощью трафаретов можно:

1. Тренировать и развивать мелкую моторику и глазомер.

2. Готовить детскую руку к письму с помощью линий, подсказываемых трафаретом, правильно держать в руках карандаш.

3. Приучать действовать по образцу, что необходимо для успешного обучения в школе.

4. Развивать художественные навыки .

5. Развивать фантазию и воображение.

6. Получать положительные эмоции от творчества.

Работу с трафаретным театром можно разделить на два этапа: занятие по ручному труду - создание с помощью трафаретов будущих персонажей сказки; речевой этап - это собственно диалогическое взаимодействие. Дети, используя изготовленных трафаретных персонажей, сочиняют диалогическую сказку.

Последовательность первого этапа работы.

1. Обводка персонажей по трафарету.

По готовым трафаретам, имеющимся в широкой продаже, дети обводят внутри контура изображение героя будущей сказки (по выбору).

2.Раскрашивание получившихся персонажей.

После того как ребенок обвел контур той или иной фигуры можно предложить её раскрасить. Во многих наборах трафаретов есть готовый образец для раскрашивания. А можно дать ребенку полную свободу в выборе способов раскрашивания не только карандашами, но и красками. Дети по своему желанию раскрашивают героя будущей театральной постановки. При этом ребенок может придать своему герою разное настроение, раскрасить его в разный цвет (персонажей может быть несколько: например, черный котик, рыжий котик, сердитый еж). Выполнение такой работы помогает развитию творческого воображения ребенка.

3. Вырезание фигурки.

Ребенок с помощью ножниц вырезает фигурку героя своей сказки. При этом решается несколько задач: ребенок учится работать ножницами, совершенствует координированность движений пальцев рук. Это, несомненно, способствует развитию руки в целом. Помогите ребенку, если он затрудняется, вырезать фигурку героя. Следите за тем, как ребенок пользуется ножницами – напомните правила работы с ножницами.

4. Совместная деятельность родителя и ребенка.

После того, как будет нарисована фигурка зверюшки или человечка и вырезана ее надо приклеить (или закрепить с помощью степлера) к картонным колечкам. Колечки надеваются на палец. С одной куколкой на пальце можно рассказать маленькое стихотворение или загадать загадку. А несколько куколок - это уже маленький спектакль. И здесь развивается речь, коммуникативные навыки, режиссерские способности детей. Родители могут помочь ребенку изготовить пальчиковых кукол-актеров и разыграть сказку по ролям. Также объяснить, что когда куклы разговаривают, нужно повернуть их друг к другу. Если пальчиковая кукла двигается, ее слегка поворачивают или наклоняют.

Можно закрепить фигурки сказочных персонажей на основу (это может быть карандаш или специальная палочка, с помощью которой ребенок манипулирует своим героем). Прикрепить заготовку к карандашу можно с помощью скотча. Проведенная работа позволила сделать ряд выводов. У трафаретов, которые есть в широкой продаже, несколько недостатков. Работа с ними возможна только внутри контура, получившиеся фигурки очень малы и неудобны в практической деятельности детей. Поэтому можно создать собственные заготовки. Их преимущество в том, что фигурки можно сделать большего размера; такие трафареты удобнее для детей в работе и позволяют свободнее манипулировать своими героями, да и конструкция получается более прочная. В процессе изготовления можно видоизменить форму трафаретов (кошка сидит, зайчик бежит, медведь стоит на задних лапах). При этом их необходимо обводить снаружи, что ставит детей на более сложную ступень освоения навыка обводки по трафарету. В результате вы изготовите собственный дидактический материал.

Когда подготовительный этап завершен нужно перейти к основному этапу - развитию связной речи. Дети, используя фигурки сказочных героев, вступают в диалогическое взаимодействие. Работа проходит в парах, поэтому необходима Ваша помощь. Необходимо отметить, что перед началом работы по составлению сказок родитель должен знать, что такое диалогическая сказка. В таких сказках отсутствуют слова автора, а взаимодействуют два или несколько героев, которые разговаривают между собой. Очень важно в процессе составления таких сказок помогать ребенку, задавая разные вопросы «Как звери готовились к зиме? «Как звери могут поссориться?», «Как зайчик потерялся?», «Как встречаются друзья?», «Одинокий котенок нашел друга». При этом, чем конкретнее вопросы, тем интереснее целенаправленнее станет диалог.

Наблюдая за ребенком в процессе работы, взрослому легко понять, какую позицию занимает ребенок - активную или пассивную.

Важно понимать, что в составлении диалогических сказок главное - сам процесс взаимодействия ребенка и взрослого и правильная грамотная речь ребенка.

Вашему вниманию предлагается несколько диалогических сказок.

«Как звери готовились к зиме»

(В сказке участвуют два персонажа - две белочки).

- Белочка, давай готовиться к зиме!

- Давай, тогда надо собрать грибы и ягоды.

- Побежали быстрей!

- Смотри, а вот и орешки на кустике висят.

- Давай я буду их срывать, а ты относить в дупло.

- Хорошо!

- А теперь поскакали искать грибы.

- Во-о-о-о-н полянка! Наверное, там много грибов.

- А это что? Непонятно...

- Ни орех, ни грибок, ни ягода. Что же это?

- Да это же морковка! Наверное, ее зайчик потерял.

- Давай отнесем ему, ведь это его запас.

-Давай!

«Встреча друзей»

(В сказке участвуют два персонажа - белочка и зайчик).

- Привет! Как тебя зовут?

- Меня-Рыжик.

- А меня - Крош. Почему тебя так зовут?

- Потому что я рыженький. А у тебя почему такое странное имя – Крош?

- А я в семье самый маленький, крошечный, вот меня так и назвали.

- Давай играть в прятки? Чур, я вожу!

- С удовольствием!

- Один, два, три: четыре, пять я иду искать! Где ты спрятался? А…вот где…

- Теперь я вожу!

- Ой, меня мама зовет домой. Я побежал.

- До встречи! Приходи завтра на эту полянку опять играть.

Попробуйте поиграть с ребенком дома с использованием трафаретного театра, который помогает развивать связную речь и тесно взаимодействовать с дочерью или сыном.

     Консультация для родителей «Ребенок и театр»

Детский театр - уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав в театр, малыш искренне верит в происходящее на сцене, полностью растворяясь в театральном действе. Воспринимая игру как жизнь, ребенок не делает различий между развлечениями и обычными действиями. Например, когда чистит зубы или кормит куклу, убирает игрушки или ведет бой с саблезубым тигром, все это он делает играя

Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику "играючи". Малыш вливается в действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает вершить добрые дела. Ребенок подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время спектакля, ребенок легко усваивает новые поведенческие модели, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации.

 

Театр может стать вашим другом в воспитательном процессе. Ожившие книжные герои приобретают "вес" в глазах малыша, ему проще отделить хорошее от плохого, так как к знакомому сюжету присоединяются живая речь с нужными оттенками голоса. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на напрасные объяснения и уговоры.

Просмотр спектакля развивает речь малыша, насыщая ее эмоционально-выразительными оттенками, малыш легко запоминает новые слова и выражения, при этом в его сознании формируется грамматическая структура языка.

Для ребенка просмотр театрального представления обязательно сочетается с огромной внутренней работой. Он учится чувствовать, улавливать чужие эмоции, переживать. Выражение "школа чувств", которое употребляют применительно к театру, - вовсе не абстракция.

Театр сочетает в себе несколько искусств: риторику, музыку, пластику. Знакомство с театром - способ воздействия легкий и непринужденный, который порадует, удивит и очарует малыша.

 

"Театральный" возраст

В каком возрасте стоит предпринять первый поход в театр? Если крохе - два-три года, для начала следует выбрать кукольный театр, где большинство спектаклей основано на знакомых малышу сюжетах и участвуют уже знакомые по книгам персонажи: Колобок, Муха-Цокотуха, Айболит и т. п. Малышу будет проще вникнуть в смысл происходящего и интерес к действию не пропадет. В театре зверей также предусматриваются спектакли для самых маленьких. Лучше всего, если продолжительность спектакля будет не больше часа (40-50 минут).

Для ребенка четырех-шести лет сюжетная основа спектаклей весьма расширяется: подросшего малыша можно отвести не только на спектакль со знакомым сюжетом, так как степень восприятия нового, реакция уже другие, появляется чувство юмора. Сюжетный диапазон спектаклей значительно шире: это не только сказки, но и постановки по более "взрослым" сюжетам: Приключения Незнайки, Старик-Хоттабыч, Снежная королева и т.п. Длительность спектакля уже не ограничивается какими-то рамками, но лучше, если он будет с антрактом.

 

Какой театр выбрать?

Существует несколько основных принципов при выборе театра: советы друзей и знакомых, просмотр сайтов с репертуаром, фотографиями и отзывами, анонс (в прессе, на телевидении, в Интернете), афиши. При выборе театра для детей-дошкольников лучше отдать предпочтение специализированному детскому театру, несмотря на то, что некоторые "взрослые" театры ставят спектакли для детей. В них времяпрепровождение до начала представления чаще всего продумано до мелочей: детей встречают у входа клоуны, сказочные персонажи, с ними играют, устраивают конкурсы и т. д... Малыш сразу попадает в волшебную атмосферу театрального мира. Желательно прийти в театр заранее, чтобы малыш смог привыкнуть к новой обстановке и шум, яркие наряды его не испугали...

В таких театрах, как правило, несколько первых рядов предназначены только для детей и разделены на возрастные категории: первые два ряда - для детей до трех лет, дальше - постарше, а потом - для их родителей. В некоторых театрах места для взрослых вообще не предусмотрены (родители ждут в фойе). В последнем случае необходимо учесть, сможет ли малыш смотреть спектакль без вашего присутствия или предпочесть театр, где возможен просмотр с детьми.

Большими возможностями обладает кукольный театр: куклы могут парить в воздухе, внезапно исчезать и появляться, лить ручьи слез (в прямом смысле), совершать различные превращения - именно этим такой театр и захватывает впечатлительную натуру ребенка, поражая детское воображение. Такой театр особенно близок малышам; они становятся свидетелями того, как их любимые плюшевые зайцы и мишки вдруг оживают и разговаривают. Разнообразие театральных кукол часто удивляет неискушенного зрителя: существуют маленькие и огромные куклы, перчаточные и марионетки, пальчиковые и тростевые

Не меньший интерес для маленького театрала постарше представляют музыкальный театр, театр клоунады.

 

 

Собираемся в театр

Удачный выбор спектакля - половина успеха в "культурном просвещении" вашего малыша. Для первого посещения нежелательно покупать билеты на театральную постановку, сюжет которой вам неизвестен. Чтобы малыш не растерялся, неплохо бы его подготовить: почитать сказку, по мотивам которой поставлен спектакль, показать рисунки, комментируя их. Тем более, что театральные спектакли для малышей часто не отличаются от общеизвестных литературных сюжетов. Подберите спектакль, который будет подходить ребенку по возрасту. Детям до трех лет идеально подходят спектакли-сказки, также их интересуют спектакли, в которых участвуют животные.

 

Советы:

  • Постарайтесь избегать посещения театра в дни школьных каникул, а также в выходные дни. Большое скопление народа помешает малышу адаптироваться в новом месте. Нежелательно посещение театра во время осенних и зимних каникул (из-за повышенного риска подхватить вирусную инфекцию)
  • Билеты лучше приобрести заранее: перед спектаклем их может не оказаться, так как детские театры обычно маленькие и количество зрителей в них ограничено. Если нет возможности купить билеты на места, где ребенку будет все видно и слышно, лучше отказаться на этот раз от посещения. Малыш не сможет сосредоточиться на действии. Ему придется напрягать зрение и слух, а это приведет к быстрому утомлению и потере внимания. Многие родители считают, что самые лучшие билеты в первом ряду. К сожалению, они сильно ошибаются. Все театры устроены по-разному. При покупке билетов обратите внимание на то, каков зал, где сцена, высокие ли кресла. При первом посещении лучше купить билеты в середине (приблизительно в пятом ряду). Даже если действие спектакля внезапно переместится в зал, ребенку не будет страшно. Наоборот, чувствуя вашу поддержку, он проявит интерес к происходящему и захочет потрогать героев сказки.
  • Старайтесь выходить из дома заранее. Иначе страх опоздать будет главной эмоцией, связанной с вашим "культурным мероприятием". Лучше всего прийти на спектакль за 30-40 минут.
  • Если малыш переутомлен или плохо себя чувствует и нуждается в эмоциональном и физическом отдыхе, а плохое самочувствие и "театральный" день совпали, посещение театра лучше отложить.
  • Постарайтесь предварить поход в театр своими объяснениями. Расскажите о правилах поведения в театре. Предложите малышу помочь вам отнести вещи в гардероб и взять номерок.
  • Многие мамы, посещая с ребенком театр, стараются привести его сразу в буфет. Постарайтесь не делать этой ошибки. Во-первых, ребенок мал для "взрослых" угощений, которые предлагают театральные буфеты. К тому же лучше избегать длинных очередей и большого скопления людей. Возьмите с собой что-нибудь перекусить: яблоко, сок или печенье во время антракта порадуют ребенка. Не кормите малыша во время спектакля, это отвлекает его внимание от сцены, и будет мешать окружающим.
  • Было бы замечательно, если бы в гардеробе ребенка было специальное "театральное" платье или костюм.
  • Очень хорошо, если вы приучите ребенка переодевать сменную обувь. Ведь даже самое красивое платье не будет смотреться, если на ногах надеты теплые сапоги. К тому же, в театрах обычно хорошее отопление, и в легких ботиночках малышу будет более комфортно.

После театра, когда малыш отдохнет, поинтересуйтесь о его впечатлениях, напомните имена героев, если он их подзабыл, поясните, что было непонятно. Для многих детей посещение театра настолько огромное событие, что малыш не в состоянии сразу выразить свои чувства словами. Лучше всего, если вы посвятите некоторое время обсуждению спектакля, поощряя малыша своими вопросами высказать свое мнение. Вполне возможно, что его впечатления проявятся в самой неожиданной форме, например в игре. Ребенок будет представлять свои игрушки героями спектакля.

И, возможно, следующего посещения театра он будет ждать с нетерпением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Трафареты и домашний пальчиковый театр». Формирование связной речи

В дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи - диалога и монолога. Особое значение для дошкольника имеет диалогическая речь, поскольку именно она носит социальный характер. Развитый диалог...

Консультация для родителей"Трафаретный театр и домашний пальчиковый театр".Связная речь.

В консультации представлены материалы для родителей, в которых они могут подчерпнуть информацию о необходимости развивать у дошкольников  диалогическую речь.О том,что детям важно диалогически вза...

Консультация для родителей «Трафареты и домашний пальчиковый театр».

Консультация для родителей «Трафареты и домашний пальчиковый театр»...

Трафареты и домашний пальчиковый театр

               Как сформировать диалогическую речь у детей дошкольного возраста?В дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи - диалога и моно...

Консультация для родителей "Как организовать домашний кукольный театр"

Эта консультация поможет привлечь родителей к совместной деятельности с детьми дома....