СТАТЬЯ "ЗНАЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В РАМКАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
статья по коррекционной педагогике

Донаева Наталья

Особенности психофизического развития обучающихся со сложными нарушениями определяют специфику их образовательных потребностей, требующих создания специальной индивидуальной программы развития. Программа реализуется через освоение коррекционных курсов, способствующих приобретению жизненных и социальных компетенций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

376

О.А. Диденко, педагог-психолог,

Н.В. Донаева, учитель-логопед

Березовская средняя общеобразовательная школа

(Алтайский край, Первомайский район)

didenko_olga_@mail.ru

natadonai@mail.ru


ЗНАЧЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ КОРРЕКЦИОННЫХ КУРСОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В РАМКАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Особенности психофизического развития обучающихся со сложными нарушениями определяют специфику их образовательных потребностей, требующих создания специальной индивидуальной программы развития. Программа реализуется через освоение коррекционных курсов, способствующих приобретению жизненных и социальных компетенций.

Ключевые слова: инклюзия, специальная индивидуальная программа развития, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, базовые учебные действия, федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), адаптированная основная общеобразовательная программа.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 5) каждый человек имеет право на образование [1]. В связи с этим образование для всех членов общества должно быть доступно и все должны иметь равные права для его получения, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. 

Ежегодно в общеобразовательных школах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. С 2016 года данную категорию дополнили дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, и тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР). Динамика численности обучающихся с ОВЗ Березовской средней общеобразовательной школы Первомайского района за последние пять лет представлена на рисунке 1.  

Сравнивая статистику прошлых лет отмечается рост численности учащихся со сложными сочетанными дефектами в развитии (с нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра, интеллектуальной недостаточностью и др.). Возрастание численности обучающихся с ОВЗ и расширение спектра нозологических групп ставит перед педагогами общеобразовательных школ задачи поиска новых методов, форм и приемов, необходимых для обеспечения образования «особых детей».

Рис. 1. - Динамика численности обучающихся с ОВЗ

Березовской средней общеобразовательной школы за 2016-2020 гг.

Дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью должны получать образовательные услуги в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями и возможностями [2].  

Особенности психофизического развития обучающихся со сложными нарушениями определяют специфику их образовательных потребностей. Принципиальное значение в данном вопросе приобрело положение в области олигофренопедагогики: «Для большинства «особых» детей наиболее значимыми, являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе» [3, С. 33].  Педагогам, начинающим работать с данной категорией детей, приходится переосмысливать сущность процесса обучения и воспитания, искать новые подходы к осуществлению образовательной деятельности.

Образовательные потребности детей данной нозологической группы представлены в таблице 1.

Таблица 1. – Образовательные потребности обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

п/п

Характеристика образовательных потребностей

Значение и функции образовательных потребностей

1

осознание собственной личности

- познание собственного тела и ухода за ним

- переживание чувственных ощущений

- восприятие и различение частей тела и их функций

- принятие помощи при уходе за телом и приеме пищи

- принятие посильного участия в физической гигиене и разминке

2

осознание другой личности

- контакт с другими людьми (зрительный, тактильный и др.)

- узнавание и различение знакомых людей

- получение радости от общения

- сообщение другим людям о своих желаниях и самочувствии

3

осознание окружающего социального мира

- познание предметов окружающего мира

- различение и выделение внешних признаков предметов

- осуществление элементарной продуктивной деятельности с материалами

- выполнение элементарных бытовых и трудовых функций

- развитие ориентировки в пространстве и во времени

4

осознание окружающего предметного мира

- выражение эмоций

- понимание и распознавание эмоций других людей

- выполнение требований взрослого

- соблюдение социальных правил

- посещение общественных мест

- участие в мероприятиях

Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития требует создания специальных образовательных условий и разработки специальных индивидуальных программ, основанных на общепринятых методах дефектологии [4].

Образовательное учреждение самостоятельно выбирает модель инклюзивного образования, утверждает индивидуальные учебные планы, разрабатывает адаптированную основную общеобразовательную программу обучения. Адаптированная программа определяет направления коррекционной работы, в свою очередь, специальная индивидуальная программа развития и программы коррекционных курсов обеспечивают конкретное содержание, комплекс психолого-педагогических средств с учетом возраста ребенка, уровня сформированности тех или иных умений, перспективных линий индивидуального развития с опорой на достигнутые результаты в ходе направленного взаимодействия педагога с ребенком.

Для детей с ТМНР показаны все возможные варианты коррекционной и развивающей деятельности: арт-терапия, музыкотерапия, логоритмика, программы по формированию произвольной регуляции деятельности, функций программирования и контроля, различные формы двигательных и когнитивных занятий, в том числе формирование пространственных представлений [5, с.21]. 

В работе с детьми этой категории применяются методы, основанные на нейропсихологии:

- телесно – ориентированные методы,

- соматическая базальная стимуляция (развитие телесной чувствительности посредством прикасаний),

- вестибулярная базальная стимуляция (развитие способности понимания положения своего тела в пространстве), 

- вибрационная базальная стимуляция (развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемым движущимся телом). сенсорная интеграция (стимуляция работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств),

сенсорная интеграция (стимуляция работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств).

Данные методы дают эффективные результаты при реализации коррекционных курсов: «Речь и альтернативная коммуникация», «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие».

Опыт данной работы начал свою апробацию в Березовской школе Первомайского района с 1.09.2016 года, в дальнейшем транслировался на методических объединениях учителей начальных классов, педагогов-психологов и учителей-логопедов Первомайского района. Программы коррекционных курсов «Сенсорное развитие» и «Предметно-практические действия» стали лауреатами 1 степени в краевом конкурсе психолого-педагогических программ (2017 г. и 2019 г.).

Программы коррекционных курсов: «Сенсорное развитие», «Альтернативная и дополнительная коммуникация», «Двигательное развитие», «Предметно-практические действия» позволяют сформировать базовые учебные действия у детей с ТМНР. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем длительнее и сложнее происходит формирование базовых учебных действий [6].

Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека, который накапливается в процессе восприятия различных ощущений. Коррекционный курс «Сенсорное развитие» направлен на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Все видимое, слышимое, тактильно или эмоционально ощущаемое является бесценной информацией о мире вещей и людей. Знания о предметном мире обеспечивают самостоятельную ориентировку в окружающем пространстве, закладывают основу для самостоятельных действий [7].

У детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного сохранного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер [8].

В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования межанализаторных связей.

Обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Основными задачами коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации (использование мимики, жеста, звука, предмета и символа), овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач. 

Передача мысли с помощью символов для воспроизведения того, что ребенок наблюдает, переживает и понимает, помогает взрослому человеку понять его внутреннее состояние.  Двигательная активность - естественная потребность человека, необходимая для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций его организма. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности. Коррекционный курс «Двигательное развитие» важен для обогащения сенсомоторного опыта обучающихся, поддержания и развития способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Создание условий для мотивации двигательной активности, поддержки и развития имеющихся движений, расширения диапазона движений и профилактики возможных нарушений, освоения новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации способствует формированию благоприятных предпосылок для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, стимулирует развитие познавательных процессов.  

Освоение предметно-практических действий является основой дальнейшего обучения доступной произвольной деятельности в области ведения домашнего хозяйства,  трудовой деятельности и творчества.

Целью коррекционно-развивающего курса «Предметно-практические действия» для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью является формирование целенаправленных действий с различными предметами и материалами. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности (захват, удержание, перекладывание и др.), которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании [9].

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» способствует развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по образцу, словесной инструкции и самостоятельно), дает возможность обучающимся выполнять действия с предметами, необходимые в быту (открыть/закрыть кран, дверь и т.п.) и с материалами (водой, пластилином, бумагой и т.д.).

Итоговые достижения обучающихся с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1) и определяются индивидуальными возможностями ребенка. Общим результатом образования такого обучающегося становится набор жизненных компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни. Полученный опыт и разработанные Программы имеют практическую значимость для специалистов (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей начальных классов и воспитателей), участвующих в обучении, развитии и воспитании детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в образовательных учреждениях, в семье, различных социальных центрах.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

     LAW_140174/ (17.05.2021)

  1. Рекомендации Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, АКИПКРО  и ЦПМПК по приему и организации обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития в возрасте от 9 до 17 лет, поступающих на обучение в общеобразовательные организации по месту жительства. Барнаул, 2016 г.http://rebsosh.edu22.info/PMPK_PPMS/rekomendacii_po_priemu_i_organizacii_obuchenija_v_.pdf (17.05.2021).
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Санкт-Петербург, 2000.  96 с.
  3. Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Липакова В.И. Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Санкт-Петербург, 2011. 480 с. http://otr.internat.minobr63.ru/wp-content/uploads/2018/12/Программа-Баряевой-Л.Б.-Образование-учащихся -умеренной-УО-pdf.io_.pdf (17.05.2021).
  4. Агарина Е.В., Боброва О.Б. Методические рекомендации для специалистов ПМПК «Создание специальных образовательных условий для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», Новосибирск 2016. 103 с. http://concord.websib.ru/wp-content/uploads/2017/01/Методические-рекомендации-по-созданию-СО-для-обучающихся-с-УО-ИН.pdf (17.05.2021).
  5. Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы. Москва, 2007. 181 с.
  6. Диденко О.А, Донаева Н.В. Психолого-педагогическая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» // Сборник программ-лауреатов краевого конкурса психолого-педагогических программ. Барнаул, 2017.  С. 15-24.
  7. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сборник игр и игровых упражнений Москва, 2011. - 119 с.
  8. Диденко О.А, Донаева Н.В. «Предметно-практические действия»  программа для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР // Сборник программ-лауреатов краевого конкурса психолого-педагогических программ, Барнаул, 2019. С. 156-177.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования  для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития...

Рабочая программа учителя-дефектолога подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (6 – 7 лет) на 2023 – 2024 учебный год

Целью данной программы является обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его ...

Трудовое воспитание, как основа социализации обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

Подготовительную к школе группу «Яблонька» компенсирующей направленности для обучающихся с ТМНР посещают дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, которые имеют выраженные наруш...

Трудовое воспитание, как основа социализации обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

08.11.2023г. участие с докладом в муниципальном семинаре "Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как метод осуществления преемственности дошкольного и начального общего образо...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на 2023-2024 учебный год

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) МКДОУ «Детский сад №9» (далее – П...

Рабочая программа учителя-дефектолога разновозрастной группы с тяжелыми множественными нарушениями развития

В настоящее время актуальной проблемой является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания....