Статья опытно-экспериментальная деятельность
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Статья на тему: «Как влияет опытно-экспериментальная деятельность  на развитие детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) в детском саду».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx56.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №30 Красносельского района

Санкт - Петербурга

Статья на тему: «Как влияет опытно-экспериментальная деятельность  на развитие детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) в детском саду».

статью подготовил
воспитатель

Мельниченко Е.А./

Санкт-Петербург

2021-2022 гг.

Оглавление

АКТУАЛЬНОСТЬ        3

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ        6

ИТОГ        10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        11

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума» - В. Сухомлинский

АКТУАЛЬНОСТЬ

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.

В дошкольном возрасте такие пробующие действ существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

Планирование опытно-экспериментальной деятельности экологической направленности по сезонам и возрастным группам помогает мне планомерно осуществлять этот вид деятельности по познанию экологической взаимосвязи живой природы и неживых объектов окружающих детей в повседневном общении с природой. Особенно благодатный период – лето, когда дети много времени проводят на природе и могут опытным путём найти ответы на поставленные природой вопросы.

Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с представителями животного и растительного мира может быть полноценно осуществлено в дошкольный период, в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям.

Кроме того, развитие речи в дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка в целом. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному возрасту.

Использование дидактической игры в процессе обучения и воспитания дошкольников с ОНР способствует повышению уровня активности интеллектуальной и речевой деятельности, влияет на непроизвольное запоминание, стимулирует речевое общение.

Для изучения лексикона в эмоциональной области детям предлагалось определить и назвать эмоциональные состояния по фотографиям, картинкам, пиктограммам с одной стороны, а с другой подобрать синонимы к каждому слову: радостный, грустный, злой, испуганный, удивленный; другие слова, похожие по смыслу, которыми можно заменить данное слово.

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Влияние окружающей природы на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. к дает возможность раскрыться каждому ребенку. Проблема исследования заключаются в необходимости ведения интенсивной коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ОНР при помощи наиболее близкой к их уровню развития психики и интересной деятельности – арт-терапии, что существенно облегчило бы дальнейшее интеллектуальное, познавательное, психоэмоциональное развитие детей и способствовало формированию их восприятия, памяти и речи.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Данная работа направлена на экологическое воспитание дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность детей предполагает решение следующих задач:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
  • расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский)

Основная цель моей педагогической идеи развивать у детей любознательность, через самостоятельно проведенные действия делать выводы и умозаключения, продвигаясь к познанию природы через свой полученный опыт.

  1. Помочь ребёнку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности познании и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность.
  2. Расширить познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
  3. Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения.
  4. Руководствоваться принципом по этапности в организации опытно-экспериментальной деятельности детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой воспитателем информации в увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Для решения и выполнения поставленных задач необходимы условия

  1. Создание в детском саду соответствующих условий (помещение для опытно-экспериментальной деятельности, технических средств, территории детского сада засаженной деревьями, растительностью, природных объектов близлежащих доступных для наблюдения и экспериментирования и т. д.)
  2. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей.
  3. Использование разнообразных методов и приёмов экологического воспитания дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

Свою работу с детьми по экологическому воспитанию дошкольников через опыто-экспериментальную деятельностьстроила по следующим принципам:

  • Постепенное – в течение учебного года и от возраста к возрасту –наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;
  • Первоочередное использование непосредственного природного окружения,составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем – объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;
  • Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;
  • Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности – систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, опытничество, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных зеленой зоны ДОУ.

Работа с детьми

  • Занятия по экологии с элементами экспериментирования;
  • Целевые прогулки по территории детского сада с элементами экспериментирования и несложными опытами во время них;
  • Экологические наблюдения и опыты в «Зимнем саду» и на участке детского сада;
  • Наблюдения и проведения экспериментов на садиковом огороде, с фиксацией в дневнике и календаре природы;
  • Экскурсии за пределы детского сада «Познай природу там, где ты живешь»
  • Самостоятельные наблюдения и эксперименты под непосредственным наблюдением взрослого (воспитателя, дома- родителей).
  • Беседы с использованием показом слайдов на ДВД.
  • Работа с родителями

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

  1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей 
  2. Создать атмосферу общности интересов; (ухаживание за домашними животными на личном подворье, совместный труд на участке: посадка, сбор урожая)
  3. Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
  4. Формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.
  5. Подбор в уголок для родителей соответствующей литературы (в течении всего периода, когда веду детей от 1 младшей группы до подготовительной)

В результате проведения специальной работы на основе вышеописанных арт-терапевтических приемов произошли существенные изменения в развитии связной речи и в развитии у детей чувства эмпатии, активизации широкого спектра невербальных и вербальных средств, в частности эмоциональной лексики, которая способствовала более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также оценке происходящих событий. Речь детей характеризовалась интонационной выразительностью, в самостоятельных высказываниях дети использовали различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику. В процессе целенаправленной работы по формированию интонационной стороны речи дети овладели умением точно передавать свои эмоциональные состояния, а также эмоции сказочных героев. Вышеуказанная деятельность способствовала развитию выразительной речи детей, а также помогла в усвоении эмоциональной лексики, употребление которой неразрывно связано с интонационным выражением значений.

ИТОГ

Моя работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением отытно-экспериментальной деятельности, детей даёт определённые положительные результаты. Опыт отслеживался мной с сентября 2008 года. Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников.

После проведения планомерной постоянной работы на основе разработанных планов, в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми и индивидуальной работы результаты улучшились.

Экспериментально исследовательская деятельности в познании экологических и природных закономерностей, побуждает ребёнка к исследованию природных объектов, развивает экспериментальные способности (анализ, синтез и др.), стимулирует познавательные способности детей, любознательность.

У детей отмечается сознательное отношение к окружающей природе, что отражается в речи.

Дети стали чувствительнее к многообразию объектов живой и неживой природы, стали стараться подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом моего многолетнего опыта работы явилось:

– дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;

– у них развита высокая творческая активность;

– самостоятельность, инициативность;

– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Подводя итог своему многолетнему опыту работы по экологическому воспитанию дошкольников, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и направляя их активную двигательную деятельность мы способствуем развитию детских способностей в процессе экологического воспитания через опытно-экспериментальную деятельность.

Практическая значимость состоит в том, что разработанные методические направления коррекционной работы могут дополнить содержание программы по обучению и воспитанию детей с ОНР в специальных учреждениях. Предлагаемая система методических приемов может быть рекомендована к использованию в логопедической практике на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях в ДОУ специализированного вида; применена в работе при коррекции речи детей других категорий с отклонениями в развитии

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая статья "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста"

Любознайки, почемучки... Все это наши детки. Как я в своей работе помогаю им узнать окружающий мир вы узнаете, прочитав мою статью....

Статья "Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников"

Статья посвещена экспериметальной деятельности дошкольников в рамках введения ФГОС с детьми средней группы...

Статья «Опытно-экспериментальная деятельность – как фактор развития личности дошкольника»

В статье изложены приоритеты использования метода экспериментирования в деятельности педагога в рамках реализация ФГОС ДОУ....

статья "Опытно - экспериментальная деятельность по экологии в ДОУ"

О воспитательном воздействии природы на духовный мир ребенка, действенном общении ребенка с природой. В ходе экологических исследований дети должны усвоить, что растения, животные и окружающая их сред...

Статья «Опытно- экспериментальная деятельность» в подготовительной группе «Колокольчик»

Статья   «Опытно- экспериментальная деятельность» в подготовительной группе «Колокольчик»...

Статья Опытно -экспериментальная деятельность

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации опытно-экспериментальной деятельностиОсобенности организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми с...