Методика изучения наглядно-образного мышления детей с интеллектуальной недостаточностью
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В мышлении ребенка главенствуют формы, непосредственно связанные с восприятием и деятельностью, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной формой мышления является наглядно-образное мышление, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.
Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные знания.
Изучение наглядно-образного мышления показало, что у детей с нарушением развития, с которыми не проводилось специально организованной, специфически построенной коррекционной работы, при различном первичном дефекте имеются некоторые вторичные нарушения, задерживается развитие предметной деятельности, нет достаточного обобщения собственного опыта действия с предметами.
Исследованиями наглядно-образного мышления детей с нарушением интеллекта в разные годы занимались А.А. Люблинская, Г.И. Минская, Н.Н. Подъяков, Е.А. Стребелева, С.Г. Ким, Т.И. Обухова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_izucheniya_naglyadno.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика изучения наглядно-образного
мышления детей с интеллектуальной
недостаточностью
Для изучения особенностей мышления предлагается система проб, которые доведены до уровня тестовых методик и стандартизированы на группах дошкольников разного возраста.
Так, действие идентификации диагностируется с помощью поиска цветового объекта, действие отнесения к эталону изучается с помощью сортировки предметов по форме, а перцептивное моделирование путем сборки разнообразных фигур (представляющему собой целую фигуру). Специальные диагностические приёмы были разработаны для изучения особенностей наглядно-образного мышления. Задача диагностических методик состоит в том, чтобы выявить у детей с интеллектуальной недостаточностью способность к оперированию представлениями и нахождению правильного решения.
Для исследования операций анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью используются следующие методики.
Методика 1
«Сложи разрезную картинку»
Цель: выявление способности к анализу и синтезу
Оборудование: две предметные одинаковые картинки, одна из которых разрезана.
Процедура: в тех случаях, когда испытуемый не может правильно соединить части картинки, экспериментатор показывает целую картинку и просит сложить из частей такую же. Если и после этого испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает испытуемому наложить другую, после чего опять просит его выполнить задание самостоятельно.
Обработка результатов:
0 баллов – испытуемый не принимает и не понимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;
1балл – испытуемый принимает задание, но складывает картинку без учета целостного восприятия предметного изображения или кладет одну часть картинки на другую, в процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнения задания, безразличен к конечному результату;
2 балла – испытуемый принимает задание, но при самостоятельном выполнении соединяет части без учета целостного изображения предмета, в условиях обучения накладывает часть картинки на целое, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения задания, проявляет интерес к результату своей деятельности;
3 балла – испытуемый принимает и понимает задание, самостоятельно выполнить его не может, но пытается соединить части в целое, после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения, заинтересован в результате своей деятельности;
4 балла – испытуемый принимает и понимает задание, самостоятельно выполняет его, заинтересован в результате.
Методика 2
«Времена года»
Цель: выявление способности к анализу и синтезу
Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.
Процедура: перед испытуемым раскладывают четыре картинки, на которых изображены четыре времени года и просят: «Покажи, где зима (лето, осень, весна) ». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т.д. В случаях затруднений перед испытуемым оставляют картинки с изображением только двух времен года – лета и зимы и задают вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где изображено лето».
Обработка результатов:
0 баллов – испытуемый не понимает цели задания, перекладывает картинки;
1 балл – испытуемый принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями, после обучения может выделить картинки с изображением только двух времен года;
2 балла – испытуемый принимает задание, но затрудняется в соотнесении изображения времен года с их названиями, после обучения может выделить картинки с изображением трех времен года;
3 балла – испытуемый принимает задание, уверенно и самостоятельно соотносит изображения трех времен года с их названиями;
4 балла – испытуемый уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями, может объяснить выбор определенного времени года.
Методика 3
«Нарисуй целое»
Цель: выявление способности к анализу и синтезу
Оборудование: две картинки, на которых нарисован всем знакомый предмет – платье (одна картинка разрезана), бумага и карандаши (фломастеры).
Процедура: экспериментатор кладет перед испытуемым части разрезной картинки с изображением платья и просит его нарисовать целую. Картинку предварительно не складывают. Если испытуемый не может выполнить задание, проводится обучение. Испытуемому дают разрезную картинку и предлагают сложить её, а затем нарисовать. Если испытуемый затрудняется, то экспериментатор помогает ему, затем снова предлагает выполнить рисунок.
Обработка результатов:
0 балов – испытуемый не принимает задание, в условиях обучения действуют неадекватно;
1 балл – испытуемый принимает задание, но нарисовать предмет по разрезной картинке не может, пытается изобразить предмет только после повторного складывания картинки, но получаются только элементы предмета;
2 балла – испытуемый нарисовать предмет по разрезной картинке не может, после складывания картинки ребенок пытается изобразить предмет, но у него получается схематическое изображение предмета;
3 балла – испытуемый нарисовать по разрезной картинке не может, после складывания картинки рисует предмет;
4 балла – испытуемый может нарисовать предмет по разрезной картинке, рисует с интересом.
Для исследования операции классификации у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью используются следующие методики.
Методика 1
«Раздели на группы»
Цель: выявление способности к обобщению и классификации
Оборудование: картинки с изображением одежды (рубашка, платье, куртка), мебели (стол, кресло, шкаф), овощей (помидор, огурец, морковь), домашних животных (корова, лошадь, кошка),
фруктов (яблоко, груша, слива), посуды (чайник, чашка, кастрюля),
игрушек (кукла, пирамидка, мишка), диких животных (волк, лиса, ёжик), транспорта (автобус, самолёт, грузовик), цветов (тюльпан, василёк, ромашка). Всего 30.
Процедура: картинки лежат перед испытуемым в перевернутом виде. Ребенку предлагается разделить все картинки на группы так, чтобы
картинки в каждой группе подходили друг к другу. Если ребенок
затрудняется в выполнении задания, экспериментатор достает одну
картинку, спрашивает, что на ней нарисовано, и просит подобрать картинки, которые подходили бы данной.
Обработка результатов:
0 баллов – испытуемый не выделяет существенные признаки
предметов одного класса, не может объединить их в группу, назвать
обобщающим словом;
1 балл – испытуемый раскладывает карточки в случайном порядке, не выделяя какой-либо признак, перечисляет предметы, либо пересчитывает, называет их количество;
2 балла – испытуемый объединить предметы в группы, но не называет их обобщающим словом, вместо этого подменяет название группы указанием на действие, которое производит этот предмет, или на то, что с ним можно сделать;
3 балла – испытуемый правильно объединяет предметы, но при этом путает понятия или дает неточное название группе;
4 балла – испытуемый правильно объединяет 7-9 групп, называет обобщающим словом.
Методика 2
«Классификация геометрических фигур»
Цель: выявление способности к обобщению и классификации. Оборудование: набор карточек с геометрическими фигурами: 5 фигур красного цвета, 5-синего, 5-желтого, 5-зеленого. Среди фигур четыре треугольника, четыре квадрата, четыре круга, четыре прямоугольника, четыре овала.
Процедура: испытуемому показывают набор карточек и объясняют, что на них нарисованы разные фигуры. Затем даётся инструкция: «Разложи эти карточки - подходящие к подходящим». Если испытуемый оказывается не в состоянии выделить какой-либо общий признак, по которому фигуры могут быть сгруппированы, экспериментатор просит ребенка положить каждую карточку в соответствии с цветом фигуры. Объясняя задание, он использует указательные жесты. Например: «Я буду давать карточки, а ты клади сюда все такие (показывает жестом на красные круги), а сюда все такие (показывает на желтые круги)». И т. д. В стороне на столе лежат другие карточки указанных цветов (квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники). Экспериментатор берет одну и, протягивает её ребенку, просит положить её правильно. Если ребенок кладёт карточку неверно или же не решается выполнить задание, экспериментатор делает это молча сам, затем протягивает ему вторую и т. д. По окончании раскладывания испытуемого просят объяснить принцип работы.
Если испытуемый выполнил группировку по цвету, ему предлагают выполнить вторую часть задания - группировку по форме. Экспериментатор говорит: «Будь внимательным, теперь карточки надо раскладывать по-другому, но тоже подходящие к подходящим». Если испытуемый опять не в состоянии выделить принцип группировки, то экспериментатор кладет перед ребенком четыре карточки-образца с изображением квадрата, круга, треугольника и прямоугольника одного цвета. Затем по одной в случайном порядке подаёт ребенку, тот раскладывает их. После выполнения задания следует словесная формулировка признака (испытуемым или экспериментатором).
Обработка результатов:
0 баллов – испытуемый не принимает задание, не ориентируется в его условиях (передвигает карточки, играет с ними), в процессе обучения действует неадекватно;
1 балл – испытуемый принимает задание, раскладывает карточки без учета ориентировки на цвет, после оказания помощи начинает ориентироваться на образец, группировку по форме не выполняет;
2 балла – испытуемый принимает задание, раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму после оказания помощи экспериментатора, не может обобщить принцип группировки в речевом плане;
3 балла – испытуемый принимает задание, самостоятельно раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму, затрудняется в формулировке принципа группировки;
4 балла – испытуемый принимает задание, раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму на 4 группы, самостоятельно объясняет принцип группировки.
Для исследования операции обобщения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью используются следующие методики.
Методика 1
«Исключение лишнего»
Цель: выявление способности к обобщению.
Оборудование: 5 карт с изображением набора из четырех предметов, один из которых не может быть обобщен с другими по общему с ними существенному признаку, т. е. – «лишний»
Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку». Какой предмет здесь лишний? (Какой предмет здесь оказался случайно, по ошибке?) Подумай, как можно назвать одним словом другие предметы.
Процедура: испытуемому поочередно предлагаются пять карт различной тематики:
№ 1 «Овощи – фрукты»: яблоко, груша, апельсин, лук.
№ 2 «Игрушки – комнатные растения»: машина, пирамида, мяч, кактус.
№ 3 «Одежда – обувь»: платье, сарафан, ботинки, куртка.
№ 4 «Посуда – мебель»: чайник, стол, кружка, ковшик.
№ 5 «Воздушный – наземный транспорт»: легковой автомобиль, автобус, трактор, вертолет.
Обработка результатов:
Каждая карта оценивается отдельно по правильности обобщения и наличия – отсутствия обобщающего слова.
0 баллов – испытуемый перечисляет предметы, изображенные на карте, пересчитывает их, не употребляет обобщающее слово;
1 балл – испытуемый обобщает предметы на основании случайных признаков (например, «у яблока и груши есть листик»), не употребляет обобщающее слово;
2 балла – испытуемый обобщает предметы на основе функциональных признаков (например, «с машинкой, пирамидкой и мячом играют»), не употребляет обобщающее слово;
3 балла – испытуемый обобщает предметы по существенным признакам, но затрудняется в употреблении обобщающего слова;
4 балла – испытуемый обобщает предметы по существенному признаку и правильно употребляет обобщающее слово на 4-5 карта
Методика 2
«Назови одним словом»
Цель: выявление способности к обобщению
Оборудование: картинки с изображением овощей, одежды, посуды, мебели, животных, птиц, транспорта, фруктов.
Процедура: экспериментатор показывает испытуемому ряд картинок и просит назвать их одним словом.
Обработка результатов:
0 баллов – испытуемый не может назвать предметы обобщающим словом;
1 балл – испытуемый перечисляет предметы, входящие в группу, либо пересчитывает, называет их количество;
2 балла – испытуемый подменяет название группы указанием на действие, которое производят эти предметы, или на то, что с ним можно сделать («Это ездит», «Это едят» и т. п.);
3 балла – называет предметы обобщающим словом, но при этом путает понятия или дает неточное название (например, вместо «птицы» говорит «животные»);
4 балла – правильно называет 4 группы предметов обобщающим словом.
Для исследования способности к установлению причинно-следственных связей у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью используются следующие методики.
Методика 1
«Расскажи»
Цель: выявление умений устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: четыре картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из каждодневного опыта. На первой картинке – мальчик, проснувшись, сидит на постели, недалеко от него лежит его одежда; на второй – он умывается; на третьей – сидит на стуле и одевается; на четвертой – одетый мальчик сидит за столом и завтракает.
Процедура: перед испытуемым в случайной последовательности выкладывают четыре картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все картинки по порядку: что мальчик делал сначала, что потом, чем завершились его действия». Если испытуемый не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, то экспериментатор показывает их и говорит: «Вот первая картинка. Утро. Мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случае затруднений экспериментатор кладет вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?»
Обработка результатов:
0 балов – испытуемый не принимает задание, не воспринимает изображенный на картинки сюжет;
1 балл – испытуемый принимает задание, но не воспринимает серию картинок как единое событие, называет каждое действие в отдельности, не объясняя их в единый сюжет во временной последовательности;
2 балла – испытуемый принимает задание, но, раскладывая картинки, нарушает временную последовательность и после обучения, не может объяснить установленную им последовательность;
3 балла – испытуемый принимает задание, но раскладывает картинки не всегда точно, ориентируется на временную последовательность, после обучения начинает понимать единый сюжет, может рассказать о событии;
4 балла – испытуемый самостоятельно раскладывает картинки, составляет связный рассказ (три-четыре предложения), четко ориентируясь на временную последовательность.
Методика 2
«Составь рассказ по картинке»
Цель: выявление умений устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением знакомой детям жизненной ситуации.
Процедура: экспериментатор предлагает испытуемому рассмотреть картинки и говорит: «Подумай, как составить рассказ по этим картинкам». Если испытуемый затрудняется, то экспериментатор уточняет: «Разложи картинки так, чтобы получился рассказ, в котором есть начало, продолжение и окончание».
Обработка результатов:
0 баллов – испытуемый не понимает цель задания, в условиях обучения действует неадекватно;
1 балл – испытуемый принимает задание, перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинках, однако не устанавливает динамики событий, на уточняющие вопросы отвечает неадекватно;
2 балла – испытуемый принимает задание, но без помощи не может воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинках, и после уточняющих вопросов не может составить рассказ;
3 балла – испытуемый принимает задание, понимает целостность ситуации, изображенной на картинках, но не может самостоятельно составить рассказ даже после уточняющих вопросов;
4 балла – испытуемый принимает задание, понимает целостность ситуаций, изображенных на картинках, самостоятельно составляет рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс игр и упражнений для развития мышления воспитанников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома-интерната
Представленные игры были взяты у таких авторов как Баряева Л.Б. Зарин А. из учебно-методического пособия “Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития”, и у ...
Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста
Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбец...
Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием
Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным инт...
Методики изучения наглядно-действенного мышления
выявить уровень сформированности восприятия величины, цвета. Установить характер деятельности (адекватность и рациональность способа работы; самоконтроль), состояние моторики....
Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
1. Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Дост...
Методики для детей с интеллектуальной недостаточностью
Обзор, используемых методик для детей с интеллектуальной недостаточностью...
Особенности наглядных форм мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью
Важную роль в формировании познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка играет мышление, оно обеспечивает весь процесс обучения детей. В реальной деятельности познавательные процессы фун...