Научно – методическая статья «Социально – нравственное воспитание детей с ОВЗ дошкольного возраста»
статья по коррекционной педагогике
Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей с ОВЗ и что дадут им эти знания в дальнейшем? Для начала надо понять, что стоит за этим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 37 города Кузнецка
(МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка).
Научно – методическая статья «Социально – нравственное воспитание детей с ОВЗ дошкольного возраста»
Составитель
воспитатель Андриянова Светлана Владимировна.
Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь….
Апулей
Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей с ОВЗ и что дадут им эти знания в дальнейшем? Для начала надо понять, что стоит за этим.
Социализация это процесс вхождения каждого конкретного человека (индивида) в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества.
Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.
Именно в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка с ОВЗ с взрослыми и сверстниками, виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Придя в детский сад, дошкольник с ОВЗ, в частности с нарушением опорно – двигательного аппарата, постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. И именно поэтому мы, в нашей группе компенсирующей направленности для детей с НОДА, таким образом, формируем предметно-развивающую среду, а также процесс обучения и воспитания, что бы наши дети смогли как можно больше вынести для себя полезного, непросто что-то узнать, но и применить свои знания на практике.
Выделение нравственного аспекта проходит во всех зонах деятельности детей через правила поведения, памятки, рисунки — схемы, картотеки. Оформлены авторские уголки: «Здравствуйте, я пришел», «Правила нашей группы», «Я самый, самый», «Поздравляем», «Мой день рождения».
В своей работе мы используем следующие формы работы:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Проблемные ситуации.
3. Поисково – творческие задания.
4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры.
5. Познавательные беседы.
6. Просмотр видеофильмов.
7. Театрализованные постановки.
8. Музыкальные досуги, развлечения.
9. Презентации и др.
В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, и произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), т.к. именно они вмещают в себя все ценности родного языка. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
В своей работе мы широко используем коммуникативные игры, игровые ситуации, психогимнастики, мы поощряем сотрудничество и взаимопомощь, стремление детей высказывать свои мысли и чувства, не замыкаться, договариваться, если возникли проблемы.
В нашей работе немаловажную роль играют этические беседы, направленные на формирование интереса к общению с взрослым, создание нравственных основ личности ребенка к себе как к формирующей личности.
В беседах обязательно учитывается личный опыт детей, что делает общение более понятным, содержательным. Темы личного общения могут быть самыми разнообразными. Желательно, чтобы они были связаны с реальными событиями из жизни ребенка, с его интересами и опытом общения с другими людьми. Главное, чтобы разговор шел о людях, поступках, отношениях.
Цель бесед – способствовать нравственному развития ребенка путем формирования представлений у него о добре, милосердии, дружбе, культуре общения; моделировать проблемные ситуации и их решение; формировать интерес к общению со взрослыми, создавать нравственные основы личности ребенка, пробудить интерес к себе как формирующейся личности.
Беседы внеситуативно-познавательного общения: «Дорога в детский сад», «Кто и зачем придумал правила?», «Правила поведения», «Как и в какие игры можно играть с младшими детьми?», «Что такое детский сад?», «Твоя любимая игрушка», «Сколько мам в твоей семье», «Какими должны быть мальчики и девочки?», «Как и чем можно порадовать близких?».
Беседы внеситуативно-личностного общения: «Как надо обращаться к другому человеку с просьбой», «Как можно пожалеть?», «Что делать, если ты потерялся? (в магазине, на рынке, в парке)», «Что ты знаешь о своем друге?», «Знаешь ли ты себя?». «Как можно узнать настроение человека?», «Как надо называть человека?», «Как надо называть родных?».
Наиболее понятной и близкой деятельностью для дошкольника является игра. В работе с детьми я использую как индивидуальные, так и коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решаются самые разные коррекционные задачи.
В своей работе мы используем:
• Игры, направленные на развитие эмоциональной осведомленности:
«Цветовое настроение», «Маски», «Мы - артисты», «Ученые мартышки», «Мы-шоферы», «Хочу быть птичкой», «Юные спортсмены», «Веселый цирк».
• Игры, направленные на овладение детьми невербальными средствами общения: «Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», «Передай доброе слово», «Вежливые жмурки», «Не хотим мы больше спать», «Непослушная дочка», «Рыбка плавала в пруду», «Облака», «Мы ребята – мастера».
• Игры, направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: «Разговор по телефону», «Как нам быть?», «Как с тобой разговаривают», «Звонок в цветочный магазин», «Приглашение в гости», «Звонок на работу маме», «Звонок в поликлинику».
• Игры-путешествия, направленны на расширение знаний детей об окружающей действительности, т. к. у детей с НОДА запас знаний недостаточный в связи с физиологическими особенностями. Поэтому развитие воображения, развитие мимики и жестов, звукоподражательных навыков, формирования интересов к совместным играм со взрослыми и сверстниками, создают положительный эмоциональный настрой: «Путешествие в деревню», «Путешествие на луг», «Путешествие в лес», «Путешествие к лесному болоту», «Путешествие по воздуху», «Путешествие на речку», «Путешествие в организм человека».
• Стихотворения по методике «Расскажи стихи руками», направленные на развитие памяти, речи, мелкой и крупной моторике рук, чувства ритма, мимической выразительности, формирование интереса к поэзии, к совместной с взрослыми и сверстниками деятельности: «Смелый капитан», «Радость», «Приготовили обед», «Мамины помощники», «Любимые куклы», «На пляже», «Вкусный арбуз», «Не хотим мы больше спать».
• Театрализованные игры, направленные на имитацию движений, что немало важно для развития детей с НОДА «Веселый Старичок-Лесовичок», на развитие артикуляции «Немой диалог», развитие монологической речи «Зеркало», развитие диалогической и монологической речи детей «Договорим то, чего не придумал автор»
В своей работе с родителями мы используем инновационные формы работы с родителями:
- Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
- Вечера вопросов и ответов;
- Родительские гостиные;
- Тренинги по запросам родителей;
- Клубы по интересам;
- Родительские конференции;
- Совместное творчество родителей, детей и педагогов; - Творческие выставки и фотовыставки;
- Тематические вечера и викторины;
- Совместные досуги;
- Видео интервью и мультимедийные презентации;
- Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
- Совместное создание мини-музеев.
Традиционными в нашем детском саду стали: творческие проекты «Моя семья», «Здравствуй, здравствуй Новый год», родительские гостиные «Веселые игры детей и родителей», «День Матери», оформление выставок с участием родителей : «Моя мама рукодельница», «Моя любимая игрушка», «Лесная красавица», альбом «Наша дружная семья», праздники посвященные русским обычаям и традициям: «Масленица», «Проводы зимы», «Рождество», «Ярмарка», совместные праздники с родителями «День Победы», «День защитника Отечества».
Дети нашей группы, а также родители и педагогический коллектив в полном взаимодействии принимают участие во всех мероприятиях. Здесь всегда царит атмосфера добра, обыгрываются традиции и обычаи различных народов, показываются, как выстраиваются взаимоотношения в семье, как один и тот же человек примеряет на себя различные социальные роли. То есть, закладывается база из знаний о нашем обществе в целом и о каждом человеке в частности. И мы видим, что знания, которые получают наши дети, не забываются. Они находят свое отражение в их поступках, суждениях, высказываниях, отношении к окружающей действительности, не зависимо от того какой диагноз у ребёнка.
Таким образом, усвоение нравственного опыта у детей с ОВЗ дошкольного возраста происходит через взаимодействие «ребенок - взрослый», в ходе которого каждый оказывает влияние на другого и контролирует его поведение.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что социально-нравственное воспитание детей с ОВЗ, в частности с НОДА закладывает основы личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.
Как известно, характер формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.
Литература:
- Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие : практическое пособие / Р. С. Буре. – Москва : Мозаика-Синтез, 2011.
(3–7 лет). - Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М.: Просвещение, 1993.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. «Психология и педагогика обучения дошкольников». Учебное пособие, - М. 2012
- Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001
- Лисина М.И. «Формирование личности ребёнка в общении». – СПб, 2006
- П е т р о в а В. И., С т у л ь н и к Т. Д. «Этические беседы с детьми 4–7 лет» Редактор: Дорофеева А. Издательство: Мозаика-Синтез, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по социально-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Я и мир»
Социально-нравственное воспитание дошкольников очень важно на современном этапе развития общества.В данном проекте представлены занятия, игры, совместная деятельность с детьми по социально-нравс...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕ-ГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СЕМЕЙНОМ ДЕТСКОМ САДУ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СЕМЕЙНОМ ДЕТСКОМ САДУ ПРОЕКТНАЯ РАБОТАПо до...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственному воспитанию детей группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) «Одуванчик» Тема: ««Поможем сказочным героям»»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственному воспитанию детей группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) «Одуванчик»Тема: ««Поможем сказочн...
Путешествие по сказкам» Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Обобщение и систематизация знаний детей о русских народных сказках, развитие эмоционально-нравственной сферы детей, морально-этических представлений....
Статья на тему:«Социально – нравственное воспитание детей с ОВЗ дошкольного возраста»
Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей с ОВЗ и что дадут им...
Интегрированное занятие "Народные сказки, как основа нравственного воспитания детей" для младшего дошкольного возраста
Интегрированное занятие для младших дошкольников...
Интегрированное занятие "Народные сказки, как основа нравственного воспитания детей" для младшего дошкольного возраста
Интегрированное занятие для младших дошкольников...