Фронтальное логопедическое занятие "Дикие животные"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Занятие способствует развитию речи и навыков общения, обогащению словарного запаса. Во время занятия у детей развивается артикуляционная моторика, закрепляется представление о звуках. Материал занятия способствует формированию эмоциональной отзывчивости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frontalnoe_zanyatie_dikie_zhivotnye.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия
«Дикие животные»
Коррекционно-образовательные цели:
- Обобщение и систематизация знаний о диких животных лесов, их внешнем виде и образе жизни.
- Закрепить и обобщить полученные ранее представления о звуках.
- Образование притяжательных прилагательных.
- Употребление в речи названий животных и их детенышей в ед. и мн. числе, в им. и род. падежах.
- Совершенствование синтаксической стороны речи.
- Обогащение и активизация словаря детей.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха.
-Развитие умения соотносить звуки речи со звуками окружающей действительности.
- Развитие мышления, слухового внимания и памяти, развитие зрительного восприятия.
- Развитие творческого воображения.
- Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, общей моторики.
- Формирование четких координированных действий во взаимосвязи с речью.
- Формирование общих речевых навыков. Развитие силы и высоты голоса.
- Формирование нижне-диафрагмального дыхания.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.
-Воспитание эмоциональной отзывчивости.
-Формирование интереса к занятиям.
Оборудование
- Аудиокассета с голосами животных (медведь, волк, сова, дятел,) фрагменты музыкальных произведений “Катание на санях”, П. И. Чайковского цикл “Времена года”.
- Декорации зимнего леса, животных.
- Лесовичок –игрушка, письмо
- Кролик.
- Бассейны с шишками.
- Зимний пейзаж, картинкы с изображением диких животных.
Корзинка, музыкальное сопровождение, проектор – слайды.
- Гномы-Звуковички, символы гласных звуков.
Ход занятия.
(Организационный момент. Сообщение темы занятия.)
1.Психогимнастика в сочетании с мимической гимнастикой
-Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.
- улыбнемся! (дети улыбаются)
- Для чего- то они к нам пришли в гости? Давайте удивимся! (удивленно поднимают брови)
- К сожалению, наше хорошее настроение иногда омрачает пасмурная погода. Давайте нахмуримся (дети нахмуривают брови)
-Но нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады (дети улыбаются)
И ещё раз улыбнемся!
-А теперь повторим ещё раз:
Мы умеем удивляться!
Мы умеем улыбаться!
Мы умеем хмуриться!
Мы умеем улыбаться!
2. Звучит музыка (звуки леса).
Стук в дверь, игрушка Лесовичок. Письмо от Лесовичка.
- Прочитаем письмо от старичка-Лесовичка.
Лесовичок:
Я – старичок-лесовичок,
В бороде травы клок.
В лесу я живу, лес охраняю.
Вы узнали меня?
Я хочу пригласить вас в путешествие по сказочному зимнему лесу. В гости к диким животным. Но сначала наденем зимнюю одежду.
Дети изображают, что надевают валенки, шапку, пальто. (Произнесение звука “ш”.)
(Основной этап.)
3. Логопед: Ну что, отправляемся в путешествие? Вставайте, стройтесь за мной
(Звучит фрагмент из музыкального произведения П.И. Чайковского. «В сосновом лесу»).
Звучит музыка вьюга.
Логопед: Давайте поиграем в игру, которая называется “Вьюга”. Вы будете петь звук “У”. Если я поднимаю руку вверх, то вы поете громче, а если опускаю вниз – то тише.
Логопед: Мы с вами в лесу. Посмотрите, здесь живет много животных и птиц.
(Звуки зимнего леса. Прослушивание голосов леса. Волк воет. Сова ухает. Дятел стучит.)
- ой, сколько здесь снега! осторожно, тут глубокий снег.
Все бело, бело, бело,
Много снегу намело. Что за волшебный сугроб? кто же под ним прячется?
Дети находят сугроб (из ваты), сдувают “снежинки”, разбирают картинки с животными
4. Сегодня к нам на занятие пришли животные. А вот какие, надо отгадать. (Слайды)
- Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много
А нитки ни одной. (еж)
2. -Летом гуляет, зимой отдыхает. Любит он в лесу реветь, спать в берлоге, кто …. (медведь)
3. - На ветке не птичка.
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?... (белка)
4. - Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору. ( заяц)
5. - Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Кто зубами щелк, да щелк. Это бродит серый … (волк)
6. -Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса).
7. С ним тягаться трудно в беге.
Коли встретить довелось,
Знайте, дети, это …(лось).
На наборном полотне выставляются все картинки.
- Дети, почему этих животных называют дикими?
5. Замечают следы белочки. Белочка разбросала шишки. Дупло с белочкой.
- Вот и белочка, расскажем про белочку сказку!
Дети рассаживаются на пенечки, берут зеркала и выполняют артикуляционную гимнастику.
Маленькая белочка Широко открыт рот, язык расслаблен.
Спала в теплом дупле “Лопаточка”.
Вот она проснулась
И весело нам улыбнулась “Улыбка”
Почистила зубки “Чистим зубы”
Прополоскала ротик “Полоскание рта”.
Попила чаю, чай был горячий Подуть
И пошла гулять, попрыгала по веткам
Вверх – вниз, вверх– вниз “Здороваемся с верхней и нижней губой”.
Поболтала с воробьем “Болтушка”
Увидела лошадок “Лошадка”
Насобирала грибов “Грибок”
Устала. Вернулась в дупло.
И прилегла отдохнуть. Рот открыт, язык расслаблен.
6. Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Пусть это пожелание будет теплым и искренним.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро.
-Доброе утро, нам птица пропела (ис – ис - ис).
-Доброе утро, комар зазвенел (з – з - з).
-Доброе утро, жужжит нам пчела (ж-ж-ж)
-Доброе утро, лягушка сказала (ква – ква – ква)
Даже ползучий, пятнистый питон
- Доброе утро, вымолвил он ( ш – ш – ш)
-Доброе утро солнцу и птицам,
-Доброе утро, улыбчивым лицам.
После таких теплых слов стало еще больше радостных и светлых лиц. Вот, что может сделать доброе слово.
7. Наступили холода, заболели животные и потянулись к доктору Айболиту. Утром доктор заметил, что на полянке около лечебницы собралось много животных. Упражнение «Кто с кем?»: Посмотри на картинку. Кто пришел к лечебнице доктора Айболита?
(Лиса с лисенком. Зайчиха с зайчонком. И т. д.)
8. Доктор Айболит в своей лечебнице оказал помощь всем животным. Упражнение «Подскажи словечко»: Ответь на вопросы:
(На мольберте выставляются картинки с животными).
Ежу вылечил лапку. Чью лапку вылечил доктор? ... {Ежиную.) Волку вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор? ... .
Лосю вылечил ногу. Чью ногу вылечил доктор? ....
Медведю вылечил зубы. Чьи зубы вылечил доктор? ... .
Лисе вылечил голову. Чью голову вылечил доктор? ....
Белке вылечил ухо. Чье ухо вылечил доктор? ....
Зайцу вылечил глаз. Чей глаз вылечил доктор? ....
9. ФИЗМИНУТКА
Подвижная игра. Музыка (Хлоп-хлоп)
Как-то раз лесной тропой | Дети идут по кругу Идут, громко топая |
Теперь садимся тише, тише – притихнем. Словно в норках мыши.
9. - У всех есть свой дом. Дом для диких животных – лес. У каждого есть свой домик в лесу. А теперь, давайте найдем дом для животных.
Игра “Найди дом для животного”
Слайды изображения домиков животных, а под ними маленькие картинки диких животных (лиса, белка, волк, еж, медведь).
- Ребята, животные заблудились. Надо правильно их расселить в домики.
Логопед: Ой, ребята, вы слышите…. какой-то звук? Рядом с нами. Мне кажется, что этот звук доносился из-за елки. Пойдемте с вами посмотрим. Ой, кто это? Дети: Кролик. Логопед: Как же он здесь оказался? Совсем один! Почему он так жалобно пищал? Он сможет здесь выжить, зимой? А мы можем ему как – то помочь? (Решено взять кролика с собой в детский дом.) Пусть он пока посидит у меня в корзинке.
11. По дороге в страну звуков нам встретился лесной терем - теремок, где живут друзья, а какие, отгадайте сами:
-Кто это? (Играет песня «Гномы».)
-Правильно, это гномы - Звуковички, они заблудились и просят их проводить в страну гласных звуков, в свой замок.
- Давайте вспомним, как их зовут?
-Этот звуковичок - А_А_А; О_О_О; У_У_У; И_И_И; Ы_Ы_Ы;
-Ребята, когда мы пропевали имена звуковичков, как называются звуки, которые можно пропеть? (гласные)
-Почему они называются гласными? (Их можно пропеть, воздух выходит свободно изо рта, не встречает преграду. Уточнить артикуляцию звуков).
– Ой, что-то совсем горло замерзло, простыла. Ребята, сейчас губами я буду показывать вам звук, а вы будете угадывать. (А, О, У, И, Ы)
-Молодцы, все справились!
-Ну вот мы и вернули Звуковичков в страну гласных звуков. Молодцы ребята! Звуковички хвалят вас за то, что вы помогли им вернуться в свой замок!
Логопед:
Дикие животные с человеком не живут,
Постоянной помощи от него не ждут.
А живут они в лесах, на горах, в лугах, в степях,
Сами пищу добывают, сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Всех их не пересчитать,
Обо всех не рассказать.
По своим живут законам,
Их всем людям надо знать,
Чтобы не вредить животным,
Их повсюду охранять.
Насмотрелись мы чудес,
Жди нас снова зимний лес.
- А как же мы вернемся домой, мы так далеко забрели в лес. Конечно же на автобусе. Занимаем места. (Песня «Автобус»).
XV. Итог занятия
– Ребята вы все хорошо поработали сегодня. Все животные, которых мы встретили в лесу, оставили вам сюрприз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия "Домашние животные"(подготовительная группа для детей с заиканием)
Конспект логопедического занятия "Домашние животные"...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
Презентация для фронтального логопедического занятия по теме "Домашние животные"
Презентация будет полезным сопровождением к занятию....
Конспект фронтального логопедического занятия по автоматизации звука [ш]. Животные северных стран.
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран».
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на материале лексической темы «Животные жарких стран»....
Боголюбова (Шухтина) Василина Владимировна. Конспект открытого фронтального логопедического занятия "Домашние животные".
Занятие помогает закрепить знания о домашних животных и навык употребления предлога "в" в предложениях и связной речи....
Фронтальное логопедическое занятие по теме " Животные жарких стран" в подготовительной логопедической группе.
Цель:формирование лексико- грамматических средств языка по теме: "Животные жарких стран"....