ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih_soprovozhdenie.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР.
Герасименко М. В., Папина М. В.
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. Дети забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой и смысловой стороны речи. Впервые термин ОНР был введен в 50 – 60 гг. XX века основоположником логопедии в России Р. Е. Левиной.
Р. Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают состояние компонентов языка у детей с ОНР:
- первый уровень характеризуется отсутствием речи. Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами.
- второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура слов.
- третий уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакт с окружающими только в присутствии знакомых.
Основные направления логопедической работы с детьми с ОНР:
- в работе с первым уровнем речевого развития главными задачами является: развитие понимания речи, развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания и памяти;
- детей на втором уровне развития обучают умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их друг другу. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи;
- для детей третьего уровня: дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного звукопроизношения, подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
Причинами ОНР являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфикции), а также в первые годы жизни ребенка.
У детей с ОНР часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются:
- агрессивность, драчливость, конфликтность;
- повышенную впечатлительность, страхи;
- неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта;
- энурез;
- повышенная обидчивость, ранимость;
- склонность к болезненному фантазированию.
Выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы в процессе психологического сопровождения развития детей с ОНР.
Целью психологического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Приоритетными задачами сопровождения развития детей с нарушениями речи в нашем дошкольном учреждении являются:
- создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом;
- учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
- повышение психологической компетентности родителей, воспитателей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Задачи психологического сопровождения детей с ОНР в нашем саду решаются в работе с отдельными детьми, подгруппой, а так же с родителями и педагогами. В связи с этим осуществляется несколько направлений в работе психолога:
- психологическое просвещение и профилактика;
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция и развитие;
- психологическое консультирование.
Пристальное внимание при изучении детей с ОНР уделяется нарушениям внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия. При общем недоразвитии речи мышление детей имеет свои особенности. Исследователи констатируют нарушения наглядно-образного, словестно-логического мышления, в особенности аналитико-синтетической деятельности. Так же таким детям свойственна низкая осведомленность об окружающем мире.
Как отмечают, такие исследователи как Тарасова Н. В., Волковская Т. Н., для овладения детьми с ОНР операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения необходимо создание специальных условий, так как многие из них часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию, легко теряют конечную задачу, не могут составить внутреннего плана ее решения.
Основными направлениями коррекционной работы педагога-психолога с дошкольниками с ОНР должны быть:
• психомотрное развитие (дыхательные и глазодвигательные упражнения, растяжки, самомассаж, межполушарное взаимодействие);
• развитие когнитивных процессов (тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое восприятие, пространственные представления, зрительное и слуховое внимание, зрительная и слухо-речевая память, наглядно-образное, словестно-логическое и образно-схематическое мышление, воображение);
• развитие эмоционально-личностной сферы (произвольная саморегуляция двигательной активности и эмоционального состояния, произвольность психических процессов, формирование адекватной самооценки);
• развитие коммуникативной сферы (установление взаимоотношений со взрослыми и детьми, навыки сотрудничества).
При этом коррекционно-развивающая работа должна быть основана на комплексной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда, подразумевающей создание единого коррекционно-образовательного пространства, предполагающего единое календарно-тематическое планирование и согласованность работы по психическому и речевому развитию детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Таким образом, важным условием психологического сопровождения детей с ОНР, их успешной подготовки и дальнейшей адаптации к школе является совместная, комплексная работа учителя - логопеда, педагога-психолога и родителей.
Литература:
1. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004. – 104 с.
2. Тарасова Н.В. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 173 с.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное сопровождение речевого развитие детей дошкольного возраста.
Содержание 1. Методологические подходы к решению проблемы развития речи у детей дошкольного возраста2. Состояни...
«Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей»
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. ...
«Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей»
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. ...
Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.
1. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста. М.О. Валяс2. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста ...
Рабочая программа психологического сопровождения и развития детей дошкольного возраста.
Рабочая программа психологического сопровождения и развития детей дошкольного возраста....
Психологическое сопровождение естественного развития детей (рекомендации для родителей)
Желание вырастить своего малыша физически и психически здоровым, гармоничным и счастливым – мечта каждого взрослого. Для укрепления или изменения отношений между родителями и ребенком, попр...