Конспект индивидуального занятия по формированию сенсорных эталонов и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Курганова Екатерина Алексеевна

Возраст: 6 лет

Заключение ПМПК: ЗПР, ЗРР

Цель: закреплять сенсорные эталоны и формировать правильные пространственные представления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_formirovaniyu_sensornyh_etalonov_6_let.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по формированию сенсорных эталонов и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Возраст: 6 лет

Заключение ПМПК: ЗПР, ЗРР

Цель: закреплять сенсорные эталоны и формировать правильные пространственные представления.

Задачи:

- Закреплять знания о геометрических фигурах;

- закреплять умение обозначать на листе бумаги положение той или иной фигуры;

- развивать воображение, мелкую моторику пальцев рук.

-знакомить с цветом, как одним из свойств предмета;

-учить различать, называть основные цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый);

-сравнивать предметы по цвету, находить одинаковые по цвету предметы на основе практических действий;

-составлять группы предметов, одинаковых по цвету; уточнять значения слов: «каждый», «все», «остальные», «кроме»;

-развивать внимание, память, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

  • набор геометрических фигур;
  • «домик для фигур» - лист, разделенный на девять клеток;
  • предметные картинки (солнышко, цветок, облако, бабочка);
  • квадрат (грустный и веселый);
  • набор геометрических фигур разных цветов (красные, синие, зеленые, желтые 4 квадрата, 4 круга, 4 треугольника, 4 прямоугольника, 4 овала).

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дефектолог: Сегодня к нам пришел необыкновенный гость.
Дефектолог показывает Квадратик.
На какую геометрическую фигуру похож наш гость?
Зовут его Квадратик. Только он почему-то грустный.
Давай покажем Квадратику, как мы умеем играть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «1-5 — научились мы считать»:
Один, два, три, четыре, пять      (
дети загибают пальцы, начиная с мизинца)
Учимся  мы считать                               (
сжимают и разжимают кулаки).
Один, два, три, четыре, пять               (
загибают пальцы, начиная с большого)
Надо нам умнее стать...                          (
Сжимают и разжимают кулаки.)
Дефектолог: Давай у него спросим. Квадратик, шепни мне на ушко:
А не весел я потому, что потерял своих друзей.
Дефектолог  предлагает ребенку помочь Квадратику найти его друзей.
Но нам надо отгадать загадки, а ответы нарисовать на волшебном плакате.
1) У этой геометрической фигуры четыре угла, четыре вершины и четыре стороны, причем все стороны одинаковые. (квадрат)
2) У этой — три угла, три вершины и три стороны. (треугольник)
3) Вот фигура совсем без углов, она имеет вытянутую форму. (овал)

4) У следующей четыре угла, четыре вершины и четыре стороны, причем две противоположные стороны — длинные, а две — короткие. (прямоугольник)
5) Эта фигура не имеет углов и похожа на солнышко, обруч, тарелку...(круг)
Дефектолог спрашивает: Какую фигуру нарисовал? Сколько углов у этой фигуры? сторон? Вершин?

Молодец! Все загадки отгадали.

Посмотри, как заулыбался Квадратик, ведь мы назвали его друзей.
Как двумя словами можно назвать друзей Квадратика? Это геометрические фигуры!
Дефектолог: Правильно. Но чтобы друзья больше не терялись, давай поселим их в дом (карточка, разделенная на девять клеток).  

Далее дефектолог дает детям задание: квадрат будет жить в середине (центре) листа, круг — над квадратом, овал — под квадратом; справа от квадрата станет жить треугольник; слева от квадрата поселится прямоугольник. Чтобы дом был уютным, светлым, нарядным, нужно его украсить: «В левый верхний угол поместите солнышко; в правый нижний угол посадите цветок; в правый верхний угол — облако; левый нижний угол украсьте бабочкой».

Можно для закрепления пространственных представлений спросить где находиться круг, квадрат…

Игра «Что изменилось?»

Дефектолог дает задание: разложить все фигуры по цвету. После этого ребенок закрывает глаза. Открыв глаза, он должен сказать, что изменилось.

Игра « Что лишнее?»

Перед ребенком на парте  4 картинки с изображением предметов, из которых 3 — одинаковые по цвету и 1 — другого цвета. (Квадрат, треугольник и круг — красного цвета и овал зеленого цвета. Прямоугольник и круг — желтого, квадрат — синего, треугольник — желтого цвета. Треугольник синего, прямоугольник — зеленого, овал и квадрат — синего цвета. Круг — зеленого, овал, квадрат и прямоугольник — желтого цвета и т.д.)

Необходимо стимулировать правильный ответ:: «Здесь фигуры красного цвета, одна — зеленого. Здесь одна фигура синего цвета, остальные — желтого. Здесь  все фигуры кроме прямоугольника — синего цвета»

Игра «Геометрические фигуры»

Слуховой диктант. Дефектолог называет геометрические фигуры, не уточняя их цвет: «Три квадрата, два прямоугольника, один круг, три треугольника, овал». Ребенок рисует ряд фигур на листе.

Дефектолог. Сколько овалов ты нарисовал? (Один.) Почему ты нарисовал один овал, ведь число один не было названо? (Когда не называют число предметов и произносят: овал, а не овалов, овалы; это означает, что предмет один.) Как называются эти фигуры? (Это геометрические фигуры.) Сколько геометрических фигур составляют ряд? (Десять.) Назови ряд геометрических фигур по порядку слева направо. (Показ каждым ребенком движением руки (2—3 ответа), уточняя цвет выложенных фигур.) (Желтый квадрат, зеленый квадрат, красный квадрат, синий прямоугольник.) Назови ряд геометрических фигур по порядку справа налево. (Показ каждым ребенком движением руки (2—3 ответа), уточняя цвет выложенных фигур.)

— Назови ряд геометрических фигур по порядку слева направо, начиная от шестой фигуры до восьмой.

—  Как называется фигура, которая стоит на шестом месте? (Круг.) Покажите ее пальцом.

— Как называется фигура, которая стоит на восьмом месте? (Треугольник.) Покажите ее.

— Какая фигура стоит до круга? (Прямоугольник.) Покажи. Как сказать по-другому: до круга? (Перед кругом.)

—  Какая фигура стоит после круга? (Треугольник.) Покажите.

— Какая фигура стоит между прямоугольником и треугольником? (Круг.) Покажи.

— На каком по счету месте стоит фигура перед выдвинутым треугольником? (На седьмом.)

— Как называется эта фигура? (Треугольник.)

— На каком по счету месте стоит фигура после показанного вами  треугольника? (На девятом.)

— Как называется эта фигура? (Треугольник.)

—  Какая фигура стоит между шестой и восьмой фигурами? (Треугольник.) Покажите ее.

— Назови ряд геометрических фигур по порядку слева направо, начиная от шестой фигуры до восьмой.

—  Назови этот ряд геометрических фигур по порядку справа налево.

Итог занятия:

Дефектолог предлагает сделать что-нибудь приятное для гостя. Например, вручить ему подарок. Что бы подарить? Как  ты думаешь, обрадуется Квадратик, если подарим ему красивую открытку, на которой соберутся все его друзья — геометрические фигуры?

Для этого нужно из нескольких геометрических фигур создать какое-нибудь изображение, чтобы получилась открытка (можно предложить в качестве домашнего задания).

После того как работа будет выполнена, педагог предлагает подарить свою открытку Квадратику, рассказывая что нарисовано на открытке и какие геометрические фигуры были использованы.

Учитель – дефектолог

МДОУ «Детский сад №5 СЕРПАНТИН»

Курганова Екатерина Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных изобразительных технологий на тему: «Космическое путешествие»

      Занятие представляет собой итог познавательно – развивающего  цикла «Такой разный космос». Структура  занятия смоделирована таким образом, чтобы стимулировать инт...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по ФЭМП "В гостях у Кроша" по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: Познавательное развитие.Вид НОД: Формирование элементарных математических представлений.Старший дошкольный возраст СКГ VII вида МБДОУ №30 г. Кызыла.Тема: «Весел...

Формирование временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемы материал содержит практические советы и рекомендации по формированию временных и пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данная информация будет полезна воспи...