Близорукость
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Вольская Аида Гюмшуд кызы

Аннотация: в данной работе рассматривается специфика использования лечебной физической культуры при лёгкости близорукости у школьников, её позитивные и негативные стороны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blizorukost.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ БЛИЗОРУКОСТИ    

Аннотация: в данной работе рассматривается специфика использования лечебной физической культуры при лёгкости близорукости у школьников, её позитивные и негативные стороны.

Annotaion: in this paper, we consider the specifics of using therapeutic physical culture with the ease of myopia in schoolchildren, its positive and negative aspects.

Ключевые слова: лечебная физическая культура (ЛФК), близорукость, терапия, профилактика.

Key words: therapeutic physical culture (TPC), myopia, therapy, prophylaxis.


Введение

Физическая активность необходима для полноценного развития человека и его различных качеств: от очевидного улучшения физической подготовки, до развития коммуникативных навыков и умения работать в команде (чему способствуют, например, командные игры). К тому же она оказывает терапевтическое и лечебное воздействие на организм человека в условиях пониженной продуктивности.

Лечебная физическая культура (далее - ЛФК) – вид занятий физической культуры, предназначенный для укрепления и восстановления здоровья, улучшения дисциплины, восстановления режима и прививания здорового образа жизни. ЛФК применяется с учётом всех нюансов больного с целью его дальнейшего восстановления. Суть методики заключается не только в поддержании больного в движении, что способствует множеству процессов в организме человека, стимулируя их, но и в вызывании у больного привыкания к физическим нагрузкам, что ведёт к уменьшению риска обретения новых заболеваний.

В данной работе рассматривается ЛФК для школьников с лёгкой степенью близорукости.

ЛФК при близорукости

Как и с другими болезнями, при составлении программы ЛФК важно чёткое определение того, от какого вида близорукости страдает школьник. Сложность этого заключается в том, что занятия спортом при неправильно поставленном диагнозе могут крайне негативно сказаться на зрении, при особенно сильных нагрузках, особенно на глаза и сердечно-сосудистую систему. Также важно учитывать, хроническое ли это заболевание, что именно может поспособствовать ухудшению зрения, и возможно ли это в принципе в каждом конкретном случае. [3]

Однако чётко составленная программа может улучшить зрение, функции головного мозга и кровообращение в организме школьника, что в свою очередь поспособствует развитию его умственных способностей, что вкупе с улучшенным зрением поспособствует раскрытию его персональных качеств, таких как, например, коммуникативность и умение проявлять лидерские качества.

Спектр возможных занятий спортом расширяется по мере улучшения зрения обучающегося. Наиболее широкий спектр ЛФК приходится на случаи со стационарной (не ухудшающейся) близорукостью. Однако в любом случае, если данный конкретный вид спорта или тип физической активности не подразумевает под собой ношение очков в процессе занятий, во избежание дальнейших травм очки рекомендуется снять. [1]

При необходимости возможна коррекция зрения, если данный вид спорта подразумевает под собой наличие у занимающегося высокой остроты зрения. В качестве варианта можно использовать контактную коррекцию, метод которой заключается в ношении особых контактных линз, корректирующих зрение.

Если же болезнь прогрессирует (стабильно ли или синусоидально), занятия спортом, подразумевающие сильные физические нагрузки, такие как поднятие тяжестей, бокс или виды атлетики, требующие постоянных резкий движений всего тела, могут особенно негативно сказаться на здоровье школьника, и такие занятие стоит исключить из его персональной программы ЛФК.

Особенное внимание при занятиях ЛФК уделяется не только на укрепление организма как такового, но и на развитие и укрепление дыхательной системы, мышц и двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Также крайне важна проработка самих глаз, улучшения глазного кровообращения, ведь его слабость особенно сильно сказывается на ухудшении зрения, и укрепления глазных мышц для более крепкой фиксации и подвижности.

Наиболее эффективны дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы спины, шеи, укрепляющие торс и основные мышцы корсета. Упражнения, корректирующие осанку и неправильное положение головы, могут не только искоренить уже имеющиеся проблемы с ними, но и предотвратить возможное их развитие, вероятность которого очень важна, учитывая малоподвижность школьников в учебное время и при выполнении письменных домашних заданий. Поза школьника во время работы крайне важна: ось центра тяжести должна проходить сквозь скамью позади тазобедренного сустава. Книги располагаются на расстоянии предплечья с выпрямленными пальцами. [2]

Специальные упражнения

Нижеописанные эффективны в лечении и профилактике близорукости и должны повторяться от 3 до 4 раз в неделю для наилучшего эффекта.

Исходное положение - стоя у стенки.

1. Посмотреть строго вверх, перевести взгляд вниз (6-8 раз).

2. Посмотреть вверх - вправо, затем по диагонали вниз - влево (6-8 раз).

3. Посмотреть вверх - влево, по диагонали вниз - вправо (6-8 раз).

4. Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый (6-8 раз).

5. Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца и медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнет «двоиться» (6-8 раз).

6. Смотреть прямо перед собой 2 - 3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., опустить руку (10-12 раз).

7. Палец на переносице. Перевести взгляд обоих глаз на переносицу и обратно (10-11 раз).

8. Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.

Исходное положение - сидя.

9. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторить 8 - 12 раз.

10. Быстро моргать в течение 15 с. Повторить 3-4 раза.

11. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с., затем открыть на 3-5 с. Повторить 8-10 раз.

12. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Исходное положение - стоя у окна

13. Перевод взгляда с ближнего предмета на дальний[3].

Необходимо в очках встать у окна, на расстоянии от 30 сантиметров до полуметра. На уровне глаз на стекло крепится «метка» - наклейка с нарисованной или напечатанной точкой диаметром  от 3 до 5 миллиметров. Важно, чтобы она была отчётливо видима. Далее необходимо выбрать некоторый объект, находящийся вдали и остановить на нём внимание. Затем медленно переводить взгляд с отдалённого предмета на метку и, наоборот, с метки на объект. На протяжении теста объект остаётся одним и тем же. Первые пару дней выполнять упражнение в течении трёх минут, в последующие 25-30 дней в течение семи минут. [4]

Особенными упражнениями в программе ЛФК для улучшения зрения и общего самочувствия больного являются упражнения для развития дыхания, восстановления осанки и практики сколиоза и укрепления стоп.

Упражнения для осанки (так же известные как корригирующие) выполняются лёжа, для снятия нагрузки на спину и позвоночник в частности. При их выполнении важно удерживать правильный темп: торопиться категорически воспрещается, ведь это может привести к критическим последствиям. Средний и умеренный темпы считаются наиболее оптимальными. Также приемлемо использование различных гимнастических снарядов. [5]

Групповые и командные подвижные игры особенно полезны, ведь помимо непосредственной физической нагрузки, в физическую культуру в данном случае включается и игровой элемент, стимулирующий эмоциональную активность, повышение морального тонуса, что производит дополнительный терапевтический эффект.

В дополнение идут упражнения, направленные на укрепление наружных мышц глаза и мышц, влияющих на внутренне кровяное давление в глазу. Из-за их специфики и возможного особенно сильного ухудшения зрения их выполнение должно быть строго дозировано и урегулировано специалистом. [6]


Список использованной литературы:

  1.  Анисимов С.И.  «Физкультура при близорукости», Москва 1993г.
  2. Медицинский журнал, 1996г.
  3. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов.
    М.: Медицина, 1987.
  4. Епифанова В.А., Медицинская реабилитация: Руководство для врачей/Под редакцией В.А. Епифанова. - М. Медпресс-информ, 2008.
  5. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры.-
    М.:Физкультура и спорт, 1998г.
  6. Покровский В.И. Малая медицинская
    энциклопедия. М: Большая Российская энциклопедия, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение близорукости

Консультация для родителей по предупреждению близорукости  у детей дошкольного возраста....

Косоглазие в соединении с близорукостью и дальнозоркостью

Близорукому ребёнку, чтобы видеть вблизи, не нужны приспо­собления, автоматически поворачивающие глазное яблоко к носу. Поэтому мышцы, поворачивающие глазное яблоко внутрь, атро­фируются, и при этом п...

Профилактика близорукости у дошкольников.

С помощью органов зрения человек получает около 90% информации об окружающем мире. У современного ребенка нагрузка на глаза очень высокая, глаза отдыхают только во время сна. Чрезмерные нагрузки ( ком...

Памятка для родителей "Профилактика детской близорукости"

В памятке приведен комплекс гимнастики для глаз, направленный на снятие зрительного напряжения и профилатику близорукости....

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ И ЕЕ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ

"Комплекс упражнений для предупреждения близорукости и ее прогрессирования" брошюра для родителей и педагогов...

памятка близорукость

памятка близорукость...

памятка близорукость 1

памятка близорукость...