Консультация для педагогов на семинар – практикум «Фонетические действия как предпосылка успешного усвоения фонетики, графики и орфографии».
консультация по логопедии
Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он предполагает от ребенка внимания, усидчивости и устойчивой работоспособности.
Игровое общение является необходимым условием, в рамках которых происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_seminar.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на семинар – практикум
«Фонетические действия как предпосылка успешного усвоения фонетики, графики и орфографии».
Одно из условий эффективного использования резервов познавательных возможностей детей — это развитие у них фонематического слуха. Дошкольник уже умеет анализировать звучащее слово, обобщать, дифференцировать фонемы по их специфическим и общим признакам.
Фонематический слух – это способность воспринимать на слух звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы.
Исследования лингвистов, психологов, педагогов устанавливают, что различия в успешности овладения письмом и орфографией в большей мере обусловлены уровнем развития у учащихся фонематического слуха. (А.Н. Гвоздь, Д.Б. Эльконин, П.С. Жедек, Ф. А. Сохин и др.)
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает развитие фонематического слуха. Проведенное нами обследование уровня развития фонематического слуха свидетельствует о том, что дошкольник не умеет анализировать звучащее слово, что приведет к осложнениям изучения в школе фонетики, графики и орфографии.
Перед нами встал вопрос: как организовать образовательный процесс для решения данной проблемы и это включить в содержание.
Процесс коррекции речи у детей часто бывает сложным и длительным. Он предполагает от ребенка внимания, усидчивости и устойчивой работоспособности.
Игровое общение является необходимым условием, в рамках которых происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат, старательно выполняет все условия, правила игры.
На занятиях по формированию фонематического слуха мы использовали куклу в образе «Кузнечика». Этот образ помогает создавать положительный эмоциональный фон обучения, развивает интерес к занятиям, развивает познавательные способности, речь, внимание и память.
Игры, где главный герой наш Кузнечик, направлены на решение различных задач:
-обогащение словаря;
-развитие грамматического строя речи;
-слоговой структуры слова;
-звукопроизношение;
-связной речи;
-фонематического слуха и слухового внимания.
У детей с нарушением речи часто страдают различные психические процессы, игры носят направленность на развитие внимания, памяти, мышления.
Коррекционная работа состоит из нескольких разделов:
- Дифференциация звонких и глухих согласных: (П-Б) (Ф-В) (Г-К) (Т-Д) (С-З) (Ш-Ж)
Игры: – «Играем на пианино»
– «Играем на Балалайке»
Игра «Поймай звук»
Игра «Повтори песенку»
Игра «Собери слово»
Игра «Подскажи словечко»
Игра «Что лишнее?»
Игра «Хлопни, когда услышишь правильное слово».
- Дифференциация мягких и твердых согласных:
с-с, з-з, т-т, д-д;
- Дифференциация звуков с-ц, с-ш, з-ж, ч-с, ш-щ, ч-щ, щ-с,
- Л-в, л-л, л-й, р-л, р-р.
Для приема даем подробное описание последовательности работы со звуками л и ль.
- Кузнечик в гостях у Лены и Ланы.
- «Подружки в зоопарке».
Животные: Лиса, лев, олень –эти животные понравились Лене.
Лана назвала: лось, белка, слон, лошадь.
Птицы: Павлин, сокол, дятел, иволга, ласточка, голубь, галка, соловей, лебедь. Девочки выбирают птиц вместе с «Кузнечиком».
Вашему вниманию предлагаю книгу: «Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников». Автор И.Н. Шевченко, «Детство-Пресс», С-Пб, 2011г.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа учителя-логопеда, организованная данным способом, приносит положительные результаты:
- дети с удовольствием посещают игровые занятия;
-дети реже делали ошибки при дифференциации сходных звуков;
Эффективнее становится процесс по постановке и автоматизации звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар практикум "Твои действия при пожаре"
Семинар – практикум «Твои действия при пожаре»Цель: Углубить и систематизировать знания воспитателей по пожарной безопасности Задачи:1. Способствовать процессам самор...
Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....
Семинар-практикум для воспитателей «Эстетическое воспитание дошкольников средствами книжной графики»
Цель: раскрыть возможности использования книжных иллюстраций в различных видах деятельности по формированию эстетических представлений у детей дошкольного возраста.Задачи: - повышение педагогической к...
Семинар-практикум «Фонетическая система русского языка»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ...
Презентация к семинару-практикуму на тему: «Исследование основ успешности ребёнка. Методика раскрытия индивидуальности ребёнка, позволяющая анализировать личностный потенциал»
Что такое успех? Личность? Успешный ребенок? Каково влияние взрослого на формирование успешности и неуспешности ребенка? Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов службы соп...
Консультация для педагогов на семинар – практикум Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР.
Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР...
Семинар-практикум "Речевое развитие дошкольников- основа успешного обучения в школе"
семинар-практикум для родителей...