Консультация для педагогов ДОУ «Инновационные технологии на службе здоровья»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для педагогов ДОУ
«Инновационные технологии на службе здоровья»
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) ВКК
Крамарева Т.В.
«Здоровье – богатство,
его сохраним и к этому дару
детей приобщим»
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонение в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни.
Здоровье человека закладывается в детстве. Современное понимание здоровья – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Все понимают значение здоровья для дошкольника, но все же отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья и это становится актуальной проблемой современного общества. Так как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он сам понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?
Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья дошкольников одной медицине не под силу. Проблема воспитания здорового ребенка это не проблема одного дня и одного ребенка, а комплексная система медицинских, психолого-педагогических мероприятий. В сложившихся условиях возникла необходимость поиска новых подходов оздоровительных мер, которые могли бы уменьшить неблагоприятные воздействия значительной физической и эмоциональной нагрузки на организм ребенка. И особая роль в этом принадлежит использованию инновационных здоровьесберегающих технологий, основной задачей которых является повысить функциональные и адаптационные возможности организма ребенка.
Одной из важнейших задач нашего сада является задача сохранения и стимулирования здоровья. Реализация этих задач требует неординарного творческого подхода, и поэтому мы примененяем здоровьесберегающих технологий, к которым относятся технологии сохранения и стимулирования здоровья и обучения здоровому образу жизни, проходящие в форме игры. Игровая технология создает педагогически творческие условия для воспитания, развития и обучения детей, так как сегодня они должны быть не только здоровыми, но и физически и интеллектуально развиты. Общетеоретической основой исследования явились труды педагогов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, которые утверждали, что «Игра – это жизнь ребенка», «9 вал детского развития». Многими учеными (В.К. Бальсевич, Л.Н. Волошина, Т.И. Осокина, А.П. Усова и др.) доказано, что игровые занятия с дошкольниками создают благоприятные условия для активного, личностного развития, порождая новые отношения к предмету игровой деятельности. Ведь игра – мощный инструмент воздействия на психику ребенка. В игровой обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности, дети быстрее и охотнее обучаются.
В своей работе я применяю технологии стимулирования и сохранения здоровья. Это комплексная система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Это различные виды гимнастики в игровой форме: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая, зрительная, звуковая; физкультминутки; игры и упражнения с массажерами в сухом бассейне; самомассаж; подвижные игры с речевым сопровождением и оздоровительный бег, дорожки здоровья.
В своей работе я ориентируюсь не только на усвоение ребенком знаний и представлений о здоровом образе жизни, но и становление его мотивационной сферой гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений о его реальном поведении. Эти инновационные технологии помогают обучать детей пониманию быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье самим, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Наряду со здоровьесберегающими технологиями для достижения целей я использую инновационные игровые развивающие технологии, такие как: моделирование, мнемотехника, песочная терапия, крупотерапия, развивающие игры Никитина, Воскобовича, Танграмм, типовые приемы фантазирования (ТПФ), упражнения и игры с тренажерами, монотипие, кляксография, пальцевая живопись, выкладывание матриц. Каждая игра отличается занимательностью – ведь только при наличии этого условия она увлечет ребенка и легко и непринужденно заставит его выполнять задание.
Эту истину подтвердило применение на практике развивающих игр, которые решают определенные цели, например:
Моделирование:
- знакомство с частями тела, лица, глаза, их моделирование.
Мнемотаблицы: реализация задач по воспитанию культурно-гигиенических навыков, последовательность мытья рук, уход за зубами. сервировка стола, правила поведения во время болезни, меры профилактики и т.д.
Авторская развивающая игра «Кубики здоровья» используется при знакомстве с культурно-гигиеническими навыками, частями тела, органами чувств человека, формами закаливания, золотыми правилами питания, составляющие здорового образа жизни.
Авторская игра «Заколдованные движения» используется при развитии остроты зрения и значении физкультуры для здоровья. Учит видеть общее в силуэте и рисунке изображающий один и тот же вид физического упражнения.
Танграмм: закрепление частей тела, например, составить из геометрических фигур силуэты человека в движении, позу человека и т. п.
Логико-Малыш: формирование привычки здорового образа жизни
Крупотерапия, песочная терапия:
- закрепление знаний детей о предметах личной гигиены, развитие мелкой моторики пальцев рук: найти и определить предмет, спрятанный в крупе;
- массаж пальцев и ладоней и развитие тактильной памяти: прокатывание горошин в руках, угадывание круп на ощупь.
- стимулирование зрительных функций: выкладывание различных узоров,
- рисование на подносах с манкой предметов по теме.
Типовые приемы фантазирования:
- изображение содержание текста мимикой, жестами, движениями.
Пальцевая живопись:
- закрепление тематического материала.
Применение инновационных технологий позволило, (в сравнении с традиционными методиками обучения) наиболее полно и успешно реализовать задачи по обучению детей здоровому образу жизни: дети овладели навыками оздоровления, здорового образа жизни. У них выработалось устойчивое психосоматическое состояние.
Дети ознакомились с частями тела и органами чувств человека, их роли и функциональном назначении для жизни и здоровья человека, о том, как беречь и ухаживать за ними. Дети познакомились с понятиями «здоровье» и «болезнь», умеют оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании.
Итогом реализации данных технологий явилась положительная динамика состояния здоровья детей, вырос уровень развития физических качеств, развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности. Создаются условия для положительного психоэмоционального состояния детей, а значит, это благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИЕ"
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, экспериментирования), не переводя ее в уче...
Консультация для педагогов « Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»
Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование...
Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах".
Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так...
Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"
Участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дош...
Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий в детском саду"
Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий в детском саду"...