Формирование творческих способностей в конструировании у дошкольников среднего возраста с ЗПР.
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Коваленко Анастасия Николаевна

В статье раскрыты приемы формирования творческих способностей в конструировании у дошкольников среднего возраста с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovalenko_a.n_statya.docx541.66 КБ

Предварительный просмотр:

Коваленко Анастасия Николаевна,

Учитель-дефектолог

Формирование творческих способностей в конструировании у дошкольников среднего возраста с ЗПР.

В настоящее время специалисты коррекционных дошкольных учреждений уделяют конструированию особое внимание. В современных программах конструктивная деятельность рассматривается как одна из ведущих. Эта деятельность является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в психическом развитии у детей с ЗПР, а также играет важную роль в формировании творчества у детей с ЗПР. Л.С. Выготский указывал на то, что творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Все виды творческой деятельности для детей с ЗПР сложны и ни одним из этих видов дети спонтанно или стихийно не овладевают. Развитие творчества у детей с ЗПР связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития».

Основными показателями творческого конструирования, как процесса деятельности

являются:

- создание ”образов”- их вариативность, новизна, наделение ”образов ” разными свойствами;

- умение строить разные образы на одной основе;

- умение видеть целое раньше частей;

- интеллектуальная активность и увлечённость поисковой деятельностью;

- эмоционная включённость.

Уровень развития творчества зависит от уровня развития воображения, именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

В конструировании выделяется 2 этапа: создание замысла и его реализация. Творчество больше связано с созданием замысла, поскольку он заключается в планировании деятельности, в предъявлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Конструирование у дошкольников с ЗПР находится на низком уровне и имеет следующие недостатки, связанные с особенностями их развития:

- нечеткость структуры образа;

- нечеткость и неустойчивость замысла;

- поспешность исполнительской деятельности;

- нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;

При организации работы по формированию творческого конструирования у дошкольников с ЗПР были выполнены следующие условия:

- Организовано целенаправленное обучение.

- Осуществлен отбор конструкторского материала, позволяющего вести ориентировочно- поисковую деятельность и экспериментировать

–Включение конструирования в другие виды деятельности: игру, рисование сочинение сказок.

Формирование творческого конструирования у дошкольников с ЗПР строилось на основе трёх взаимосвязанных этапов:1) развитие самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом; 2) решение детьми проблемных задач на развитие образного мышления, воображения и на формирование обобщенных способов конструирования; 3) самостоятельное конструирование по замыслу.

На занятиях по формированию творческого конструирования использовались различные виды

конструирования и разнообразный строительный материал.

Наиболее эффективным в организации и начале обучения оказалось последовательное освоение разных форм конструирования - свободное конструирование, конструирование по образцу, конструирование по условиям, по теме, по замыслу. Переход детей к каждой новой форме не отменял прежние, а основывался на них и способствовал их развитию. Однако, учитывая особенности детей с ЗПР, предпочтение на первом этапе обучения отдавалось конструированию по образцу, организация которого постепенно усложнялась.  В процессе обучения особое внимание уделялось предварительному наблюдению и анализу образца.

Схема анализа образца:

1. Целостное восприятие объекта.

2. Выделение основных частей.

3. Пространственное расположение этих частей.

4. Выделение деталей в основных частях.

5. Установление пространственного расположения деталей по отношению друг к другу.

6. Целостное восприятие объекта.

Систематическое проведение анализа образцов по данной схеме обеспечивало усвоение этой схемы детьми и самостоятельное её использование. Иначе говоря, дети постепенно овладевали обобщенным способом анализа объектов. В процессе конструирования по образцам у детей формировались и обобщенные представления об объектах, необходимые для конструирования по условиям. Конструирование по условиям – эта та форма организации обучения, которая в наибольшей степени способствовала развитию творческого конструирования у дошкольников с ЗПР. В процессе конструирования по условиям у детей формировалось умение анализировать условия и на его основе строить практическую деятельность.

C:\Users\user\Desktop\2kf0Sjvm-s4.jpg     C:\Users\user\Desktop\rWmv3XmL-fc.jpg

Связующим звеном между конструированием по образцу и конструированием по условиям являлось решение проблемных задач на преобразование образца в соответствии с заданными условиями. При решении этих задач использовалось умение детей экспериментировать с новым материалом в новых условиях. Детям предлагались различные задачи, например: закончить начатую педагогом конструкцию и из целостной фигуры убрать лишние детали, чтобы получить новую фигуру. В процессе решения задач проблемного характера (преобразование образцов и создание собственных конструкций по условиям) у детей активизировалась поисковая деятельность и развивалось образное мышление и воображение. В результате конструирования по образцу и по условиям дети приобрели обобщенные знания и умения, необходимые для конструирования по замыслу. Конструирование по собственному замыслу показало, что создание замысла и его осуществление трудная задача для дошкольников с ЗПР, хотя эта форма конструирования обладает большими возможностями для развития творчества и самостоятельности детей. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений. Большинство детей старшего дошкольного возраста с

ЗПР, благодаря обучению, при конструировании по замыслу создавали конструкции разнообразной тематики и содержания, проявляли интеллектуальную активность и увлеченность поисковой деятельностью, что свидетельствовало о сформированности деятельности творческого характера.

C:\Users\user\Desktop\DKfXoqt47Bk.jpgC:\Users\user\Desktop\w3DBuZDi_4E.jpgC:\Users\user\Desktop\FNTfrmQmf9k.jpg

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте - М. 1991
  2. Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества – М.
  3. Основные современные концепции творчества и одаренности /Под ред. Д. Б. Богоявленской – М.
  4. Парамонова Л. А. Конструирование. – М. 2001
  5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – М. 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческих способностей и совершенствование речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дете...

Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности(лепка, конструирование)

"Формирование творческих способностей у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе продуктивной деятельности (лепка, конструирование)"...

«Лего-конструирование как средство развития творческих способностей и исследовательских навыков детей среднего дошкольного возраста».

Использование ЛЕГО-конструирования в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучен...

Развитие творческих способностей у дошкольников среднего возраста

Развитие творческих способностей у дошкольников среднего возраста...

Проект на тему "Формирование творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

У детей сформируется интерес к видам художественного творчества.Ребёнок овладеет приёмами и техниками художественного творчества.Разовьются познавательная активность, нестандартное мышление, воображен...

Педагогический проект на тему "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Предлагаю вашему вниманию педагогический проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисов...