Дистанционное образование психолого-педагогической службы ГБОУ "Школа № 996" г. Москвы
статья по коррекционной педагогике

Ахмерова Лия

Весной 2020 года вся образовательная система и её участники – родители, дети, педагоги – оказались в очень непривычной для себя ситуации в связи с необходимостью перевести весь образовательный процесс в дистанционный режим. И перед логопедами, психологами, дефектологами нашей школы № 996 города Москвы встали непростые задачи по оказанию всесторонней поддержки родителям и детям в этих непростых условиях. Хотелось бы поделиться опытом, как зарождалась и формировалась наша система поддержки дистанционного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_distante.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционная форма образования

 психолого-педагогической службы

Ни для кого не секрет, что весной 2020 года вся образовательная система и её участники – родители, дети, педагоги – оказались в очень непривычной для себя ситуации в связи с необходимостью перевести весь образовательный процесс в дистанционный режим. И перед психолого-педагогической службой нашей школы № 996 города Москвы встали непростые задачи по оказанию всесторонней поддержки родителям и детям в этих непростых условиях. Хотелось бы поделиться опытом, как зарождалась и формировалась наша система поддержки дистанционного образования.

В первую очередь мы использовали уже имеющийся ресурс – это сайт нашего образовательного комплекса. В разделе психолого-педагогической службы мы оперативно разместили онлайн-регистрацию на индивидуальные консультации ко всем специалистам службы. После регистрации родителей учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог связывался с ними по телефону и предоставлял консультацию по интересующему вопросу. Следует отметить, что вопросы были разные: и по организации режима ребёнка в период самоизоляции, и по преодолению трудностей в поведении, и по развитию познавательных процессов, и многое другое. В последствии родители оценили этот консультативный ресурс, так как в обычной жизни у многих не было возможности попасть на консультацию к специалисту в связи с нехваткой времени. А здесь родители смогли получить необходимую помощь.

Во-вторых, на сайте был создан раздел «Рекомендации специалистов психолого-педагогической службы». В нём были предоставлены презентации для родителей на такие актуальные темы, как «Изоляция. Как справиться с тревогой?», «Карантин – дети дома!», «Счастливые родители», «Скоро в школу». Помимо этого, для родителей были созданы разделы, где размещались интерактивные презентации с занятиями всех специалистов службы. Это были занятия на развитие речи, памяти, внимания и других познавательных процессов. Родители могли в любое удобное время зайти на сайт и позаниматься с ребёнком. Кроме того, появились проекты «Сидим дома с логопедом», «Сидим дома с дефектологом», а также «Терапевтические сказки с продолжением», в которых размещались видеоматериалы в помощь родителям в период изоляции. Это нашло отклик у родителей, так как многие из них оказались дома с детьми в замкнутом пространстве. Взрослые находились в растерянности, не зная, чем же занять детей, чтобы им было интересно и полезно.

В целях продолжения реализации АООП у логопедов, психологов, дефектологов появилась необходимость проведения дистанционных занятий   с детьми с ОВЗ, а также с трудностями в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации. Поэтому специалисты коррекционной службы освоили компьютерную программу Zoom, предназначенную для проведения онлайн-конференций. Вместе с тем, нужно было обзвонить родителей детей, чтобы составить график занятий, как индивидуальных, так и подгрупповых. Сложность состояла в том, чтобы время занятий разных специалистов не накладывалось друг на друга, а также подходило родителям, так как они не всегда могли выйти в эфир в определённое время.

Педагоги столкнулись с тем, что традиционные образовательные методы не совсем подходят для подобной работы. Приходилось искать интересные интерактивные игры и увлекательный наглядный материал в интернете, но постепенно мы набрали необходимый методический материал. И дети, и специалисты довольно быстро освоились с этой системой и уже через неделю влились в полноценную работу.

Хочется отметить положительные стороны таких удалённых занятий. Во-первых, дети получают знания и развиваются даже в условиях изоляции. В век поголовной компьютеризации они с удовольствием участвуют в занятиях у монитора. С другой стороны, ребёнок имеет возможность понять, что компьютер создан не только для игры, но и для интересных занятий. Во-вторых, дети, оказавшись в изоляции, получают так необходимое им общение со сверстниками. В-третьих, родители, подключаясь к занятиям, могут увидеть, как они проходят, как реагирует их ребёнок; его сильные и слабые стороны. У родителей появилась возможность оценить значимость своей помощи ребёнку. На видеоконференции учитель-логопед обучает мам и пап правильно выполнять с их ребёнком артикуляционные упражнения, автоматизировать поставленные звуки, формировать и закреплять навыки правильной речи. Несомненно, онлайн-занятия дают возможность специалистам разнообразить образовательный материал, включить в него множество интересных интерактивных игр, наглядных материалов, видеороликов, мультфильмов. Таким образом, педагоги успешно реализуют методы кинотерапии. Такой увлекательный формат удалённого обучения создаёт мотивацию детей к занятию, повышает устойчивость их внимания к правильному выполнению заданий. К тому же педагоги получили профессиональное развитие, так как глубже погрузились в использование информационно-коммуникационных технологий в своей работе. Важно, что все специалисты нашей школы усиленно взаимодействовали друг с другом, оказывали всяческую поддержку, обменивались материалами, информацией по детям и ещё больше сплотились в дружную работоспособную команду.

Но всё же нельзя не отметить и трудности, с которыми мы столкнулись во время организации дистанционной работы. Прежде всего, возникли сложности с реализацией некоторых профессиональных задач. Например, дистанционная форма не позволяла логопедам в полной мере использовать некоторые техники постановки и автоматизации звуков, психологи не могли провести полноценную диагностику, предоставить раздаточный материал, были ограничения в использовании некоторых пособий и материалов. Также детям более младшего возраста (3-4 лет) сложно воспринимать специалиста и задания через монитор компьютера: им предпочтительнее очная форма занятий.

Поэтому в заключении хотелось бы сказать, что практика дистанта обогатила специалистов психолого-педагогической службы нашего образовательного комплекса новыми профессиональными знаниями и навыками в области информационных технологий.  которые мы сможем использовать в дальнейшей работе. Например, в тех случаях, когда по каким-то причинам ребёнок или родитель не может взаимодействовать со специалистом очно. А благодарные отзывы родители по окончанию учебного года свидетельствуют о том, что удалённое обучение имеет право на существование. Но, учитывая те ограничения, которые дистанционная форма накладывает на работу специалистов, она не может в ближайшее время в полной мере вытеснить традиционную систему образования.

Учитель-логопед ГБОУ «Школа № 996»  г. Москвы

Ахмерова Л.Ф.

Педагог-психолог ГБОУ «Школа № 996» г. Москвы

 Сысоева Е.Ю.

   Педагог-психолог ГБОУ «Школа № 996» г. Москвы

Харламова М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов сопровождения психолого-педагогической службы, как залог успешного воспитания и обучения и социальной адаптации детей с речевым недоразвитием

Представлен материал из опыта работы учителя-логопеда в ДОУ компенсирующего вида по осуществлению взаимодействия всех специалистов при компенсации ОНР....

Участие психолого- педагогической службы в формировании профессионально - нравственной культуры педагога

В наше время педагог должен принять нравственные установки, ценности, мотивацию, как основания для собственного внутреннего развития, активно включаться в новые профессионально - нравственные отношени...

Психолого-педагогическая служба в помощь воспитателю: Методический материал по ПДД

Материал представляет собой подборку литературных произведений для ознакомления детей с правилами дорожного движения....

Служба психолого-педагогического сопровождения МБДОУ «ЦРР – детский сад №53».

Педагогическая концепция комплексного психолого-педагогического сопровождения развития детей базируется на культурно–историческом подходе Л.С.Выготского, согласно которому – высшие психические ф...

Личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании, психолого-педагогических исследованиях.

Перезентация на тему "Личностно-деятельностный подход в дошкольном образовании, психолого-педагогических исследованиях"...

Рабочая программа дошкольного образования психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по  основным  направлениям – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, ...