Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звукопроизношение Рассказ «Песня-песенка» Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны. Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу. Запела девочка песенку. Пела-пела и допела. - Теперь ты, петушок, пой! Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок. - Ты спой, Мурка! Мяу, мяу, - спела кошка. - Твоя очередь, уточка! Кря-кря-кря, - затянула утка. - И ты. Мишка! - Ряв - ряв -р-я- яв ! - зарычал медведь. - Ты, лягушка, спой! Ква-ква- квак -к-к! - проквакала квакушка. - А ты, кукла, что споешь? Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!
Звукопроизношение Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?» Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха. Подготовительная работа . Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания. Методические указания . Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур- муррр ! Пугаю кур. Ам-ам ! Кто там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! Му-му-у! Молока кому?
Лексика Игра в лото «Что из чего сделано?» Цель: обогащение атрибутивного словаря относительными прилагательными (используется приём словообразования). Стакан из стекла – стеклянный Шарф из шерсти – шерстяной. Варенье из вишни – вишнёвое Ложка из дерева – деревянная. Сумка из кожи – кожаная Ведро из железа – железное. Мяч из резины – резиновый Ваза из хрусталя – хрустальная и др. У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен ответить на вопрос о предмете: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
Лексика Игра «Кто, что умеет делать?» Цель: обогащение и активизация предикативного словаря. Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает. Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, художник рисует, парикмахер стрижет, строитель строит, продавец продает, покупатель покупает и др.
Грамматический строй Игра «Кто подберёт больше слов?» Цель: закрепление в речи формы винительного падежа. Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. Можно использовать предметы и картинки. Побеждает тот, кто подобрал больше слов. - Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, скатерть, салфетку и т.д.) - Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, платье, плащ, колготки и т.д.) Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги, сандалии и т.д.)
Грамматический строй Игра «Кому что дадим?» Цель: закрепление в речи формы дательного падежа. Расставить картинки с изображением корма для животных (морковь, орехи, грибы, малина, мёд, косточка, овощи, молоко и т.д.). На столе – игрушечные животные (корова, лошадь, ёж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья). В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут её около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?» Сено дадим корове, лошади. Яблоко дадим ежу. Грибы дадим белке. Орехи дадим тоже белке. Малину дадим медведю. Молоко дадим кошке. Мёд дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке. Овощи дадим свинье.
Речевая моторика и артикуляционная гимнастика «Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10- 15 секунд. «Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
Речевая моторика и артикуляционная гимнастика «Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд. «Горка» - рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать язык в этом положении 15 секунд.
Связная речь - Педагог читает рассказ Сутеева, и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем снимает их и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднений можно задать наводящие вопросы. - На наборном полотне расставляются сюжетные картинки. Педагог задает детям вопросы по их содержанию, помогая устанавливать причинно — следственные связи. Далее следуют задания на выкладывание последовательности и пересказ сказки. В ходе работы необходимо применять разнообразные игровые приемы: схемы, инсценировки с игрушками, « договаривание » фразы, предложения и т.д. Пересказ литературного произведения – трудная задача для детей с ЗПР, педагогу необходимо проявлять терпение, использовать разнообразные приемы для активизации и развития потенциальных возможностей детей.
Связная речь - Педагог раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем читает рассказ, после чего каждому ребенку дает по одной картинке - эпизоду. Педагог повторяет рассказ, а дети по ходу рассказа показывают соответствующие картинки, «иллюстрируют» его -Педагог раздает детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Детям предлагается подобрать (выбрать) предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...
Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...
Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В данной презентации приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР....
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"
Конспект образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Путешествие на необитаемый остров"...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....
Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Мышление у детей с задержкой психического развития без специальной помощи развивается медленно. Достичь успехов в развитии мышления у детей с ЗПР помогают обучающие дидактические игры....
Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...