Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Почемучка"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Почемучка" включает в себя подготовку детей к школьному обучению, формированию первоначальных навыков чтения. Программа имеет коррекционную направленность. Она направлена на преодоление трудностей в развитии фонематического слуха, слухового внимания и школьной дезадаптации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
"Детский сад №8 "Ручеёк" г.Дальнегорска
«Почемучка»
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации программы 1 год
Ревенко Снежана Григорьевна
Воспитатель
Содержание
Раздел 1 Основные характеристики программы
Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Содержание программы
Планируемые результаты
Раздел 2 Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Методические материала
Календарный учебный график
Календарный план воспитательной работы
Список литературы
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности составлена на основе программы Преемственность - программа по подготовке к школе детей 6-7 лет Н.А.Федосова, Е.В. Коваленко, рекомендованной Министерством образования РФ. Программа дополнительного образования по обучению дошкольников грамоте и навыкам чтения "Почемучка" разработана с учётом нормативных правовых документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, МО и науки Российской Федерации, 17.10.2013 №1155;
- Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дополнительного образования детей дошкольных образовательных учреждений (Постановление Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26 "Об утверждении САНПИН", 2.4.3049-13);
- Примерных требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта одной из целей, является развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения УУД (универсальных учебных действий). Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Поэтому приоритетной задачей в дошкольном образовании является развитие мотивационной сферы, сформированность эмоционально-волевых и познавательных сфер и психических функций дошкольников.
Направленность программы - социально – педагогическая
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Почемучка», направлена на подготовку детей к школьному обучению, формированию первоначальных навыков чтения и развитие физических, социальных и психологических функций. Программа дополнительного образования «Почемучка» имеет коррекционную направленность: преодоление трудностей в развитии фонематического слуха, слухового внимания и школьной дезадаптации.
Уровень освоения - общекультурный.
Характеристики особенностей развития детей с 6 до 7 лет
(подготовительная группа)
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Особенности организации образовательного процесса:
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
- Принцип возрастного соответствия.
- Принципы научной обоснованности и практической применимости.
- Принцип позитивной социализации детей.
- Преемственность.
- Принцип индивидуализации дошкольного образования.
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком.
- Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции, определяет и дополняет развитие других функций.
- Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения - только после полного освоения
Формы работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Почемучка» предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, самостоятельной творческой деятельности, а также работу в парах.
Программа дополнительного образования имеет следующие разделы:
- Подготовка к восприятию звука
- Знакомство со звуком
- Знакомство с буквой.
- Сочетание гласных
- Итоговые занятия
- Диагностика
Возраст детей, участвующих в реализации программы дополнительного образования: старший дошкольный возраст, дети 6-7 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на одногодичное обучение.
Включает в себя 72 часа.
Занятия проводятся 2 раз в неделю (вторник и четверг) со второй половины сентября по май.
Продолжительность занятий 30-35 минут.
Количество детей в группе для освоения программы – 21 человек.
Возможно зачисление в группы в течение всего учебного года.
Организация образовательного процесса регламентируется Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Цель и задачи программы
Цель программы:
Создание условий для успешной адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям
Задачи программы:
Обучающие:
1. Овладевать умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
2. Обучать дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
Развивающие:
1. Развивать мыслительные процессы (элементов анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
2. Применять полученные знания, умения и навыки в познавательной
деятельности.
Воспитательные:
1.Воспитывать культуру общения, которая способствует умению излагать свои
мысли, чувства, переживания.
- Содержание программы
Учебный план
2021-2022 года обучения
№ п/п | Темы занятий | Всего | Теория | Практика | Формы аттестации/контроля |
1. | Подготовка к восприятию звука | 2 ч. | 1 ч. | 1 ч. | игра |
2. | Знакомство со звуком | 31 ч. | 15 ч. | 16 ч. | игра, задание |
3. | Знакомство с буквой. | 33 ч. | 12 ч. | 21 ч. | игра, задание |
4. | Сочетание гласных | 3 ч. | 1 ч. | 2 ч. | игра, задание |
5. | Итоговые занятия (диагностика) | 3 ч. | 3 ч. | зачёт | |
Всего часов | 72 ч. | 29 ч. | 43 ч. |
Содержание учебного плана 2021-2022 года обучения
1. Раздел: Подготовка к восприятию звуков
1.1Тема: «Знакомство с игровым персонажем Ух»
Теория: Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к деятельности.
Практика: Д/И «Где звенит колокольчик», Игровое упражнение «Как стучит».
1.2. Тема: «Встреча Уха и Буковки»
Теория: Развитие речевого и фонематического слуха.
Практика: Д/И «Угадай с закрытыми глазами, что звучит», Игровое упражнение «Помоги Уху найти дорогу по звуку».
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.1. Тема: «Звук [А]».
Теория: Знакомство дошкольников со звуком [А], формирование умение определять наличие звук [А] в словах. Развивать умение учить отбирать картинки со звуком [А].
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Ловцы звуков», определение звука на слух, работа с карточками «Аквариум» определение места звука в слове, работа с карточкой «Найди пару».
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.1. Тема: «Буква «А»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «А»
Практика: Выкладывание буквы из палочек, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.2. Тема: «Звук [У]».
Теория: Знакомство дошкольников со звуком [У], формирование умение определять наличие звук [У] в слогах и словах.
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Шкатулка звуков», определение звука на слух, работа с карточками «Гараж» определение места звука в слове.
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.2. Тема: «Буква «У»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «У».
Практика: Лепка из пластилина буквы, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
4. Раздел: Сочетание гласных
4.1. Тема: «Сочетание «АУ»
Теория: Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.
Практика: Игровое упражнение «Дом для звуков», работа в прописях, чтение.
4.2. Тема: «Сочетание «УА»
Теория: Развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.
Практика: Игровое упражнение «Лабиринт звуков», работа в прописях, чтение.
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.3. Тема: «Звук [О]»
Теория: Знакомство дошкольников со звуком [О], формирование умения определять наличие звук [О] в словах.
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Сундучок со звуками», определение звука на слух, работа с карточками «Улей» определение места звука в слове.
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.3. Тема: «Буква «О»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «О».
Практика: Выкладывание буквы фасолью, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа с буквенным конструктором, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.4. Тема: «Звук [И]»
Теория: Подбирать слова, в которых есть звук [И], определять первый и последний звук в словах.
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Услышь звук», определение звука на слух, работа с карточками «Аквариум» определение места звука в слове, работа со звуковыми бусами.
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.4. Тема: «Буква «И»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «И».
Практика: Выкладывание буквы из счётных палочек, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа с буквенным конструктором, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
4. Раздел: Сочетание гласных
4.3. Тема: «Сочетание «ИА»
Теория: Развивать навыки звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний.
Практика: Игровое упражнение «Дом для звуков», работа в прописях, чтение.
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.5. Тема: «Звук [Ы]»
Теория: Формировать умение определять наличие звук [Ы] в словах,
подбирать слова, в которых есть звук [Ы].
Практика: Характеристика звука, определение звука на слух, работа с карточками «Улей» определение места звука в слове.
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.5. Тема: «Буква «Ы»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ы».
Практика: Лепка буквы, игровое упражнение «Невидимая кисть», работа с буквенным конструктором, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.6. Тема: «Звук [Э]»
Теория: Формировать умение определять наличие звук [Э] в словах,
подбирать слова, в которых есть звук [Э].
Практика: Характеристика звука, определение звука на слух, работа с карточками «Гараж» определение места звука в слове, работа с пособием «Звуковые бусы».
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.6. Тема: «Буква «Э»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Э».
Практика: Выкладывание буквы фасолью, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа с буквенным конструктором, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.7. Тема: «Звуки [М] и [М']»
Теория: Дать представление о мягком и твёрдом –звуке[М] и [М'].
Практика: Характеристика звука, Д/И «Мягкий, твёрдый» определение звука на слух, работа с карточками «Гараж» определение места звука в слове, звуковой анализ слов: ам, ум, ом.
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.7. Тема: «Буква «М»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «М».
Практика: Лепка из пластилина буквы, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм. Чтение слов: ум, мама, мимо, му-му.
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.8. Тема: «Звуки [Б] и [Б']»
Теория: Сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], формировать умение определять наличие звуков в слове.
Практика: Характеристика звука, Д/И «Мягкий, твёрдый» определение звука на слух, работа с карточками «Аквариум» определение места звука в слове, звуковой анализ слов: ба, бу, бы.
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.8. Тема: «Буква «Б»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Б».
Практика: Выкладывание буквы из палочек, буквенный конструктор, работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би, чтение слов: бум, бом, бам, бим.
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.9. Тема: «Звуки [П] и [П']»
Теория: Сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], формировать умение определять наличие звуков в словах.
Подбирать слова, в которых есть звуки, определять первый и последний звук в словах.
Практика: Характеристика звука, Д/И «Мягкий, твёрдый» определение звука на слух, работа со звуковыми бусами определение места звука в слове, звуковой анализ слов: па, пу, пы, по, пи.
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.9. Тема: «Буква «П»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «П».
Практика: Выкладывание буквы по контуру, буквенный конструктор, работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.10. Тема: «Звуки [Ф] и [Ф']»
Теория: Познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф'], формировать умение определять наличие звуков в словах.
Практика: Характеристика звука, Д/И «Мягкий, твёрдый» определение звука на слух, работа со звуковыми бусами определение места звука в слове, звуковой анализ слов: фа, фу, фы, фо, фи.
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.10. Тема: «Буква «Ф»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ф».
Практика: Выкладывание буквы из верёвочного конструктора, работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтении слогов: фа, фо, фу, фы, фэ, ф.и.
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.11. Тема: «Звуки [В] и [В']»
Теория: Познакомить дошкольников со звуками [В] и [В'], формировать умение определять наличие звуков в словах.
Практика: Характеристика звука, Д/И «Мягкий, твёрдый» определение звука на слух, игровое упражнение «Подбери картинки к словам» работа со звуковыми бусами определение места звука в слове, звуковой анализ слов: ва, ву, вы, во, ви.
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.11. Тема: «Буква «В»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «В».
Практика: Выкладывание буквы из верёвочного конструктора, работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтении слогов: ва, во, ву, ув, ов, ав.
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.12. Тема: «Звуки [Т] и [Т']»
Теория: Познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в словах, определять место звука в слове.
Практика: Характеристика звука, Д/И «Лёд и снег» определение звука на слух, игровое упражнение «Звуковой поезд» подбор картинок к звукам работа со звуковыми бусами определение места звука в слове, звуковой анализ слов: та, ту, ты, то, ти.
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.12. Тема: «Буква «Т»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Т».
Практика: Выкладывание буквы из верёвочного конструктора, работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтении слогов: та, то, ту, ут, от, ат.
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.13. Тема: «Звуки [Д] и [Д']»
Теория: Познакомить дошкольников со звуками [Д] и [Д'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в словах, определять место звука в слове.
Практика: Характеристика звука, Д/И «Цвет и звук» определение звука на слух, игровое упражнение «Звуковой поезд» подбор картинок к звукам, д/и «Аквариум» определение места звука в слове.
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.13. Тема: «Буква «Д»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Д».
Практика: «Буквенный конструктор», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтении слогов.
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.14. Тема: «Звуки [Н] и [Н']»
Теория: Познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в словах, определять место звука в слове, звуковой анализ слов (Нина, мина).
Практика: Характеристика звука, Д/И «Охотники за звуками» определение звука на слух в слогах и словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове, «Звуковые бусы» звуковой анализ слов: (Нина, мина).
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.14. Тема: «Буква «Н»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Н».
Практика: Лепка из пластилина буквы, игровое упражнение «Художник-невидимка», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слогов: ан, ун, ин, он, ын.
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.15. Тема: «Звуки [К] и [К']»
Теория: Познакомить дошкольников со звуками [К] и [К'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в тексте, определять место звука в слове.
Практика: Характеристика звука, Д/И «Корзина звуков» определение звука на слух в слогах и словах, д/и «Улей» определение места звука в слове, «Звуковые бусы» звуковой анализ слов: (кот, ток).
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.15. Тема: «Буква «К»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «К».
Практика: Лепка из пластилина буквы, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слогов: ок, ак, ук, ык, эк, ик, чтение слов: Кома, мука, Кама, кума, маки, кино, куда, кипа, Ника.
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.16. Тема: «Звуки [Г] и [Г']»
Теория: Познакомить дошкольников со звуками [Г] и [Г'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в тексте, определять место звука в слове.
Практика: Характеристика звука, Д/И «Корзина звуков» определение звука на слух в слогах и словах, д/и «Улей» определение места звука в слове, «Звуковые бусы».
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.16. Тема: «Буква «Г»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Г».
Практика: Верёвочный конструктор, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», синтез слогов: га, го, гу, гы, гэ, ги. Синтез слов: гага, губа, губы, годы, нога, нуга, бумага, гамак, гам.
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.17. Тема: «Звуки [Х] и [Х']»
Теория: Познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в тексте, определять место звука в слове.
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Прохлопай звуки» определение звука на слух в тексте, д/и «Улей» определение места звука в слове, «Звуковые бусы».
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.17. Тема: «Буква «Х»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Х».
Практика: Лепка буквы, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот.
2. Раздел: Знакомство со звуками
2.18. Тема: «Звуки [С] и [С']»
Теория: Познакомить дошкольников со звуками [С] и [С'], характеристикой, формировать умение определять наличие звуков в тексте, определять место звука в слове.
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Прохлопай звуки» определение звука на слух в тексте, д/и «Улей» определение места звука в слове, «Звуковые бусы».
3.Раздел: Знакомство с буквой
3.18. Тема: «Буква «С»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «С».
Практика: Работа с буквенным конструктором, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», синтез слогов: са, со, су, сы, сэ, си,
чтение слов: совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси.
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.19. Тема: «Звуки [З] и [З']»
Теория: Знакомство дошкольников со звуком [З], формирование умения определять наличие звук [З] в словах.
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Прохлопай звуки», игровое упражнение «Твёрдый, мягкий» и «Звонкий, глухой», определение звука на слух в тексте, д/и «Гараж» определение места звука в слове, «Звуковые бусы».
3.Раздел: Знакомство с буквой
3.19. Тема: «Буква «З»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «З».
Практика: Работа со счётными палочками, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, мимоза, Зина.
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.20. Тема: «Звуки [Ш] и [Ш']»
Теория: Сформировать представления у дошкольников о звуке [Ш].
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Ловцы звуков», игровое упражнение «Твёрдый, мягкий» и «Звонкий, глухой», определение звука на слух в словах, д/и «Гараж» определение места звука в слове, Д/И «Делим слова на слоги».
3.Раздел: Знакомство с буквой
3.20. Тема: «Буква «Ш»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ш».
Практика: Работа со счётными палочками, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», синтез слогов: ша, шу, шо, шэ, ши, чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша.
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.21. Тема: «Звуки [Ж] и [Ж']»
Теория: Сформировать представления у дошкольников о звуке [Ж] и [Ж'].
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Ловцы звуков», игровое упражнение «Твёрдый, мягкий» и «Звонкий, глухой», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове, Д/И «Делим слова на слоги».
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.21. Тема: «Буква «Ж»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ж».
Практика: Работа со счётными палочками, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.22. Тема: «Звуки [Ч] и [Ч']»
Теория: Научить дошкольников верному произношению звука [Ч], подбор слов, в которых есть звук, определять первый и последний звук в словах.
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Звуковая корзина», игровое упражнение «Послушный язычок», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове, Д/И «Делим слова на слоги».
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.22. Тема: «Буква «Ч»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ч».
Практика: Выкладывание по контуру, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.23. Тема: «Звуки [Ц] и [Ц']»
Теория: Знакомство детей со звуком [Ц], подбор картинок с данным звуком, в которых есть звук, определять первый и последний звук в словах.
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Шкатулка звуков», игровое упражнение «Звуковой поезд», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове, Д/И «Делим слова на слоги».
3.Раздел: Знакомство с буквой
3.23. Тема: «Буква «Ц»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ц».
Практика: Выкладывание по контуру, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.24. Тема: «Звуки [Щ] и [Щ']»
Теория: Научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук [Щ].
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Колокольчик», игровое упражнение «Звуковой поезд», определение звука на слух в словах, д/и «Гараж» определение места звука в слове, Д/И «Делим слова на слоги».
3.Раздел: Знакомство с буквой
3.24. Тема: «Буква «Щ»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Щ».
Практика: Буквенный конструктор, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу.
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.25. Тема: «Звуки [Л] и [Л']»
Теория: Научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук [Л].
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Ловцы звуков», игровое упражнение «Звуковой поезд», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове, Д/И «Делим слова на слоги».
3.Раздел: Знакомство с буквой
3.25. Тема: «Буква «Л»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Л».
Практика: Буквенный конструктор, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слогов: ал, ул, ол, эл, ыл, ил, чтение слов: лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка.
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.26. Тема: «Звуки [Р] и [Р']»
Теория: Знакомство со звуком [Р].
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Что за стук?», игровое упражнение «Услышь и покажи какой звук», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове.
3.Раздел: Знакомство с буквой
3.26. Тема: «Буква «Р»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Р».
Практика: Лепка из пластилина буквы, игровое упражнение «Невидимый карандаш», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.27. Тема: «Звуки [Й]»
Теория: Знакомство со звуком [Й].
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Что за стук?», игровое упражнение «Услышь и покажи какой звук», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове.
3.Раздел: Знакомство с буквой
3.27. Тема: «Буква «Й»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Й».
Практика: Верёвочный конструктор, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.28. Тема: «Звуки [Е]»
Теория: Познакомить детей со звуком [Е]. Подбирать слова, в которых есть звук. Формировать умение отбирать картинки со звуком.
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Услышь звук», игровое упражнение «Что за стук», определение звука на слух в словах, д/и «Аквариум» определение места звука в слове.
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.28. Тема: «Буква «Е»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Е»
Практика: Верёвочный конструктор, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес.
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.29. Тема: «Звуки [Ё]»
Теория: Познакомить детей со звуком [Ё]. Подбирать слова, в которых есть звук. Формировать умение отбирать картинки со звуком.
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Услышь звук», игровое упражнение «Подбери пару слово, звук», определение звука на слух в словах, д/и «Улей» определение места звука в слове.
3.Раздел: Знакомство с буквой
3.29. Тема: «Буква «Ё»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ё».
Практика: Верёвочный конструктор, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.30. Тема: «Звуки [Я]»
Теория: Познакомить детей со звуком [Я]. Подбирать слова, в которых есть звук. Формировать умение отбирать картинки со звуком.
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Услышь звук», игровое упражнение «Подбери пару слово, звук», определение звука на слух в словах, д/и «Яхта» определение места звука в слове.
3.Раздел: Знакомство с буквой
3.30. Тема: «Буква «Я»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Я».
Практика: Лепка буквы, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно, няня, ястреб.
2.Раздел: Знакомство со звуками
2.31. Тема: «Звуки [Ю]»
Теория: Познакомить детей со звуком [Ю]. Подбирать слова, в которых есть звук. Формировать умение отбирать картинки со звуком.
Практика: Характеристика звука, игровое упражнение «Корзина звуков», игровое упражнение «Подбери пару слово, звук», определение звука на слух в словах, Д/и «Аквариум» определение места звука в слове.
3.Раздел: Знакомство с буквой
3.31. Тема: «Буква «Ю»
Теория: Знакомство дошкольников с буквой «Ю».
Практика: Лепка буквы, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы», чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта.
3.Раздел: Знакомство с буквой
3.32. Тема: «Буква «Ь»
Теория: Сформировать стойкие представления у дошкольников о букве «Ь».
Практика: Работа с буквенным конструктором, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
3. Раздел: Знакомство с буквой
3.33. Тема: «Буква «Ъ»
Теория: Сформировать стойкие представления у дошкольников о букве «Ъ».
Практика: Работа с буквенным конструктором, игровое упражнение «Узнай букву на ощупь», работа в прописях, работа с индивидуальной карточкой на развитие внимания «Буквы».
5.Раздел: Итоговые занятия (диагностическое обследование
5.1. Тема «Развитие фонематического слуха и графического навыка»
Теория: Объяснение заданий
Практика: Выполнение заданий.
5.Раздел: Итоговые занятия (диагностическое обследование
5.2. Тема «Развитие звука-буквенного анализа»
Теория: Объяснение заданий
Практика: Выполнение заданий.
5.Раздел: Итоговые занятия (диагностическое обследование
5.3. Тема «Степень овладения навыками чтения»
Теория: Объяснение заданий
Практика: Выполнение заданий.
1.3. планируемые результаты
Личностные результаты:
- у детей разовьётся мотивационная сфера к обучению в школе;
- коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы
Метапредметные результаты:
- у обучающихся разовьются предпосылки познавательных УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
- у обучающихся разовьются предпосылки регулятивных УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату
Предметные результаты:
- дети овладеют понятиями: «слово», «звук», «буква», узнать порядок букв (алфавит);
- дети научатся различать гласные и согласные звуки;
- научатся свободно и осознанно читать простые слова
- дети смогут правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет, соответствующий «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - столы и стулья, соответствующие возрастным особенностям воспитанников,
- школьная доска, магнитный мольберт,
- игры и пособия: Д/и «Место звука», «Корзина звуков», «Шкатулка звуков», «Улей», «Гараж», «Аквариум», ловушки для звуков, звуковые бусы, схемы слов, слогов и звуков,
- пластилин, буквенный конструктор, проволока для изучения букв, фасоль для выкладывания букв, верёвочный конструктор
- счетные палочки, касса букв, браслеты для ориентации в пространстве, магнитная азбука
- карандаши, ластики, ножницы, цветная бумага, пластилин
- песочные часы, звонок,
- мотивационные пособия для оценки результативности деятельности: печати, наклейки.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- картотеки пальчиковых игр для развития мелкой моторики руки,
- картотеки подвижных физических минуток, физических минуток для гимнастики для глаз,
- картотека упражнений на развитие межполушарного взаимодействия.
- картотека на развитие когнитивных функций (внимания, аудиальной и визуальной памяти, мышления),
- информационные школьные плакаты «Алфавит», «Гласные звуки», «Прописной алфавит», «Правила посадки за школьной партой» и др.
- «Букварь», книги по изучению букв,
Оценочные материалы и формы аттестации
Диагностическое обследование проводится 3 раза в год: входной контроль (сентябрь), промежуточный контроль (декабрь), итоговый контроль (май), в виде изучения продуктов деятельности детей и диагностических заданий по методике:
«Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Фотековой Т. А.
«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Колесникова Е.В.
Уровень освоения программы оценивается по бальной системе.
Уровни развития
0 -15 баллов – сформирован
15-30 баллов – частично сформирован
30-40 баллов - сформирован
Диагностическая карта «Развитие фонематического слуха»
Ф.И. ребёнка | Умение определять место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце). | Умение делить слова на слоги, подбирать схему слова к предмету, к которому она подходит. | Умение различать твердые и мягкие согласные звуки. | Умение различать слова, отличающиеся только одним звуком. | Умение находить предметы, в название которых не входит заданный звук. | Умение осознавать основные элементы языка: слово, звук, слог. |
3 балл –даёт правильный ответ
2 балла –даёт ответ с помощью
1 балл – не даёт ответ
Диагностическая карта «Развитие графического навыка»
Ф.И. ребёнка | Умение управлять пальцами рук. | Умение рисовать вертикальные и горизонтальные линии. | Умение рисовать наклонные и округлые линии, узоры в тетради в клетку. |
3 балл –даёт правильный ответ
2 балла –даёт ответ с помощью
1 балл – не даёт ответ
Диагностическая карта «Развитие звука - буквенного анализа»
Ф.И. ребёнка | Умение писать печатные буквы русского алфавита, соотносить их с соответствующим звуком. | Знание букв и умение соотносить их с соответствующим звуком. | Умение различать гласные и согласные буквы | Умение устанавливать последовательность звуков в словах и записывать их соответствующими буквами. |
3 балл –даёт правильный ответ
2 балла –даёт ответ с помощью
1 балл – не даёт ответ
Диагностическая карта «Степень овладения навыками чтения»
Ф.И. ребёнка | Умение читать слова, понимать их. | Умение прочитать текст, понять прочитанное и пересказать |
3 балл –даёт правильный ответ
2 балла –даёт ответ с помощью
1 балл – не даёт ответ
2.2. Методические материалы
Для реализации программы дополнительного образования «Почемучка» используются следующие методы и приёмы.
Методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- образовательная деятельность с использованием ИКТ.
Приёмы:
- проблемные ситуации,
- объяснение,
- рассказ,
- пояснение,
- беседа,
- показ,
- наблюдение,
- практическая деятельность (задания работа с буквой, используются на каждом занятии)
Педагогические технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология Исследовательской деятельности
- Технология «Личностно- ориентированного взаимодействия педагога с детьми
2.3. Календарный учебный график
2.4. Календарный план воспитательной работы
№ п/п | время | объём | мероприятие |
1 | сентябрь | 1 | Праздник букваря (День знаний) |
2 | октябрь | 1 | Акция «Любимая буква» (азбука для малышей) |
3 | ноябрь | 1 | День народного единства (стихи народов России) |
4 | декабрь | 1 | Праздник «Новый год» |
5 | январь | 1 | Конкурс колядок «Рождественская звезда» |
6 | февраль | 1 | Конкурс чтецов детская библиотека «Народный фольклор» |
7 | март | 1 | Видеопоздравления «Дорогой, единственной» |
8 | апрель | 1 | «День смеха» литературные чтения |
9 | май | 1 | Конкурс чтецов в ДОУ «Стихи и песни о ВОВ» |
Список литературы
1. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюшева И.А и др.) Преемственность : программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / (,- 4-е изд. –
М.: Просвещение, 2016.
2. Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч. 1 / – 8-е изд. – М, : Просвещение, 2017.
3. Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. Ч. 2 / – 8-е изд. – М, : Просвещение, 2017.
4. Фотековой Т А. «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников»
5. Колесникова Е.В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – педагогической направленности «Школа раннего развития «Росток»»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ГОТОВИМ РУКУ К ПИСЬМУ»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....