Система упражнений для детей с нарушением зрения в зависимости от зрительных нагрузок
статья по коррекционной педагогике
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система упражнений для детей с нарушением зрения
в зависимости от зрительных нагрузок
( с учетом остроты зрения, возраста ребенка, характера зрительного диагноза и фиксации)
Зрительная нагрузка №1
Первый этап.
Плеоптика ( лечение амблиопии)
Острота зрения 0,)1 – 0,3. Косоглазие не учитывается. Величина объектов больше 2см. Цвет объектов оранжевый, красный, их оттенки. Форма предметов разнообразная. При косоглазии объемные предметы ребенок познает, в основном, путем осязания под контролем зрения (при данной остроте зрения). Время занятий – утро, полдень, вечер. С цветовыми объектами дети работают днем (около 12 часов дня). Ахроматические пособия даются утром и вечером. Продолжительность занятия разная, все упражнения выполняются в очках.
1. Работа с предметными картинками.
Цель. Узнавание предметов, активизация фиксации взора, развитие внимания, памяти.
Методические указания. Вначале с ребенком рассматривают картинки. Выясняется, что ребенку известно. Затем предлагается рассмотреть две картинки: одну из тех, что он уже видел, а одну – новую. Предложить ребенку внимательно рассмотреть и вспомнить, видел ли он такой предмет. Если ребенок не узнает, помочь ему, подсказать название предмета, указать на его характерные признаки и назначение.
Закрепить название предмета и его узнавание в разных игровых ситуациях:
- Рассматривание картинок, лежащих на столе и нахождение среди них новой;
- Нахождение несколько одинаковых картинок;
- Нахождение пары – «Найди такую же»;
Продолжительность занятий 2-3 мин
Оборудование: картинки для рассматривания, четкие изображения на оранжевом, желтом фоне. Размеры изображаемых предметов больше 2,5 см.
2. Работа с геометрическими фигурами.
Цель. Узнавание геометрических фигур, соответствие предметов по цвету, форме, развитие пространственной ориентации, зрительного внимания.
- Раскладывание фигур по форме (кружки с кружками, квадраты к квадратам и т.д)
- Сортировка геометрических фигур по цвету без учета формы: в одну коробочку складываются все фигуры желтого цвета, в другую все фигуры красного цвета.
3. Работа с цветной мозаикой.
- Сортировка мозаики по цвету (каждый цвет в отдельную коробочку)
- Выкладывание простейших узоров из мозаики (по образцу, затем без образца). Продолжительность занятий цветной мозаикой - 5-6 мин., с геометрическими фигурами – 3-4 мин.
4. Работа с предметными картинками, пирамидкой.
Цель. Активизация фиксации взора, восприятие на слух инструкции, развитие мышления, зрительного соотношения предметов по величине.
- Группировка предметов по цвету
- Группировка предметов по назначению
Продолжительность занятий 8-10 мин.
5. Работа с крупным калейдоскопом, монокулярным фильмоскопом, диаскопом.
Методические указания. Этими приборами нужно сначала научить ребенка пользоваться. Дети неправильно приставляют прибор к глазу, закрывают отверстие рукой, многим детям трудно сосредоточиться. Перед тем как ребенок будет смотреть, нужно его подготовить к тому, что он будет видеть, помочь ему правильно удерживать прибор. Если ребенок заинтересованно смотрит, рассказывает, что он видит – цель достигнута. Продолжительность занятия определяется желанием ребенка.
Цель. Активизация фиксации взора, развитие устойчивого внимания, развитие речи, памяти.
6. Обведение контуров предметов карандашом.
Цель. Активизация фиксации взора, развитие соодружественных движений глаз и руки.
Методические указания. На листе бумаги нарисованы контуры предметов яркими фломастерами. Дети сверху обводят контуры карандашом.
Зрительная нагрузка №2 возраст 3-4 г
Второй этап в лечении амблиопии. Период ортоптического лечения.
Острота зрения 0,4 и выше. Объекты меньше 2 см. Форма объектов разнообразная, преимущественно объемная. Цвет – желтый, зеленый, красный и их оттенки. Учитывается вид косоглазия. При сходящемся косоглазии проводятся упражнения на расслабление конвергенции и направление взора верх на близкое расстояние.
Игры и упражнения при сходящемся косоглазии.
Общие цели: развитие дивергенции, развитие внимания, развитие речи.
1. Рассматривание в калейдоскоп с направлением тубуса в даль.
2. Работа с монокулярными фильмоскопами.
3. Работа с магнитным конструктором на подставке, под углом в 45.
Продолжительность занятий 3 – 4 мин.
4. Игра «Тир».
На картонный диск наносятся рисунки или приклеиваются картинки размером меньше 2см. С расстояния 2,5 см (в дальнейшем расстояние увеличивается) ребенок должен указкой показать названный предмет.
Цель. Развитие глазомера, дистантного восприятия, развитие речи.
5. Сортировка геометрических фигур по форме, цвету с использованием подставок.
Цель. Развитие навыков зрительного соотнесения предметов.
6. Выкладывание узора из цветных палочек с использованием подставок.
Цель. Развитие навыков пространственной ориентации, закрепление цветоразличения, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.
7. Нанизывание колец, бус на расстоянии так, чтобы взор был направлен вдаль.
8. Вдевание лески в модель иглы на расстоянии.
Цель. Активизация фиксации взора, развитие мелкой моторики руки.
Игры на воздухе.
1. «Птички и автомобили». Дети со сходящимся косоглазием – автомобили.
Цель. Развитие дивергенции, развитие внимания.
2.»Найди свой цвет».
Цель. Развитие дивергенции, пространственной ориентировки, развитие внимания.
3. Игра «Поезд».
Цель. Развитие дивергенции, пространственной ориентировки, слухового внимания
4. Игра «Поймай бабочку» (птичку).
Методические указания. Педагог вращает палку длиной 1 – 1,5 м, на конце привязан шнур с картонной птичкой или бабочкой (ярко раскрашенной, длиной 15 см.) над головами детей на такой высоте, чтобы дети, подпрыгнув, могли ее поймать рукой. Подпрыгивают дети на обеих ногах и ловят обеими руками. Ловят, не сходя с места.
Цель. Развитие дивергенции, формирование прослеживающих функций глаза, развитие глазомера, развитие внимания.
5. Игра «Чего не стало».
Методические указания. На веревке на расстоянии 3-4 шагов от детей на уровне поднятой руки ребенка привязаны или прикреплены скобами предметы. Дети их рассматривают, запоминают. Затем дети отворачиваются, а педагог снимает один, позже 2-3 предмета. Дети поворачиваются и отгадывают, какого предмета не стало.
Цель. Развитие дивергенции, зрительной памяти, внимания, закрепление цветоразличения.
Игры и упражнения при расходящейся косоглазии.
Зрительная нагрузка №2
Общие цели. Усиление конвергенции, развитие внимания, речи.
1. Работа с калейдоскопом с направление тубуса вниз.
2. рассматривание картинок через диаскоп.
3. Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узоров.
Цель. Развитие зрительного соотношения предметов по цвету, развитие навыков пространственной ориентации.
4. Нанизывание колец.
5. Выкладывание узоров из цветных палочек.
Игры на воздухе.
1. Игра «Птички и автомобили». Дети с расходящимся косоглазием – «птички». В игру можно ввести усложнение – «птички» клюют зернышки. Дети присаживаются и стучат пальчиками по коленям.
Цель. Усиление конвергенции у детей с расходящимся косоглазием. Закрепление умение действовать по сигналу.
2. Игра «Поймай рыбку».
Методические указания. На палочке длиной 1 – 1,5 м за шнур привязана яркая картонная рыбка длиной 20см. Педагог вращает по кругу вокруг себя, а дети должны успеть ступить на рыбку (поймать ее)
Цель. Развитие конвергенции, глазомера, наблюдательности.
3. Игра «Принеси мяч».
Методические указания. Дети стоят на черте возле педагога. По команде «Раз, два, три - беги» педагог выбрасывает из корзины все мячи (по количеству детей). Дети догоняют мяч, бросают его обратно в корзину.
Цель. Усиление конвергенции, развитие зрительного и слухового внимания, умение согласовать свои действия с сигналом.
4. Игра «Что спрятано?»
Методические указания. На землю в центре круга педагог кладет несколько игрушек и предлагает детям посмотреть и запомнить. Затем дети поворачиваются спиной к центру и закрывают глаза. Педагог прячет 1-2 игрушки, затем подает команду повернуться и посмотреть, каких игрушек не стало.
Цель. Усиление конвергенции, развитие зрительной памяти, внимания.
Зрительная нагрузка №3,4 для детей 5-7 лет.
Острота зрения 0,01 – 0,3. Вид косоглазия не учитывается. Величина объекта больше 2 см. Цвет объекта оранжевый, красный, желтый, зеленый и их оттенки. Продолжительность занятий постепенно увеличивается до 25 мин. Занятия проводятся 2 раза в день. 1,5 – 2 месяца проводится работа по развитию зрительного восприятия, глазодвигательного аппарата глаза, развитие цветоразличения, восприятию пространства с теми, кто нуждается. Затем эти занятия продолжают, но параллельно вводят упражнения по развитию остроты зрения у этих детей.
1. Рассматривание предметных картинок. Принцип проведения этой работы тот же, что и при проведении с детьми 3-4 лет, только используется большее количество картинок.
Продолжительность занятий 3-4 мин.
Цель. Активизации фиксации взора, развитие внимания, обогащение активного словаря.
2. Сортировка предметов по цвету, по форме, назначению.
Цель. Активизация фиксации взора, развитие зрительного соотнесения предметов по цвету, форме, развитие мышления.
- Геометрические фигуры
- Сортировка предметных картинок по цвету, форме, по назначению предметов. Например: «Отбери предметы, которые нужны повару, строителю, учителю.
- Сортировка природного материала по цвету, форме.
- «Найди такую же картинку», «Найди пару».
Продолжительность занятий 10 – 15 мин
3. Рассматривание в крупный калейдоскоп. Продолжительность занятий определяется желанием ребенка.
4. Ира в лото с крупными картинками: домашние животные, предметный мир.
Продолжительность занятий 10 – 15 мин.
Цель. Активизация фиксации взора, умение сравнивать.
5. «Домино», «Какой цвет», «Цепочка» и др. ( с яркими крупными картинками)
Цель. Активизация фиксации взора, обучение умению соотносить по цвету.
Зрительная нагрузка №5
(для детей со сходящимся косоглазием в возрасте 5-7 лет)
Острота зрения 0,4 и выше. Правильная фиксация взора. Величина объектов меньше 2 см. Цвет разнообразный. Предметы преимущественно объемные.
1. Рассматривание в калейдоскоп с направлением тубуса вверх – вдаль. Продолжительность занятий 3-4 мин. 2 раза в день.
Цель. Активизация фиксации взора.
2. Работа с монокулярными фильмоскопами. Продолжительность 4-5 мин. 2 раза в день.
Цель. Активизация фиксации взора.
3. Нанизывание бусинок, колечек, пуговиц на леску.
Продолжительность занятий 5-7 мин. 2 раза в день.
Цель. Активизация фиксации взора, повышение остроты зрения, развитие мелкой моторики рук.
4. Вдевание нитки, лески, цветной проволки в ушко иглы. Игла сделана из картона, Диаметр ушка 0,4 см, длина иглы – 15 см.. Направление взора: вверх – вдаль. Продолжительность занятий 5 – 7 мин. 2 раза в день.
Цель. Те же , что в упражнении №3.
5. Шитье по картону.
Методические указания. На расстоянии 0,5 см пробиваются дырочки диаметром 0,3 см. Сначала леска или цветная проволка протягиваются по прямым линиям, затем по простым контурным изображениям, рисунки постепенно усложняются. Картинки дети должны держать на расстоянии вытянутых рук.
Цель. Повышение остроты зрения, активизация фиксации взора, развитие глазомера, мелкой моторики рук.
6. Шнуровка: протягивание шнура через отверстия, сделанные на пластмассовой или картонной пластинке.
Методические указания. Пластинки дети должны держать на расстоянии вытянутых рук так, чтобы взор был направлен вдаль.
Шнуровать можно двумя способами:
1. Так, чтобы шнурок все время попадал с лицевой стороны, тогда шнурок будет идти через края пластинки.
2. Ребенок пропускает шнурок один раз с лицевой, другой с изнаночной стороны, он может пальчиками другой руки наощупь находить дырочку.
Диаметр дырочек должен постепенно уменьшаться, количество дырочек на пластинке должно увеличиваться. Продолжительность занятий 19 -15 мин 2 раза в день.
Цели те же, что и в упр №5
7. «Лото», «Домино».
Методические указания. Для того, чтобы взор ребенка был направлен вдаль, использовать приспособления: для домино – металлическую доску, окрашенную в зеленый цвет, картинки – домино с подклеенными с обратной стороны Магнитками. Величина доски 40 на 30 см. На маленьких карточках лото тоже наклеены Магнитки. Металлические доски устанавливаются на подставке под углом 45. Продолжительность занятий 10-15 мин.
Цель. Активизация фиксации взора, развитие мыслительных процессов, закрепление навыков зрительного соотнесения предметов.
8. Штриховка плоских шаблонов с использованием подставки.
Продолжительность 5 мин.
Цель. Активизация фиксации взора, развитие соодружественных движений глаз т руки.
9. Раскрашивание рисунков, укрепленных на доске на уровне глаз ребенка. Продолжительность 5 мин.
Цель. Активизация фиксации взора, различение цветов. Развитие мелкой моторики рук.
10. Рассматривание картинок на расстоянии. Описание картинок. Продолжительность занятий 3-4 мин.
11. Рассматривание картинок, предметов на вращающемся диске.
Методические указания. На диск (картонный или фанерный) наклеиваются предметы, либо картинки, размеры которых постепенно уменьшаются. Этот диск устанавливается на проигрыватель. Дети рассматривают картинки, называют их при вращении диска.
12. Игра. «Закорюка»
Методические указания. На расстоянии вытянутой руки каждый ребенок одним движением проводит линию на доске. В результате должен получиться какой– нибудь рисунок. Вначале на занятиях принимает участие педагог. Он должен своим штрихом вести ясность в рисунок, объяснить, что он видит. В свою очередь ребята рассказывают, что видят они.
Цель. Развитие воображения ребенка, зрительной памяти, развитие бинокулярного зрения., активизация фиксации взора.
13. Игра «Вакса – клякса»
Методические указания. Заранее на листе бумаги ставятся кляксы и высушиваются. Дети пытаются найти сходство с чем – либо и дорисовать недостающие детали.
Продолжительность 10 – 15 мин 2 раза в день.
14. перерисовывание рисунков через полупрозрачную бумагу (на аппарате с подсветкой).
Цель. Повышение остроты зрения, развитие соодружественных движений глаз и руки.
Игры на воздухе.
- Игры с мячом: подбрасывание мяча вверх и ловля его, бросание мяча друг другу
- Метание стрел – присосок
- Метание мешочков в цель (мешочки должны быть красного, желтого цветов)
- Игра «Набрось кольцо». На штыри, которые укреплены на подставке, набрасываются кольца, Подставка крепится на стене.
Цель. Развитие дивергенции, глазомера, развитие координации движений.
Зрительная нагрузка №6.
(возраст детей 5-7 лет, расходящееся косоглазие)
Острота зрения 0,4 и выше. Правильная фиксация взора. Величина объектов меньше 2см. Цвет разнообразный. Предметы преимущественно объемные.
Общие цели: усиление конвергенции, повышение остроты зрения.
1. Работа с мелкой мозаикой: сортировка по цвету, выкладывание узоров. Продолжительность занятий 3-4 мин 2 раза в день.
2. «Нанизывание бус» ( диаметр отверстия постепенно уменьшается). Продолжительность занятий 4-5 мин 2 раза в день.
3. «Шнуровка. Взор ребенка должен быть направлен вниз. Диаметр дырочек уменьшается, а количество дырочек на планке – увеличивается.
4. «Обведение по контуру».
Зрительная нагрузка №7.
Назначается для развития и укрепления монокулярного и бинокулярного зрения.
Положение глаз правильное, величина объектов – самые мелкие. Время проведения занятий – по желанию детей. Количество занятий – 3-4 раза.
1. Сортировка мелких предметов по цвету, величине. Направление взора зависит от вида косоглазия.
2. Упражнения с разделителем полей зрения (РПЗ). При ранее имевшемся косоглазии упражнения на РПЗ проводят у окна, за которым открывается далекая перспектива. Ребенок смотрит сквозь цветные стекла на дальние предметы. Ребенок сидит на стуле так, чтобы его зрительные оси были направлены немного вверх. При имеющемся косоглазии (расходящемся) упражнения на РПЗ следует проводить на расстоянии 2 – 2,5 см. Ребенка усаживают так, чтобы зрительные оси были направлены несколько вниз. Во время выполнения упражнения необходимо следить за тем, чтобы глаза у ребенка все время находились в симметричном положении.
Цель. Закрепление правильного положения глаз, закрепление понятий: высокий – низкий, далеко – близко.
3.Игры: забрасывание мяча в кольцо, рассматривание в бинокль, метание мяча, настольный баскетбол и волейбол.
4. Штриховка.
5.Обведение контура рисунка через прозрачную бумагу.
6. Упражнение с диаскопом
Зрительная нагрузка №8
( развитие стереоскопического зрения)
Упражнения по развитию стереоскопического зрения можно проводить с детьми 3-4 лет, как только устанавливается правильное положение глаз, при нормальной фиксации и при остроте зрения не ниже ),4, при нормальной подвижности глазных яблок.
Общие цели. Развитие стереоскопического зрения, закрепление правильной фиксации глаз.
Общие цели. Развитие стереоскопического зрения, закрепление правильной фиксации глаз.
1. «Надень кольцо» Продолжительность 5 мин.
2. «Попади в цель». Продолжительность 5 мин
3. «Забей гвозди».
Методические указания. На подставке размером 25 на 20см вертикально укреплен стержень с поперечной пленкой наверху длиной 25 см. На каждой планке подвешено по 3-4 колечка разного диаметра: от 0,5 до 1,5см. Ребенок палочкой длиной в 20см диаметром 0,3см должен попасть внутрь колечек.
4. Упражнение со стереотренером. Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями различного диаметра (до 3х см) и шарика диаметром до 0,8 см, прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа ручку прибора, ребенок раскачивает нитку с шариком так, чтобы попасть в каждое отверстие.
5. Упражнения с кольцебросами.
Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон с хоботом, заяц с поднятой лапой, гусь с вытянутой шеей, Буратино с длинным носом.
Набрасывается кольцо с расстояния 2-2,5 см. Длительность упражнений 5-8 мин 2 раза в день.
Комплекс игр и упражнений для повышения остроты зрения в соответствии с рекомендациями Л.А.Григорян и Л.И.Плаксиной
Младший дошкольный возраст
Острота зрения 0,04
- Раскрашивание крупных деталей рисунка (4см) в основные цвета (красный, оранжевый, зеленый)
- Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу
- Наклеивание крупных аппликаций (4см)
- Плетение ковриков из широких полос (3-4 см) ярких цветов
- Сборка строительных деталей, конструкторов крупных размеров
Острота зрения 0,05 - 0,1
- Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-3см)
- Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу
- Выполнение аппликационных работ (2-3см)
- Плетение ковриков из полос шириной 2 см
- Работа с конструкторами
- Рассматривание рисунков крупных размеров
- Игры с мозаикой
Острота зрения 0,2 – 0,3
- Раскрашивание мелких деталей рисунка
- Аппликации менее 2см
- Плетение ковриков
- Конструирование из мелких деталей
- Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колес)
- Мозаика
- Лепка из пластилина на наглядной основе (овощи, фрукты)
- Нанизывание бус диаметром до 1см на леску
Острота зрения 0,4 и выше
- Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров мелких рисунков через тонкую бумагу
- Аппликации до 1см
- Плетение ковриков из полос менее 1см
- Конструирование из мелких деталей
- Обнаружение ошибок в рисунках с мелкими деталями (дом без трубы)
- Построение мелких рисунков из мозаики
- Лепка из пластилина мелких фигур
- Нанизывание на леску бус размером менее 1см
Старший дошкольный возраст
Острота зрении 0,04
- Раскрашивание крупных деталей, усложненных рисунков (животных)
- Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу
- Плетение ковриков из полос основных цветов и их оттенков (ширина полос до 2 см)
- Лепка крупных животных из пластилина
- Работа с крупным строительным материалом
Острота зрения 0,05 – 0,1
- Раскрашивание более мелких деталей рисунков и обведение контуров через тонкую бумагу
- Плетение ковриков шириной до 1,5 см
- Лепка из пластилина более мелких фигур
- Работа с пластмассовым конструктором
- Мозаика
- Нанизывание бус основных цветов диаметром 1,5 см на леску
- Обнаружение различий в 2х крупных рисунках
Острота зрения 0,2 – 0,3
- Обведение мелких деталей рисунка через тонкую бумагу и раскрашивание их не выходя за контуры. Рисование геометрических фигур
- Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1 см
- Лепка мелких фигур
- Работа с более мелким конструктором
- Мозаика
- Нанизывание бус, чередуя цвет (диаметр бус до 1см)
- Обнаружение ошибок в рисунках
- Разгадка ребусов в детских журналах
Острота зрения 0,4 и выше
- Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание не выходя за контуры
- Составление орнамента из клеток
- Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной 0,5 см и менее
- Лепка мелких фигур
- Работа с мелким конструктором
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
Картотека артикуляционных упражнений для детей с нарушением зрения
Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения требует знаний в разных областях: офтальмологии, тифлопедагогики. Так же логопед должен владеть соответствующими приемами обучения, применять специа...
Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей с нарушением зрения, как средство развития мелкой моторики.
Кинезеологические упражнения-это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.Пособие рекомендуется родителям и воспитателям детских садов для подготовки к успешному обучени...
Консультация для родителей "Упражнения для детей с нарушением зрения"
Консультация для родителей "Упражнения для детей с нарушением зрения"...
Комплекс игр и упражнений для детей с нарушением зрения (нагрузки)
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановлен...
Картотека развивающих игр и упражнений для детей с нарушением зрения
Игры и упражнения направленные на развитие восприятия (зрительного, слухового, тактильного), внимания, мнестической деятельности, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышле...
Зрительные упражнения для детей с нарушением зрения (часть 2)
Регулярно выполняемые зрительные упражнения позволяют повысить остроту зрения у дошкольников, укрепить зрительные мышцы и осуществлять профилактику зрительных нарушений....