Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии В ДОУ" (проекты)
проект по коррекционной педагогике

Емельяненко Галина Валентиновна

Краткое описание здоровьесберегающих  технологий, обеспечивающих физическое развитие дошкольников в игровой деятельности, которая способствует (обеспечивает, провоцирует) развитие физических качеств (выносливость, ловкость, быстроту реакции); повышает двигательную активность детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность

       В настоящее время по требованиям ФГОС ДО образовательный процесс для дошкольников должен быть привлекательным, ненавязчивым, радостным.  Это особенно актуально для наших воспитанников - детей с тяжелым нарушением речи, которые  отличаются от детей с нормой  развития определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности.

       Для детей с ТНР характерно позднее развитие равновесия, координации движений, нарушения волевой сферы. Они испытывают затруднения в выполнении сложнокоординированных ациклических упражнений: например, прыжки в длину; в высоту; в глубину.

Одно из самых эффективных вспомогательных упражнений для обучения таким прыжкам – прыжки через скакалку, так как в отличие от других видов прыжков  представляют собой циклическое движение, которое имеет свой цикл: мах, прыжок.

  1. Проект игровой технологии «Веселая скакалочка»

         Разработан с целью привлечения интереса детей к выполнению прыжков циклического вида и создания предпосылок для эффективного развития основных видов движений ациклического вида. Срок реализации проекта – 1 год (2018 – 2019 г)

Участники проекта: дети 5 – 7 лет, инструктор по физической         культуре, педагоги групп, родители.

Практическая значимость проекта: внедрена в практику здоровьесберегающая технология, положительно влияющая на развитие физических качеств, основных видов движений, на укрепление здоровья воспитанников. Обогащена  методическая копилка по теме «Скакалка – история возникновения  и использование инвентаря», а также разработаны конспекты НОД, сценарии развлечений, презентации, рекомендации по внедрению этой игровой технологии для педагогов нашего учреждения и инструкторов города.

        Задачи проекта определены в соответствии с требованиями ФГОС ДО, с учетом индивидуальных возможностей и возрастных особенностей воспитанников:  

  • Создавать условия для развития интереса к прыжкам через скакалку.

Повышать самостоятельную двигательную активность воспитанников  через применение игровой технологии.

  • Развивать физические качества (ловкость, выносливость, быстрота, координация) в игровой форме.
  • Совершенствовать чувство равновесия, развивать периферическое зрение.

Дети знакомятся со скакалкой, ее формами, размерами, качеством и применением в спорте. Осваивают игры с применением скакалки: «Часы», «Я знаю пять имен девочек (мальчиков; пять названий овощей, фруктов…)», «Роза, мимоза, мак, василек» и др. Родители принимают активное участие, рассказывая, в какие игры со скакалкой они играли в детстве.

      Для наполнения развивающей предметно – пространственной  среды приобретены  яркие скакалки для  прыжков, сделаны короткие скакалки-шнуры для перепрыгивания, тренажеры «Салютик»  для развития подвижности кистей рук.

       Начиная с младшей группы, воспитанники имели возможность постоянно играть со скакалкой: дорожки из скакалок, упражнения «бегущий огонь», «веселый ручеек» и др.            

       Разучены  этапы прыжков через скакалку: маховое упражнение «Мельница» и прыжок через шнур по сигналу.

      Старшие воспитанники демонстрировали малышам  свое умение прыгать через короткую скакалку и длинную веревку; на спортивном развлечении, родители воспитанников участвовали в конкурсе «Кто дольше всех прыгает через скакалку?», что положительно влияет на стимулирование интереса воспитанников к этому виду деятельности.

        К концу подготовительной группы воспитанники умеют прыгать через скакалку вперед, назад; на двух ногах, на одной; прыгать в парах; бегать, вращая скакалку вперед и др. Прыгают через длинную скакалку с забеганием и выбеганием (п/и «Часы»). Дети активно используют скакалку в свободной игровой деятельности.

        

Чтобы разнообразить прыжки, создать эмоционально-положительное отношение детей к физической культуре мною разработана и внедрена в практику:

 

  1. Проект игровой здоровьесберегающей технологии

«Прыжки в резиночку».

Срок реализации 1 год. Технология   доступна детям с разным уровнем  двигательного опыта и  ориентирована на социализацию воспитанников, так как необходимо не менее двух-трех человек, чтобы игра состоялась! «Прыжки в резиночку» направлены на решение  следующих задач:

1.        Развивать  физические качества, зрительно-моторную координацию.

2.        Развивать умение целенаправленно управлять своими локомоциями.

3.    Упражнять в статическом равновесии с сохранением правильной осанки.

4.        Формировать  коммуникативные качества и речевую активность у детей с ТНР.

Создана  видеотека прыжков для демонстрации воспитанникам; картотека схем прыжков с названиями и правилами.  

 Разработан перспективный план. Проводятся беседы: «История возникновения прыжков через резиночку». Для повышения интереса и расширения представлений о прыжках в резиночку сформирована видеотека соответствующей тематики.  

Благодаря внедрению в свою педагогическую практику технологии «Прыжки в скакалочку» у детей формируются качественные  социальные навыки (умение договариваться, устанавливать и соблюдать очередность, умение разрешать  конфликтные ситуации мирным путем), приобщаются к ценностям сотрудничества (оказание помощи, планирование совместной деятельности, соподчинение и контроль своих желаний).

Технология «Прыжки в резиночку» стимулирует развитие скоростных способностей ребенка, точность выполнения  движений, обучает элементам  самоконтроля и самооценки, способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем.  

Дети старшего возраста свободно читают схемы,  умеют создавать собственные схемы прыжков.  

Примерный перспективный план «Веселая резиночка» 2019 – 2020 г

Ознакомление с простыми прыжками  через резиночку:

Прыжки «простые» через резиночку на двух ногах прямо.

Прыжки через резиночку «простые»   на двух ногах правым боком.

Прыжки через резиночку «простые»  на двух ногах левым боком.

Прыжки  на одной ноге прямо.

Прыжки на одной ноге боком.

Прыжки с повышением уровня (до щиколоток; до икр ног, до колена)

Сентябрь

 Ознакомление с  усложненными прыжками:

Прыжки через резиночку прямо с зацепом правой ногой.

Прыжки через резиночку прямо с зацепом левой ногой.

Прыжки через резиночку прямо с зацепом правой ногой  и  перепрыгиванием через вторую резиночку.

Прыжки через резиночку прямо с зацепом левой ногой  и  перепрыгиванием через вторую резиночку.

Октябрь

Прыжки через резиночку прямо с зацепом правой ногой  и  приземлением на вторую резиночку.

Прыжки через резиночку прямо с зацепом левой ногой  и  приземлением на вторую резиночку.

Прыжки через резиночку боком с зацепом правой ногой  и приземлением «резиночка посередине».

Прыжки через резиночку боком с зацепом левой ногой и приземлением «резиночка посередине» .

Прыжки  с повышением уровня.

Ноябрь

Ознакомление со сложными прыжками:

Прыжки  на резиночке  с  поочередной сменой ног.

Прыжки на резиночке  с поочередной сменой ног и проговариванием слова.

Прыжки с двойным зацепом.

Прыжки через резиночку с поворотом на  180 °.

Прыжки с повышением уровня.

Декабрь

Знакомство со схемами простых прыжков.

Обучение «чтению»  схем.

Знакомство правильному и.п. стоящего в резиночке.

Отработка умения создавать микрогруппы (по три воспитанника) и умения договариваться об очередности прыжков.

Январь

Прыжки  через резиночку с применением карточек – схем:

«Платочек»

«Бантик»

«Пешеходы»

«Простые»

«Утюжки»

Февраль

Прыжки через резиночку с применением сложных схем:

«Перевертыши»

«Бегунчики»

«Поворотики»

«Конвертик»

«Ступеньки»

«Кораблик»

Март, Апрель, Май

Пример некоторых  схем, разработанных совместно с детьми, которыми они пользуются в самостоятельной деятельности.

 Результат

    Обогащен двигательный опыт детей в соответствии с их  индивидуальными возможностями.

  Дети приобрели новые  социальные навыки (умение договариваться, соблюдать очередность, освоение способов разрешения конфликтных ситуаций), приобщены к ценностям сотрудничества (оказание помощи, планирование совместной деятельности, соподчинение и контроль своих желаний).

Дети  умеют самостоятельно организовывать   игру в резиночку, выполнять известные упражнения, проявляя инициативу и двигательное  творчество.

  1. Проект авторской игровой здоровьесберегающей  технологии

«Меловые дорожки»

Проект долгосрочный, активно  применяется в весенний, летний и осенний период, с целью развития детского двигательного воображения,  творческой активности и  пространственного восприятия.

        

Задачи игровой технологии:

- Закреплять сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

- Совершенствовать деятельность двигательного анализатора, развивать костно-мышечную систему, воспитывать  волевые  качества.

- Создавать положительный эмоциональный настрой.

- Поддерживать детскую самостоятельность, инициативу.

       Технология «Меловые дорожки» заключается в том, что сначала взрослые (для образца), а затем и дети, на асфальте мелками рисуют дорожки различной тематики:

- «Лесная» дорожка состоит из елочек, грибочков, цветочков и так далее;

- «Фруктовая» - различные фрукты;

- «Математическая» - геометрические фигуры;

- «Классная» - классики различной формы;

 - «Сказочная» - состоит например из двух тропинок, которые расходятся от камня выбора в разные стороны и содержат рисунки, например: болото, молочная река, змея и др.;

- «Космическая» и многие другие.

       Дети придумывают рисунки-препятствия и способы их преодоления, договариваются о правилах и очередности прохождения дорожки.  Применение этой игровой технологии стимулирует у воспитанников  зрительно-моторную память, развивает мелкую моторику, способствует концентрации внимания.

      Детская фантазия провоцирует  двигательную деятельность, дает дополнительный стимул к речевой активности. При использовании игровой технологии «Меловые дорожки» необходимо учитывать возрастные особенности детей, их психоэмоциональное состояние на момент игры и состояние здоровья. Время игры  должно быть дозированным, так как технология предполагает высокую двигательную активность.

       В зимний период  деятельность переносится в спортивный зал, где дети с удовольствием создают свои дорожки препятствий для прыжков, бега, ползания. Создают микрогруппы, расставляют сообща оборудование и затем презентуют свои дорожки другим воспитанникам. Демонстрируя свои дорожки, дети не только показывают способы прохождения, но и разъясняют правила использования,  например: направление движения по дорожке, скорость передвижения и какие физические качества тренируют на дорожке.

Для детей, которые испытывают затруднения в создании дорожек, есть подсказки, находящиеся в доступном месте. Это конверты со схемами и картинками применения спортивного инвентаря. По желанию воспитанники могут сами создать схему и положить в конверт.

Спортивное  оборудование и инвентарь  находятся в доступном месте, дети знают, как им пользоваться; каким спортивным оборудованием можно пользоваться только при страховке взрослого. Знают и соблюдают правила безопасности в спортивном зале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад из личного опыта "Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья дошкольников"

доклад из личного опыта "Здоровьесберегающие технологиидля укрепления здоровья дошкольников"...

Обобщение опыта " Здоровьесберегающие технологии в детском саду"

     Сегодня во всех дошкольных учреждениях, в том числе и нашем детском саду, уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой гла...

Сообщение из опыта работы "Технологии поддержки индивидуальности и инициативности детей в творческой игре"

Из сообщения вы узнаете, какие функции имеет игровая технология, как поддерживается иннициативность детей....

Обобщение опытом "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и пед...

Обобщение опыта. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Обобщение опыта. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болез...