Кружок «Чудо – пальчики»
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Белова Елена Юрьевна

Программа «Чудо - пальчики» составлена таким образом, чтобы воспитанники могли овладеть всем комплексом умений и навыков по организации исследовательской изобретательной деятельности, выполнении проектной работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести практические навыки работы.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_chudo-palchiki.docx94.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа

«Чудо – пальчики»

Возраст обучающихся: 4- 5 лет

Срок реализации: 1 год

Принята на заседании

педагогического совета

от «___»  _____________ 20____г.

Протокол  № _________________

Автор-составитель:

Белова Елена Юрьевна

 воспитатель

г. Калининград  

2021г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность (профиль) программы

 Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование),  понимание речи; гармоничное развитие детей. 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Чудо – пальчики»

Актуальность программы: Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса  потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. И именно в раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры.

Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно — от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики)... Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Развитие  творчества детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров.

Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса. Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий. С целью подготовки мелкой моторики рук  детей, в соответствии с современными запросами, разработана и реализуется данная дополнительная общеразвивающая программа.

Отличительные особенности программы Работа в кружке «Волшебные пальчики» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом и направлены на развитие всех необходимых познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой; занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения

Адресат программы Принимаются  все желающие. При приеме существует мониторинг умений и навыков для составления индивидуальных упражнений и игровых ситуаций.

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 4-5 лет.

Объем и срок освоения программы 

Срок освоения программы – 1 год. Кружковая работа рассчитана на 2 занятие в неделю. Занятия проводятся в подгруппах  или индивидуально по 20 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.

Формы обучения Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса 

Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп 7 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий 

Общее количество часов в год – 96 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 20 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Педагогическая целесообразность

Программа «Чудо - пальчики» составлена таким образом, чтобы воспитанники могли овладеть всем комплексом умений и навыков по организации исследовательской изобретательской деятельности, выполнении проектной работы, познакомиться с требованиями, предъявляемыми к оформлению и публичному представлению результатов своего труда, а также приобрести практические навыки работы

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

        Содержание педагогической работы построено на основе понимания, как готовить ребенка к письму, на чем нужно заострить внимание, в необходимости представления, что такое процесс подготовки руки ребенка к письму, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок.

 Акцентирование внимания не только на содержательной стороне материала, но и на способах овладения им, на организации деятельности детей по усвоению материала, что имеет важное значение для развития интеллектуальных способностей. Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

  Ориентация педагога на формирование условий для самореализации и успешной социализации детей, обеспечение удовлетворения образовательных потребностей личности ребенка, формирование общеинтеллектуальных умений, развитию познавательных способностей, расширению кругозора, развитию мелкой моторики рук.

  Обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом. Таким образом, образовательная программа рассчитана на создание образовательного маршрута каждого обучающегося.

Практическая значимость.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности. Содержание дополнительного образования в ДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Ведущие теоретические идеи. 

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

 Способствовать накоплению сенсорного опыта работы ребенка через развитие зрительного тактильного и слухового восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи, гармоничное развитие детей.

Задачи кружка:

 Учить концентрировать своё внимание и правильно распределять его.

 Развивать умение подражать взрослому.

  Учить вслушиваться и понимать смысл речи.

 Совершенствовать память, способность согласовывать движения и речь.

 Создать благоприятный эмоциональный фон. Развивать индивидуальную творческую деятельность.

  Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно– двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

 Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз;
  2. Формировать практические умения и навыки;
  3. Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, крупами, пуговицами;
  4. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

  1. Развивать осязательное восприятие (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  2. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  3. Совершенствовать движения рук;
  4. Развить познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  5. Способствовать развитию речи детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  2. Воспитывать и развивать художественный вкус;
  3. Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Принципы отбора содержания.

Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.

В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:

  • системный подход, реализация образовательного содержания «от общего
  • к частному»;
  • принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский) –
  • интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого
  • содержания Программы;
  • развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения;
  • практическое экспериментирование – использование различных ресурсов для решения поставленной задачи (беседы, поэзия, игры, рисунок, пр.);
  • учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач, пр.);
  • создание условий для мотивации к саморазвитию (развитие у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал);
  • использование всех видов восприятия информации (визуального, аудиального, кинестетического);
  • использование формата диалога (ребёнка с взрослым, детей между собой,
  • педагогов друг с другом и родителями) как основной базы процесса передачи информации.

Использование указанных принципов при организации и осуществлении учебного процесса с детьми дошкольного возраста будет способствовать их полноценному психическому развитию, качественному восприятию всего учебно-развивающего материала Программы, сохранению положительной эмоциональной обстановки в коллективе дошкольной организации в целом и на занятиях по Программе в частности и способствовать решению задач по развитию мелкой моторики детей.

Основные формы и методы

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего церебральным параличом, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

  • Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
  • Самомассаж ладоней.
  • Самомассаж пальцев рук.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:

1.Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Поначалу обучают детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляют упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Необходимо следить за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается — показ устраняется и остается только словесная инструкция.

2. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: 

  • собирание пирамидок, матрешек, мозаики;
  • нанизывание колец на тесьму;
  • работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
  • сортировка монет;
  • перебор крупы;
  • работа со спичками;
  • работа с бумагой;
  • лепка (глины, пластилин, тесто);
  • шнуровка на специальных рамках, ботинок;
  • игры с песком, водой;
  • наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
  • закручивание шурупов, гаек;
  • игры с конструктором, кубиками;
  • рисование в воздухе;
  • рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.);
  • рукоделие.

Важное место в работе занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т. д.

3.Подготовка руки к письму.

Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.

Овладение навыком письма — длительный трудоемкий процесс, который детям с церебральным параличом достается нелегко. При работе по формированию навыка письма необходимо помнить о соблюдении следующих условий:

  • Правильная посадка при письме.
  • Постановка руки.
  • Ориентировка на странице тетради и строке.
  • Правильное движение руки по строке.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора — на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца — примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше — во втором случае).

Такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительного восприятия, пространственной ориентировки, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

 Огромная, если не ведущая роль в подготовке к формированию навыков письма принадлежит семье, поскольку формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен реабилитационного центра. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности.

Планируемые результаты

По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.

К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:

  • некоторые виды бумаги;
  • основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
  • основные правила склеивания;
  • понятие «конструктор»; «мозаика»;
  • некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
  • несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

должны уметь:

  • правильно держать кисть, карандаш;
  • пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
  • работать с трафаретами;
  • заштриховывать предметы двумя способами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.

Образовательные

Результатом занятий будет способность обучающихся к самостоятельному решению ряда задач с использованием образовательных ситуаций, а также создание творческих подходов. Конкретный результат каждого занятия стараться оценивать, сравнивая с образцом. Проверка проводится как визуально  так и  путем совместного рассматривания, Результаты занятий вносятся  в диагностическую таблицу ( диагностика проводится 2 раза в год). Основной способ итоговой проверки – итоговые занятия, состоящие из  набора пройденных тем.

Развивающие

Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах по механике. Строительство конструкций из множества деталей является регулярной проверкой полученных навыков.

Наиболее ярко результат проявляется при создании защите самостоятельного творческого проекта. Это также отражается в рейтинговой таблице.

Воспитательные

Воспитательный результат занятий можно считать достигнутым, если обучающиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию конструкций, созданию творческих проектов.

Механизм оценивания образовательных результатов. 

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями (заносятся в таблицу):

1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого  не принимает;

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5 баллов – ребенок выполняет все предложенные6 задания самостоятельно.

Диагностика на начало года

СЕНТЯБРЬ

п/п

Фамилия, имя ребенка

Умение повторять за взрослым простейшие движения пальцами в соответствии со  стихотворным сопровождением

Сенсомоторное развитие ребенка

Уровень развития мелкой моторики рук при работе с мелкими предметами

Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение)

1

Аслиддинова К.

2

1

1

1,3

2

Будаловский Д.

1

2

1

1,3

3

Домнина У,

2

2

2

2

4

Нечюнас М.

2

2

1

1,6

5

Приходько В.

2

2

2

2

6

Тугушева Н.

1

1

1

1

7

Ястремская А.

2

2

1

1,6

Итого:

        12

1.7

12

1.7

9

1.2

10.8

1,5

Выводы:  

С 1 по 15 сентября 2021 года проводилось педагогическое наблюдение кружка «Чудо - пальчики».  В данном кружке на момент диагностики 7 детей из них обследовалось 7 детей.

Из 7 детей высокое количество баллов никто не набрал, высшее количество баллов набрали 4 детей (Приходько В., Домнина У., Нечюнас М., Ястремская А.) что соответствует ниже среднему уровню развития;  3 ребёнка набрали низкий балл все параметры выполнены с   помощью педагога, что соответствует проблемам в развитии с учетом возраста.

Самое низкое количество баллов набрали 3 ребенка (Будаловский Д., Аслиддинова К., Тугушева Н.)

Основные проблемы по критерию: «Развитие мелкой моторики рук при работе с мелкими предметами»

Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод:

Высокий уровень-  0 детей, что составляет 0 %

Ниже среднего уровень – 4 детей, что составляет 58%

Низкий уровень – 3 ребенка, что составляет 42%

Необходимо в учебном году продолжать вести работу по развитию мелкой моторики рук, повысить эффективность образовательного процесса

Средний балл по кружку на начало года – 1,5 из 5, что соответствует низкому уровню.

Заключение: в новом учебном году усилить контроль по критерию, повысить эффективность образовательного процесса.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ д/с № 46, Положение о режиме занятий воспитанников МАДОУ д/с №46, Положение об оказании платных образовательных услуг. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

Материально-технические условия:

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.

Пространственно-предметная среда

Для успешной реализации программы необходимо наличие материалов и инструментов:

  •  резиновые игрушки;
  •  бусы, ленточки, бантики, пуговицы, спички, палочки. шнуровки;
  •  различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок); поролон, вата, ватные палочки.
  • цветная  бумага, альбом, фломастеры, клей, карандаши;
  •  фигурки пальчикового театра и др.
  •  картотека пальчиковых игр;
  • картотека художественного слова (стихи, загадки);
  •  фонотека (классические произведения, детский репертуар).
  • массажные и резиновые разноцветные мячи
  • природный игровой материал (морские камушки, ракушки, палочки различной     фактуры, орешки, каштаны, желуди, сушеные листья, шишки)

Кадровые. Педагог дополнительного образования с высшим образованием.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

Название темы, раздела

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

теория

практика

всего

1

Рисуночные задания, штриховка, пальчиковая гимнастика,

0

16

16

Выставка работ,

фотоотчет в гр Вк.

2

Работа с крупами («сухой бассейн», рисование, выкладывание мозаики)

0

16

16

Выставка работ,

фотоотчет в гр Вк.

3

Работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование)

0

16

16

Выставка работ,

фотоотчет в гр Вк.

4

Работа со шнурками, рукоделие, (шнуровки, плетение нанизывание предметов)

0

16

16

Выставка работ,

фотоотчет в гр Вк.

5

Моделирование (счетные палочки, спички, трубочки)

0

16

16

Выставка работ,

фотоотчет в гр Вк.

6

Лепка, изготовление поделок из различных материалов (пластилин, соленое тесто, природный материал, бусины, пуговицы и др.)

0

16

16

Выставка работ,

фотоотчет в гр Вк.

Итого:

96

96

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения (96 часа, 2 часа в неделю)

Перспективно - тематическое планирование на учебный год

Сентябрь.

3 неделя «Семья»

  • 1.Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
  • Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.
  • Развивать подвижность пальцев рук.
  • Стимулировать тактильные ощущения.
  • Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

  4 неделя Тема: «Овощи с огорода»

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
  • Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.
  • Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.
  • Стимулировать тактильные ощущения.
  • Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
  • Развивать артистические способности, память, речь.

Октябрь

  1 неделя Тема: «Осень. Признаки осени.»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов

8. Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь.

Упражнения.

1. Пальчиковая гимнастика «Осенний дождик».

2. «Игра «Ежики и ежата».  (Втекание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек).

3. «Осенний  букет» - аппликация с использованием оригами.

4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.

5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый). Упражнения.

2 нед.Тема : «Фрукты»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать учить координир. движения с речью.

3. Продолжать закреплять формы (круглое)

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5.  Развивать мелкую моторику пальцев.

6. Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Упражнения.

1.пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2.Упражнения «Ладушки – ладушки», «Братцы».

3. «Божьи коровки на лужайке» (рисование пальчиками).

4. «Солнышко лучистое» (выкладывание из спичек солнышко).

5. . Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.

6. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

3 нед. Тема: «Игрушки»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать учить координир. движения с речью.

3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги.

6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.

Упражнения

1. П/г «Игрушки».

2. Упражнение «Лошадка».

3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

4. Упр. "Собери матрешку» -2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.

5. «Рисуем мячи» - на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик).

6. Упражнение "Платочек для куклы" -определение фактуры материала.

7. «Пирамидка» -лепка из пластилина

8. Самомассаж косточками фруктов.

4 нед. Тема: «Одежда»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.

3. Учить последовательно одевать и раздевать куклу.

4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.

5. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Упражнения

1. П/и «Гномики- прачки».

2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц.

3. Упр. «Не дошитое платье» - «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

4. Д/игра «Оденем Петю».

5. Упр. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.

6. Самомассаж гранеными карандашами.

Ноябрь

1 нед. Тема: «Забавные пальчики»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать учить координир. движения с речью.

3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги.

6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.

Упражнения

1. П/г «Игрушки».

2. Упражнение «Лошадка».

3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

4. Упр. "Собери матрешку» - 2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.

5. «Рисуем мячи» - на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик) .

6. Упражнение "Платочек для куклы" -определение фактуры материала.

7. «Пирамидка» -лепка из пластилина

8. Самомассаж косточками фруктов.

2 нед. Тема: «Дом»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Обучение рисованию кругов.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек.

5. Развивать чувство формы.

6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.

7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Упражнения

1. Игра «Что лишнее?» - «Чудесный мешочек».

2. П/и «Кроватка», «Стул».

3. «Домик для мишутки» - рисуем на манке.

4. Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

5. Образно-пластическое творчество детей - «Мы строители»

6. Упр. «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.

7. Самомассаж гранеными карандашами.

3 нед. Тема: «Зима»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.

Упражнения

1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками) .

2. «Снегопад» - рисуем пластилином

3. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

4. Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки

5. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальчиками по столу

6. Самомассаж гранеными карандашами.

4 нед. Тема: «Птицы»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

3. Продолжать учить координировать движения с речью.

4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки.

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

Упражнения

1. П/г. «Утята».

2. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.

3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

4. Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча) .

5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

6. Оригами «Птички».

7. Самомассаж бусинками.

Декабрь

1 нед. Тема: «Зимние забавы»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Стимулировать тактильные ощущения.

3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.

4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.

5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.

Упражнения

1. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками

2. Пальчиковая гимнастика «Погреемся».

3. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки

4. Дорисуй ветку на которой сидит птица.

5. Самомассаж мячиками (ежиками).

2 нед. Тема «Новый год»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

3. Научить детей завязывать узелки, бантики.

4. Формировать умение координировать речь и движения.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».

2. Игра «Веселые ладошки» -завязываем узелки, бантики.

3. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

4. Упражнение «Найди пару» - найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль) .

5. «Осенние деревья» - рисование ладошками.

6. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

7. Самомассаж косточками фруктов.

3 нед. Тема: «Новый год. Елка»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

4. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

5. Развивать умение сматывать клубочки.

6. Стимулировать тактильные ощущения.

7. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из шерстяных ниток клубочки

3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

4. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.

5. «Наряжаем ёлку» - рисуем пластилином елочные игрушки.

6. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание фигур по образцу.

7. Самомассаж косточками фруктов.

4 нед. Тема «Пальчиковые игры с домовенком Кузей», «Солнышко в ладошке»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Знакомство с глиной как с художественным материалом.

6. Развивать умение сматывать клубочки.

7. Самомассаж мячиками (ежиками).

Январь

2 нед. «Зимний лес».

  1. Учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку = «В берлоге».
  2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Продолжать развивать моторику пальцев через пальчиковую игру.
  4. Формировать развитие мелкой моторике.
  5. Учить детей изготавливать комочки ваты, скатывая круговыми движениями ладоней. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).

Упражнения.

1. Игра «Чтоб Мишке было теплее».

2. «В гости елочка пришла, снег на ветках принесла…» (рисование пальчиками).

3. Массаж крутить карандашом (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями).

4. Игра «Снегопад в лесу». (На трафарете зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты),

5.Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

6.Упражнения «Осьминог», « Замок».

3 нед. Тема «Зима в лесу»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2. «Снегопад» - рисуем пластилином.

3. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными палочками.

4.  «Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

5. Самомассаж гранеными карандашами.

6. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.

 

4 нед. Тема «Продукты»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.

4. Воспитывать любовь к природе.

Упражнения

1. Упражнение «Пересыпь крупу»

2. Упражнение «Золушка» - сортировка бобовых

3. Упр. «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки) .

4.Упражнение «Бусы из макарон.

5. Лепка «Горошек» - кожура из пластилина, горошек внутри.

6. Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком.

Февраль

1 нед. Тема: «Посуда»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.

6. Воспитывать бережное отношение к посуде.

Упражнения

1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками) .

2. Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.

3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

4. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.

5. «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей.

6. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

7. Самомассаж гранеными карандашами.

2 нед. Тема «Бытовая техника»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Развивать внимание.

5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.

Упражнения

1. П/г «Это звери».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.

3. Лабиринт «Какая лампа включена» (Книга развивающих игр .

4. Раскрась рисунок не выходя за контур - «Телевизор», «Компьютер», «Утюг»

5. Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы.

6. Самомассаж мячиками (ежиками).

3 нед. Тема «Праздник пап»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук

2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.

4. Учить детей завязывать узелки и бантики.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

3. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками

4. Упражнение «Орешки» - с грецкими орехами.

5. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.

6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

4 нед. Тема «Конец зимы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

2. Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.

3. Самомассаж гранеными карандашами.

4. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.

5. «Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера.

6. Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые.

Март

1 нед. Тема «Весна»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».

2. Упражнение «Весенняя полянка» - с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья.

3. «Весенний букет» - аппликация с использованием оригами.

4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.

5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

2 нед Тема: «Мамин праздник»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

Упражнения

1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.

3. Подвижная игра «Подарок маме».

4. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками

5. Упражнение «Бусы для мамы» - нанизывание макарон на ленту.

6. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.

7. Самомассаж косточками фруктов.

 

3 нед. Тема: «Домашние животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

3. Учить детей рисовать волнистые линии.

4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.

5. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться

6. Стимулировать тактильные ощущения.

7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

Упражнения

1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

2. Упражнение «Животные хотят пить» - «мама» наливает воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.

4. Нарисуй хвост коню.

5. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».

6. Самомассаж гранеными карандашами.

4 нед. Тема «Домашние животные и детеныши»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Развивать внимание.

5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.

Упражнения

1. Д\И «Животные и их детеныши»

2. «Зелёный лужок» - рисуем травку для коровки.

3.Самомассаж.

4. «Разноцветный заборчик» - игра с прищепками

5. Аппликация «Угости барашка травкой»

6. Самомассаж мячиками (ежиками).

Апрель

1 нед. Тема «Дикие животные»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Встреча птиц».

2. Упражнение «Животные хотят пить» - игра с водой

3. Упражнение «Нарви молодой травки» - игра с бумагой

4. Упражнение «Веселые зверята» - завязывание узелков, бантиков.

5. Самомассаж мячиками (ежиками).

2 нед. Тема «Признаки весны»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

6. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Упражнения

1. Упражнение «Что тонет, что не тонет?» -выбрать из группы предметов то, что тонет.

2. Упражнение «Веселая пипетка» -работа с водой и пипеткой.

3. Конструирование из бумаги (оригами) «Лодочки».

4. Упражнение «Соберем кораблик» - разрезная картинка.

5. Пальчиковая игра «Одуванчик».

6. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул).

7. Самомассаж косточками фруктов.

3 нед. Тема «Транспорт»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.

3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.

4. Развивать глазомер и точность.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Упр. «Транспорт» - выложить рисунок счетными палочками.

2. Упр. «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге. (30 уроков… стр. 8)

3. Упражнение «Чей кораблик?» - лабиринт (30- уроков… стр. 23) .

4. Самомассаж мячиками (ежиками).

5. П/г «Путешествие».

6. Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.

4 нед. Тема "Весеннее солнышко" 

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках.

5. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

Упражнения

1. Игра «Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры) .

2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики.

3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка» (Книга развивающих игр)

4. «Весенние цветы - одуванчики» - рисуем пальчиковыми красками.

5. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

6. Пальчиковая игра «Орешек».

7. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

Май

 

1 нед. Тема: «Насекомые»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.

5. Развивать умение завязывать узелки.

6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.

7. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ.

8.Развивать память, речь.

Упражнения

1. П/игра «Червячки», «Паучок»

2. Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена.

3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.

4. Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке.

5. Упражнение «Закрути баночки» - подобрать по размеру и закрутить крышечку.

6. Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

7. Самомассаж косточками фруктов.

8. «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование

9. Потешки: «Божья коровка». «Пчёлка»

2 нед. Тема: «Цветы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Закреплять умение делать из пластилина шарики.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы и цвета.

6. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Упражнения

1. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.

2. «Чудесный мешочек» - найди цветок на ощупь.

3. Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками взятыми из коробки.

4. «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички).

5. Д/игра «Собери букет».

6. Пальчиковая игра «Букет цветов».

7. Самомассаж мячиками (ежиками).

3 нед. Тема: «Лето»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Учит аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.

4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.

5.Развивать артистические способности, речь, память.

4 нед. Тема «Угостим животных»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.

5. Стимулирование тактильных ощущений.

6. Развивать усидчивость, целенаправленность.

7. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Упражнения

1. П/гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».

2. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль пинцетом из одной емкости в другую.

3. Д/игра «Бабочка и цветок» работа с игрушкой – застежкой.

4. Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль.

5. Заштрихуй тучку по образцу.

6. Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке.

7. Самомассаж гранеными карандашами.

Июнь

1 нед. Тема «Волшебные ладошки»

1.Учить подражать движениям взрослого.

2. Развивать соотносящие и хватательные движ.рук.

3. Игра «Прячем ручки», «Принеси игрушку»

4. Игра «Мастер –ломастер», «Чудесный мешочек»

2 нед. Тема «Озорной шнурок»

1.Развивать движение кистей и пальцев рук.

2. Учить застёгивать и растёгивать пуговицы.

3. Игра «Ямки. Спрячь шарик, Пирожки»

4. Игра «Картинки – половинки, Цветик – семицветик»

3нед. Тема «Цветочная поляна»

1.Развивать умение хватать двумя пальцами.

2. Формировать навык застегивания и расстегивания

различных видов застежек.

3.Игры «Гора из песка. Пересыпь крупу. Волшебный кубик.»

4. Игры «Что внутри. Прищепки прячутся. Забавные шнурки.»

4нед. Тема «Картинки – половинки»

1Развивать соотносящие движения рук. Формировать навык действия с игрой.

2. Развивать тонкую моторику пальцев рук, соотносящие движения рук.

3. Игры «Бусы для кукол. Пришей пуговицу. Мастер – «ломастер»

4.Игры «Пальчиковый театр. Длинная дорожка. Сухой бассейн».

Июль

1 нед. Тема «Ягоды на ветке»

1.Учит рисовать на ветках ягодки пальчиками. Развивать цвето восприятие, чувство композиции.

2. Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами.

3.Упражнения «Котенок. Рябина. Найди игрушку»

4.Упражнение «Мы рисуем что хотим»

2нед. Тема «Воздушные шары»

1.Учить рисовать предметы овальной формы, развивать чувство композиции.

2.Упражнят в технике печатания, воспитывать аккуратность.

3.Рисование «Воздушные шары»

4. «Моя салфетка» оттиск печатками из картофеля.

3 нед. Тема «Петя петушок»

1.Развивать умения и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа.

2.Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят.

3.Рисование ладошками «Два петушка ссорятся»

4. «Цыплята» комкание и обрывание бумаги.

4 нед Тема «Весёлая полянка»

1.Упражнять в технике печатания ладошкой. Развивать цвето восприятие, творчество.

2.Закреплять умение создавать композицию, дорисовывать пальчиками.

3. Рисование ладошкой, пальчиками «Весёлая полянка».

4. Рисование ладошкой, пальчиками «Бабочка».

Август

1нед. Тема «Смешные точки»

1.Знакомить с нетрадиционной техникой рисования. Учить ритмично наносить точки на бумагу.

2.Учить отщипывать кусочки пластилина и наносить на бумагу.

3. Рисование ватными палочками «Веселые мухоморы».

4.Рисование пластилином «Холодный дождь».

2 нед. Тема «Волшебный песок»

1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобраз. техникой. Наносить клей на рисунок и засыпать мелко нарезанными нитками.

2.Учить наносить клей на рисунок и засыпать песком с цветными мелками.

3.Аппликация нитками «Ромашка»

4.Рисование песком с восковым карандашом

3нед. Тема «Радужная крупа»

1.Продолжать знакомить с нетрадиционной изобраз. техникой. Наносить клей на рисунок и засыпать его крупой.

2.Упражнять в рисовании пальчиками и ватными палочками.

3.Аппликация «Грибочек для ёжика»

4.Рисование пальчиками и ватными палочками «Подсолнух».

4 нед. Тема «Пушистая вата»

1.Закрепить приёмы скатывания ваты в комочек, приклеивать ее на лист.

2. Закреплять умение рисовать ладошкой, делать отпечатки на листе.

3. Аппликация из ваты «Овечка».

4.Рисование ладошками «Солнышко».

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Лето».

2. Игра «Шишки для мишки» - игра с сосновыми шишками.

3. Упражнение «Цветная водичка» - работа с пипеткой. Смешивание красок.

4. Самомассаж мячиками (ежиками) .

5. «Украсим бабочке крылышки» - аппликация.

6.Настольный театр «Теремок»

7. Упражнение «Арбуз» - нарисовать побольше черных зернышек – семян.

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

08.09.21

10.09.21

14.09.21

16.09.21

22.09.21

24.09.21

28.09.21

30.09.21

15.30 – 16.00

Групповая

8

Диагностика

«Семья»

«Овощи»

Групповлое помещение

Выставка детских работа.

2

Октябрь

06.10.21

08.10.21

12.10.21

14.10.21

20.10.21

22.10.21

26.10.21

28.10.21

15.30 – 16.00

Групповая

8

«Осень»

«Фрукты»

«Игрушки»

«Одежда»

Групповое помещение

Выставка детских работа.

Фотоотчет  ВК

3

Ноябрь

03.11.21

05.11.21

09.11.21

11.11.21

17.11.21

19..11.21

23.11.21

25.11.21

15.30 – 16.00

Групповая

8

«Забавные пальчики»

«Дом»

«Зима»

«Птицы»

Групповое

помещение

Выставка детских работа.

Выставки графических работ

4

Декабрь

01.12.21

03.12.21

07.12.21

09.12.21

15.12.21

17.12.21

21.12.21.

23.12.21.

15.30 – 16.00

Групповая

8

«Зимние забавы»

«Новый год»

«Новый год»

«Пальчиковые игры с домовенком Кузей»

«Солнышко в ладошке»

Групповое

помещение

Выставка детских работа.

5

Январь

12.01.22

14.01.22

18.01.22

20.01.22

24.01.22

26.01.22

28.01.22.

31.01.22.

15.30 – 16.00

Групповая

8

 «Зимние забавы»

«Зимний лес»

«Зима в лесу»

«Продукты»

Групповое

помещение

Выставка детских работа.

Выставки графических работ

6

Февраль

02.02.22

04.02.22

08.02.22

10.02.22

16.02.22

18.02.22

22.02.22

24.02.22

15.30 – 16.00

Групповая

8

«Посуда»

«Бытовая техника»

«Праздник пап»

«Конец зимы»

Групповое

помещение

Выставка детских работа.

Фотоотчет  ВК

7

Март

02.03.22

04.03.22

10.03.22

16.03.22

18.03.22

22.03.22

24.03.22

30.03.22.

15.30 – 16.00

Групповая

8

«Весна»

«Мамин праздник»

Домашние животные»

Домашние животные и детёныши»

Групповое

помещение

Выставка детских работа.

8

Апрель

06.04.22

08.04.22

12.04.22

14.04.22

20.04.22

22.04.22

27.04.22

29.04.22

15.30 – 16.00

Групповая

8

«Дикие животные»

«Признаки весны»

«Транспорт»

«Весеннее солнышко»

Групповое

помещение

Выставка детских работа.

Выставки графических работ

9

Май

04.05.22

06.05.22

10.05.22

12.05.22

18.05.22

20.05.22

25.05.22

27.05.22.

15.30 – 16.00

Групповая

8

«Насекомые»

«Цветы»

«Лето»

«Угостим животных»

Групповое

помещение

Выставка детских работа.

Фотоотчет  ВК

10

Июнь

01.06.22

03.06.22

07.06.22

09.06.22

15.06.22

17.06.22

21.06.22

23.06.22

15.30 – 16.00

Групповая

8

«Волшебные ладошки»

«Озорной шнурок»

«Цветочная поляна»

«Картинки – половинки»

Групповое

помещение

Выставка детских работа.

Выставки графических работ

11

Июль

06.07.22

08.07.22

12.07.22

14.07.22

20.07.22

22.07.22

26.07.22

28.07.22

15.30 – 16.00

Групповая

8

«Ягоды на ветке»

«Воздушные шары»

«Петя петушок»

«Весёлая полянка»

Групповое

помещение

Выставка детских работа.

12

Август

03.08.22

05.08.22.

09.08.22.

11.08.22.

17.08.22.

19.08.22.

23.08.22.

25.08.22.

15.30 – 16.00

Групповая

8

«Смешные точки»

«Волшебный песок»

«Радужная крупа»

«Пушистая вата»

Групповое

помещение

Выставка детских работа.

Фотоотчет  ВК

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.

5. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

6. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Для педагога дополнительного образования:

1.Абрамова Л.П. «Буши – барашки. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2003.

2.Агаян Г.Г. «У солнышка в гостях. Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

3.Агаян Г.Г. «Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры». – М.: Карапуз, 2004.

4.Бардышева Т.Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – М.: Карапуз.1999.

5.Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев».- М.: «Генезис», 2008.

6.РазенковаЮ.А., Одинокова Г.Ю.«Эй, ладошка! Игры с пальчиками». – М.: Карапуз, 2004

7.«Развивающие игры с малышами до трех лет»: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, 2002.

8.Янушко Е.А. «Логопедические занятия с не говорящими детьми 2-3 лет. Развитие понимания речи // воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2004. - № 6. – с.22 – 28.

9. Журнал « Обруч».

Список детей, посещающий кружок «Чудо - пальчики»

Руководитель кружок: Белова Е.Ю.

ФИ ребёнка

Дата зачисления

Дата отчисления

1

А

01.09.21.

2

Б

01.09.21.

3

Д

01.09.21.

4

Н

01.09.21.

5

П

01.09.21.

6

Т

01.09.21.

7

Я

01.09.21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Умелые пальчики"

Мой кружок создан для достижения таких целей как : развитие мелкой моторики, развитие памяти, развитие речи, обогощение словаря, обучение детей сочетать движения с текстом, развитие творческих способн...

Кружок "Веселые пальчики" по нетрадиционному рисованию с детьми 3-го года жизни.

в пояснительной записке описываются этапы организации кружка; разнообразные  методы которые использутся на кружковых занятиях. Данная работа рекомендуется для использования в своей практике педаг...

Рабочая учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» образовательный компонент «Лепка» для детей дошкольного возраста (4-7 лет). Кружок «Волшебные пальчики»

Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумаывают новые цвета и оттенки из пластилина. Это разнообразит палитру, сближает лепку с рисование...

Кружок «Чудо пальчики»

Развитие каллиграфических навыков...

Кружок"Волшебные пальчики"

Кружок "Волшебные пальчики" с применением нетрадиционных техник рисования и элементами пальчиковой гимнастики...

Кружок : " Говорящие пальчики"

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский...