Статья "Сюжетно - ролевая игра как средство развития словаря у детей с ЗПР"
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Кожевникова Марина Николаевна

В статье отражена актуальность развития речи у детей с ЗПР, особенности речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, подробно описаны этапы развития словаря  посредством сюжетно - ролевой игры у детей с ЗПР,  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство развития словаря у детей с задержкой психического развития

                                                         Кожевникова Марина Николаевна,

                                                                                   воспитатель

                                                           МБОУ «СОШ №34»

Аннотация: в статье раскрывается необходимость применения сюжетно-ролевой игры для развития словаря у детей  с задержкой психического развития.

Ключевые слова: словарь, сюжетно-ролевая игра, ведущий

    Актуальность темы связана с тем, что проблема формирования активного словаря занимает важнейшее место в образовании и обучении дошкольников. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово  является средством не только речи, но и мышления. Овладение чтением, письмом и счетом требует достаточного уровня  сформированности  лексической системы языка.

    У детей с ЗПР отмечаются следующие особенности речевого развития: замедленный темп, системное нарушение всех сторон речи, ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне, они используют простые предложения, допускают ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывают трудности в употреблении предлогов,  недостаточно развита связная речь. В активном словаре преобладают слова конкретного значения. В связи с ограниченностью знаний и представлений об окружающем мире в словаре детей отсутствуют многие обозначения хорошо известных им  предметов, действий и качеств. Поэтому обогащение словаря ребенка, развитие у него грамматически правильной речи – важное направление совместной работы педагогов, логопеда и родителей. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать любой предмет, привычные дела, поступки, прогулки, наблюдения, эксперименты, явления общественной жизни и т. д. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

   Мы работаем по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, разработанной с учетом Проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР. /Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева; Под ред. Л.В.Лопатиной.

 Исходя из цели нашей работы по развитию словаря в сюжетно – ролевой игре мы определили следующие задачи.

-Развитие импрессивной речи

-Уточнение значений слов

- Закрепление обобщающих понятий

-Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи: слов – названий; слов, обозначающих качества предметов, слов – действий.

Основным направлением развития словаря у детей с ЗПР мы считаем игру как ведущую деятельность.  Наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых. Между игрой и речью существует двусторонняя связь. Игра развивается благодаря активной речи, а речь в свою очередь обогащается в игре. Ребенок с помощью слов обозначает свои действия, осмысливает их, выражает свои мысли и чувства. Сюжетно – ролевая игра – лучший способ добиться развития активной речи, творческих способностей ребенка без принуждения. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Наблюдая за разнообразными действиями с ней, он слышит разное обозначение игрушки словом, у него развивается чувство языка. Манипулируя с предметами, взаимодействуя в паре, распределяя роли в мини – группе и проигрывая их, дети произносят слова, фразы, что способствует закреплению их в речи обогащению активного словаря. Опираясь на методическое пособие «Обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии» под редакцией Л. Б. Баряевой,  мы  развиваем словарь в  сюжетно-ролевой игре.  Надо сказать, что в средней группе  учим детей выполнять действия с предметами.

Работу по развитию словаря у детей с ЗПР  ведем поэтапно:

    На первом этапе  мы развивали понимание речи.

 Понимание речи ребенком значительно опережает появление у него активной и является предпосылкой для возникновения последней.  Развивая пассивный словарь, использовали следующие игры «Покажи», «Принеси», «Покатай», «Дай мне», «У нас в гостях кукла Аня», «Завтрак куклы Ани», «Кукла Аня проснулась», «Покатаемся на лошадке», «Покормим курочку с цыплятами» и т. д. Участвуя в играх, дети научились слышать и понимать обращенную речь, выполнять простейшие словесные инструкции педагога.

   На втором этапе знакомили детей с предметами окружающей действительности, формировали первичное представление о предмете и закрепляли его в словах – названиях. Для знакомства детей с предметным миром создавали игровые ситуации: «Кукла хочет спать», «Купание малышей – голышей», « У матрешки новоселье», «Стирка», «Кукла Аня и кукла Ваня», «Едем в детский сад», «Моряки сошли на берег», «Приглашаем парикмахера в детский сад», «На приеме у врача в детском саду»  и т. д. У детей значительно пополнился активный словарь, они стали употреблять в речи слова – названия.

    На третьем этапе вводили в речь детей слова, обозначающие качества и свойства предметов; материалы, из которых сделаны они. Организовывали  следующие  игровые сюжеты: «Во что одета кукла Аня», «Новоселье»,  «Нам подарили котенка», «Праздник елки»,  «Идем во двор к собачке в гости», «К нам в гости пришли матрешки» и т. д. Игра способствовала обогащению словарного запаса за счет названий свойств и качеств предметов, цветов, физических  свойств, а также названий материалов, из которых сделаны они.

     На четвертом этапе развивали у детей умение пользоваться в речи словами – действиями, давали детям обобщенные понятия. Играя в такие игры как: «Покормим курочку с цыплятами», «Покатаемся на лошадке», «Привезем на грузовике кубики», «Покатаем зверушек в автобусе», «День рождения медвежонка Дани» и т.д. дети научились выполнять различные действия с образными игрушками, комментировать их. Для лучшего усвоения последовательности игровых действий переносили их в подвижные игры типа: «Что мы делали – покажем, что мы сделали – не скажем», «Слушай, не зевай, быстро выполняй!».  В этих играх дети имитировали, узнавали и называли действия.  В процессе проведения сюжетно – ролевых игр мы активно использовали опыт детей, давали положительную оценку их деятельности, часто переключали детей на положительные эмоции.  

    В результате можно сказать, что участвуя в играх с образными игрушками, дети научились слышать и понимать обращенную речь, выполнять простейшие словесные инструкции педагога; они стали использовать  в речи слова – названия; слова, обозначающие свойства и качества предметов, а также выполнять действия  и комментировать их.  Хочу отметить, что необходимым условием успешного развития словаря в сюжетно – ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды, наборов посуды, мебели, овощей, фруктов, машин различного назначения и т. д. Принимая во внимание характер игровой деятельности у детей с ЗПР  4 – 5 лет, их особенности, мы даем детям такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворить их индивидуальные запросы, так как коллективное использование игрушек таким детям недоступно. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюжетно – ролевая игра помогает развивать у детей активную речь, пополнять словарь, уточнять значение слов, закреплять обобщающие понятия.

                                                         Литература

  1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования, разработанная с учетом Проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР. /Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева; Под ред. Л.В.Лопатиной.
  2. Игровая деятельность младших дошкольников с первым уровнем речевого развития – путь к формированию коммуникативных умений; Баряева Л.Б., Лопатина Л.В., СПб. 2012г.
  3. Обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с проблемами в развитии; Учебное пособие / Под ред. Баряевой Л.Б., Зарин А.П., Соколовой Н.Д., СПб. ЛОИУУ, 1996г.
  4. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. /Под ред. Л.В.Лопатиной. СПб 2014г.

                   

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.

В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....

"Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста"

Данный проект представляется в виде презентации. Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой "От рож...

Дидактическая игра как средство развития словаря у детей дошкольного возраста

Сегодня, как никогда, осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения.  Преобразования в дошкольном образовании нацеливают на использование всех возможностей, ресурсов...

Проект «Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста»

Дидактическая игра - это один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста....

Словесные игры как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Словесные игры как средство развития словаря признаков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровняИгры на произношение«Словарь – один из компонентов речевог...