Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии
Памятка для родителей и воспитателей для выполнения артикуляционной гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_vypolneniyu_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 404.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика–это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Произношение звуков речи–это сложный двигательный навык, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития.
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса.
Требования к выполнению артикуляционной гимнастики
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- Если у ребёнка не получается какое-то движение, можно помогать ему (чистой ватной палочкой, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
- Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать её вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит Ваш ребёнок (т.е. необходимо подходить к выполнению упражнений творчески).
Далее несколько примеров артикуляционных упражнений и требования к их правильному выполнению.
Упражнение «Качели»
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] с гласными а, ы, о, у.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от одного до пяти. Так, поочередно менять положение 5 раз.
Обратите внимание. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение «Лошадка»
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Обратите внимание.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
Упражнение «Накажем непослушный язычок»
Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя...
Обратите внимание.
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.
Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Обратите внимание.
1. Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Пя-пя-пя». Как только язык станет распластанным, ватной палочкой поднимите его наверх и заверните на верхнюю губу.
На первых этапах при выполнении упражнений наблюдается напряжённость движений губ, щёк и языка. Постепенно напряжённость исчезает, движения становятся непринуждёнными, координированными, возрастает их дифференцированность.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны.
Помните, что негативные замечания могут привести к отказу от выполнения движений. Важно поощрять успехи ребёнка, систематически показывать ему его достижения, подбадривать.
Подготовила учитель-логопед
Турчина Нина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для родителей
Многие родители сталкиваются с трудностями выполнения артикуляторной гимнастики с детьми дома. Данные рекомендации направлены на обогащение знаний родителей о строении речевого аппарата, о возможностя...
Рекомендации для выполнения артикуляционной гимнастики.
Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила: не принуждать, выполнять без напряжения, выполнять последовательно....
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики...
Рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики
В этой статье:1. Что такое артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна.2. Рекомендации для выполнения гимнастики....
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики....
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастике
Рассматриваются рекомендации и советы для родителей по выполнению артикуляционной гимнастике...