Развитие социальной уверенности у детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Развитие социальной уверенности у детей с ограниченными возможностями здоровья
Полесовщикова Наталья Александровна
педагог-психолог,
МБДОУ «Детский сад №28»,
г. Усолье-Сибирское
На этапе развития современного дошкольного учреждения происходят существенные изменения в парадигме образования детей. Одним из следствий данного процесса является внедрение инклюзивного образования, главной целью которого является успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют, что каждый десятый ребёнок в мире имеет инвалидность, которая приводит к значительному ограничению жизнедеятельности, социальной дезадаптации, затруднениям в самообслуживании, общении, обучении и овладении профессиональными навыками. Практика моей работы показывает: первоклассники с ОВЗ в период адаптации сталкиваются с существенными трудностями в установлении дружеских взаимоотношений, в проявлении личностной активности, в умении работать в коллективе. Нередко дети с ОВЗ проявляют повышенную агрессию или тревожность, что является показателем социальной неуверенности.
Социализация – это процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья социализация особенно важна. Социальные способности, как утверждают психологи (Л.И. Божович, Д.Б.Эльконин, Л.С. Выготский), фиксируются у ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому именно в этом возрасте мы формируем навыки социальной уверенности. Если для здорового ребёнка процесс социализация является почти естественным, то для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья вхождение в общество – это сложная работа, занимающая достаточно длительный промежуток времени, результат которого зависит от условий, созданных родителями, педагогами, специалистами.
Для успешной социализации ребёнка с ОВЗ педагогам необходимо работать над решением основных проблем:
- создание условий для комфортного включения «особого» ребенка в пространство группы;
- формирование у ребёнка с ОВЗ доверия к окружающим, поддержка у него желания находиться в обществе.
Нами был разработан цикл мероприятий по реализации поставленных задач. Эффективность работы апробирована на практике. Действительно, взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса способствует достижению поставленной цели. Для работы с детьми с ОВЗ необходим комфортный психологический климат, для этого создаем благоприятную предметно-пространственную среду. Организуем работу в групповой и индивидуальной форме. Развитие ребенка с ОВЗ тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дошкольники с ОВЗ не могут управлять своими чувствами, а это приводит к неадекватному поведению, нарушению коммуникативных навыков. Самому ребенку трудно разобраться в своих чувствах и переживаниях. Ему необходимо помочь научиться понимать свое состояние и переживания, учить контролировать свое поведение.
Анализируя в начале учебного года результаты диагностики эмоционально-личностных проблем детей с ОВЗ дошкольного возраста, мы выявили наличие тревожности, агрессивности, страхов, гиперактивности. Все чаще наблюдали социальную неуверенность в поведении детей, что является причиной школьной дезадаптации. Подчиняя свою деятельность нормам и правилам, принятым в социуме, ребёнок с ОВЗ осознаёт их важность для установления и сохранения положительных отношений с окружающими детьми. Выполнение правил, сознательное к ним отношение свидетельствует, о том, как глубоко ребёнок освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Параллельно этому необходимо работать со страхами детей, повышенной тревожностью, проводить продуманное объединение в партнёрские игровые отношения. Постепенно игровая деятельность оказывает необходимое воздействие на развивающуюся личность ребёнка и его социализацию.
Актуальность проблемы психического здоровья детей и помощь в адаптации к школьной жизни привело к созданию цикла коррекционно-развивающих занятий «Я+Ты=Мы».
Основные задачи курса:
- развитие социальных способностей;
- формирование навыков социального поведения;
- повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности;
- создание возможностей для самовыражения;
- формирование чувства принадлежности к группе;
- обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
Цикл коррекционно-развивающих занятий состоит из трех блоков.
Первый блок «Я и Я». Цель: способствовать осознанию ребенком самого себя, собственной индивидуальности, развитию внимания к себе, своим чувствам, переживаниям, повышению самоуважения.
Второй блок «Я и Ты». Цель: помочь ребенку увидеть и понять другого человека, его эмоциональное состояние, формировать внимательное отношение к окружающим людям.
Третий блок «Я и Мы». Цель: формировать у детей навыки сотрудничества, чувства единения с другими, принадлежности к группе, общности и групповой сплоченности.
Атмосфера на занятиях помогает ребенку с ОВЗ влиться в коллектив, почувствовать себя его частью, понять свою индивидуальность, что является частью работы по формированию социальноуверенного поведения с целью успешной адаптации к школьному обучению.
Каждое занятие включает в себя игры и упражнения, способствующие саморегуляции детей:
- упражнения на мышечную релаксацию (снятие напряжения);
- дыхательная гимнастика (успокаивает нервную систему);
- аутотренинг;
-игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц – рук, ног, шеи, лица, туловища.
Они могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.
Во время занятий дошкольники сидят в кругу – на стульчиках или на ковре, проявляют двигательную активность. Такая форма дает возможность открытого общения, позволяет видеть всех участников, облегчает взаимодействия и позволяет ребятам ощутить особую общность. В работе с «особыми» детьми наблюдается их слабое желание взаимодействовать с другими детьми, неумение общаться, договариваться, общая слабая или чрезмерно высокая активность. Игнорирование взрослыми перечисленных недостатков постепенно приводят к возникновению конфликтов. Учитывая этот факт, приоритетным направлением в работе педагога-психолога становится создание благоприятного психологического климата. В результате проведения таких занятий воспитанники с ОВЗ учатся договариваться, достигать согласия в общем деле, сопереживать и понимать чувства других, обогащается их невербальный опыт поведения, появляется чувство успешности и уверенности. На занятиях дети приобретают новый позитивный опыт в области взаимоотношений.
Ещё одним видом групповой работы являются «Психологические акции». Они несут в себе позитивный настрой, объединяют детей, родителей, педагогов, формируют важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии. Акция экономична по времени проведения, мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога. Оригинальные приемы, позитивный настрой поднимают настроение детей, родителей и педагогов, помогают сплотить коллектив, объединяют семью и детский сад. В нашем детском саду мы проводим следующие акции: «Подари улыбку миру», «Цвет дня желтый», «Похвали меня», «Диван дружбы», «Радуга настроения» и другие. Планируем провести акцию «Ласковое слово». Акция будет направлена на презентацию лучших качеств ребенка, на закрепление доброжелательных отношений. Родители украсят шкафчик своего сына или дочки с помощью радуги, цветка, солнышка, облака, на которых писали теплые слова, ласковые имена, выделялись значимые личные качества. Данная форма работы помогает актуализировать в ребенке сильные качества личности, повышает уверенность в себе, что свидетельствует об индивидуальной направленности акций.
Правильно организованная игровая деятельность помогает разрешить противоречия между желанием ребёнка быть самостоятельным, более активным в жизни и своими ограниченными возможностями. Играя, ребёнок учится социально взаимодействовать сначала с педагогом-психологом, а позже с остальными детьми. Коллективная игровая деятельность, которую следует вводить только после овладения игрой в парах, стимулирует у ребёнка с ОВЗ развитие, как духовных, так и физических способностей, волевых качеств, определённых черт характера, формирует установки относительно себя и окружающих.
Психологические игры «Сердце группы», «Следопыты», «Добрые волшебники», «Главные помощники», «Сюрприз», позволяют создать условия для взаимодействия воспитанников друг с другом, способствуют формированию навыка сотрудничества, позитивного отношения к партнеру, предоставляют возможность проявления взаимовыручки, установлению дружеских отношений между детьми. Провели мероприятие «Ласковые ладошки», мы создали коллажи из нарисованных детских ладошек. Целью является повышение самооценки ребёнка, формирование личностной уверенности и навыков самопрезентации. Дошкольники с большим интересом принимают участие в данном виде работы.
По результатам диагностики, а также по запросу родителей, проводится индивидуальная работа с детьми с ОВЗ. Наблюдение показывает, что индивидуальная работа всегда дает положительный результат: снижается личностная тревожность, агрессивность, ребёнок учиться адекватно выражать свои чувства, становится более позитивным и открытым в социальных контактах.
В индивидуальной работе использую социоигровые технологии, которые позволяют снять внутреннее напряжение дошкольников. Двигательная активность, смена мизансцен, темпа и ритма раскрепощают детей, помогают поддерживать интерес к занятию и мотивацию к деятельности. Дошкольники, примеряя на себя разные социальные роли, приобретают навыки активного общения.
Для формирования социальной уверенности дошкольников с ОВЗ важно организовать работу с родителями. Первые навыки социального поведения дети получают в семье. Родители детей с ОВЗ - достаточно сложная категория. От их установок, целей воспитания и отношения к ребёнку зависит успех формирования личностных качеств их детей. Данное взаимодействие определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни.
Родительский клуб «Скоро в школу» стал традиционным в нашем детском саду. Проводим три заседания в год: «Готов ли ваш ребёнок к школе?», «Социальная готовность – что это?», «Мой ребёнок – успешный ребенок!». Родители знакомятся с теоретической частью вопроса, активно обсуждают проблемы и участвуют в практических упражнениях, направленных на повышение педагогической грамотности. Встречи проходят в уютной обстановке, родители активно посещают занятия клуба, отмечая его практическую значимость.
Была организована акция для родителей «Погадай гадалка». Цель: улучшение настроения родителей. В приемных групповых комнат вывешивалась картинка с изображением цыганки, предлагающей погадать. Рядом стояли три коробочки разного цвета, в которых лежат карточки – пожелания.
Предсказания делятся на три группы.
• Положительные: тебя ждет подарок, удача на твоей стороне, приятный сюрприз, долгожданный разговор и др.;
• Мотивирующие: не стоит откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня; без труда не выловишь и рыбку из пруда; откинь сомнения — действуй и др.;
• Загадочные: она обязательно поможет тебе, он помнит о тебе, тайный поклонник проявит себя и др.
Грамотная и систематическая работа педагога-психолога помогает наладить эффективное взаимодействие родителей и педагогов ДОУ, сделать его более продуктивным, определить пути совместной деятельности, направленной на максимальную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители, в свою очередь, ощутив поддержку специалистов ДОУ, стали более активными в социальном плане, объективнее оценили проблемы и возможности своих детей.
Родители наших воспитанников уже ощутили эффективность детско-родительских тренингов проводимых в нашем учреждении. Примером этого служит эффективный тренинг «Вместе весело шагать» (командообразование) по сплочению детей и родителей, укреплению и гармонизации детско-родительских отношений. В тренинг была включена психологическая игра для родителей «Кирпичная стена». Всем желающим родителям предлагалось прикрепить на стену белые облака, звездочки, листочки с написанными на них мечтами, так как на стене первоначально было написано:
Мечта сбывается и не сбывается,
Но все хорошее не забывается,
А все хорошее – и есть мечта!
Если мечта не сбудется,
Ты поступай, как хочется,
Но ни кому на свете грусти не выдавай…
Родителям акция понравилась, они делились с воспитателями своими мечтами связанными с детьми, с детским садом в целом. Акция помогла педагогам больше понять родителей в вопросах развития и воспитания детей. Все участники выражают желание проводить подобные мероприятия как можно чаще.
В течение года все родители имеют возможность посетить индивидуальные консультации по вопросам воспитания ребёнка. С каждым годом количество обратившихся растёт, на консультации приходят даже родители детей, не посещающих наш детский сад. Количество консультаций ежегодно увеличивается, что свидетельствует о важности нашей работы.
Важным связующим звеном в системе работы по формированию социальной уверенности у старших дошкольников с ОВЗ является работа с педагогами. Педагог - это человек, с которым дети общаются на протяжении всего дня. Формирование качеств у ребёнка происходит в большей степени за счет подражания социально значимым людям. Поэтому формирование коммуникативной компетентности и социальной уверенности у педагогов так важно. Был проведен тренинг «Развитие коммуникативной компетентности педагога» рассчитан на 4 занятия, которые проходили в формате семинаров-практикумов и тренингов личностного роста. Педагоги, прошедшие тренинг, осознали, что активная позиция во взаимоотношениях с детьми и родителями повышает внутреннюю уверенность и создает основу для успешного сотрудничества. Повышение коммуникативной культуры педагога способствует доброжелательным взаимоотношениям в детском и родительском коллективе.
Семинар-практикум по теме «Использование социоигровой технологии в работе с детьми c ОВЗ» повышает психологическую компетентность педагогов, что является важным условием для формирования социальной уверенности дошкольников с ОВЗ. Умелое использование социоигровых приемов в работе воспитателя помогает воспитанникам проявить личностные качества и творчество. Слушатели семинара отмечают практическую значимость полученных знаний и продуктивно используют в своей работе данную технологию.
За круглым столом «Преемственность детский сад - школа» с педагогами общеобразовательных школ и детского сада обсуждались вопросы преемственности, социальной и психологической готовности к школе. Именно педагоги школ заинтересованы в том, чтобы дети были социально уверенными и легко адаптировались к новым условиям. Ими была отмечена важность работы в данном направлении.
По запросу педагогов и родителей разрабатываю печатные консультации, которые составляю с учетом возрастных особенностей детей. Вот некоторые из них: «Готовимся к школе», «Мама, я боюсь!», «Я уже большой!», «Хвалим ребёнка», «Адекватная самооценка», «Мама-терапия» и другие.
В своей работе использую современные интернет-технологий, размещение информации на сайтах. Данная форма помогает охватить в короткие сроки всех родителей, повысить их педагогическую и психологическую грамотность. Родители дают положительную оценку таким видам взаимодействия, активно посещают данные мероприятия в удобное для себя время.
Реальную возможность учитывать природные особенности и возможности детей указанной категории, предоставляет инклюзивное образование. Этот вид образования предоставляет право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям системы образования.
Результативность работы с воспитанниками с ОВЗ оценивалась по методикам «Игровая комната», «Лесенка», «Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен». Большинство детей к поступлению в школу имеют высокий и средний уровень социальной уверенности. Полученные результаты показывают эффективность нашей работы с дошкольниками.
Таким образом, успешная социализация ребёнка с ОВЗ возможна только при комплексном подходе, учёте всех особенностей и факторов, влияющих на социальное развитие ребёнка.
Библиографический список
1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 10-17
2. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. – М., 2000. – 198 с.
3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С. 62-76.
4. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000. – 254 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната»
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ И ДЕТЯМ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕН...
Особенности социально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
СодержаниеВведение……………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической помощидетям с ограниченными возможностями здоровья………………………….71.1. Понятие социально-педагог...
Формирование социальной успешности у детей с ограниченными возможностями здоровья
В презентации дается понятие социальной успешности и критерии социальной успешности детей в целом и детей с ОВЗ в частности....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВАМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная - сохранение здоровья каждого ребёнка. Общеизвестно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности...
Описание опыта "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья" (конференция)
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в конт...
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка ...
Особенности социально-психологической адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется психологический климат в семье, отношения внутри семьи. Родители час...