Консультация «Неврозы у детей»
консультация по коррекционной педагогике

Кулигина Анна Леонидовна

Неврозы — психогенные вегетосоматические расстройства непсихотического уровня, которые осознаются самим субъектом.

В зарубежных концепциях невроза он представляется как патологическая форма компенсации несоответствия уровня притязаний и достижений, заторможенный процесс самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_nevrozy_u_detey.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5» с. Кневичи Артемовского городского округа

Консультация

«Неврозы у детей»

Подготовила педагог-психолог:

 Кулигина Анна Леонидовна

НЕВРОЗ

Неврозы — психогенные вегетосоматические расстройства непсихотического уровня, которые осознаются самим субъектом.

В зарубежных концепциях невроза он представляется как патологическая форма компенсации несоответствия уровня притязаний и достижений, заторможенный процесс самореализации.

Биологическими особенностями ребенка, которые увеличивают вероятность формирования невроза, являются наличие невропатии, выраженная доминанта одного из полушарий и т.д. Если объем родительских требований и требований микросоциального окружения (детский садик, школа) не превышает реальных возможностей ребенка, если его воспринимают таким, каким он есть, проявления невропатии исчезают к 9-10 годам. Однако часто родители не учитывают особенностей ребенка, в семье преобладает нерациональный стиль воспитания: повышенная эмоциональность, гиперсоциализация (невосприятие возрастных особенностей, шалостей детей), чрезмерные надежды, которые возлагаются на ребенка, гиперопека, особенно в сочетании с требованиями самостоятельности, завышенная тревога у родителей, супружеские конфликты и противоречия в подходах к воспитанию.

Ребенок неосознанно воспринимает нормы и идеалы своих родителей и старается им соответствовать. Если же это противоречит особенностям его нервной системы, темпераменту, интеллектуальным возможностям, возникает несоответствие между желаемыми достижениями и реальным результатом. У ребенка в этой ситуации назревает внутриличностный конфликт между целями, навязанными извне родителями и собственными потребностями и мотивами.

Можно выделить несколько видов неврозов.

Истерический невроз в детском возрасте проявляется весьма разнообразно. Чаще всего встречаются эмоциональные нарушения, фобии, астении, ипохондрические проявления, двигательные расстройства. Психологическим механизмом возникновения этого состояния является противоречие между обостренной потребностью в эмоциональном признании со стороны родителей и невозможностью ее удовлетворения. Это вызывает страх «быть не тем», быть нелюбимым для значимых людей. Страхи и эмоциональные реакции в виде слезливости, раздражительности всегда тесно связаны с конкретной ситуацией, рассчитаны на определенного «зрителя», демонстративны. Страхи не имеют большой стойкости, легко изменяется их содержание.

К двигательным нарушениям при истерическом неврозе относятся судорожные припадки, параличи, нарушения походки и чувствительности.

Истерические судорожные припадки ситуационно обусловлены, без «зрителей» случаются редко. Ребенок падает на пол, кричит, плачет, размахивает руками и ногами. Наблюдается покраснение лица, шеи, усиленное потоотделение, иногда спазм гортани с временным прерыванием дыхания. Продолжительность этого состояния может быть от нескольких минут до 2 часов. К школьному возрасту эти припадки часто изменяют свой характер и проявляются в виде обмороков или напоминают приступы бронхиальной астмы.

Встречается такое проявление как истерическая рвота, не связанная с приемом пищи и возникающая при значительном эмоциональном напряжении, например, утром перед школой, и не встречающаяся в каникулы и выходные дни.

Возможны также нарушения движений конечностей — истерический паралич, писчий спазм. Иногда, после значительной психотравмирующей ситуации, возникает истерический мутизм — невозможность говорить. При этом дети охотно пишут или сообщают о своих желаниях жестами.

Проявление истерических симптомов связано со стремлением привлечь к себе внимание, наличием условной приятности и желательности нарушения, которое делает возможным избавление от неприятной ситуации.

Одним из наиболее частых проявлений невроза в детском возрасте является фобический невроз. Он характеризуется упорным страхом перед чем-либо, что может повредить жизни и здоровью ребенка (страх заражения, острых предметов, смерти). Другой формой страхов является страх деятельности в определенной обстановке (отвечать у доски, общаться с незнакомыми людьми и т. д.). У детей страхи отличаются конкретностью, образностью представлений и ощущений. При неврозе страха основой нарушений является психологическое противоречие – между выраженным инстинктом самосохранения и слабостью защитных механизмов, которое проявляется страхом «быть ничем», не существовать. Возникающий страх сопровождается покраснением либо побледнением лица, дрожью, потоотделением, прекращением действия. Страх возникает после конкретной психотравмирующей ситуации и отчетливо осознается самим ребенком. Эмоциональная реакция на это состояние вызывает «страх страха». Стремление избавиться от него в сочетании с примитивными, символическими формами мышления порождает ритуалы.

Ритуалы — определенные действия, совершаемые ребенком с целью избежать переживания страха. Часто трудно понять, каким образом ритуальное действие может повлиять на ситуацию возникновения страха, но оно успокаивает ребенка, снижает напряженность фобии.

Так, например, девочка 10 лет боялась «плохих отметок» и чтобы «все в школе было хорошо», она стучала по батареям во всех подъездах по дороге в школу. После этих ритуальных действий она могла успешно отвечать в школе, если же воздерживалась от них, испытывала сильный страх, мешающий отвечать на уроках. Ритуалы могут видоизменяться, расширяться и со временем сами становиться источником тревоги и опасений.

Следующую группу неврозов представляет невроз навязчивых состояний. Он может проявляться в виде навязчивых движений, действий, иногда мыслей, счета, сомнений.

Противоречие между чувством и долгом, эмоциональными и рациональными страхами вызывает центральный страх изменения страх «быть не собой», и проявляется в виде навязчивостей.

Навязчивые действия и движения, в отличие от ритуалов, не связаны с каким-либо осознанным страхом, ребенок испытывает смутное напряжение, тревогу, которая ослабевает после совершения действия и усиливается, если какое-то время воздерживаться от него. Ребенок понимает чуждость этих действий и иногда стремится воздерживаться от них либо выполнять их незаметно от окружающих. Действия могут быть различными: дотрагивания до предметов, постукивание, многократное одевание и раздевание и т.д.

В младшем школьном возрасте возможно появление навязчивьгх мыслей, представлений, действий и т. п. Ребенок стремится избавиться от них, «переработать», осознать их причины. Навязчивые мысли и действия мешают нормальному развитию ребенка, сужают крут его интересов. Все силы ребенка уходят на борьбу с навязчивостями.

При патопсихологическом обследовании детей с неврозами отмечается истощаемость психических процессов. Часто недостаточен объем или переключаемость (при неврозе навязчивых состояний) внимания. Механическое и смысловое запоминание — в пределах нормы. Мышление логично, с соответствующим возрасту уровнем интеллектуальных достижений. Часто при обследовании отмечается неравномерность развития полушарий: преобладание функционирования правого (при истерическом и фобическом неврозе) или левого (при ритуалах и навязчивостях) полушария. Это можно обнаружить при исследовании уровня достижений в тестах вербального и невербального интеллекта.

Самооценка занижена, часто выражена уверенность в плохой оценке со стороны окружающих. Отмечается хрупкость уровня притязаний.

В речи часто встречаются высказывания «должно — не должно», «правильно — неправильно». При выполнении заданий по методике ДАТ в рассказах детей часто встречается описание психотравмирующей ситуации и проекция невротического конфликта.

Итак, мы рассмотрели особенности неврозов в детском возрасте, и основная  первопричина кроется в нарушениях функционирования высшей нервной деятельности.

Неврозы у детей дошкольного возраста чаще всего носят характер моносимптомных невротических реакций, при которых невротическая симптоматика относительно узко локализована, приурочена к нарушению деятельности какой-либо системы организма и больше всего проявляется непосредственно в психотравмирующей ситуации или ситуации, напоминающей и поддерживающей психотравмирующие переживания, в то время как в остальных жизненных обстоятельствах невротическая симптоматика может и не проявляться в выраженной форме.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся моносимптомные невротические реакции детского возраста.

Детские невротические страхи

Нередко в их происхождении повинны взрослые. Они могут сознательно запугивать малыша, чтобы добиться какой-либо своей цели, Например, часто произносится фраза: «Если не будешь слушаться, то отдам тебя дяде милиционеру», или «Раз ты ведешь себя так, значит, ты заболел, мы пойдем в поликлинику и там тебе тетя доктор сделает укол большой иголкой», или «Вот ты от меня убегаешь, смотри, идет дядя с мешком, он тебя туда посадит и унесет». Ребенок начинает бояться любого милиционера, человека с мешком, рюкзаком, портфелем, бояться человека в белом халате и т. д. При виде их он кричит, плачет, прячется, убегает и не поддается уговорам.

Страхи нередко возникают благодаря неожиданным, пугающим ребенка обстоятельствам. Например, мальчик четырех лет всегда спокойно оставался дома один, но после того как у соседей наверху раздался грохот, а затем с потолка закапала вода, ребенок стал бояться одиночества и, находясь дома, постоянно интересовался, не ушел ли кто-либо из его близких.

Достаточно часто у детей встречается страх посещения детского учреждения (ясельных групп, детского сада, школы) после того, как там возникла конфликтная или пугающая ситуация (например, незаслуженное наказание со стороны взрослых, запугивание малыша старшими ребятами, ссора с ровесниками с угрозой расправы, боязнь посещать школу из страха перед контрольными работами и последующего жестокого наказания дома в случае получения двойки и т. п.).

Страх перед водным пространством может появиться после того, как ребенка принудительно выкупали в холодной воде или затаскивали в глубину, стремясь научить плавать.

Словом, по содержанию невротические страхи могут быть самыми разнообразными, и в каждом отдельном случае для излечения важен поиск и устранение причины и механизмов, поддерживающих существование этого страха.

Невротические тики

Это непроизвольные эпизодически повторяющиеся и усиливающиеся при волнении сокращения отдельных мышечных групп, впервые возникшие, как правило, после остродействуюшей психотравмы. Так, например, у пятилетней девочки мать не смогла удалить соринку из глаза. Испуганная мать с причитаниями и выражением ужаса на лице на попутной машине привезла девочку в глазную поликлинику, где шумно требовала немедленно пропустить ее вне очереди так как, по ее мнению, девочка может лишиться глаза. Вся эта атмосфера, очередь из привезенных плачущих детей, естественно крайне напугала девочку. Интенсивное, формированное моргание вместе со слезами способствовало самопроизвольному удалению соринки, но после этого у девочки продолжались повторяющиеся время от времени непроизвольные сокращения круговых орбитальных мышц,

В связи со сказанным следует заметить, что часто решающая роль в происхождении невроза у детей принадлежит не столько самой опасной для ребенка ситуации, сколько непомерно бурной при этом реакции окружающих взрослых. Страх взрослого человека чрезвычайно сильно воздействует на детей. Отсюда и формирование соответствующего отношения ребенка к психотравмирующей ситуации.

Невротические расстройства сна

Довольно часто у детей с неврозами бывают ночные страхи. Заключаются они во внезапных пробуждениях ребенка в ночное время под влиянием кошмарного сновидения, отражающего в той или иной форме психотравмирующую ситуацию. Ребенок при этом кричит, плачет, зовет родителей, боится далее спать в одиночестве. Пугающие сновидения у детей склонны к стереотипному повторению. Часто в оформлении пугающих сновидений принимают участие и яркие, неприятного содержания впечатления ребенка, полученные в течение дня, особенно вечером.

При нарушениях глубины сна у невротического ребенка возможно появление сноговорения и даже снохождеиня – на фоне сумеречного состояния сознания больной по ночам совершает сложные автоматизированные действия: бродит по комнате, переставляет мебель, выходит на улицу, затем, спустя несколько минут, возвращается в постель и продолжает спать, наутро ничего не помня о совершенных им действиях.

Расстройства глубины сна невротического характера могут приводить и к ночному недержанию мочи (энурезу).  Ребенок не просыпается несмотря на интенсивный поток сигнальных нервных импульсов исходящих от стенок растянутого мочевого пузыря. Нередко при этом дети во сне видят туалет и сновидении все делают правильно. Если причина, вызывающая невроз, не устранена, и взрослые пугают ребенка, ругают за энурез, начинают его многократно будить по ночам, требуя посещения туалета, чем еще больше повреждают механизм регуляции сна, то частота проявлений энуреза, как правило, нарастает.

Психотравмы особенно затяжного характера часто приводят к растянутому на несколько часов периоду засыпания во время, которого ребенок вновь и вновь представляет себе тревожащую его ситуацию, ищет выхода из нее. В тяжелых случаях может произойти и извращение формулы сна, когда больной спит в дневное время, а ночью бодрствует.

Невротические расстройства аппетита

Невротические отказы от еды чаще всего формируются у детей вследствие каких-либо психотравмирующих переживаний, происходящих в период приема пищи. Например, в раннем возрасте мать торопливо кормила ребенка и дала ему ложку горячей каши: у ребенка ожог, испуг, крик, плач; если опаздывающая куда-то мать при этом кричит на ребенка, срывая на нем свое раздражение, то весь этот негативный комплекс впечатлений связанный с едой, может зафиксироваться по механизму патологического условного рефлекса, и одно только приближение времени кормления уже способно вызвать беспокойство ребенка, а при появлении пищи па столе вместо чувства голода появляется страх. В дошкольном возрасте родители нередко во время ужина начинают ругать ребенка за какие-то провинности, совершаемые им в течение дня, а угроза наказания приводит к страху, который блокирует чувство голода, лишает ребенка аппетита и, фиксируясь, может порождать отказы от еды.

Часто взрослые избирают неправильное поведение при невротических отказах детей от еды. Либо они угрожают ребенку наказанием, если все не будет съедено, либо стараются во время еды отвлечь ребенка и развлекают его чтением книг, смешными историями; иногда члены семьи устраивают перед ребенком целые представления, во время которых не заметно съедается весь обед. И та, и другая тактика не приносят желаемого успеха, так как у ребенка не устраняется причина, вызывающая отказы от еды и не выделяется запальный желудочный сок, поэтому аппетит по-прежнему отсутствует.

Невротические расстройства речи

Нередко в дошкольном и школьном возрасте после неудачного выступления перед большим количеством людей, особенно у сенситивного ребенка, появляется страх речи перед большой аудиторией. Часто такой страх приурочен к устным ответам в классе после того, как однажды ребенок за свой ответ был осмеян учителем и ровесниками, которые в перемену между уроками дразнили его, унижали его достоинство. Такой ребенок нередко успешно справляется с письменными заданиями, но не может заставить себя отвечать не только у классной доски, но и за своей партой.

Возможно и развитие заикания у ребенка при действии острой психотравмы (испуг от внезапно появивщегося из-за поворота автомобиля, выскочившей из ворот крупной собаки, землетрясения и т.п.). Часто заикание возникает и в затяжной психотравмирующей ситуации, особенно в такой, где ребенку несправедливо запрещается говорить что-либо в свое оправдание, кричать, прыгать, «давать сдачу» обидчику (скажем, старшего брата постоянно одергивают и сдерживают при явно издевательском, обидном поведении младшего «любимчика» и наказывают за любые ответные действия). Постоянные поправки в речи ребенка, совершаемые вмешивающимися взрослыми, и систематические наказания за неправильности в высказываниях тоже часто приводят вначале к запинкам в речи, а затем и к заиканию.

Многообразны варианты детских неврозов, но в какой бы форме они ни проявлялись, для успешного устранения невротической симптоматики необходимы содружественные действия врача, педагога и родителей. При такой комплексности обычно удается наиболее результативно устранить причину невроза, разорвать психологические механизмы, поддерживающие порочный круг болезни, и провести необходимые реабилитационные мероприятия по полноценному включению выздоравливающего в жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Неврозы: причины и следствия"

Неврозы — это  временные функциональные заболевания нервной системы, вызванные срывом основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Основными причинами детских неврозов являются ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 3.06..24 -7. 06.24 г.) Тема: «День защиты детей». Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «День защиты детей», развивать у детей творческие наклонности

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с  3.06..24 -7. 06.24 г.)Тема: «День защиты детей».Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном п...