Индивидуальный образовательный маршрут, разработанный для ребенка с РАС (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Включает в себя краткую характеристику ребенка 5-6 лет с РАС. Цели, задачи, направления работы на 2021-2022 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autizm.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут работы на 2021-2022 уч.год.

Ребенок с ООП, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он  должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.

  1. Нарушения речевого развития. Ребенок говорит предложениями, речь стереотипна, часто повторяет фразы из мультфильмов, или отраженно повторяет фразы воспитателя.Речь для коммуникации использует, но очень ограниченно, в основном для удовлетворения своих нужд. Личных местоимений не использует, своего имени не называет.  Общается в основном со взрослыми.
  2. Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими:Ребенок ласковый, с удовольствием обнимается с воспитателями и хорошо ему знакомыми взрослыми. Не чувствует границ, не понимает жестов и других невербальных выражений эмоций других людей и детей. Может быть неуклюжим и грубоватым по отношению к другим людям. Зрительный контакт поддерживает с хорошо знакомыми ему людьми. С другими детьми взаимодействует ограниченно, смысла игр не понимает, играет рядом, делиться игрушками не хочет, из-за этого часто ссорится с другими детьми.
  3. Нарушение исследовательского поведения :не испытывает интереса и к новым местам, побаивается их, может начать кричать и плакать. Новые игрушки привлекательны, но использует их необычно (ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс.Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях).
  4. Нарушения пищевого поведения: очень избирателен в еде, брезглив.
  5. Нарушение моторного развития:  отмечается  неловкость. Наблюдаются стереотипные движения, а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Выраженная моторная неловкость. Неумение выполнять движения по образцу.
  6. Особенности мышления:  трудности в произвольном обучении. Не сосредотачивается на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.
  7. Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, наблюдается аутоагрессия.


Изучив   литературу   о   РДА, мы педагоги, составили индивидуальный образовательный маршрут для развития ребенка с ООП (с расстройством аутистического спектра).

Цель: создать условия для развития ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи:

1. Формирование произвольной деятельности.

2. Формирование коммуникативной и игровой деятельности

3. Формирование продуктивного взаимодействия, элементарной саморегуляции.

4. Формирование социально-эмоциональных коммуникаций

5. Создание условий дл овладения сенсорными эталонами, ориентации во внешнем мире, развития внимания, памяти, мышления.

 Рекомендовано обучение по основной образовательной программе для детей дошкольного возраста с включением индивидуальных занятий, разработанных для данного ребенка. Основная форма занятий – индивидуальные. Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут, в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес. Так же, рекомендовано психолого-педагогическое сопровождение ребенка в группе и работа с логопедом.

Индивидуальный план работы

Занятия включают в себя комплекс игр и заданий направленных на

- развитие общей и мелкой моторики (игры на речедвигательное подражание, пальчиковые игры, массаж пальцев и ладоней);  (делаются вместе с ребенком, его руками, если нет выраженного негативизма)

- развитие речи  и самопознания (пополнение словарного запаса, обучение ребенка умению простейшего рассказа картинке – Это собака, она идет. Это мальчик, он стоит и т.д. ), развитие умения высказать свои мысли и желания  (я хочу пить, вместо –пить или вода),развития знаний о частях тела, умения их показать и назвать);

- умение  различать простейшие эмоции (радость, грусть, злость), изображать их, отличать их на картинке;

- развитие умения действовать по образцу (различные мозаики, лото, кубики, палочки Кьизенера);

- обучение основам рисования, умения держать карандаш и ручку, получение ребенком положительных  эмоций от процесса рисования;

- обучение основам лепки из пластилина, и аппликации;

- на развитие мышления, внимания и памяти  (найди различия между картинками, «4й лишний», «кто исчез», лото);

-развитие произвольной регуляции, умения действовать по правилам («Городок», «Гусеничка», «Рыбалка»);

-  устранение поведенческих проблем ребенка, обучение методам релаксации и контроля (игры с песком и кинетическим песком, игры с тестом для лепки).

- формирование навыков реагирования на обращенную речь и выполнение просьб;

Обратить внимание на трансформацию стереотипных игр  ребенка в игры по правилам, а затем в игры с определенным сюжетом. Формирование умения действовать по инструкции, слушать и выполнять задания педагога.  Многие задания выполняются руками ребенка, если нет активного негативизма.

Для ребенка разработана индивидуальная тетрадь, где педагог-психолог отмечает ход занятия, особенности выполнения заданий.

Используемые методики:

  1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического  обследования детей.
  2. Янушко Е.С. Игры с аутичным ребенком , установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.
  3. Виневская А. Развитие ребенка с аутизмом. Коррекционно-развивающая программа «Птичка-невеличка» и материалы к ней. Методическое пособие для работы с детьми.
  4. Различный стимульный материал (игрушки, пазлы, дидактические игры, книги, конструкторы, мозаики, настольные игры т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут "Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Индивидуальный образовательный маршрут по теме "Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) дошкольного возраста в условиях ДОУ

Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель — создать б...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и родителей в сети Интернет «Народы Поволжья. Русский народ»

Здесь подобран материал, посвященный ознакомлению детей с обычаями, традициями и культурой русского народа.Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи:- Расширять представле...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и родителей в сети Интернет «Народы Поволжья. Чувашский народ»

Здесь подобран материал, посвященный ознакомлению детей с обычаями, традициями и культурой чувашского народа.Цель: Приобщение детей к истокам чувашской народной культуры.Задачи:- Расширять предст...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и родителей в сети Интернет «Народы Поволжья. Мордовский народ»

Здесь подобран материал, посвященный ознакомлению детей с обычаями, традициями и культурой мордовского народа.Цель: Приобщение детей к истокам мордовской народной культуры. Задачи: - Расширя...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и родителей в сети Интернет «Народы Поволжья. Татарский народ»

Здесь подобран материал, посвященный ознакомлению детей с обычаями, традициями и культурой татарского народа.Цель: Приобщение детей к истокам татарской народной культуры. Задачи: - Расширять...