Индивидуальный образовательный маршрут, разработанный для ребенка с РАС (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Включает в себя краткую характеристику ребенка 5-6 лет с РАС. Цели, задачи, направления работы на 2021-2022 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autizm.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут работы на 2021-2022 уч.год.
Ребенок с ООП, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).
Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.
- Нарушения речевого развития. Ребенок говорит предложениями, речь стереотипна, часто повторяет фразы из мультфильмов, или отраженно повторяет фразы воспитателя.Речь для коммуникации использует, но очень ограниченно, в основном для удовлетворения своих нужд. Личных местоимений не использует, своего имени не называет. Общается в основном со взрослыми.
- Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими:Ребенок ласковый, с удовольствием обнимается с воспитателями и хорошо ему знакомыми взрослыми. Не чувствует границ, не понимает жестов и других невербальных выражений эмоций других людей и детей. Может быть неуклюжим и грубоватым по отношению к другим людям. Зрительный контакт поддерживает с хорошо знакомыми ему людьми. С другими детьми взаимодействует ограниченно, смысла игр не понимает, играет рядом, делиться игрушками не хочет, из-за этого часто ссорится с другими детьми.
- Нарушение исследовательского поведения :не испытывает интереса и к новым местам, побаивается их, может начать кричать и плакать. Новые игрушки привлекательны, но использует их необычно (ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс.Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях).
- Нарушения пищевого поведения: очень избирателен в еде, брезглив.
- Нарушение моторного развития: отмечается неловкость. Наблюдаются стереотипные движения, а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Выраженная моторная неловкость. Неумение выполнять движения по образцу.
- Особенности мышления: трудности в произвольном обучении. Не сосредотачивается на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.
- Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, наблюдается аутоагрессия.
Изучив литературу о РДА, мы педагоги, составили индивидуальный образовательный маршрут для развития ребенка с ООП (с расстройством аутистического спектра).
Цель: создать условия для развития ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи:
1. Формирование произвольной деятельности.
2. Формирование коммуникативной и игровой деятельности
3. Формирование продуктивного взаимодействия, элементарной саморегуляции.
4. Формирование социально-эмоциональных коммуникаций
5. Создание условий дл овладения сенсорными эталонами, ориентации во внешнем мире, развития внимания, памяти, мышления.
Рекомендовано обучение по основной образовательной программе для детей дошкольного возраста с включением индивидуальных занятий, разработанных для данного ребенка. Основная форма занятий – индивидуальные. Продолжительность каждого занятия от 10 до 20 минут, в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес. Так же, рекомендовано психолого-педагогическое сопровождение ребенка в группе и работа с логопедом.
Индивидуальный план работы
Занятия включают в себя комплекс игр и заданий направленных на
- развитие общей и мелкой моторики (игры на речедвигательное подражание, пальчиковые игры, массаж пальцев и ладоней); (делаются вместе с ребенком, его руками, если нет выраженного негативизма)
- развитие речи и самопознания (пополнение словарного запаса, обучение ребенка умению простейшего рассказа картинке – Это собака, она идет. Это мальчик, он стоит и т.д. ), развитие умения высказать свои мысли и желания (я хочу пить, вместо –пить или вода),развития знаний о частях тела, умения их показать и назвать);
- умение различать простейшие эмоции (радость, грусть, злость), изображать их, отличать их на картинке;
- развитие умения действовать по образцу (различные мозаики, лото, кубики, палочки Кьизенера);
- обучение основам рисования, умения держать карандаш и ручку, получение ребенком положительных эмоций от процесса рисования;
- обучение основам лепки из пластилина, и аппликации;
- на развитие мышления, внимания и памяти (найди различия между картинками, «4й лишний», «кто исчез», лото);
-развитие произвольной регуляции, умения действовать по правилам («Городок», «Гусеничка», «Рыбалка»);
- устранение поведенческих проблем ребенка, обучение методам релаксации и контроля (игры с песком и кинетическим песком, игры с тестом для лепки).
- формирование навыков реагирования на обращенную речь и выполнение просьб;
Обратить внимание на трансформацию стереотипных игр ребенка в игры по правилам, а затем в игры с определенным сюжетом. Формирование умения действовать по инструкции, слушать и выполнять задания педагога. Многие задания выполняются руками ребенка, если нет активного негативизма.
Для ребенка разработана индивидуальная тетрадь, где педагог-психолог отмечает ход занятия, особенности выполнения заданий.
Используемые методики:
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.
- Янушко Е.С. Игры с аутичным ребенком , установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей.
- Виневская А. Развитие ребенка с аутизмом. Коррекционно-развивающая программа «Птичка-невеличка» и материалы к ней. Методическое пособие для работы с детьми.
- Различный стимульный материал (игрушки, пазлы, дидактические игры, книги, конструкторы, мозаики, настольные игры т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут "Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте".
Индивидуальный образовательный маршрут....
Индивидуальный образовательный маршрут "Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Индивидуальный образовательный маршрут по теме "Сказкотерапия - как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) дошкольного возраста в условиях ДОУ
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель — создать б...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и родителей в сети Интернет «Народы Поволжья. Русский народ»
Здесь подобран материал, посвященный ознакомлению детей с обычаями, традициями и культурой русского народа.Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.Задачи:- Расширять представле...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и родителей в сети Интернет «Народы Поволжья. Чувашский народ»
Здесь подобран материал, посвященный ознакомлению детей с обычаями, традициями и культурой чувашского народа.Цель: Приобщение детей к истокам чувашской народной культуры.Задачи:- Расширять предст...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и родителей в сети Интернет «Народы Поволжья. Мордовский народ»
Здесь подобран материал, посвященный ознакомлению детей с обычаями, традициями и культурой мордовского народа.Цель: Приобщение детей к истокам мордовской народной культуры. Задачи: - Расширя...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и родителей в сети Интернет «Народы Поволжья. Татарский народ»
Здесь подобран материал, посвященный ознакомлению детей с обычаями, традициями и культурой татарского народа.Цель: Приобщение детей к истокам татарской народной культуры. Задачи: - Расширять...