Статья: "Подготовка к обучению грамоте"
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Чижова Екатерина Сергеевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к обучению грамоте

От того как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.

Д. Б. Эльконин

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.

Программа по изучению русского языка в младших классах предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:

- обучение грамоте и развитие речи;

- чтение и развитие речи;

- фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи.

Основу учебных курсов составляет развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, читать и писать, дать доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь, развить внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению книг.

Практически те же задачи по развитию речи стоят и перед сотрудниками детского сада, которые должны:

- обеспечить развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями;

- способствовать обогащению словарного запаса;

- создавать условия для овладения детьми грамматического строя речи;

- развивать связную речь.

Проблема преемственности в образовании не нова. Во всех правительственных документах, касающихся воспитания и обучения подрастающего поколения, в разнообразных научных и методических источниках, выступлениях педагогов, психологов, медиков и общественных деятелей преемственность между всеми звеньями образования рассматривается как основное средство его непрерывности.

Однако в настоящее время приходится констатировать, что взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается лишь декларацией, закрывающей реальную брешь в непрерывности педагогического процесса. Особенно это относится к разрыву между дошкольным и начальным общим образованием, хотя, именно этот возрастной период наиболее важен в развитии человека, формировании его личностных качеств, необходимых в течение всей последующей жизни и служащих фундаментом для приобретения специальных знаний и навыков. Еще более обострилась данная проблема в связи с переходом на 4-летнее начальное образование детей с 6, 5 лет.

Очевидно, с каждым годом шестилеток в 1-м классе будет становиться все больше и больше. В соответствии с этим программа воспитания и обучения детей в старшей группе, а значит, и в более младшей должна измениться, поскольку нужны последовательность и система в развитии ребенка.

К сожалению, все существующие ныне программы практически продолжают ориентировать воспитателей на систему работы «младшая – средняя – старшая – подготовительная к школе группы». Поэтому перед практиками встала проблема самостоятельного пересмотра содержания существующих программ.

В настоящее время во многих школах детей набирают в 1-й класс не по микроучастку и, тем более, не из одного дошкольного образовательного учреждения, работающих по разным образовательным программам, с разными условиями, возможностями и подходами к педагогическому процессу и развитию личности ребенка. А ведь первоклассники требуют глубокого дифференцированного подхода. Но не зная детей, поступивших к нему, и программ детского сада, учитель в настоящее время просто не в состоянии индивидуально подойти к каждому ребенку и вынужден начинать работать с «чистого листа». В соответствии с этим адаптационный период затягивается на 2 – 3 мес.

Таким образом, решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две начальные ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении. На каждом этапе развития ребенка должны решаться свои специфические задачи, основанные на психологических и возрастных особенностях детей. Это должно быть четко прописано, особенно в связи с переходом на обучение с 6 лет.

Вот почему так остро назрела необходимость в последовательной программе воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, и, в первую очередь, это касается преемственности программ по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте.

Вот что говорят по данному вопросу учителя начальной школы МОУ «Прогимназия № 117» г. Нижнего Новгорода, педагоги высшей категории Гоголева Н. А. и Цыбирева Л.В.: «Все существующие программы детского сада предусматривают подготовку детей к обучению грамоте. Однако работа по разным технологиям с разным конечным результатом развития ребенка по данному вопросу затрудняет обучение. Поэтому, зачастую, в 1-м классе приходится начинать все заново». (Маханёва М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4 -5 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2017. – 80с.)

Кроме того, программа по обучению чтению в 1-м классе требует в подготовительный период, т.е. до основного букварного, научить детей различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки; определять твердость и мягкость, глухость и звонкость согласных; количество звуков в слове, их характер, выделять ударный слог; соотносить слышимое и произносимое слово со схемой – моделью и т. д. Безусловно, за такой короткий промежуток времени (10 – 20 учебных часов) невозможно научить этому. Необходима глубокая предварительная работа в детском саду по звуковому анализу слова – «умственному действию по установлению последовательности звуков в слове». (Эльконин Д. Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению// Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962)

Поэтому, чтобы осуществить последовательность и преемственность в данном вопросе, необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, т.е. с 4 лет, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов.

Ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Причем это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие, которое тесно связано с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение. Правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию, а в дальнейшем усвоению грамоты и письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Статья "Подготовка дошкольников к обучению в школе"

В последние годы уделяется много внимания проблеме перехода ребенка - дошкольника из детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности ребенка к школьному обучению.Эта статья о том,ка...

Статья:"Подготовка детей к обучению математике"

Статья для родителей подготовительной группы...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Статья "Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье представлен опыт работы учителя логопеда ДОУ по проведению занятий по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Что является созданием базовых предпосылок к обучению грамоте ...