ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ ОБРАЗОВАНИЯ
статья по коррекционной педагогике
Статья в методическом сборнике конференции "Инклюзивное образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osipova_n.v._psihologo-ped._soprovozhdenie.docx | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Осипова
МБДОУ «Детский сад № 17 «Чебурашка»,
г. Новочебоксарск
Аннотация. В данной статье представлен опыт педагога-психолога по сопровождению работы педагогов с детьми в условиях инклюзии образования в общеобразовательном учреждении.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях инклюзии.
Каждый маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно, для этого взрослому надо знать особенности ребенка, уметь создавать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого малыша.
Среди всех детей, нуждающихся в образовании, имеются также дети с особыми образовательными потребностями, родители которых имеют право выбрать образовательное учреждение, и наша задача предоставить им условия для полноценного развития в условиях общеобразовательных учреждений, в том числе должна быть составлена программа психолого-педагогического сопровождения таких детей, включающая работу с педагогами. Воспитатели дошкольных учреждений образования должны быть готовы к работе с разными категориями детей в условиях инклюзии образования.
Для сопровождения работы педагогов ДОУ с детьми в условиях инклюзии я на первоначальном этапе выбрала тренинговую форму занятий.
Основными задачами, которые мне хотелось бы решить в ходе таких тренингов это повысить компетентность педагогов по проблеме, проинформировать педагогов об особенностях работы с детьми с ОВЗ, научить их взаимодействовать с разными категориями детей с ОВЗ, развивать возможность принимать «позиции ребенка с ОВЗ», формировать для себя умение вычленять качества необходимые для успешной работы, проиграть возможные проблемные ситуации в работе.
Для решения данных задач считаю целесообразным использование таких методических приемов как видеотренинг, игры-инсценировки, ролевые игры, групповое обсуждение, анализ ситуации и т.п.
Например, мне и многим педагогам очень понравилась игра «Рассади», которая может помочь осознать особенности детей с ОВЗ, понять как их лучше всего разместить на занятиях за столами, а также возможность принять «позицию» ребенка с ограниченными возможностями. Суть игры в том, что несколько педагогов принимают на себя роль «слабослышащих» детей, они сидят, зажав уши, в помещении за разными столами: впереди в середине, впереди справа, за задним столом в середине. «Воспитатель» впереди рассказывает стихотворение шепотом. «Ребенок» за ним повторяет. Остальные «дети» создают дополнительный шум. Затем обсуждаются ощущения, полученные «слабослышащими» ребятами, выбирается наилучший способ рассаживания на занятиях. Данным способом можно попробовать «рассадить» педагогов с «нарушением зрения», с «нарушениями опорно-двигательного аппарата», с «ЗПР» и т.п.
Отработать навык взаимодействия с партнером, формировать умение принять позицию ребенка с ОВЗ может помочь игра «Не вижу, не слышу, не двигаюсь». Участники делятся на «глухонемых», «незрячего» и человека с «ограничением подвижности». Первым на стуле сидит человек с «ограничением подвижности», затем «незрячий». «Глухонемые» сначала должны при помощи тактильного контакта объяснить «незрячему» какое-то слово, а затем при помощи жестов и мимики – человеку с ограничением подвижности, в следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами. Итогом данной игры становится обсуждение участников игры в кругу полученных впечатлений, ощущений, возникших у них при выполнении различных ролей.
В игровом упражнении «Кому это подойдет? Педагогам предлагается подумать при работе с какой категорией детей с ОВЗ это утверждение подходит. Например, «не закрывайте лицо руками, не говорите, отвернувшись от ребенка», «совместно с ребенком пошагово анализируйте выполнение задания», «подавайте содержание учебного материала небольшими частями, используя мультисенсорный подход (слуховой, визуальный, манипуляционный) и т.д.
В видеотренингах были затронуты судьбы, истории жизни сильных людей, например, Ника Вуйчича для формирования толерантного отношения к людям с ОВЗ, эмпатии.
Проводились дискуссии о необходимости формирования у детей с ОВЗ, а также у педагогов, работающих с ними активной жизненной позиции. Для этого были использованы притчи, метафоры.
Заключительным этапом было проведение с педагогами задания «Ромашка успеха». На лепестках ромашки необходимо указать качества, которыми нужно обладать при работе с детьми с ОВЗ, на лепестках второй ромашки нужно указать какие качества уже имеются у тебя для работы с детьми с ОВЗ, а после этого каждый педагог сумеет проанализировать, что лично мне необходимо в себе развить для успешной работы с данной категорией детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
2. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга». 2010
3. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. Выпуск 4. Москва. Центр «Школьная книга». 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение ребенка как одно из условий для обновления содержания образования"
Предлагаются рекомендации по использованию ПМПконсилиума в дошкольном учреждении...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования (ребенок с ДЦП в детском саду компенсирующего вида)...
Схема психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
В данном материале представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образованияОдна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении п...
Психолого-педагогического сопровождение детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования
Взаимодействие специалистов представлено в виде схемы....
Консультация для педагогов «Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС».
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области ...