«Авторская картотека игр, направленных на формирование навыков общения у детей 6-7 лет с Ограниченными Возможностями Здоровья» Информационно-методическое пособие
картотека по коррекционной педагогике
Аннотация к Информационно-методическому пособию. «Авторская картотека игр, направленных на формирование навыков общения у детей 6-7 лет с Ограниченными Возможностями Здоровья (ОВЗ)» Автор Королева Е.Ю. воспитатель ГБДОУ №96 Петроградского р-на г. Санкт-Петербурга
Информационно - методическое пособие, разработанное в соответствии с ФГОС ДО представляет собой авторскую картотеку игр, направленных на формирование навыков общения( «компонента жизненной компетенции») у детей с Ограниченными Возможностями Здоровья .Данные игры могут способствовать формированию: контактности; возможности использования как вербальных, так и невербальных средств общения; умения проявлять инициативу в общении; эмоционально-положительной реакции на взрослого в процессе занятий; укрепление позиции ребенка в группе; навыков оказания помощи другим .Пособие предназначено помочь дошкольникам и их родителям в решении проблем общения, как родителям детей с ОВЗ самостоятельно , так и при проведении тренингов специалистами различных учреждений. Картотека полифункциональна : может быть распечатана в формате А5-для использования в книжном варианте ; можно использовать как разрезные карточки любого формата для картотеки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koroleva_elena_yurevna_vospitatel_gbdou_no96_petrogradskogo_r-na_g.s-pb.docx | 57.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение в тему
Социокультурные изменения, происходящие в современном обществе, неизбежно оказывают влияние на организацию и содержание образовательного процесса детей дошкольного возраста с Ограниченными Возможностями Здоровья (далее в тексте ОВЗ). Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту ( далее в тексте ФГОС) для детей с ОВЗ в образовательный стандарт включен компонент «жизненной компетенции», направленный на приобретение дошкольниками опытa в коммуникативной деятельности: конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Фундаментом для развития ребенка служит oпыт первых семейных отношений, определяющий особенности самосознания ребенка, его мироотношение, самочувствие и поведение среди других людей. Без любви и внимания близких, получаемых ребенком в семье, не могут развиваться его сознание и cамосознание, Отсутствие содержательных связей с родителями, недостаток положительных эмоциональных контактов со сверстниками и воспитателем негативно сказывается на формировании коммуникативных навыков ребенкa и приводит к неполноценному, даже деформированному общению. Взрослому принадлежит огромная роль в развитии у детей общения и зарождения социальных потребностей. В различных формах общения реализуются возрастные потребности ребенка.
Цель и задачи пособия
Общение ребенка со значимыми взрослыми является условием, необходимым для психического развития личности. У отдельной категории детей дошкольного возраста с ОВЗ существуют трудности в коммуникации. Мое пособие предназначено помочь им и их родителям в решении этой проблемы, как родителям детей с ОВЗ самостоятельно , так и при проведении тренингов специалистами различных учреждений. Целью работы по оптимизации сферы взаимодействия у детей с ОВЗ является разработка системы коррекционно-развивающих игр, направленных на формирование навыков общения у дошкольников с ОВЗ
В соответствии с целью определены задачи :
Коррекционные:
- коррекция непродуктивных стратегий социального взаимодействия (обучение конструктивному общению со сверстниками и взрослыми);
- коррекция повышенной эмоциональной возбудимости (проведение релаксационных техник и медитативных упражнений);
- коррекция поведения с помощью игр, упражнений.
- создание условий для преодоления зажатости и безынициативности (десенсибилизация тревоги и страха); снятие эмоционального напряжения;
Обучающие:
- обучение эффективным способам общения, развитие коммуникативных навыков и сплоченности;
- обучение языку «эмоций» как способу выражения собственного эмоционального состояния, формирование способности к эмоциональной саморегуляции.
- обучение способам снятия эмоционального напряжения, развитие и совершенствование навыков общения с помощью релаксационных упражнений;
- обучение конструктивному взаимодействию с окружающими;
- обучение снятию психоэмоционального и мышечного напряжения.
Развивающие:
- развитие представлений о качествах людей;
- развитие самооценки и уверенности в себе;
- развитие умения выражать собственные эмоции социально приемлемыми способами;
- развитие навыков эмпатии и сопереживания;
- развитие произвольности поведения, обучение навыкам самоконтроля, обучение навыкам бесконфликтного поведения;
- повышение осознанного восприятия своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности;
- обогащение эмоционального опыта; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое собственное состояние.
- осознание детьми важности партнеров по общению;
- развитие доброжелательного отношения к окружающим.
Используемые методы в решении проблемы
В качестве важнейшего метода и средства формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков коммуникации выступает игровая деятельность. В процессе совместной игры дети начинают согласовывать свое поведение в соответствии с желаниями и потребностями другого человека, учатся отстаивать собственное мнение, реализовывать совместные планы.
Основные формы деятельности с детьми в процессе формирования навыков общения у детей 6-7 лет с ОВЗ
- Сюжетно-ролевые игры; интерактивные игры (игры на взаимодействие);
- Социально-поведенческие тренинги (обучение детей конструктивному поведению в конфликтных ситуациях);
- Обыгрывание потенциальных конфликтных ситуаций и
моделирование выхода их них;
- Игры с правилами.
Направления работы
Выделяются основные направления работы по развитию навыков общения детей с ОВЗ .
1. Развитие способности познавать себя. В качестве основы взаимодействия ребенка и взрослого выступает установление телесного, зрительного и речевого контакта. Ребенка необходимо обучать справляться с собственным психофизическим напряжением, научить чувствовать свое состояние и состояние других людей. Для формирования способности к переживанию различных настроений перед ребенком необходимо раскрыть мир чувств и переживаний, необходимых при коммуникации. Ребенка необходимо учить эмоционально настраиваться на определенную ситуацию, что является одной из важнейших предпосылок эффективного овладения навыками общения. Для того, чтобы помочь ребенку избавиться от напряжения, необходимо оказать ему содействие, вовлекая в различные виды деятельности, в которых ему требуется проявлять активность.
2. Развитие умения заботиться о себе - необходимо для обретения ребенком с ОВЗ чувства собственного достоинства, доверия к себе, формирования независимости и самостоятельности.
3. Развитие способности к ориентации в окружающем мире и адекватном его восприятии - является одной из важнейших задач по развитию навыков коммуникации. Дети должны овладеть не только социально-бытовыми навыками, навыками социально-бытовой адаптации, но и знать правила поведения и общения по телефону, на улицах, на дорогах, в общественных местах. Важное место в процессе освоения окружающего мира отводится ролевым играм, по мере участия в которых дети приобретают жизненный опыт.
4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и развитие умений включаться в них. Детей с ОВЗ необходимо обучать воспринимать окружающих как равных себе, без чувства собственной неполноценности, обучать детей правилам и нормам поведения в обществе. Тактика руководства должна сменяться типом взаимоотношений, при котором ребенку предоставляется возможность самостоятельного принятия решения о необходимости совершения какого-либо действия. Главной задачей обучения становится выработка у детей к самостоятельным действиям, умение брать на себя ответственность. Взрослым необходимо всячески поддерживать инициативу детей, даже если она сопровождается неудачей. Для развития у ребенка уверенности в себе он должен чувствовать, что его мнение учитывается и принимается. Взрослые должны учитывать, что у детей с ОВЗ ограничены возможности переноса действий из одной ситуации в другую, аналогичную, поэтому в процессе обучения нужно учитывать инварианты, с выделением общих признаков для разных ситуаций.
5. Развитие умения к концентрации внимания на окружающих при обращениях. Если ребенок испытывает трудности в концентрации внимания, необходимо применять следующие приемы: рассказывать ребенку о происходящем в данный момент; применять тактильный контакт; давать ребенку время ответить на обращение; изменять тон голоса; показывать радость от общения с ребенком.
6. Развитие умения воспринимать речь необходимо для понимания других людей и установления с ними контакта. Программа занятий по развитию навыков восприятия речи включает следующие навыки: умение слушать то, о чем говорят; умение реагировать на жесты и выполнять простые указания; умение выбирать из разных предметов или картинок то, что нужно; умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия; умение выполнять указания, в которых есть словa, обозначающие признаки предмета; умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие местоположение предмета. Эти занятия следует рассматривать как часть общей программы развития возможностей детей с ОВЗ в сфере общения. Для того чтобы эффективно пользоваться словами и жестами, ребенок должен сначала научиться понимать значение каждого из них. Во время занятий, выбирая жесты, слова и фразы, взрослый должен помнить, что именно из этого ребенок хочет использовать.
7. Развитие умения подрaжать. Первостепенную роль на занятиях по развитию общения играет подражание или копирование. Подражание - особый вид поочередного совершения действий. Когда человек осваивает умение соблюдать очередность, то для него не важна точность воспроизведения действий (слов, мимики).Общее правило, которому нужно следовать, выбирая слова: они должны относиться к предметам, которые можно потрогать, подробно обследовать, а представлять их необходимo в ходе педагогического процесса на занятиях , на прогулках или дома.
8. Рaзвитие умения соблюдать очередность в разговоре, являющегося основой способности к взаимодействию ребенка с окружающими. Развивать и отрабатывать подобное умения можно на импровизированных занятиях с ребенком, например, в качестве одного из способов игры можно выбрать правило - делать что-то по очереди. Подoбный навык постепенно переносить в беседу, и формировать у ребенка правильное представление о соблюдении очередности в разговоре, о модели поведения во время разговора.
9. Рaзвитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни. Несмотря на ограниченный диапазон жестов и слов, имеющийся у ребенка с ОВЗ, его можно обучить пользоваться определенными умениями для выражения социальных, эмоциональных и физических потребностей: умение требовать; умение просить о помощи; умение отказываться; умение здороваться и прощаться; умение делиться информацией; умение начинать и поддерживать разговор.
Методические рекомендации организационных действий по формированию навыков общения дошкольников с ОВЗ :
- создание в группе детей психологической атмосферы, стимулирующей к общению, к желанию видеть и замечать сверстников, взаимодействовать с ними;
- поддержание детской инициативы каждого ребенка;
- установление с ребенком телесного, зрительного и речевого контакта;
- создание игровой мотивации с учетом интересов детей;
- постепенное введение детей в различные игровые коммуникативные ситуации с опорой на имеющийся у них опыт;
- соблюдение принципов систематичности и последовательности при реализации проекта;
- применение индивидуального подхода к каждому ребенку путем создания атмосферы сотворчества;
- применение творческого подхода при реализации программы;
- обучение детей применению на практике полученных коммуникативных знаний и впечатлений;
- обязательное вовлечение родителей в совместную работу для создания атмосферы сотворчества;
- комплексное применение коммуникативных игр, направленных на развитие навыков общения у детей;
- поддержка детской инициативы и самостоятельности как условий развития способностей детей ориентироваться в социальных отношениях;
- применение различных приемов привлечения внимания детей при организации занятий для развития умения детей концентрировать внимание при обращениях к ним;
- использование приемов на подражание и копирование для освоения детьми очередности действий во время разговора с собеседником и усвоения модели общения при разговоре; формирование умений воспроизводить невербальные комплексы по подражанию, по образцу и по словесной инструкции;
- организация совместной продуктивной деятельности детей; введение в жизнедеятельность детей ритуалов приветствия и прощания;
- использование невербальных сигналов при взаимодействии детей (улыбки, мимика, прикосновения, жесты) для развития адекватного реагирования детей на сигналы и снижения конфликтного межличностного взаимодействия;
- развитие у детей интереса и внимания к самому себе, к выразительным движением собственного лица и тела; обогащение представлений о взаимосвязи двигательных и эмоциональных ощущений;
- в контексте социального развития формирование у ребенка представлений о себе («Я сам»); развитие сотрудничества со взрослым («Я и другие»); формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений («Я и окружающий мир»).
Методические рекомендации к использованию пособия
В качестве методической поддержки по организации работы направленной на формирование навыков общения дошкольников с ОВЗ представлены :
1. Тематический план использования игр ( Приложение1. Таблица1.)
2. Авторская картотека игр, направленных на формирование навыков общения у детей 6-7 лет с Ограниченными Возможностями Здоровья (Приложение 2.)
Приложение 1.Таблица1.
Тематический план использования игр
№ | название игры | цель | |
контактность | |||
1 | игра «Знакомство» | формирование взаимопонимания и доброжелательных взаимоотношений в группе, развитие эмпатии | |
2 | игра «Цветок дружбы» | формирование взаимопонимания, развитие доброжелательных отношений в группе | |
3 | игровая ситуация «Змея» | развитие навыков группового взаимодействия, оптимизация взаимоотношений ребенка со сверстниками | |
4 | игра «Немое кино» | актуализация эмоций, развитие взаимодействия | |
5 | игра «Ежик и котик» | обогащение опытом взаимодействия в ситуации столкновения интересов, развитие умения устанавливать положительные взаимоотношения, осознание важности партнеров по общению | |
6 | игра «Волшебники» | воспитание дружелюбного отношения друг к другу, воспитание внимания и заботы друг к другу | |
7 | игра «Руки ссорятся - руки мирятся» | развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение | |
избирательность | |||
1 | игровая ситуация «Связующие нити» | развитие внимательного отношения к качествам сверстников, понимание различий в характерах людей | |
2 | игра «Строим домик для друзей» | способствовать развитию взаимопонимания и доброжелательности между детьми. | |
3 | игра «Удержи предмет» | развитие способностей согласованных действий с партнером по общению | |
4 | игра «Сложи картинку» | развитие умения сотрудничать, развитие способностей согласованных действий с партнером по общению; развитие навыков группового взаимодействия | |
5 | игра «Говорящие куколки» | применение правил сотрудничества в проблемных ситуациях | |
6 | игра «Эхо» | обучение открытости при взаимодействии с другими, развитие умений подчиняться общему ритму движений | |
7 | игра «Тропинка» | развитие умения действовать сообща, в команде, устранение проблем в общении | |
средства общения | |||
1 | игра «Помоги другу, или Самая дружная пара» | формирование чувства доверия между детьми, оптимизация межличностных взаимоотношений, развитие эмоциональной отзывчивости для лучшего понимания партнеров по общению, | |
2 | игра «Зоопарк» | развитие невербальных способов общения | |
3 | подвижная игра «Чиполлино» | развитие умений у детей на координацию совместных действий | |
4 | игра «Небоскреб» | развитие умения договариваться, работать в команде | |
5 | игра «Кого укусил комарик?» | развитие взаимопонимания и доброжелательности между детьми | |
6 | игра «Ссора» | проверка степени усвоения правил поведения в сложной ситуации, умение признавать свою вину, отыгрывание подавленных отрицательных эмоций и агрессии. | |
инициативность | |||
1 | игра «Пришел Мурзик поиграть» | установка на положительный настрой, стимуляция на общение, развитие инициативности | |
2 | игровая ситуация «Нетрадиционное приветствие» | развитие инициативности, коммуникативных навыков, установление контакта в группе, снятие внутреннего напряжения | |
3 | игровое упражнение «Ручеек» | помощь в осуществлении эмоционально значимого выбора при вступлении в контакт. Осознание важности взаимоотношений с коллективом | |
4 | игра «Котенок» | развитие умений сотрудничества, эмпатии и сопереживания | |
5 | игра «Руки танцуют» | развитие умений сотрудничества, содействие улучшению общения детей со сверстниками; развитие умений сотрудничества, эмпатии и сопереживания; | |
6 | игра «Разыгрывание ситуаций» | тренировка бесконфликтного поведения; обучение конструктивному взаимодействию с другими людьми, отработка навыков поведения | |
Реакция взрослого в процессе занятий | |||
1 | игра «Волшебный клубок» | игра, направленная на знакомство | |
2 | игра «Маленькое привидение» | разминка, настрой на работу, развитие сотрудничества и доброжелательных отношений | |
3 | игровое упражнение «Свободный контакт» | присоединение взрослого к стереотипной игре ребенка | |
4 | игра «Как ходят дети? Старичок-Лесовичок?» катится Колобок?» | игра на имитацию движений, развитие навыков невербальной коммуникации | |
5 | игра «Руки - ноги» | воспитание у детей умений подчиняться несложной команде, воспитание способностей к согласованному взаимодействию | |
6 | игра «Ручеек радости» | Снятие мышечного напряжения, ассимиляция полученного опыта. | |
позиция ребенка в группе | |||
1 | игра «Пересядьте все, кто... » | развитие взаимопонимания между детьми, закрепление сотрудничества и взаимного принятия | |
2 | игра «Заколдованная тропинка» | работа в команде, развитие навыков оказания поддержки, сплочение группы | |
3 | игра «Пастух» | повышение самооценки ребенка | |
4 | игровое упражнение «Сижу на камушке» | развитие эмпатии, умение выражать поддержку другому, отыгрывание подавленных отрицательных эмоций | |
5 | игра «Как поступить?» | обучение поиску выхода из проблемных и конфликтных ситуаций | |
6 | игра «Танец» | развитие умения самовыражения, индивидуальности | |
стремление оказать помощь другим | |||
1 | игра «Утка с утятами» | оказание помощи другому | |
2 | игра «Заколдованная тропинка» | научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам | |
3 | игра «Семья» | воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, желание помочь, внимательному отношение к неудачам других | |
4 | игра «Больница» | воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки, формирование способов содействия, умение предложить свою помощь другим людям | |
5 | музыкальная игра«Танец в парах» | развивать умение оказывать помощь друг другу посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта, дружеских взаимоотношений в группе | |
6 | словесная игра «Цветок дружбы» | стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему | |
общение с родителями | |||
1 | игра «погуляем-поиграем» | создание доверительных отношений ребенка со взрослым, помогает взрослому найти общий язык с ребенком, завоевать его доверие | |
2 | игра «Узнай ребенка по голосу» | оптимизация навыков взаимодействия родителей и детей | |
3 | игра «Семейный рисунок» | развитие совместного взаимодействия детей и родителей | |
4 | игра «Ладонь в ладонь» | сближение родителей и детей | |
5 | игра «Скала» | развитие тактильной близости детей и родителей | |
6 | игра «Слепой и поводырь» | укрепление взаимного доверия между родителями и детьми |
Приложение 2.
Игры, направленные на формирование навыков общения у детей дошкольного возраста 6-7лет с ОВЗ
Игры, способствующие формированию контактности
1. Игра «Знакомство».
Цель: формировать взаимопонимание; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
Оборудование: коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями.
Ход игры. Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями такого размера, чтобы ребенок мог легко просунуть туда руку. Соответственно 4-6 участников закрывают глаза и просовывают руки в коробку (ее в это время придерживает ведущий). Там они находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились.
2. Игра «Цветок дружбы»
Цель: формировать взаимопонимание; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
Оборудование: стакан, вода, пипетки.
Ход игры. Ведущий предлагает детям «превратиться» в очень красивые цветы. Каждый ребенок решает для себя, в какой цветок он хотел бы превратиться. Затем ведущий работает поочередно со всеми детьми. Сначала он «сажает семечко» - ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку - он «семечко». Ведущий поглаживает его - «закапывает ямку». Затем из пипетки слегка капает на голову водой - «поливает». «Семечко начинает расти» - ребенок медленно встает, поднимая вверх руки. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хором кричат ему: «Какой красивый цветок! Мы хотим дружить с тобой!»
3. Игровая ситуация «Змея».
Цель: развивать навыки группового взаимодействия, оптимизация взаимоотношений ребенка со сверстниками.
Оборудование: музыка, коврик.
Ход игры. Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи или за талию. Первый ребёнок - «голова змеи», последний - «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребёнок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
4. Игровая ситуация «Немое кино»
Цель: актуализация эмоций, развитие взаимодействия.
Оборудование: коврик.
Ход игры. Педагог рассказывает детям о том, что раньше кинофильмы были немыми. Он приглашает детей в кинотеатр посмотреть немое кино. Предлагает детям-«артистам» передать жестами и мимикой разные состояния или просьбы: «Там злая собака, я боюсь, проводи меня», «Мне очень холодно, помоги мне!», «Мне весело, у меня новая машинка, давай поиграем!», «Посмотри, какой красивый у меня котенок, погладь его!», «У меня в кармане спрятано что-то очень интересное, догадайся, что это!» Дети, изображая актеров немого кино, пытаются воспроизвести предложенные ситуации или придумать новые. Зрители должны догадаться, что изображают «артисты».
5. Игра «Ежик и Котик».
Цель: обогащение опытом взаимодействия в ситуации столкновения интересов, развитие умения устанавливать положительные взаимоотношения с окружающими, осознание важности партнеров по общению.
Оборудование: книга, маски для инсценировки.
Ход игры. Структура игры: беседа с постановкой проблемной ситуации (обсуждение причин ссор), инсценировка-драматизация проблемной ситуации, обсуждение проблемы (понимание детьми ситуации, дети проговариваю проблему своими словами, поиск путей выхода из проблемной ситуации, - ответ на вопрос? «Как помирить друзей и избежать ссоры?».
Ведущий: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Ответы детей.
Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться? На роли Ежика и Котика выбираются 2 ребенка, им выдаются маски героев. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию. Инсценировка стихотворения детьми:
- В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
- Жили два друга - Котик и Ежик.
- Как-то они на прогулку пошли
- И на поляне качели нашли.
- Ежик навстречу качелям шагнул,
- Котик качели себе потянул,
- Котик: Я первый!, а Ежик: Нет, Я
- Не уступают друг другу друзья.
- Котик обиделся: Значит, ты, Еж
- Мне как товарищ совсем не хорош.
Обсуждение проблемы, поиск путей решения после инсценировки.
- Почему Котик решил не дружить с Ежиком? (Ежик не уступает ему качели)
- Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет)
- Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей).
Ведущий: Ребята, давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ежик смогли договориться и избежать ссоры:
- Ежик навстречу качелям шагнул,
- Котик качели себе потянул,
- Котик сказал: Покачаю тебя
- Мы ведь с тобою, Ежик, друзья!
Подведение итогов: чтобы не ссориться, нужно уметь договариваться.
6. Игра «Волшебники»
Цель: воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.
Оборудование: стульчики.
Ход игры. Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алёше – ловкости и т.п.
7. Игра «Руки ссорятся - руки мирятся»
Цель: развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение, развитие умений выражать свои чувства и передавать через другого.
Оборудование: не требуется.
Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):
- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.
- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?
Игры, способствующие формированию избирательности
1. Игровая ситуация «Связующие нити»
Цель: развить коммуникативные способности ребёнка, научить внимательно относиться к своим личностным качествам и личностным качествам сверстников, понимание различий в характерах людей, умение их ценить.
Оборудование: клубок нитей.
Ход игры. Дети садятся в круг. Педагог, держа в руках клубок, обматывает нитку вокруг указательного пальца, а затем кидает клубок сидящему слева малышу и задаёт ему вопрос о пристрастиях. Вопросы могут быть самыми разными, например:
Что ты больше всего любишь делать (есть)?
Во что ты любишь играть?
Какая твоя любимая игрушка (цвет)?
Кто твой друг или подружка?
Какие люди тебе нравятся? и т. д.
2. Игра «Строим домик для друзей».
Цель: развитие коммуникативных навыков в группе.
Оборудование: кубики из игрового набора.
Ход игры: Педагог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.
3. Игра«Удержи предмет»
Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.
Оборудование: лист бумаги.
Ход игры. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар - животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
4. Игра «Сложи картинку»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать, развитие способностей согласованных действий с партнером по общению; развитие навыков группового взаимодействия
Оборудование: картинки животных, разрезанные на 3-4 части (голова, ноги, тело, хвост), например, собаки, кота.
Ход игры. Для выполнения этого упражнения необходимы несколько картинок животных, разрезанных на 3-4 части (голова, ноги, тело, хвост), например, собаки, кота. Дети делятся на группы из 3-4 человек. Каждый из членов группы получает кусочек своей картинки. Группе необходимо «сложить картинку», то есть каждому члену группы надо изобразить свой кусочек так, чтобы в результате получилось целое животное.
5. Игра «Говорящие куколки».
Цель: применение правил сотрудничества в проблемных ситуациях.
Оборудование: куклы.
Ход игры. Куклы демонстрируют разные ситуации и дают образцы речевых конструкций.
Речевые образцы: Что нам надо сделать? Мы сделаем это вместе. По одному ничего не получится. Будем делать вместе и не ссориться. Давай вместе подумаем, что нам нужно для выполнения задания. Давай распределим работу между собой. Кто начнет, кто продолжит? Покажи, как ты делаешь? Давай сравним, как у нас вместе получилось.
Решая проблемные ситуации, дети постепенно научаться применять правила сотрудничества:
Слушай партнера и понимай.
Не молчи, а обсуждай.
Сделай сам и помоги, кому трудно.
Спрашивай, не робей, и помощь придет быстрей.
Знаешь больше, не гордись, чем умеешь –поделись.
6. Игра «Эхо»
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Оборудование: не требуется.
Ход игры. Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.
7. Игра «Тропинка»
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде, устранение проблем в общении.
Оборудование: не требуется.
Ход игры. Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу; «Тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз; «Копна» - дети поднимают руки над головой; «Кочки!» - все приседают. Какая команда окажется самой внимательной?
Игры, способствующие формированию средств общения
1. Игра «Помоги другу, или Самая дружная пара»
Цель: формировать отношения доверия, развитие эмоциональной отзывчивости для лучшего понимания партнеров по общению, установление контакта
Оборудование: стулья, игрушки.
Ход игры. Дети делятся на пары. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Одному ребенку из пары завязывают глаза, а другой должен провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
2. Игра «Зоопарк»
Цель: развивать невербальные способы общения.
Оборудование: не требуется.
Ход игры. Каждый из участников представляет себе, что он - животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2-3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
3. Подвижная игра «Чиполлино».
Цель: развитие умения на координацию совместных действий.
Оборудование: Стульчики, коврик.
Ход проведения. Вокруг пенька чертится круг - огород, в центре - Чипполино. На нем пояс, в который просунуты ленточки - перышки лука. Все играющие стоят за пределами круга. Чипполино садится на пенек сторожить свой лук и при этом поет:
- На пеньке сижу, мелки колышки тешу.
- Огород горожу, лук зеленый я сажу.
По команде одного из ребят все стараются быстро вбежать в огород и сорвать лук с пояса Чипполино. До кого Чипполино дотронется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех сорвет перышек лука. Условия игры - ленточки можно срывать только по одной.
4. Игра «Небоскреб»
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Оборудование: складной метр; 2-3 деревянных кубика на каждого ребенка.
Ход игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
5. Игра «Кого укусил комарик?»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания и доброжелательности между детьми.
Оборудование: коврик, стульчики.
Ход игры. Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет - «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».
6. Игра «Ссора».
Цель: Проверка степени усвоения правил поведения в сложной ситуации, умение признавать свою вину, отыгрывание подавленных отрицательных эмоций и агрессии.
Оборудование: стульчики, наглядные иллюстрации.
Ход игры: Ведущий: Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я попрошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей играли в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала».
Вопросы для обсуждения: Почему Катя заплакала? Правильно ли поступила Наташа? Давайте поможем девочкам помириться.
В конце беседы ведущий делает обобщение: Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «извини», «давай я тебе помогу», «давай играть вместе».
Игры, способствующие формированию инициативности
1. Игра «Пришел Мурзик поиграть».
Цель: развитие инициативности, снятие внутреннего напряжения, развитие навыков группового взаимодействия и сотрудничества.
Оборудование: полиэтиленовый мешок, фигурки, стол.
Ход игры: педагог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Педагог стимулирует детей на общение с Мурзиком.
2. Игровая ситуация «Нетрадиционное приветствие».
Цель: развитие инициативности, коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе.
Оборудование: стульчики.
Ход игры. Детям, сидящим на стульчиках, предлагается разделиться на пары. После того, как образовались пары, необходимо поприветствовать друг друга, касаясь частями тела по команде. Например, по команде «Друг к дружке» нужно поменяться местами.
Приветствуем друг друга:
- Нос к носу, щека к щеке,
- Ухо к уху, друг к дружке (дети меняются парами)
- Пятка к пятке, локоть к локтю,
- Колено к колену, бедро к бедру, друг к дружке
(дети меняются парами и т.д.).
3. Игра «Ручеёк»
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Оборудование: не требуется.
Ход игры. Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнёра. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеёк и ищет себе пару и т.д.
4. Игра «Котенок» (дети сидят кругом)
Цель: развитие инициативности, умений сотрудничества, эмпатии и сопереживания.
Оборудование: коврик.
Ход игры:«Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого уже дома есть кошки? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, ведь он первый раз в этой квартиру. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться, приласкает его и уговорит заснуть на коврике». Когда «котята» заснут, игра заканчивается. Можно провести обсуждение, поговорить о чувствах детей в этой игре.
5. Игра «Руки танцуют»
Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать, содействие улучшению общения детей со сверстниками; развитие умений сотрудничества, эмпатии и сопереживания;
Оборудование: музыкальное сопровождение.
Ход игры. Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант - указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.
6. Игра «Разыгрывание ситуаций».
Цель: тренировка бесконфликтного поведения; обучение конструктивному взаимодействию с другими людьми, отработка навыков поведения.
Оборудование: стульчики, коврик.
Ход игры.
Предлагается следующие ситуации:
- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых ребенка. Разними их.
- Тебе очень нужен какой-то предмет у одного из ребят. Попроси её.
- Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
- Ты нашел на улице слабого, замёрзшего котёнка - пожалей его.
Игры, способствующие формированию эмоционально-положительной реакции взрослого в процессе занятий
1. Игра «Волшебный клубок».
Цель: игра, направленная на знакомство.
Оборудование: клубок ниток.
Ход игры. Педагог: «Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Он не простой, а волшебный. Этот клубочек поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу и каждый из вас расскажет нам о себе (как зовут)». Педагог первый начинает знакомство и показывает детям. Затем он разматывает клубок, берется за начало нити и передает клубок ребенку, стоящему рядом. Дети передают клубок по кругу. Вот мы и познакомились.
2. Игра «Маленькое приведение».
Цель: разминка, настрой на работу, развитие сотрудничества, доброжелательных взаимоотношений в группе.
Оборудование: не требуется.
Ход игры. Ведущий: Ребята. Сейчас мы будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если громче, то и вы будете произносить «У» громко.
Помните, что вы добрые приведения и хотим только слегка пошутить.
После игры: «Молодцы! Давайте снова станем детьми».
3. Игра «Свободный контакт»
Цель: присоединение к стереотипной игре, развитие эмпатии, взгляд на себя с разных сторон; формирование взаимопонимания; содействие в формировании доброжелательных отношений в группе.
Оборудование: наборы игрушек.
Ход игры. В начале работы дайте ребенку свободно перемещаться в комнате, почувствовать пространство, свободу, безопасность. Пусть он посмотрит игрушки, находящиеся в комнате, рассмотрит предметы. После такого исследования ребенок может выбрать какой-то предмет и начать с ним свою стереотипную игру. Стереотипная игра на первых этапах знакомства может стать весомым помощником в поиске контакта с ребенком, имеющим аутизм. Это зона его комфорта и очень важно включаться в эту игру плавно, с «разрешения» ребенка, следить за его эмоциональной реакцией и наличием одобрения вашего участия, в случае с детьми с аутизмом можно говорить скорее об отсутствии резкой негативной реакции.
В начале работы взрослого не должно быть много. взрослый просто наблюдает за ходом игры. Затем постепенно подключается к игре. Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно попробовать строить взаимодействие в стереотипной игре. Взрослый должен использовать знания об игре добытые в наблюдении - в определенный момент дайте ребенку необходимую деталь конструктора, можно повторить ее действия, слова, которые она говорит.
Цель такой деятельности - дать понять ребенку, что взрослый не будет мешать, а наоборот можете стать полезным, вызвать доверие. Через некоторое время потребность в стереотипной игре уменьшится так как ребенок будет чувствовать себя комфортно в присутствии взрослого и появиться возможность перейти от единоличной игры к взаимодействию с человеком.
4. Игра "Как ходят дети? Старичок-Лесовичок?" катится Колобок? на имитацию движений
Цель: развитие навыков невербальной коммуникации
Оборудование: музыкальное сопровождение.
Ход игры. Педагог обращается к детям: Вспомните, как ходят дети? Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке. (Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.) - Как ходит Старичок-Лесовичок? Как ходит принцесса? Как катится колобок? Как серый волк по лесу рыщет? Как заяц, прижав уши, убегает от него?
5. Игра «Руки - ноги»
Цель: учить детей чётко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей, воспитание способностей к согласованному взаимодействию; воспитание у детей умений подчинять несложной команде
Оборудование: стульчики.
Ход игры. Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок - поднять руки вверх, на два - встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.
6. Игра «Ручеёк радости».
Цель: снятие напряжения, ассимиляция полученного опыта.
Оборудование: не требуется.
Ход игры. Ведущий просит детей мысленно представьте себе, что внутри у каждого из них поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Ведущий предлагает поиграть с ним и мысленно представить себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ручки переливается друг другу по кругу. (Дети, взявшись за руки, совершают волнообразные движения руками). Обсуждение испытанных детьми ощущений. Ведущий просит детей протянуть вперед руки и соединить их в центре общего круга, образованного всеми детьми. Затем тихо постоять, и попытаться почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Игры, способствующие укреплению позиции ребенка в группе
1. Игра «Пересядьте все, кто...»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми, закрепление сотрудничества и взаимного принятия.
Оборудование: стульчики.
Ход игры. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время все чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Затем он говорит: «Пересядьте все, кто любит мороженое... плавать в реке... ложиться спать вовремя... убирать игрушки...» и т. п. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
2. Игра «Заколдованная тропинка»
Цель: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам. воспитание уважительного и заботливого отношения друг к другу; сплочение группы.
Оборудование: не требуется.
Ход игры: один из детей – ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять.
3. Игра «Пастух».
Цель: повышение самооценки ребенка, проверка позиции ребенка в группе.
Оборудование: музыкальный инструмент (игрушка).
Ход игры. Ведущий выбирает на роль «пастуха» самого неуверенного в себе ребенка, и дает ему шанс поруководить другими детьми. Ребенку дают в руки импровизированный музыкальный инструмент, а всем остальным детям, играющим «овечек», завязывают глаза. Затем «овечки» начинают шествие по кругу, а «пастух» с помощью дудки зовет их к себе. Если кто-то из детей заблудится и остановится, «пастух» начинает играть более громко, подзывая его к себе. Когда все «овечки» достигнут «пастуха», избирается новый «пастух». Обсуждение итогов занятия.
4. Игра «Сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому, отыгрывание подавленных эмоций.
Оборудование: стульчики, коврик.
Ход игры. Игроки становятся в хоровод и поют, а один садится на корточки в круг, накрыв голову платочком. "Сижу, сижу на камушке, сижу на горючем, а кто ж меня верно любит, а кто ж меня сменит, меня сменит-переменит, еще приголубит?". После этих слов желающие могут подойти и погладить сидящего в кругу, обнять, сказать ласковые слова. Обмен ролями.
5. Игра «Как поступить? ».
Цель: обучение поиску выхода из проблемных/конфликтных ситуаций.
Оборудование: сюжетные картинки конфликтного содержания. Например, такие:
а) все сажают овощи, цветы, деревья, а один ребенок сидит без дела.
б) дети собирают урожай, а одна девочка набрала их так много. Что не может удержать их в руках.
в) двое детей едят что-то вкусное, а третий нет.
г) дети играют, а у одного ребенка нет игрушек.
д) ребенок плачет.
Ход игры: Для этой игры вам потребуется несколько сюжетных картинок конфликтного содержания.
Эти картинки лежат на столе изображением вниз. Игру можно начать стихами, загадкой или пословицей. Например:
Одному не под силу - зови товарищей. Все силы отдай, а друга в беде выручай. Дети должны. Взяв картинку, подобрать свой выход из ситуации. Предложенные ситуации и выходы из них можно разыграть.
6. Игра «Танец».
Цель: формирование умения самовыражения индивидуальности.
Оборудование: музыкальное сопровождение.
Ход игры. Ведущий предлагает ребенку станцевать, и в танце воплотить какой-нибудь образ. Если у детей возникают затруднения при придумывании образа, можно предложить ему следующие – «бабочка», «зайчик», «лошадка», «цветок», «птичка». Важна танцевальная, а не мимическая направленность упражнения.
Игры, развивающие у детей стремление оказать помощь другим
1. Игра «Утка с утятами»
Цель: оказание помощи другому.
Оборудование: покрывало
Ход игры. В игре участвуют мама-утка (лучше сначала на эту роль выбрать популярного ребенка), маленькие утята (4-5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, защитить от опасности. Можно использовать покрывало, чтобы дети могли спрятаться под ним. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке. В последующих играх роль мамы-утки можно поручать непопулярному ребенку, чтобы он получил возможность заботиться о других.
2. Игра «Заколдованная тропинка»
Цель: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Ход игры. Один из детей – ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
3. Игра «Семья»
Цель: воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, желание помочь, внимательному отношение к неудачам других.
Оборудование: ситуации для обогащения сюжета:
Ход игры. Мама привела сына в детский сад. Мальчик плачет, так как по дороге мама не купила ему Чупа-Чупс. Действия ребят в группе и воспитателя. Воспитатель обращает внимание детей на состояние ребенка, что он нуждаются в заботе, помощи, уходе. Поощряет детей, которые сочувствуют, сопереживают, проявляют заботу.
4. Игра «Больница».
Цель: воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки, формирование способов содействия, умение предложить свою помощь другим людям.
Оборудование: специально созданные ситуации.
Ход игры. Создаются ситуации: срочно требуется помощь ребенку, у него высокая температура и болит горло. Воспитатель обращает внимание детей на состояние больного, он нуждается в ласке, утешении, в оказании немедленной медицинской помощи.
5. Музыкальная игра «Танец в парах».
Цель: развивать умение оказывать помощь друг другу посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта, дружеских взаимоотношений в группе.
Оборудование: лист бумаги.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу. Важно, чтобы расстояние между парами было достаточное для танцев, чтобы пары распределялись равномерно по всей площади ковра. Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги. Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других.
6. Словесная игра «Цветок дружбы»
Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.
Оборудование: цветик-семицветик и кукла Карлсона.
Ход игры: Ведущий вносит игрушку Карлсона и объясняет детям, что он очень расстроен. Ведущий предлагает детям спросить у Карлсона, почему он грустит. Карлсон рассказывает: «На мой день рождения Малыш подарил мне волшебный цветок дружбы. Однажды я увидел, что все лепестки с волшебного цветка опали. А перед этим мой друг Малыш обиделся на меня и ушел. Помогите мне понять, чем я мог обидеть своего друга, что я сделал не так». Воспитатель объясняет Карлсону, что дети обязательно помогут ему, ведь они знают, кто такие настоящие друзья. Дошкольники высказывают свои предположения, постепенно собирая цветок дружбы. После этого передают его Карлсону. Он благодарит ребят за помощь и говорит, что теперь он понял, почему обиделся Малыш и как не должен поступать настоящий друг.
Игры, содействующие оптимизации общения с родителями
1. Игра «погуляем-поиграем»
Цель: создание доверительных отношений ребенка со взрослым, помогает взрослому найти общий язык с ребенком, завоевать его доверие.
Оборудование: стульчики с отверстиями (по количеству детей) -домики.
Ход игры. Игра проводится в групповой форме. Вначале игры дети прячутся за спинку стульчиков(домики). Ведущий говорит, что на улице хорошая погода, давайте выйдем погуляем и читает потешку про солнышко
Солнышко, солнышко
Выгляни в окошечко
Дам тебе веретешечка
Насыплю горошечка (Дети гуляют по комнате, когда хорошая погода. Если ведущий говорит, что на улице начинается дождик и поет песенку про дождик , дети прячутся в свои домики).
Дождик-дождик кап-кап-кап-
Мокрые дорожки
Нам нельзя идти гулять
Мы промочим ножки.
Игру начинают и заканчивают хорошей погодой.
Каждая группа рассказывает, не называя себя, как она поможет маме в данной ситуации. Остальные угадывают, кто предложил маме помощь. Затем они получают карточки с другими словами, и игра повторяется с новой ситуацией.
2. Игра «Узнай ребенка по голосу»
Цель: оптимизация навыков взаимодействия родителей и детей.
Ход игры: Дети вместе с детьми встают в круг. В центре круга - один из родителей, которого выбирают с помощью считалки. Дети идут по кругу и по очереди произносят какую-нибудь фразу. Задача родителя - узнать голос своего ребенка. Игра повторяется, пока все родители не примут участие.
3. Игра «Семейный рисунок»
Цель: развитие совместного взаимодействия детей и родителей.
Оборудование: лист ватмана и цветные карандаши, мелки или фломастеры.
Ход игры. Участников игры нужно посадить рядом друг с другом, чтобы они по очереди выбирали свой любимый цвет. Каждый игрок может пользоваться только одним цветом. Пусть первым свои каракули нанесёт, например, ребёнок, делая это наиболее энергично. Здесь ничего не нужно задумывать, эти каракули должны быть спонтанными. Затем к делу подключается следующий игрок (родители), который должен высмотреть в этих каракулях некий образ и внести несколько своих штрихов (не завершая работы полностью). При этом он может поворачивать лист как ему вздумается. Далее в создание общего рисунка должны внести вклад все участники игры (все дети и родители), до тех пор, пока каждому не покажется, что ему нечего добавить к изображению.
4. Игра «Ладонь в ладонь»
Цель: сближение родителей и детей.
Оборудование: препятствия (мебель, коробки и т.д.).
Ход игры. Прижавшись друг к другу ладонями, родитель и ребёнок попарно движутся по комнате, в которой установлены различные препятствия (любая мебель, коробки и т. д.), которые им предстоит преодолеть.
5. Игра «Скала»
Цель: развитие тактильной близости детей и родителей.
Ход игры. Взрослому завязывают глаза, после чего, он, словно кораблик, должен лавировать между опасными «скалами» (детьми), чтобы не столкнуться ни с одной из них. После успешного прохождения маршрута роли игроков могут поменяться.
6. Игра «Слепой и поводырь»
Цель: укрепление взаимного доверия между родителями и детьми.
Оборудование: столы, стулья.
Ход игры. В эту игру для семей и групп детей играют парами. Одному игроку достаётся роль слепого, а второму – поводыря, которому предстоит проводить своего подопечного через разные препятствия. Последние нужно подготовить заранее: выдвинуть столы, стулья, другую мебель, также препятствиями могут послужить другие участники игры. «Слепому» завязывают глаза, а «поводырь» должен выбрать такой маршрут, чтобы тот не ударился и не упал. После окончания игры, стоит обсудить её моменты: что чувствовали «слепой» и «поводырь», комфортно ли им было в этих ролях? Первыми в роли «слепого» должны побыть дети, а потом – родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...
Итоговая аттестационная работа Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в театрально-игровой деятельности
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются...
Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (со зрительной патологией)
Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...
Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...
«Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе комбинированной направленности в условиях ДОУ»
laquo;Социальное воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным научным путём его воспитания»...
Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дидактического пособия «Нумикон»
Развивающая игра «Нумикон». Это учебно-игровое пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, н...
Методическое пособие на тему: "Формирование и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
laquo;Методическая разработка в области инклюзивного образования» направлена на поиск наиболее эффективных путей и способов организации и проведению игр на сформированность мелкой моторики. Обо...