Мнемотехника и эйдотехника легко и просто!
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

  Система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развития речи, это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение         Селиванихинский детский сад   комбинированного вида.

«Мнемотехника и эйдотехника 

легко и просто »

 

                                                                            Учитель-дефектолог:

                                                                                         Фокина М.А.

  Актуальность.

 Анализируя результаты мониторинга в аспекте речевое развития,  мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития. У дошкольников речь бедная, односложносложная, состоящая из  простых предложений, они с трудом пересказывают произведения, лексический запас сравнительно беден, плохо сформирован грамматический строй речи, с трудом запоминают стихи, Отсутствуют навыки культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.

  На мой взгляд  эффективными методами является Мнемотехника и Эйдотехника (Эйдетика)

1.  Облегчают детям овладение связной речью, помогают развивать:  ассоциативное мышление;  зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание;  воображение.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники и эйдотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

4. Формируют умение слушать и понимать стихотворный текст, следить за его содержанием, отвечать на вопросы педагога.
5.  Помогают активизировать речевые высказывания.

МНЕМОТЕХНИКА  в переводе с греческого - «искусство запоминания» это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов, призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

 ЭЙДОТЕХНИКА ( eidos греч. вид, образ, образец)  как одна из разновидностей мнемотехники, помогает развивать и обобщать различные образы через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, т.е. пользоваться «заместителями».   

 

 Как писал великий русский педагог  Константин  Дмитриевич Ушинский
«Учите ребёнка каким-нибудь  неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,  но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

 

   Данные технологии :

  1. Имеют теоретическую основу – базируются на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно,  детьми с проблемами в развитии.
  2. Формируют воображение, понимание того что слышишь, способность сохранять в памяти поступивщую  информацию .
  3. Развивают  образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Отличительные особенности технологий:

  • имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование;

( доказано, что есть результаты)

  • приёмы запоминания индивидуализированы;   (ребенок «пользуется» разными видами памяти: слуховой, зрительной, тактильной, даже обонятельной,еще один способ запоминания – подключение эмоций. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.
  • широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
  • введено понятие «навык запоминания», разработана точная система контроля навыка запоминания (автоматизация мыслительной операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, с помощью которых осуществляется запоминание)

       

Приёмы мнемотехники и эйдетики не только облегчают запоминание, но и увеличивают объём памяти у детей путём образования дополнительных ассоциаций.

   В рамках ФГОС использование технологий «мнемотехника» и «эйдотехника» в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

  Цель. Развитие речевой и  познавательной активности у детей дошкольного возраста   через использование  мнемотехники.

 

Задачи:

1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4.Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе

В нашей с вами работе мы очень часто, ежедневно сталкиваемся и используем приемы мнемотехники, но не задумываемся об этом. Например: мы используем алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки стола и т.д. -  все это графические изображения  и схемы.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по - разному: Воробьёва В.М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, 

Ткаченко Т.А.- предметно-схематическими моделями,

Глухов В.П.- блоками –квадратами,

Большева Т.В.-коллажем,

Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа. 

Все начинается  с предварительной работы  которая  включает : 

- наработку словаря (существительные, прилагательные, глаголы);

-  подготовка раздаточного материала;

- обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим  миром;

- выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.

 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать  с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат
это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д.

Мнемодорожка
заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

 Мнемотаблица –дидактический материал по развитию связной речи детей.

Мнемотаблица -  это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются:  Предметные картинки;  Силуэтные изображения;  Геометрические фигуры.

   

  Работа со стихотворением

      Суть работы заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

      На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания мнемотаблицы. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя схема, подбираются рисунки (символы) к выбранному произведению (желательно на каждую строчку). Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, от возраста детей.

    Следующий этап работы с мнемотаблицей – эмоциональное и выразительное воспроизведение текста. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного и предоставляется возможность воспроизвести текст ребёнку с опорой на рисунки (символы).

    Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, половиц и потешек. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа.

 Эйдотехника .

Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. 

Применение мнемотехники и эйдотехники  актуально в работе с детьми с ОВЗ.

Было замечено, что они не проявляют интереса к познавательной деятельности, не готовы к выполнению заданий и имеют низкую работоспособность. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.

    За время работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ была создана серия мнемотаблиц на стихотворения, описательные рассказы, загадки и пословицы по лексическим темам.  

     Практика показала, что в результате использования схем и мнемотаблиц – расширяется не только словарный запас детей, но и знания об окружающем мире, стимулируется познавательная активность, сокращается время обучения. Постепенно память дошкольников укрепляется, развивается образное мышление, дети запоминают текст намного лучше и большего объёма. Заучивание стихов превращается в игру, становится делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и развития речи гласит: « Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики ».

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя технологию  «мнемотехника», тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

 

Тематическое планирование.

месяц

неделя

Старшая

группа

Виды деятельности

Подготовительная

группа

Виды

деятельности

сентябрь

1.

День знаний.

Школьные принадлежности

Внесение мнемотаблиц (алгоритмов) в

 развивающую среду.

День знаний.

Школьные принадлежности

Составление рассказов «Как я провёл лето» по опорной схеме.

2.

Мой любимый

 детский сад.

Игрушки.

Составление описательных рассказов (мнемодорожки)

Мой любимый

 детский сад.

Игрушки

Зарисовываем рассказ об

 игрушках.

3.

 Золотая осень.

 Взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы.

Работа с

 мнемотаблицей «Осень».

Золотая осень. Взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы.

Д/и «Времена

 года» с

 использованием мнемотаблиц.

4.

Что нам осень подарила .

  Урожай

 собирай.

Заучивание стихотворения «подарки осени »

Откуда хлеб

 пришел. Урожай

 собирай

Заучивание стихотворения «Овощи»

5

Царство леса.

 Грибы, ягоды,

 деревья.

Заучивание пальчиковой гимнастики «Ветер по лесу

 гулял».

Царство леса

 Грибы, ягоды,

 деревья

Работа с

 мнемотаблицами «Деревья осенью»

октябрь

1.

Животные и

 птицы наших

 лесов.

Заучивание стихотворения «Есть в лесу под ёлкой хата».

Животные и птицы наших лесов.

 Подготовка к зиме.

Пересказ сказки «Листопадничек».

2

Животные других стран

Пересказ рассказа «В

 песках пустыни»

Животные других стран.

Описательные рассказы по

 опорным схемам.

3

 Домашние животные и птицы, труд человека.

Совместное составление

мнемосхемы

«Расскажи о животном»

Домашние животные и птицы, труд человека.

Составление

Мнемосхемы и

Заучивание стихотворения о домашних животных.

4

ОБЖ

Составление мнемодорожек

«Безопасность на прогулке»

ОБЖ

Составление мнемодорожек

«Безопасность на прогулке, на участке, парке.т.д.»

ноябрь

1.

День народного

единства. Моя

страна, символика

Мой город, адрес.

Совместное составление

мнемосхемы

«моя малая родина»

День народного

единства. Моя

страна, символика.

Мой город, адрес.

Зарисовываем

мнемотаблицы:

«Мой дом»,

 «Моя малая родина».

2.

Поздняя осень

 Заучивание  

стихотворения

 «Ноябрь»

Поздняя сень

Заучивание  

стихотворения

 «Ноябрь»

3

Транспорт. ПДД.

Отгадывание

мнемозагадок.

Транспрт. ПДД.

Заучивание отрывка из

стихотворения

С. Михалкова

«Дядя Стёпа».

4

Я, моя семья, мой

дом, мебель.

Пересказывание сказки «Бабушка

внучка да

 курочка»

Я, моя семья, мой

дом, мебель.

Составление

рассказов из

 личного опыта.

декабрь

1

Зимушка-зима,

Экспериментальная деятельность.

Исследовательская деятельность

«Изучение свойств снега»

с опорой на

 схему.

Зимушка-зима,

Экспериментальная деятельность.

ООД «Путешествие в

 зимний лес».

2

 

Зимние виды

 спорта.

Составление рассказа  «Как я провёл выходные » с опорой на

 мнемотаблицу

Зимние забавы.

Зимние виды

 спорта.

Составление рассказов по

картине «Зимние

забавы» (по

мнемотаблице).

3

 Одежда, обувь, головные уборы.

Рассказывание по мнемотаблице «Олин фартук»

Одежда, обувь.

Пересказ рассказа «Как рубашка в

поле выросла»

3.

Деревья, кустарники, комнатные растения.

Работа  по

мнемодорожкам «Деревья зимой»

Деревья,

кустарники, комнатные растения.

Составление паспорта комнатных растений.

4.

Новый год

Составление схемы  к

 стихотворению

«Ёлка»

Новый год.

Рассказ из

 личного опыта

«Мой новогодний костюм»

январь

2

Народная культура,

традиции,

народные промыслы.

Изготовление дымковской игрушки с

опорой на схему.

Народная культура,

традиции,

народные промыслы.

Проект «Чудо

 валенки».

3.

Комнатные растения

Составление мнемотаблицы «Как ухаживать за растениями»

Комнатные растения

Составление мнемотаблицы «Как ухаживать за растениями»

4.

Наши помощники, приборы, инструменты

Отгадывание загадок по

 мнемотаблицам.

Наши помощники, приборы, инструменты

Д/и «Кому что

 нужно?»

февраль

1.

Наши добрые

 дела.

 Профессии.

ООД «Что такое хорошо и что

 такое плохо».

Наши добрые

 дела.

 Профессии

Заучивание стихотворения Дж. Родари «Чем

 пахнут ремёсла?»

2.

Посуда, продукты

 питания.

Д/и «Готовим из молока»

Посуда, продукты

питания.

.

«Путешествие в прошлое посуды»

3.

Мебель

Рассказывание по мнемотаблице

« Мебель»

Мебель

Рассказывание по мнемотаблице

« Мебель»

4.

 Наша армия.

Составление мнемосхемы «Папин праздник»

 Наша армия.

Упражнение «Шпионы» (кодирование информации).

март

1.

К нам весна

 Шагает Встречаем птиц.

Работа с

 мнемотаблицей «Времена года»

К нам весна

 шагает. Встречаем птиц

Домашнее задание: нарисовать мнемотаблицу к

 стихотворению о

 весне (с

 родителями)

2.

8 марта.

Заучивание стихов о маме.

8 марта.

Рассказ «Портрет моей мамы»

3.

Деревья, кустарники,  

Работа  по

мнемодорожкам «Деревья и времена года»

Деревья,

кустарники,  

 «Деревья и времена года» Составление мнемотаблицы

 Подводный мир

 Пересказ сказки «Сказка о золотой рыбке» с опорой на схему

 Подводный мир

 Пересказ сказки «Сказка о золотой рыбке» с опорой на схему

4.

Неделя театра.

Драматизация сказки «Теремок».

Неделя театра.

Изготовление театральной маски по схеме.

апрель

1.

Неделя здоровья. Человек, части

 тела.

Рисование по схеме человек.

Неделя здоровья. Человек, части

 тела.

Составление рассказа с опорой

 на схему «Я –

 здоровый».

2.

Космос, планеты, звёзды.

Заучивание стихотворения по мнемотаблице.

Космос, планеты, звёзды.

Самостоятельное составление (с

 родителями) мнемосхем на

 тему «Космос»

3.

монитиронг

1.

День Победы.

Изготовление поздравительной открытки по

 схеме.

День Победы.

Чтение стихотворений ко

 Дню Победы, с

 использованием мнемотаблиц.

май

2.

 Наш друг светофор

 Составление мнемотаблицы

«Поведение возле проезжей части»

 Наш друг светофор

 Составление мнемотаблицы

«Как вести себя в транспорте»

3.

Насекомые.

Разучивание пальчиковой гимнастики с

 опорой на

 схему.

Насекомые.

Д/и «Кто где

живёт?» с

 использованием мнемотаблиц.

 4.

Здравствуй, лето.

«Впереди - лето» составление рассказа по

сюжетной картине с

 опорой на

мнемосхему.

Здравствуй, лето.

Самостоятельное составление мнемотаблиц (мнемосхем) «Мой любимый

 детский сад».

Литература.

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Учебно – методическое пособие. 2-е изд. испр.- СПб.; «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. – 96 с.

  1.  Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно – методическое пособие. – СПб.; ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 64с.

  1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. Конспекты занятий. – М.; ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим буквы легко и просто! (консультация для родителей)

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"5928317","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Знакомя малыша с буквами, помните, что выучить буквы - это не...

буклет для родителей "Учить стихи - легко и просто!"

В буклете раскрываются различные способы запоминания текста для детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей «Оригами-это легко и просто»

Задачи:- познакомить с технологией изготовления оригами;- способствовать формированию навыков по изготовлению поделок в стиле «оригами»;- создать условия для развития творческих способностей и творчес...

Консультация для родителей "Легко и просто учим дни недели"

Материал подготовлен в помощь родителям, как запомнить дни недели...

"Учить цвета легко и просто"

Консультация для родителей по закреплению основных цветов...

Игра "Легко и просто"

Игра "Легко и просто" построена по принципу "Своей игры". В игре затрагиваются все области развития детей в соответствии с ФГОС....