Мнемотехника и эйдотехника легко и просто!
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развития речи, это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мнемотехника и эйдотехника в развитии речи у дошкольников . | 42.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Селиванихинский детский сад комбинированного вида.
«Мнемотехника и эйдотехника
– легко и просто »
Учитель-дефектолог:
Фокина М.А.
Актуальность.
Анализируя результаты мониторинга в аспекте речевое развития, мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития. У дошкольников речь бедная, односложносложная, состоящая из простых предложений, они с трудом пересказывают произведения, лексический запас сравнительно беден, плохо сформирован грамматический строй речи, с трудом запоминают стихи, Отсутствуют навыки культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.
На мой взгляд эффективными методами является Мнемотехника и Эйдотехника (Эйдетика)
1. Облегчают детям овладение связной речью, помогают развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.
2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
3. Применения мнемотехники и эйдотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
4. Формируют умение слушать и понимать стихотворный текст, следить за его содержанием, отвечать на вопросы педагога.
5. Помогают активизировать речевые высказывания.
МНЕМОТЕХНИКА в переводе с греческого - «искусство запоминания» это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов, призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
ЭЙДОТЕХНИКА ( eidos греч. вид, образ, образец) как одна из разновидностей мнемотехники, помогает развивать и обобщать различные образы через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, т.е. пользоваться «заместителями».
Как писал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
Данные технологии :
- Имеют теоретическую основу – базируются на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.
- Формируют воображение, понимание того что слышишь, способность сохранять в памяти поступивщую информацию .
- Развивают образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Отличительные особенности технологий:
- имеет четкое теоретическое и экспериментальное обоснование;
( доказано, что есть результаты)
- приёмы запоминания индивидуализированы; (ребенок «пользуется» разными видами памяти: слуховой, зрительной, тактильной, даже обонятельной,еще один способ запоминания – подключение эмоций. События, связанные с яркими эмоциями, обычно запоминаются надолго.
- широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
- введено понятие «навык запоминания», разработана точная система контроля навыка запоминания (автоматизация мыслительной операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, с помощью которых осуществляется запоминание)
Приёмы мнемотехники и эйдетики не только облегчают запоминание, но и увеличивают объём памяти у детей путём образования дополнительных ассоциаций.
В рамках ФГОС использование технологий «мнемотехника» и «эйдотехника» в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель. Развитие речевой и познавательной активности у детей дошкольного возраста через использование мнемотехники.
Задачи:
1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
2.Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
4.Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе
В нашей с вами работе мы очень часто, ежедневно сталкиваемся и используем приемы мнемотехники, но не задумываемся об этом. Например: мы используем алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки стола и т.д. - все это графические изображения и схемы.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по - разному: Воробьёва В.М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
Ткаченко Т.А.- предметно-схематическими моделями,
Глухов В.П.- блоками –квадратами,
Большева Т.В.-коллажем,
Ефименкова Л.Н.- схемой составления рассказа.
Все начинается с предварительной работы которая включает :
- наработку словаря (существительные, прилагательные, глаголы);
- подготовка раздаточного материала;
- обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;
- выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат
это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д.
Мнемодорожка
заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица –дидактический материал по развитию связной речи детей.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются: Предметные картинки; Силуэтные изображения; Геометрические фигуры.
Работа со стихотворением
Суть работы заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребёнок активно включается в процесс создания мнемотаблицы. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя схема, подбираются рисунки (символы) к выбранному произведению (желательно на каждую строчку). Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, от возраста детей.
Следующий этап работы с мнемотаблицей – эмоциональное и выразительное воспроизведение текста. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного и предоставляется возможность воспроизвести текст ребёнку с опорой на рисунки (символы).
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, половиц и потешек. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа.
Эйдотехника .
Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.
Применение мнемотехники и эйдотехники актуально в работе с детьми с ОВЗ.
Было замечено, что они не проявляют интереса к познавательной деятельности, не готовы к выполнению заданий и имеют низкую работоспособность. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.
За время работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ была создана серия мнемотаблиц на стихотворения, описательные рассказы, загадки и пословицы по лексическим темам.
Практика показала, что в результате использования схем и мнемотаблиц – расширяется не только словарный запас детей, но и знания об окружающем мире, стимулируется познавательная активность, сокращается время обучения. Постепенно память дошкольников укрепляется, развивается образное мышление, дети запоминают текст намного лучше и большего объёма. Заучивание стихов превращается в игру, становится делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и развития речи гласит: « Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики ».
Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя технологию «мнемотехника», тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Тематическое планирование.
месяц | неделя | Старшая группа | Виды деятельности | Подготовительная группа | Виды деятельности | ||
сентябрь | 1. | День знаний. Школьные принадлежности | Внесение мнемотаблиц (алгоритмов) в развивающую среду. | День знаний. Школьные принадлежности | Составление рассказов «Как я провёл лето» по опорной схеме. | ||
2. | Мой любимый детский сад. Игрушки. | Составление описательных рассказов (мнемодорожки) | Мой любимый детский сад. Игрушки | Зарисовываем рассказ об игрушках. | |||
3. | Золотая осень. Взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы. | Работа с мнемотаблицей «Осень». | Золотая осень. Взаимосвязь между явлениями живой и неживой природы. | Д/и «Времена года» с использованием мнемотаблиц. | |||
4. | Что нам осень подарила . Урожай собирай. | Заучивание стихотворения «подарки осени » | Откуда хлеб пришел. Урожай собирай | Заучивание стихотворения «Овощи» | |||
5 | Царство леса. Грибы, ягоды, деревья. | Заучивание пальчиковой гимнастики «Ветер по лесу гулял». | Царство леса Грибы, ягоды, деревья | Работа с мнемотаблицами «Деревья осенью» | |||
октябрь | 1. | Животные и птицы наших лесов. | Заучивание стихотворения «Есть в лесу под ёлкой хата». | Животные и птицы наших лесов. Подготовка к зиме. | Пересказ сказки «Листопадничек». | ||
2 | Животные других стран | Пересказ рассказа «В песках пустыни» | Животные других стран. | Описательные рассказы по опорным схемам. | |||
3 | Домашние животные и птицы, труд человека. | Совместное составление мнемосхемы «Расскажи о животном» | Домашние животные и птицы, труд человека. | Составление Мнемосхемы и Заучивание стихотворения о домашних животных. | |||
4 | ОБЖ | Составление мнемодорожек «Безопасность на прогулке» | ОБЖ | Составление мнемодорожек «Безопасность на прогулке, на участке, парке.т.д.» | |||
ноябрь | 1. | День народного единства. Моя страна, символика Мой город, адрес. | Совместное составление мнемосхемы «моя малая родина» | День народного единства. Моя страна, символика. Мой город, адрес. | Зарисовываем мнемотаблицы: «Мой дом», «Моя малая родина». | ||
2. | Поздняя осень | Заучивание стихотворения «Ноябрь» | Поздняя сень | Заучивание стихотворения «Ноябрь» | |||
3 | Транспорт. ПДД. | Отгадывание мнемозагадок. | Транспрт. ПДД. | Заучивание отрывка из стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа». | |||
4 | Я, моя семья, мой дом, мебель. | Пересказывание сказки «Бабушка внучка да курочка» | Я, моя семья, мой дом, мебель. | Составление рассказов из личного опыта. | |||
декабрь | 1 | Зимушка-зима, Экспериментальная деятельность. | Исследовательская деятельность «Изучение свойств снега» с опорой на схему. | Зимушка-зима, Экспериментальная деятельность. | ООД «Путешествие в зимний лес». | ||
2 |
Зимние виды спорта. | Составление рассказа «Как я провёл выходные » с опорой на мнемотаблицу | Зимние забавы. Зимние виды спорта. | Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (по мнемотаблице). | |||
3 | Одежда, обувь, головные уборы. | Рассказывание по мнемотаблице «Олин фартук» | Одежда, обувь. | Пересказ рассказа «Как рубашка в поле выросла» | |||
3. | Деревья, кустарники, комнатные растения. | Работа по мнемодорожкам «Деревья зимой» | Деревья, кустарники, комнатные растения. | Составление паспорта комнатных растений. | |||
4. | Новый год | Составление схемы к стихотворению «Ёлка» | Новый год. | Рассказ из личного опыта «Мой новогодний костюм» | |||
январь | 2 | Народная культура, традиции, народные промыслы. | Изготовление дымковской игрушки с опорой на схему. | Народная культура, традиции, народные промыслы. | Проект «Чудо валенки». | ||
3. | Комнатные растения | Составление мнемотаблицы «Как ухаживать за растениями» | Комнатные растения | Составление мнемотаблицы «Как ухаживать за растениями» | |||
4. | Наши помощники, приборы, инструменты | Отгадывание загадок по мнемотаблицам. | Наши помощники, приборы, инструменты | Д/и «Кому что нужно?» | |||
февраль | 1. | Наши добрые дела. Профессии. | ООД «Что такое хорошо и что такое плохо». | Наши добрые дела. Профессии | Заучивание стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?» | ||
2. | Посуда, продукты питания. | Д/и «Готовим из молока» | Посуда, продукты питания. . | «Путешествие в прошлое посуды» | |||
3. | Мебель | Рассказывание по мнемотаблице « Мебель» | Мебель | Рассказывание по мнемотаблице « Мебель» | |||
4. | Наша армия. | Составление мнемосхемы «Папин праздник» | Наша армия. | Упражнение «Шпионы» (кодирование информации). | |||
март | 1. | К нам весна Шагает Встречаем птиц. | Работа с мнемотаблицей «Времена года» | К нам весна шагает. Встречаем птиц | Домашнее задание: нарисовать мнемотаблицу к стихотворению о весне (с родителями) | ||
2. | 8 марта. | Заучивание стихов о маме. | 8 марта. | Рассказ «Портрет моей мамы» | |||
3. | Деревья, кустарники, | Работа по мнемодорожкам «Деревья и времена года» | Деревья, кустарники, | «Деревья и времена года» Составление мнемотаблицы | |||
Подводный мир | Пересказ сказки «Сказка о золотой рыбке» с опорой на схему | Подводный мир | Пересказ сказки «Сказка о золотой рыбке» с опорой на схему | ||||
4. | Неделя театра. | Драматизация сказки «Теремок». | Неделя театра. | Изготовление театральной маски по схеме. | |||
апрель | 1. | Неделя здоровья. Человек, части тела. | Рисование по схеме человек. | Неделя здоровья. Человек, части тела. | Составление рассказа с опорой на схему «Я – здоровый». | ||
2. | Космос, планеты, звёзды. | Заучивание стихотворения по мнемотаблице. | Космос, планеты, звёзды. | Самостоятельное составление (с родителями) мнемосхем на тему «Космос» | |||
3. | монитиронг | ||||||
1. | День Победы. | Изготовление поздравительной открытки по схеме. | День Победы. | Чтение стихотворений ко Дню Победы, с использованием мнемотаблиц. | |||
май | 2. | Наш друг светофор | Составление мнемотаблицы «Поведение возле проезжей части» | Наш друг светофор | Составление мнемотаблицы «Как вести себя в транспорте» | ||
3. | Насекомые. | Разучивание пальчиковой гимнастики с опорой на схему. | Насекомые. | Д/и «Кто где живёт?» с использованием мнемотаблиц. | |||
4. | Здравствуй, лето. | «Впереди - лето» составление рассказа по сюжетной картине с опорой на мнемосхему. | Здравствуй, лето. | Самостоятельное составление мнемотаблиц (мнемосхем) «Мой любимый детский сад». | |||
Литература.
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Учебно – методическое пособие. 2-е изд. испр.- СПб.; «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. – 96 с.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно – методическое пособие. – СПб.; ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 64с.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. Конспекты занятий. – М.; ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим буквы легко и просто! (консультация для родителей)
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"5928317","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Знакомя малыша с буквами, помните, что выучить буквы - это не...
буклет для родителей "Учить стихи - легко и просто!"
В буклете раскрываются различные способы запоминания текста для детей дошкольного возраста....
Мастер-класс для родителей «Оригами-это легко и просто»
Задачи:- познакомить с технологией изготовления оригами;- способствовать формированию навыков по изготовлению поделок в стиле «оригами»;- создать условия для развития творческих способностей и творчес...
Консультация для родителей "Легко и просто учим дни недели"
Материал подготовлен в помощь родителям, как запомнить дни недели...
"Учить цвета легко и просто"
Консультация для родителей по закреплению основных цветов...
Игра "Легко и просто"
Игра "Легко и просто" построена по принципу "Своей игры". В игре затрагиваются все области развития детей в соответствии с ФГОС....