Консультация для родителей "Легко и просто учим дни недели"
статья (средняя группа) на тему
Материал подготовлен в помощь родителям, как запомнить дни недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
legko_i_prosto_uchim_dni_nedeli.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Легко и просто учим дни недели.
Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, регулировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека требуется ориентировка во времени, чувство времени.
Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Необходимо детям показывать и объяснять временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом (это дни недели, части суток, месяца, времена года и т. д.) . Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости, от наличия времени .Необходима постоянная систематическая работа по формированию у дошкольников представлений времени. При отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способам его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени.
Думаю, никто не будет спорить, что умение разбираться в днях недели очень полезно для ребенка. Когда малыш начинает посещать детский сад, кружки, секции, сталкиваться с работой различных муниципальных учреждений, у него появляется множество вопросов: почему сегодня в детский сад идти не нужно? почему в музыкальную школу только завтра? Все эти учреждения работают по каким-то законам, о которых ребенок, конечно, тоже хочет быть в курсе. Если вы научите малыша определять дни недели, то он сможет примерно представлять, что его ждет в тот или иной день. А это уже первый шаг на пути к планированию собственного времени.
Когда следует начать обучение?
Не стоит приставать с распорядком недели к ребенку младше трех лет, для него это понятие еще слишком абстрактное. Его нельзя пощупать и хорошенько рассмотреть. Да и чувство времени еще не сформировано достаточно хорошо. Самое оптимальное время для знакомства с днями недели – это период, когда ребенок начинает на постоянной основе ходить в различные кружки, секции, детский сад. Здесь уже вторники и среды будут не пустым звуком, а днями, связанными с конкретными событиями.
Для ребенка 4-5 лет ведущим становится абстрактное мышление, которое не позволяет мыслить «конкретными» категориями. Один год может
исчисляться одним днем, неделя – одним часом.
Чтобы не происходило такой подмены понятий, необходимо прививать малышу точное значение слов «неделя» и «время». Сделать это можно при помощи наглядных пособий и игр.
Откуда берутся названия
Далеко не все родители знают о происхождении названия каждого дня недели. Еще меньше мам и пап понимают, что, определив корни того или иного названия, они облегчат себе задачу в учении детей. Если разобраться, то имя любого из составляющих недели, носит в себе вполне понятный смысл.
Неделя – это отрезок времени, равный семи дням. Поэтому на Руси называли неделю седьмицей.
К примеру, воскресенье. Раньше, этот день в русском языке носил название «Неделя». Попробуйте выговорить: не-деля. Это слово произошло от слов не делать, ничего не делать. Именно поэтому этот день выделяется красным в календаре, ибо означает, что сегодня работать и посвящать себя трудам запрещено, больше времени надо уделять семье и близким.
Понедельник. Да, это день, который нас встречает после недели.
Вторник – второй по счету день недели.
Среда – средина рабочей недели.
Четверг – наступает на четвертые сутки.
Пятница – соответственно, на пятые.
Суббота произошла в славянские языки от
от еврейского сабат, что переводится как шабаш – конец рабочих дней, наступление отдыха.
Чтобы ребенок понял разницу между выходным и рабочим днем, скажите ему, что с понедельника по пятницу он ходит в садик, а в субботу и воскресение остается дома.
Таким образом, когда ребенок будет в среду мечтать о субботе, вы ему скажете, что должно пойти еще два дня.
Какие методы обучения существуют
Вспомните свое детство. Чего вам больше всего хотелось? Вряд ли сидеть за столом и зубрить названия дней недели. Детство – это , прежде всего игра. Характер игры может меняться (подвижная, спокойная), но основным остается желание ребенка в нее сыграть.
Поэтому не принуждайте малыша «из-под палки» следовать вашим указаниям. Воспользуйтесь игровым методом обучения.
«Поезд с окошками»
Если у ребенка есть игрушечный поезд, то каждый вагон обозначьте при помощи маркера или цветной бумаги разным цветом. Это будет символизировать определенный день недели.
Играя с малышом, вы можете пересаживать фигурку машиниста или пассажира в вагон, соответствующий сегодняшнему дню.
Эту игру целесообразно повторять каждый день для наилучшего запоминания.
Наиболее эффективным будет конструирование модели поезда из цветной бумаги и картона. Семь вагонов следует обозначить не только цветом, но и словами, соответствующими дням недели.
Когда наступает определенный день недели, ребенок под вашим руководством перемещает фигурку любимого им мультипликационного персонажа. Данное пособие лучше разместить в детском уголке, чтобы малыш обращался к нему и проводил соответствие.
Со временем можно усложнить задачу – попросить ребенка назвать не только сегодняшний день недели, но и тот, что был вчера или будет завтра. Таким образом, вы будете прививать и понятие времени.
Часики «Дни недели»
Как известно, зрительная память у деток развита очень хорошо. Конечно же, умные родители воспользуются этим при изучении дней недели.
Чтобы вся наука была более наглядной, предлагаем вам создать своими руками некую игру-часики под названием «Дни недели».
1.Вырежьте из картона круг, прикрепите в центре подвижную стрелочку.
2. Разбейте круг на семь секций, и каждой из них присвойте название дня.
3. Около имени в каждом секторе нарисуйте то, что ваш малыш привык делать, видеть или посещать в конкретный день недели.
Во время беседы целесообразно обратить внимание на то, какой был вчера день. Попросите ребенка вспомнить, что произошло, чем он занимался. Расскажите о планах на сегодня.
В конце недели попросите ребенка подвести итог – спросите, какой день ему понравился больше, почему. Попросите найти этот день на карте, паровозике, цветке.
Вопросы для повторения:
-Расположи дни недели по порядку.
-Какой день недели следует за зеленым?
-Что за день недели расположен между желтым и голубым?
-Покажи рабочие и выходные дни.
-Назови вчерашний, сегодняшний, завтрашний дни.
Таким образом, вы приучаете видеть малыша не только дни недели, но и сочетаете дни недели с понятием времени. Впоследствии по такому циферблату можно изучать часы, названия 12 месяцев.
«Отрывной календарь.»
Подготовить пачку листочков разного цвета и одинакового размера, пронумеровать их, подписать, скрепить сверху. Каждый день ребенку нужно будет отрывать листик и складывать его в коробку. Когда наберется 7 листиков, объясните, что это неделя. Такой отрывной календарь можно сделать из тетрадки на пружинках
«Карточки с цифрами»
У ребенка карточки с цифрами от 1 до 7. Вы называете день недели, ребенок показывает соответствующую карточку, понедельник – 1, вторник – 2 и т.д. Карточки с цифрами можно заменить карточками с точками (от 1 точки до 7). Если карточек нет, можно показывать
на счетных палочках – 1 палочка, 2 палочки и т.д. или прохлопываем в ладоши нужное количество раз.
Ну и чтобы все, что вы выучили, не забывалось, полезно иногда играть вот в такие игры:
∙ Взрослый называет дни недели в случайном порядке. Если ребенок слышит название буднего дня, то он делает вид, что занят какой-то деятельностью – рисует, строит из кубиков, читает книгу и т.д... Если же произносится название выходного дня, то ребенок делает вид, что отдыхает – спит, танцует, хлопает в ладоши – на ваш выбор.
∙ Взрослый перечисляет разные слова, в том числе и названия дней недели. Когда ребенок услышит среди ряда слов день недели, он должен хлопнуть в ладоши. Все остальные слова нужно оставлять без внимания.
∙ Детям постарше можно время от времени задавать такие задачки: Какой день недели спрятался между вторником и четвергом? Какой день идет после пятницы? Перед средой? Какой день недели первый? А последний?
Одним из методов обучения также является беседа. В ходе беседы ведется активный диалог, обозначаются основные мысли, задаются уточняющие вопросы.
Таким образом, ребенок выступает не только в роли обучаемого, но и обучающего, помогая вам «перестроить общение» под его интересы.
Народный фольклор»
Загадки, стихотворения и пословицы очень хорошие помощники в деле обучения. Рифмованные строчки легко запоминаются. Читая их, поочередно указывайте на каждый день недели в календаре (например, на вагончики в паровозе).
Муха – чистюха
Жила-была муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник — в вишневой наливке,
Во вторник — в томатной подливке,
В среду — в лимонном желе,
В четверг — в киселе и смоле.
В пятницу — в простокваше,
в компоте и в манной каше…
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: — Я больше не в силах!
Ужжжасно, ужжжасно устала,
Но, кажется, чище не стала.
Подскажите-ка нам, звери,
Первый-понедельник –
Зайка-рукодельник!
За ним приходит вторник –
Соловей-задорник.
За вторником – среда,
Лисичкина еда.
За средой четверг –
Волк глазами сверк.
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей – суббота,
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Учим дни недели»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Учим дни недели"
Консультация для родителей "Учим дни недели"...
Консультация для родителей «Весело и легко учим дни недели»
Консультация для родителей «Весело и легко учим дни недели»...
Консультация для родителей "Учим дни недели"
Учим дни недели....
Консультация для родителей "Учим дни недели"
Зная, какой сегодня день ребенок сделает первые шаги к планированию своего времени и расписания, что в сою очередь воспитывает собранность и организованность....
Консультация для родителей «Занимательная математика – учить цифры просто и интересно»
Если привыкнуть называть число предметов, пересчитывать их, постоянно обращать внимание ребенка на изменение их количества (“Было три печенья, одно ты взял, осталось еще два печенья”), то ...
Консультация для родителей на тему: « Учить цвета легко и просто»
Это неудивительно, ведь знание цветов – это неотъемлемая часть сенсорного развития малыша. Знакомство с цветом значительно расширяет представления ребенка о мире, позволяет ему классифицировать ...