Выступление на ГМО «Эбру –рисование в работе с детьми с ОВЗ».
материал по коррекционной педагогике
В данном материале раскрываются особенности техники Эбру-рисования, этапы и использование техники в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на ГМО «Эбру –рисование в работе с детьми с ОВЗ». | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО
«Эбру –рисование в работе с детьми с ОВЗ».
Методы арт – терапии, широко признаны и активно используются педагогами и психологами в сфере образованиядля коррекции психологического состояния человека. В настоящее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий приобретает все большее значение. Это связано, прежде всего, с тем, что данные технологии предоставляют огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктах творчества. Эти работы помогают определить и выразить аффективное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации и установления его адекватных отношений с окружающими людьми. Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными. Раз опыт необычен, то снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты.
Эбру – терапия - рисование на воде – метод, стремительно набирающий свою популярность у нас в России. В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на), соответственно "обру", значит "на воде". Родиной Эбру принято считать Турцию. Рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей.
Особенности техники Эбру:
- Результат работы предугадать очень сложно. Особенно детям и начинающим художникам, что вызывает дополнительный интерес.
- Спервого раза создается что-то красивое. Это не требует никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать,
- Нет почти ничего, что нельзя исправить. В этом заключаются дополнительные ресурсы для коррекционно - реабилитационной практики.
Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами. Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам, которые упрощают творческий процесс, отключают анализ деятельности, избавляет от внутренних преград,помогают обрести внутреннюю гармонию и проявить индивидуальность,раскрывает ваши творческие способности. У детей занятия правополушарным рисованием повышают интерес к ученой деятельности, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды.
Материалы для Эбру:
-Специальные краски для Эбру. Краски полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду (подходит детям с аллергией).
-Загуститель для воды, без которого краска не сможет принимать нужные формы на поверхности воды.
-Кисти, шило, гребень.
Техника рисования Эбру:
Любое изображение в эбру начинается с первой капли. Круг – основа любого мотива и образа, созданного в технике эбру. На начальном этапе рисования, краска в виде капель наносится одним или несколькими слоями на водный раствор и расплывается в круги. Затем с помощью заостренных палочек или гребня, выводим различные формы или изображения.
Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы. Наблюдение за расплывающимися разноцветными пятнами и плавными изгибами линий на поверхности воды создаёт седативный эффект, способствуя снижению уровня тревожности, агрессии, снятию эмоционального напряжения. Вместе с тем возможность создавать чёткие формы, а также картины по предварительному замыслу требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности.
Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают.
Эбру в работе с детьми с ОВЗ:
1. Облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми.
2.Помогает в коррекции агрессии, так как дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.
3.Развивает чувство внутреннего контроля.
4.Занятия стимулируют развитие сенсомоторных умений и правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.
5. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.
6.Эффективен в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.
7. Развивает чувства внутреннего контроля.
8.Развивает цветовосприятие и восприятие форм.
9. Развивает концентрацию внимания на собственных ощущениях и чувствах.
10.Повышают самооценку.
Основные результаты отмечены в:
-развитии навыков коммуникации, группового взаимодействия;
-повышении уровня мотивации к творчеству;
-развитии навыков самоконтроля;
-развитии высших психических функций.
Список литературы и интернет ресурсов.
- 1. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д.Лебедева - СПб: «Речь», 2003.
- 2. Мирзаян, Э. И., Жукова, Е. В., Старжевский, А. Е. Арт-терапия как средство социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья //Интернет-ресурс ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» ФМБА России г. Москва.
- 3. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру. [Текст]//Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). —Казань: Бук, 2016.
- 4. О. А. Могильченко Дополнительная образовательная программа по арт – терапии «Чудесные превращения»
- http://топ-школа. рф/innovatsionnyj-proekt-tantsuyushhie-kraski/
- 5. Е. В Бажанова, И. И. Поташова, «Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детей с нарушениями развития» Статья.
- 6. Проект «Танцующие краски» Курс по освоению техники живописи на воде – эбру. http://irc.lv/video?id=pafU7bRQfWIU
- 7. http://preo.ru/novosti/risovanie-na-vode-drevnejshee-iskusstvo-ebru/
- 8. Видео мастер класс для взрослых https://www.youtube.com/watch?v=G_B6uSFwMz0
- 9. Видео мастер класс для детей https://www.youtube.com/watch?v=iXqz4ddwGqc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Педагогических чтениях "Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна"
laquo;Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна»Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь ху...
Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"
Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"...
Выступление на педсовете "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"
Доклад подготовлен на основе собственнго педагогического опыта...
Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру.
Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру....
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ» (в технике эбру)
Статья будет полезна не только педагогам но и родителям....
Выступление на педагогическом совете «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»
Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже вр...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ» (техника эбру)
Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...