Выступление на педсовете "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"
учебно-методический материал по рисованию

Таюнда Татьяна Моризовна

Доклад подготовлен на основе собственнго педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»

Выступление на педагогическом совете

«Нетрадиционные техники рисования

в работе с детьми с ОВЗ»

(из опыта работы)

 

 

                                                                 

                                                                   Подготовила:

                                                                   педагог дополнительного образования

                                                                   Т.М.Таюнда

                                       

2019-2020 учебный год

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок!»

                                                                                              В.А. Сухомлинский

Формирование творческой личности является одной из важных задач педагогики на современном этапе. Творчество - путь к познанию прекрасного. Оно не только помогает украсить мир, но и является способом успокоения, развития интеллекта и творческих способностей. Благодаря ему также развиваются усидчивость, аккуратность и внимательность, координация движений и мелкая моторика пальцев рук. А как известно у детей с ОВЗ часто нарушены внимание и память, пальчики рук неловки и движения неточны, им трудно нарисовать элементарные предметы. Да и просто ребята боятся рисовать.

Но творчество не может существовать с чувством страха или под каким либо давлением. Оно должно быть свободным и легким, ярким и «волшебным». Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, развития чувств уверенности в себе необходимо  проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения, фантазии и мышления, развития мелкой моторики пальцев, формируя при этом навыки рисования. Для решения всех этих задач недостаточно, как оказалось, традиционного набора изобразительных средств, материалов и техник изобразительной деятельности. Поэтому и возникла идея использования  нетрадиционных техник рисования.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. А умение пользоваться ими помогает получить удовольствие и радость от творчества, не требуя особых художественных навыков и умений. Ведь каждому ребенку интересно рисовать пальчиками, ладошками, ставить кляксы и в итоге увидеть забавный рисунок. Такой подход вызывает у ребят с ОВЗ положительный эмоциональный отклик и раскрепощенность при тактильных контактах с краской, водой, бумагой.

Разнообразие нетрадиционных техник рождает оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, желание придумывать новые композиции и  самовыражаться. Дети конечно же чувствуют себя при этом раскованнее и смелее. А еще каждый нетрадиционный метод – это маленькая игра…

Поэтому именно нетрадиционные техники помогают мне создавать во время занятий атмосферу открытости и непринужденности, инициативности и даже самостоятельности у детей. Результат – это увлекательная и даже «волшебная» деятельность, удивляющая и восхищающая ребят, в которой не может быть плохих или хороших работ. А рисунок каждого прекрасен и неповторим.

В процессе работы  с «необычными» техниками у детей повысился интерес к рисованию и желание творить,  улучшились не только изобразительные, но и технические умения и навыки. Часто в работе я использую не только показ и пояснение, которые учат правильному овладению приемами и способами рисования. Но и беседы, игры, сюрпризные моменты, поощрения и т.д.

Как я уже говорила, каждая из нетрадиционных техник это маленькая игра, эксперимент – техника «рисование на мятой бумаге», когда можно использовать разные виды бумаги и вместе делать выводы. И даже «чудо»- если вспомним  такую технику как «резерв из свечи» или проще - рисование свечой или восковыми мелками и акварелью. Когда невидимый рисунок, как по волшебству появляется после нанесения сверху акварели. Или техника «граттаж» в которой рисунок процарапывается. Сколько нужно приложить усилий и терпения маленьким и еще неумелым детским рукам.

А разве не здорово, когда комочек бумаги становится «художником», и как вы сами убедились, помогает создавать прекрасный пейзаж. И конечно же настоящее «волшебство»  - превращение кляксы. Это техника кляксография. Еще и аккуратность формируется, и дыхательные умения.

Можно даже самим стать волшебниками и сменить зайке серую летнюю  шубку на белую зимнюю. И помогает в этом техника «рисование сухой жесткой кистью» или тычкование. Здесь мы формируем усидчивость, терпение и внимание. Все это относится и технике «пуантилизм» - рисование точками с использованием ватных палочек.

Рисуем мы с ребятами  пальчиками и ладошками, что помогает развивать тактильные чувства и благотворно влиять на нервную систему. А еще развивать творчество, фантазию и воображение «в кого превратится сейчас наша ладошка?».

Множество нетрадиционных техник рисования несут детям радость творчества и укрепляют веру в себя – это рисование штрихом и по сырой бумаге; монотипия и оттиск или печатание, трафарет; рисование листьями и набрызг; пластилинография и ниткография; рисование мыльными пузырями и многие другие.

Это целый волшебный мир, который при желании очень может помочь вам в работе. Особенно с дошколятами с ограниченными возможностями здоровья. Ведь мы с ними, наравне со всеми, участвуем в оформлении к праздникам и в тематических выставках  детского сада. И даже в конкурсах и выставках, как городского так и всероссийского уровня. Занимая при этом, как вы все знаете, призовые места.

Творческая деятельность – радостный и важный труд для ребятишек с ОВЗ, к которому их не надо принуждать, но очень важно и нужно стимулировать и поддерживать. И тогда постепенно перед ними откроются новые грани изобразительной деятельности. Надо помнить также, что каждый ребенок- это целый мир со своими чувствами  и способностями. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления дошкольника, тем ярче воображение и сильнее тяга к прекрасному. А помочь в этом любому ребенку в наших с вами силах и возможностях! Творческих вам успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего возраста: рисование штампами

Дети в возрасте 3-4 лет еще плохо держат карандаш или кисть, далеко не у всех получается рисовать, и не у всех детей проявляется интерес к рисованию. Приобщение детей к художественному творчеству можн...

Выступление на Педагогических чтениях "Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна"

laquo;Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна»Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь ху...

Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"

Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"...

Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...

Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру.

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру....