Сообщение на тему: «Развитие мыслительных операций у дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике
Мышление - это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями. Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_myslitelnye_operatsii.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему:
«Развитие мыслительных операций у дошкольников»
Мышление - это наиболее обобщенная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между изучаемыми объектами. Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего, поскольку оно оперирует не только первичными и вторичными образами, но и понятиями.
У детей дошкольного возраста мышление развивается в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции, такие, как анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстрагирование, конкретизация и т.д.
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому их формирование является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
Однако, в настоящее время в большинстве своем, дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Мышление таких детей находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Именно с помощью игровых методов можно повысить эффективность формирования мыслительных операций у дошкольника.
Проблеме формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста и роли в ней дидактической игры уделяли свое внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них можно отметить таких как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.П. Аникеева, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже и многие другие.
Основные мыслительные операции:
(на слайде)
Анализ - это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики.
Синтез - мысленный переход от частей к целому.
Сравнение - установление сходства и различия между предметами.
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Классификация – это разделение множества на группы по какому – либо признаку.
Абстракция - выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных.
Конкретизация - выделение нужного признака, свойства предмета или явления среди других, похожих на него или сходных с ним.
Развитие основных мыслительных операций у дошкольников.
В основе всех мыслительных операций лежит анализ и синтез.
Анализ - это разделение сложного предмета на составляющие его части или характеристики. Синтез - мысленный переход от частей к целому. (Например, в растении мы выделяем стебель, корень, цветы, листья. Яблоко – круглое, гладкое, зеленое и т.д.).
Анализ и синтез – это взаимодополняющие друг друга процессы. Анализ осуществляется через синтез, а синтез через анализ.
В детском возрасте анализ и синтез впервые возникают при практических манипуляциях с предметами.
Синтез у дошкольников развивается раньше, чем способность к анализу. И анализ, и синтез у детей развивается по механизму интериоризации, т.е. сначала у дошкольников практический анализ и синтез, а к старшему возрасту, они переходят в план внутренних умственных действий.
Для развития анализа и синтеза хороши задания на выбор одного или нескольких предметов из группы по любому признаку, например, "Найди все круглые". Или по нескольким указанным признакам («Найди красные круги»). Для развития процессов анализа и синтеза подходят задания на конструирование.
Сравнение - установление сходства и различия между предметами.
При сравнении ребенок должен уметь выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов (пример….). Ребенку легче сначала найти признаки различия объектов затем признаки их сходства. С возрастом дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам и выражает различия в слове (сначала по цвету, затем по цвету и форме и т.д.). Далее ребенок замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов (например – стакан и аквариум), может сравнивать предметы, представляя их мысленно.
Обобщение – оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Характер обобщений с возрастом у дошкольника изменяется. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками («птицы) к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков («перелетные», «зимующие»). Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации.
Классификация – это разделение множества на группы по какому – либо признаку, который называется «основанием классификации». С дошкольниками можно проводить классификацию по названию (чашки и тарелки, кегли и мячики и т.д.), по размеру (большие и маленькие), по цвету, по форме и по другим признакам. Например, кто бегает, кто плавает; что можно, что нельзя есть и т.д. это классификация по заданному основанию. В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному детьми самостоятельно. Педагог задает количество групп, а дети ищут соответствующие основания. Например, бытовые приборы, спортивное оборудование.
Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок, прежде всего, выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает диффренциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.
Младшие и средние дошкольники выделение классификационных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков («Диван и кресло вместе, потому что стоят в комнате») или на основе использования назначения предметов («их едят», «их на себя надевают»). Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп.
Абстракция - выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных. Например, наблюдая за тем, как движутся люди, машины, самолеты, животные мы можем выделить в этих объектах один общий признак - движение.
В процессе абстракции у дошкольников трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в пересказе текста. Замечено, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко – это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют. Если попросить детей рассказать коротко, рассказать только главное, они часто пропускают существенные смысловые моменты, и смысл их пересказа очень страдает от этого. И сократить рассказ, и выделить в нем только главное – это для школьника не одна задача, а две, и осилить их одновременно он зачастую не может.
Конкретизация – выделение частного из общего. Например, из понятия человек – женщина и мужчина.
Конкретизация понятия «стол»: «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол».
Таким образом, формирование у ребенка дошкольного возраста качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности.
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому, развитие мыслительных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»
Сообщение на тему «Развитие поисково-исследовательской активности дошкольников»Ребенок- дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследователь...
Конспект открытого мероприятия на тему: «Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста»
Логические задания математического характера для детей старшего дошкольного возраста....
Анкета для родителей: «Развитие мыслительных операций у дошкольников»
Уважаемые родители, с целью создания условий для всестороннего развития личности воспитанников, мы проводим анализ работы по развитию у детей мыслительных операций. Нам очень важно Ваше мнение по данн...
Открытое занятие на тему: ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Повышенные требования к интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению актуализируют необходимость разработки инновационных подходов к развитию когнитивной сферы детей дош...
Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"
Сообщение на тему "Формирование мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений"...
Сообщение на тему: «Развитие математических способностей у дошкольников»
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности мате...
Сообщение на тему: «Развитие мыслительных операций у дошкольников»
Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому их формирование является важным фактором становления всесторонне развитой личности....