Инклюзивная практика в работе музыкального руководителя
материал по коррекционной педагогике
Педагогический опыт музыкально-развивающей деятельности с дошкольниками в условиях инклюзивного образования.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инклюзивная практика с детьми дошкольного возраста в музыкально-образовательной деятельности.
Целью реализации инклюзивной практики является создание условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в единый образовательный процесс и их социализация.
Актуальность данного опыта состоит в том, что инклюзивное образование, через музыкально-игровую и образовательную деятельность помогает мне развивать у детей общеобразовательных групп понимание и принятие физических недостатков сверстников, формирует чувство взаимопомощи на основе сотрудничества. Данный опыт работы описывает организацию музыкально-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста в группах, неоднородных по структуре и тяжести дефекта.
В представленном опыте музыкально-развивающая деятельность проводится с детьми общеразвивающей и коррекционной направленности, с детьми с функциональными и тяжелыми нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие, слабовидение, слепые). В таких группах коррекционно-педагогическая работа выстраивается с учетом тактильно-осязательных и общефизических возможностей детей.
Опыт моей работы показывает, что для успешности проведения музыкально-развивающей деятельности с дошкольниками в условиях инклюзивного образования необходим особый порядок проведения занятий и досуговых мероприятий, основанный на сочетании специально подобранных заданий, игр, чередовании видов деятельности различной эмоциональной, интеллектуальной и физической нагрузки. Вариативность форм, методов и средств определяются с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, с включением в занятия упражнений, игр, музыкально-ритмических движений, имеющих, как музыкально-развивающую, так и коррекционно-развивающую направленность. Так же необходимо создание специализированной развивающей среды, обстановки, располагающей ребенка к общению, проявлению активности и самостоятельности. Все это определяет особенности содержания и организации музыкально-развивающей деятельности с дошкольниками в условиях инклюзивного образования.
Для незрячих детей очень важно быть в контакте, и поэтому проведение такой работы способствует установлению контактов между детьми с инвалидностью и без ограничений по здоровью, в чем и состоит подлинная инклюзия. У незрячего ребёнка слепота стимулирует развитие и проявление высших психических функций, которые реализуются через компенсаторные факторы. Поэтому наиважнейшим результатом музыкально-развивающей деятельности становится погружение незрячего ребенка в музыкальную среду, которая является для него мощным средством развития и реабилитации, даже если в будущем он не станет профессиональным музыкантом. Развивается слух, слуховое внимание, чувство ритма, ориентировки, мелкая моторика. В результате систематической работы по музыкальному развитию происходит накопление навыков и перенос их в повседневную жизнь, за пределы детского сада, закрепление и развитие дома полученных знаний, продолжение музыкального развития ребенка, более углубленные занятия музыкой. А это значит, что незрячий ребёнок сможет и в дальнейшей жизни реализовывать себя в этом направлении. Занятия музыкой, выступления на сцене, участие в различных праздниках помогает незрячему ребёнку преодолеть робость, зажатость, излишнюю стеснительность и неуверенность в себе.
Педагогический опыт музыкально-развивающей деятельности с дошкольниками в условиях инклюзивного образования
Направления (содержание) (в соответствии с задачами) | Технологии (в соответствии с содержанием) | Результат (в соответствии с задачами) | |
Цель: Создание оптимальных условий для успешной адаптации детей с ОВЗ в детский социум с помощью музыкальной деятельности. | |||
1 Задача: Формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ у детей общеобразовательных групп. Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам поддержки детей с ОВЗ и воспитания толерантного самосознания дошкольников. | Совместная музыкально-игровая, образовательная и досуговая социально- значимая деятельность, объединяющая детей разных возможностей и родителей групп. | Личный пример взрослого для создание позитивной, принимающей атмосферы в группе (педагог, родитель); Партнерское взаимодействие с семьей, активное участие родителей (роли на праздниках); Игровые технологии и задания с учетом степеней трудности: разработка разноуровневых заданий; | У детей развивается сплоченность, умение сотрудничать, общаться, взаимодействовать. Формируется толерантное отношение к сверстникам с ОВЗ, согласованность и сопереживание, понимание различий между людьми и построений гармоничных взаимоотношений, независимо от особенностей развития на основе знания о способах взаимодействия. |
2 Задача: Максимальное использование разнообразных видов музыкальной деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса | Сочетание/чередование таких видов музыкальной деятельности: слушаниемузыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры. Каждый вид деятельности имеет свое назначение, в совокупности они обеспечивают у детей разных возможностей разностороннее развитие, формирование интереса к музыкальному искусству. | 1.Вариативное использование музыкального материала, позволяющее развивать творческие способности каждого ребенка. 2. Технологии, индивидуализирующие образовательный процесс: учёт уникальных потребностей, сильных сторон и потенциальных возможностей каждого ребенка в группе; Поддержка индивидуальных навыков и достижений каждого ребенка; | 1.Специально подобранный и адаптированный музыкальный материал оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, стимулирует двигательную, певческую активность, развивает слуховое восприятие, чувство ритма и эмоциональное восприятие музыки у детей разных возможностей. 2.У детей с ОВЗ развивается чувство успешности и уверенности в себе и своих силах. |
3 Задача: Развитие коммуникативных навыков, создание позитивного эмоционального настроя всовместной музыкальной деятельности у детей разных возможностей | Создание специализированной развивающей среды, адаптированных атрибутов, привлекающих детей, обстановки, располагающей детей к общению, проявлению активности и самостоятельности. | Технология взаимного обучения; Работа в парах, микрогруппах, групповая; Технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды. Организация совместных выступлений детей разных возможностей, музыкальных номеров для праздников и конкурсов. | Формируется умение взаимодействовать в коллективной деятельности детей с разным уровнем возможностей, умение оказать помощь другим, поддержать. Совместное участие детей коррекционных и общеразвивающих групп в конкурсах и фестивалях разного уровня создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным событием. Праздники и развлечения доставляют воспитанникам с ОВЗ огромную радость. Они активные участники в каждом номере праздника, в танцах, песнях, играх, оркестрах. |
Вовлеченность родителей в процесс образования и воспитания:
Совместная музыкально-игровая, образовательная и досуговая социально- значимая деятельность, объединяющая детей разных возможностей и родителей групп. Родители включаются в игры, песни, оркестр, инсценировки – и этим помогают своим детям и сами получают новый опыт общения со своим ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
Тема: «Практическое применение инновационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. Внедрениекейс-методов в практику работы музыкального руководителя».
МБОУ –Питлярская СОШ «Образовательный центр» Подготовила: Садкова Е.Г, ...
Роль и место творческих проектов в практике работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).
Музыка - один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она раскрывает способности ребенка, развивает слух и чувство ритма, учит его...
Мастер-класс для педагогов "Особенности работы музыкального руководителя в условиях ведения инклюзивного подхода в образовании"
Важное место в развитии детей с ОВЗ занимают музыкальные занятия. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности дети получают новые впечатления, знакомятся с миром звуков. Постепенно происход...
"Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы).
quot;Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы)....
Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы музыкального руководителя ДОУ
проектный метод с использованием интеграции в художественно-эстетическом развитии личности дошкольника...
Современные практики в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения
Музыкальное воспитание детей в дошкольных учреждениях является важной частью образовательного процесса и играет ключевую роль в развитии личности ребенка. В последние годы подходы к музыкальной деятел...