Особенности установления контакта и взаимодействия с ребенком с РАС через игровую деятельность
статья по коррекционной педагогике
Представлены игровые приемы для установления контакта с ребенком с расстройством аутистического спектра через игровую деятельность.
Описаны подходы к организации логопедического воздействия.
Даны рекомендации по использованию сенсорных и эмоциональных игр.
Предложены способы взаимодействия.
Проанализирована роль эмо-ционально-смыслового комментария и сюжетного рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ustanovleniya_kontakta_i_vzaimodeystviya.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности установления контакта и взаимодействия
с ребенком с РАС через игровую деятельность
Представлены игровые приемы для установления контакта с ребен-
ком с расстройством аутистического спектра через игровую деятель-
ность. Описаны подходы к организации логопедического воздействия.
Даны рекомендации по использованию сенсорных и эмоциональных
игр. Предложены способы взаимодействия. Проанализирована роль эмо-
ционально-смыслового комментария и сюжетного рисования.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, коммуника-
тивная деятельность, установление контакта, эмоциональные и сенсорные
игры, способы взаимодействия, эмоционально-смысловой комментарий.
У детей с аутизмом нарушенной, прежде всего, оказывается комму-
никативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития ха-
рактерны следующие общие черты: выраженная стереотипность речи,
склонность к словотворчеству, неологизмам, эхолалии, нарушения зву-
копроизношения, темпа и плавности речи. Речь может быть скандирован-
ной, толчкообразной из-за нарушений темпо-ритмической организации
речи. А главная проблема заключается в малой потребности в общении,
трудностях восприятия информации и понимания ситуации, в отсутствии
живого интереса к окружающему миру, невозможности пользоваться
речью. В настоящее время актуальным вопросом является разработка
специальных методик и индивидуальных программ в работе с детьми
данной категории, опирающихся на научно-практические разработки Ну-
риевой Л.Г. «Развитие речи аутичных детей», Морозовой С.С. «Аутизм.
Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах», И. Ловааса
«Модификация поведения аутичных детей», а также Никольской О.С.,
Баенской Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок» и другие.
Развитие речи ведется поэтапно и последовательно, для организации
коррекционно-развивающей деятельности необходимо выявить актуаль-
ную зону развития и обозначить зону ближайшего развития ребенка с РАС.
Первый этап работы. Установление контакта
Основной целью данного этапа является создание положительного
эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы,
диагностика сформированности речи, установление эмоционального
контакта педагога с ребенком. Педагог, используя метод наблюдения,
выявляет уровень актуального развития речи ребенка, собирает анам-
нестические данные о натальном и постнатальном развитии, выясняет
его интересы и пристрастия. Все наблюдения фиксируются, анализиру-
ются возможности вовлечения ребенка в сотрудничество и взаимодей-
ствие. При установлении контакта следует избегать не только всякого
давления на ребенка, но и просто прямого обращения к нему, долгого
пристального взгляда. Первые попытки общения должны проходить в спокойных условиях, без лишней суетливости взрослого, без активного
навязывания своего ритма, предпочтений. Педагогу необходимо посто-
янно контролировать себя, отслеживая изменения в поведении ребенка:
нарастание у него тревоги, аффективного напряжения может привести
к ухудшению тактильного и глазного контакта, увеличению моторной
напряженности, суетливости, скованности в движениях, появлению мо-
торных стереотипий. Чтобы первоначально прилечь внимание ребенка
с РАС, не напугать его, важно соблюдать пять правил:
– НЕ говорить громко.
– НЕ делать резких движений.
– НЕ смотреть пристально в глаза ребенку.
– НЕ обращаться прямо к ребенку.
– НЕ быть слишком активным и навязчивым [1, с. 77].
При достижении заинтересованности ребенка в контакте со взрос-
лым становится возможным прямое общение через совместную игру
или рисование. Главное в игре – вовлекать ребенка в ее сюжет, где он
действует, переживает события и радуется.
Работа по эмоциональному тонизированию начинается с обеспечения
ребенку чисто сенсорных впечатлений. Общему сенсорному удоволь-
ствию необходимо придать более сложный игровой смысл. Так, если
ребенок начинает раскачиваться, то взрослый, обняв его, должен раска-
чиваться в такт с ребенком, обыгрывая качание на качелях или раска-
чивание деревьев с сопровождением ритмизированных текстов. Снача-
ла предлагаются ситуации стабильные, не требующие от ребенка боль-
шой активности. Поэтому в игре долго обживаются бытовые моменты
привычной жизни, они насыщаются деталями, дающими переживание
уюта, надежности окружающего мира. Затем в эмоционально обжитую
игровую ситуацию вводится динамическое развитие сюжета. Для уста-
новления положительного эмоционального контакта можно проводить
следующие эмоциональные игры: «Ку-ку», «Лови меня», «Догони меня»,
«Глазки-ушки», «Разговор с игрушкой», «Дорисуем веселое лицо», про-
слушивание записей эмоций, звукоподражаний животных.
Второй этап. Выработка учебного стереотипа
Цель данного этапа – выработать умение сидеть за столом. Со сто-
роны ребенка возможно проявление негодования, отторжение и полное
неприятие учебной ситуации. Поэтому на начальных этапах достаточно
просто привлечь его внимание и удерживать некоторое время для выпол-
нения нескольких манипуляций. На начальных этапах присутствует мама
(с ней ребенок чувствует себя в безопасности), постепенно роль мамы, по
мере усвоения тех или иных навыков, уменьшается. Необходимо, чтобы
занятия проводились в специально организованном месте, в определен-
ное время, с четким соблюдением этапов работы. Важно, чтобы посто-
янно поддерживалась обстановка душевного спокойствия, переживания
удовольствия, ощущения защищенности, доброго отношения.
Третий этап. Установление зрительного контакта, формирова-
ние начальных коммуникативных навыков
Начальный этап коррекционной работы с детьми, страдающими
аутизмом, лучше проводить в виде игротерапии, направленной на не-
сложные манипуляции со светом, звуком, цветом, простые действия с
игрушками. Сначала вырабатывается фиксация взора на интересующем
предмете, картинке, представляющем наибольшее значение в данный
момент. Когда взор скользнет по предъявляемому материалу, вещь от-
дают ребенку, добавляется инструкция «Посмотри на меня». Постепен-
но время фиксации взора на предлагаемй вещи будет возрастать и заме-
няться взглядом в глаза. На этом этапе отрабатывается реакция ожив-
ления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной
руки, за предметами. Отрабатывается указательный жест, жесты «да»,
«нет». На занятиях и в повседневной жизни специально созданные си-
туации помогают овладеть ими. Ежедневные тренинги позволяют сфор-
мировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близ-
кими людьми. Затем можно присоединять ритмические игры и танцы,
которые вызывают положительные эмоции и оказывают благоприятное
воздействие на имеющиеся у ребенка двигательные стереотипии в виде
размахиваний руками, подпрыгиваний и т.п. В процессе игротерапии
акцент делается на эмоциональное обогащение ребенка, включение его
в содержание импровизированной сказки. Незаменимыми помощника-
ми на данном этапе становятся специально организованные сенсорные
игры, активизирующие новые чувственные ощущения (зрительные,
слуховые, тактильно-двигательные, обонятельные, вкусовые), созда-
ющие эмоционально положительный настрой. Проведение сенсорных
игр позволяет ребенку переживать приятные эмоции, получать новую
сенсорную информацию, способствует возникновению эмоционально-
го контакта со взрослым. Примером таких игр могут быть игры с кра-
сками («Цветная вода», «Смешивание красок»), игры с водой («Пере-
ливание», «Фонтан», «Бассейн», «Купание кукол», «Мытье посуды»).
Детям нравятся игры с дутьем, мыльными пузырями: «Подуем на сне-
жинки», «Плыви, кораблик», «Вертушка», «Задуй свечу», «Рисуем ды-
мом», «Буря в стакане», «Пенный фонтан».
Конечной целью этого этапа является стимуляция собственной пси-
хической активности аутичного ребенка, направление этой активности
на взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
Четвертый этап. Формирование активного взаимодействия со
взрослым. Обучение пониманию речи, выполнение инструкций
Важной задачей этого периода является перестройка сложившихся
форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, рекон-
струкция общего хода развития и воссоздание обновленных контактов
ребенка с миром. Поскольку игра – ведущая форма деятельности, то наиболее целесообразным представляется использовать игровую дея-
тельность в качестве основного рычага коррекционной работы. В про-
цессе игровой коррекции решаются следующие задачи: вызываются
новые активные формы переживаний; воспитываются чувства по отно-
шению ко взрослому, сверстникам, самому себе; развивается система
самооценки и самосознания; обогащаются новые формы и виды игро-
вой и неигровой деятельности. Как известно, дети с аутизмом любят ма-
нипулировать предметами без учета их функционального назначения.
При этом основным мотивом выступают привлекательные сенсорные
свойства. По наблюдениям Янушко Е.А., «выделение ребенком отдель-
ных сенсорных свойств, которые ему приятны, ложится в основу про-
ведения с ним сенсорных игр, бесспорно дающих новые возможности
развития ребенка» [2, с. 49]. Стереотипная игра характеризуется повто-
ряемостью, неизменностью, длительностью, отсутствием сюжета. Но
можно использовать ее положительные стороны (комфортная ситуация
для ребенка, возможность вернуть его в уравновешенное состояние), и
тогда она станет основой построения взаимодействия. Взрослый нена-
вязчиво и осторожно подключается к играм ребенка, улавливает подхо-
дящий момент, чтобы подать ему нужную деталь, негромко повторяет
за ребенком его слова, использует любимую игрушку. Такая тактика
поведения позволяет аккуратно войти в мир игры аутичного ребенка, не
отвергать присутствие взрослого, завоевать его доверие, что потребует
немало времени и терпения. Внесение эмоционального смысла в жизнь
ребенка с РАС, в то, что он делает и чувствует, – единственный адек-
ватный путь для включения его в реальность для осознания происходя-
щего вокруг, понимания им речи. По рекомендациям Рудик О.С., «это-
го можно достичь с помощью специального эмоционально-смыслового
комментария, который должен сопровождать ребенка в течение всего
дня, являясь необходимым элементом любой деятельности» [1, с. 114].
Эмоционально-смысловой комментарий позволяет привлечь вни-
мание ребенка, сосредоточить его на чем-то, чтобы добиться осмысле-
ния происходящего, осознания сказанного. Такой комментарий должен
быть привязан к опыту ребенка, вносить смысл даже во внешне бес-
смысленную активность, в его аутостимуляцию, фиксировать приятные
ощущения и сглаживать неприятные, прояснять причинно-следствен-
ные связи. Это помогает преодолевать страхи, бороться со стереотип-
ными влечениями. Необходимо комментировать чувства и ощущения
самого ребенка, а также эмоциональные реакции других людей, ска-
зочных персонажей. Обсуждая сначала отдельные эпизоды, педагог на-
чинает работу по их смысловому увязыванию, чтобы научить ребенка
понимать логические связи между событиями, отношения между людь-
ми. Так будет происходить прогресс в развитии понимания речи – по-
нимание смысла нескольких последовательных событий, связанных в
сюжет. Ребенка легче сосредоточить на рассказах о нем самом. Здесь помогает сюжетное рисование [3]. Взрослый подробно и не
торопясь рассказывает историю про самого ребенка и одновременно
прорисовывает эту ситуацию, привлекая его подрисовывать, раскраши-
вать по желанию. Главная цель – сосредоточить его внимание на раз-
витии событий, добиться, чтобы он слушал и понимал рассказ. Далее
с сюжетным рисованием можно переходить к сказкам, коротким рас-
сказам. Так мы развиваем у ребенка способность понимать речь, т.е.
формируем его речевое мышление.
Для успешной организации ситуации взаимодействия, формирова-
ния понимания речевых инструкций полезны игры с крупами: «Прячем
ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Сварим кашу». А
также можно использовать различные пластичные материалы – пла-
стилин, тесто, глину, исходя из индивидуальных предпочтений ребен-
ка. При этом следует обучить его некоторым навыкам работы с матери-
алами: мять и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать ша-
рики и раскатывать колбаски, резать на кусочки. Отработав отдельные
приемы, можно в одной игре их комбинировать («Посадим огород»,
«Приготовим угощение», «Пластилиновые картинки»).
Очень привлекают внимание детей разнообразные звуки, поэтому
взрослые должны учить прислушиваться к ним, организуя игровые си-
туации с различными предметами, музыкальными инструментами, зву-
козаписями: «Послушаем звуки», «Что звучало», «Музыканты», «Сви-
стульки» и т.п.
Таким образом, возможно использование различных вариантов игр,
дающих аутичному ребенку новые сенсорные ощущения и положитель-
ные эмоциональные впечатления. Развивать игру можно посредством раз-
нообразия впечатлений, введением сюжетной линии. Главное, взрослому
нужно быть внимательным и отзывчивым к потребностям аутичного ре-
бенка, а для этого не жалеть времени, усилий, сохранять спокойствие,
уверенность и проникнуться его ощущениями и чувствами.
Литература
1 Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком [кн. для пе-
дагогов: метод пособие] / О.С. Рудик. М.: Гуманитарный изд. центр
ВЛАДОС, 2015 189с.
2 Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. М.: Теревинф, 2004 136с.
3 Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок.
Пути помощи. Изд. 3-е, стер. М.: Теревинф, 2005 288с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Освоение ребенком городского пространства через игровую деятельность.
Конспект игры-путешествия для старшей группы детей(5 лет – 6 лет) на тему: «Потеряшка» в городе»,Осуществляемой в процессе непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми Дл...
«Особенности социализации ребенка, ее отражение в игровой деятельности дошкольника»
Детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного у...
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми....
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
«Взаимодействие воспитателей с родителями детей раннего возраста через игровую деятельность»
laquo;Семья для ребенка-это источник общественного опыта. Здесь он находитпримеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Иесли мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, т...
«Игровая технология «Круг». Развитие навыков общения и взаимодействия воспитанников с ОВЗ (со сложными дефектами) через игровую деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Данная методическая разработка основана на личном опыте учителя-дефектолога и ориентирована на воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группу со сложными дефектами дошкольного...
Родительское собрание "Взаимодействие ребенка и взрослого через проектную деятельность" (старшая группа)
Презентация: "Взаимодействие ребенка и взрослого через проектную деятельность"; Оргпроект собрания; Конспект собрания...