Программа "Говори, читай,пиши правильно"
рабочая программа по коррекционной педагогике
Программа «Говори, читай, пиши правильно» обеспечивает реализацию коррекционного обучения по устранению речевых нарушений устной и письменной речи у несовершеннолетних начальной школы с учётом современных технологий и условий реабилитационного центра. Программа является составной частью индивидуальной реабилитационной программы несовершеннолетнего. Программа рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет) Актуальность программы в том, что она обеспечивает непосредственно реализацию коррекции недостатков устной и письменной речи младших школьников, с учетом современных технологий и условий Спасского социально-реабилитационного центра. Цель программы: Обеспечение коррекции устной и письменной речи несовершеннолетних от 7-х до 12 лет. Задачи: 1. Сформировать правильное звукопроизношение. 2. Сформировать полноценные знания о звуковом составе слова. 3. Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова и синтеза предложения из слов. 4. Способствовать обогащению словарного запаса путём накопления слов, относящихся к различным частям речи. 5.Совершенствовать умение правильно согласовывать слова в предложении. 6. Упражнять детей в построении связного высказывания. 7. Сформировать чёткие, устойчивые представления об образе букв алфавита. 8. Способствовать формированию самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Говори, читай, пиши правильно" | 342.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное учреждениесоциального обслуживания
«Спасский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних»
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБУ СО «Спасский СРЦН» «______»_______________2021г. |
ПРИНЯТО Решением педагогического совета КГБУ СО «Спасский СРЦН» протокол от «______»_______________2021г №_____ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Говори, читай, пиши правильно»
социально - гуманитарной направленности
по устранению речевых нарушений
устной и письменной речи у несовершеннолетних детей
младшего школьного возраста.
7-12 лет
Составитель:
Клышко Анна Николаевна
логопед высшей квалификационной категории
КГБУ СО «Спасский СРЦН»
г. Спасск – Дальний
2021год
Содержание:
Название раздела программы | Содержание раздела | № страницы |
1.Целевой раздел | 1.Пояснительная записка - результаты освоения программы -цель программы - механизмы реализации -принципы и подходы к формированию программы, - характеристика дисграфии и дислексии, их виды, причины и направления работы | 3-8 |
2. Содержательный раздел | - методы, формы коррекции -этапы логопедического обследования - организация коррекционной работы - индивидуальная коррекция - коррекция в малых подгруппах -тематические планы -мониторинг | 8-22 |
3.Организационный раздел | 1.Условия, способствующие реализации коррекционной работы 2.Приложение: - речевая карта - форма предоставления результатов -глоссарий - список рекомендуемого оборудования и мебели логопедического кабинета - оформление учебных зон для логопедической коррекции -список литературы | 22-29 |
Раздел 1. Целевой
Пояснительная записка
Программа «Говори, читай, пиши правильно» обеспечивает реализацию коррекционного обучения по устранению речевых нарушений устной и письменной речи у несовершеннолетних начальной школы с учётом современных технологий и условий реабилитационного центра. Программа является составной частью индивидуальной реабилитационной программы несовершеннолетнего.
Программа рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет)
Основанием для разработки программы является требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования; «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы; учтены требования к организации режима дня и учебных занятий; Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Конвенцией ООН о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Федерального закона от 28.12.2013г. №442ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; Закона Приморского края от 29.12.2004г. №217-КЗ «О защите прав ребёнка в Приморском крае»; Устава КГБУСО «Спасский СРЦН»; локальными нормативными правовыми актами министерства труда и социальной политики Приморского края.
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку, разработана с опорой на методические системы работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Р.И. Лалаевой, С.Ю. Горбуновой, Л.С. Волковой, Е.А. Яструбинской, Т.В.Моисеевой, Е.В. Мазановой, В.В. Коноваленко.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает коррекцию дисграфии и дислексии, формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка школьного возраста с речевой патологией, как основы преодоления неуспешности при обучении в массовой школе. Программа способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Содержание программы является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной школе.
Актуальность программы в том, что она обеспечивает непосредственно реализацию коррекции недостатков устной и письменной речи младших школьников, с учетом современных технологий и условий Спасского социально-реабилитационного центра.
Цель программы: Обеспечение коррекции устной и письменной речи несовершеннолетних от 7-х до 12 лет.
Задачи:
1. Сформировать правильное звукопроизношение.
2. Сформировать полноценные знания о звуковом составе слова.
3. Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова и синтеза предложения из слов.
4. Способствовать обогащению словарного запаса путём накопления слов, относящихся к различным частям речи.
5.Совершенствовать умение правильно согласовывать слова в предложении.
6. Упражнять детей в построении связного высказывания.
7. Сформировать чёткие, устойчивые представления об образе букв алфавита.
8. Способствовать формированию самоконтроля.
Ожидаемый результат реализации программы:
По окончанию полного курса реабилитации дети должны
уметь:
-правильно произносить отработанные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
-дифференцировать все изученные звуки;
-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
-находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
-различать понятия “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”;
овладеть:
-навыком использования разных частей речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
-употреблением в речи синонимов, антонимов;
-правильным согласованием слов в предложении.
-умением образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
-навыком построения связного высказывания (пересказ и драматизация небольших литературных произведений; составление по плану и образцу рассказов о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с развитием действия.);
должны быть сформированы:
-чёткие представления об образе букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство;
-действия самоконтроля - умение ребенка самостоятельно адекватно оценивать выполняемые им задания.
Новизна: Программа является составной частью реабилитационного процесса в учреждении, составлена в соответствии с требованиями ФГОС, с учётом работы в условиях социально-реабилитационного центра.
Механизмы реализации программы:
1 этап – индивидуальная диагностика, уточнение диагноза речевого расстройства. (заполнение речевых карт)
2 этап – составление индивидуальных маршрутов коррекции согласно речевого диагноза и уровня интеллектуального развития ребёнка.
3 этап - реализация индивидуального маршрута коррекции.
4 этап – повторная индивидуальная диагностика.
5 этап - коррекция индивидуального маршрута или составление нового.
Психолого-педагогические принципы программы:
Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе узкоспециальных принципов обеспечения логопедической работы:
- учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
- комплексность с точки зрения развития речи несовершеннолетнего;
- воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода).
- опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности;
- учет закономерностей нормального хода речевого развития. В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать;
- учет ведущей деятельности.
- поэтапность: логопедический процесс длительный и целенаправленный.
- учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с каким-либо отклонение, индивидуален;
- взаимодействие (сотрудничество со всеми специалистами реабилитационного центра и по возможности с родителями. Роль родителей в устранении речевой проблемы – одна из ведущих.
- систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации с учетом возрастной нормы и уровня развития ребёнка на момент обследования, по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
Характеристика дисграфий
Дисграфия (дис- + греч. grapho писать, изображать) - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Согласно классификации дисграфий, в основе которой лежит несформированность определённых операций процесса письма (разработанной сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена) выделяются следующие пять видов дисграфии:
Вид дисграфии и её проявления | Причины | Направления работы |
Артикуляторно-акустическая дисграфия (замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи). | Нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. | - Коррекция звукопроизношения -Развитие фонематического восприятия |
Акустическая дисграфия (проявляется на письме в заменах букв). | Нарушение фонемного распознавания. | -Развитие фонематического восприятия |
Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза, (пропуски, перестановки, добавления букв, слогов, слов; слияние или разрыв слов) | Неполноценны разные виды операций: деление предложения на слова и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез. | -Развитие фонематического восприятия -Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова -Совершенствование навыка деления предложений на слова и синтеза предложения из слов |
Аграмматическая дисграфия (неправильное изменение слов по падежам, родам и числам; нарушение согласования слов в предложении; нарушение предложных конструкций (неправильная последовательность слов, пропуски членов предложения и т. п.)). | Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. | -Пополнение словаря -Совершенствование грамматического строя -Совершенствование связной речи |
Оптическая дисграфия (заменяются или смешиваются графически сходные буквы) | Несформированность зрительно-пространственных представлений. | -Развитие зрительного восприятия, (узнавание цвета, формы и величины) - Расширение объема зрительной памяти - Формирование пространственных и временных представлений - Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией; - Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. |
Характеристика дислексий
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки при чтении даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы. Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью.
Вид дислексии и её проявления | Причины | Направления работы |
Фонематическая Вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии. | Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем, которое проявляется в трудностях усвоения букв. Это, в свою очередь, связано с нечеткостью слухопроизносительных представлений, со смешением акустико-артикуляторно близких звуков. Вторая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза. | - Коррекция звукопроизношения -Развитие фонематического восприятия -Развитие фонематического восприятия -Формирование фонематического анализа и синтеза |
Оптическая проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. | Несформированность зрительно-пространственных представлений. Наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов, частые ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов, трудности усвоения и смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. | -Развитие зрительного восприятия, (узнавание цвета, формы и величины) - Расширение объема зрительной памяти - Формирование пространственных и временных представлений -Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова - Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией; - Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. |
Аграмматическая проявляется в агроматизмах при чтении. В процессе чтения ребенок не правильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. | Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. | -Пополнение словаря -Совершенствование грамматического строя -Совершенствование связной речи |
Мнестическая проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. | Обусловлена нарушениями речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. | -Развитие и расширение объема зрительной памяти; -Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова - Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией; - Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. |
Семантическая Ребенок не понимает содержания прочитанного текста | нарушения понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. | -Работа по формированию смысловой, содержательной стороны текстов. -Формирование понятийного словаря. -Разбор предложений по смыслу. |
Тактильная наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. |
Данная программа рассчитана на контингент детей со смешанной дисграфией и дислексией, так как чаще всего названные виды нарушений в разных сочетаниях одновременно присутствуют у одних и тех же детей.
Раздел 2.Содержательный
Основные методы обучения:
Направления работы | Методы обучения |
Организационное | Информационно-рецептивный Наглядный Практический Репродуктивный |
Аналитическое | Исследовательский Практический Наглядный Репродуктивный Проблемные ситуации |
Коррекционное | Репродуктивный Наглядный Практический Исследовательский Метод проблемного обучения. Метод творческих заданий Создание ситуации успеха. Метод соревнования. Создание эмоционально-нравственных ситуаций |
Информационное | Практический Наглядный Репродуктивный Игровой |
Формы проведения организованной образовательной деятельности.
Организационное | Аналитическое | Коррекционное | Информационное |
Комплектование малых подгрупп, Составление индивидуальных маршрутов коррекционной работы; Заполнение речевых карт, мониторинговых исследований; Оформление документации | Диагностические задания для определения речевого дефекта и выбора индивидуального маршрута коррекции; Беседы; Наблюдения в динамике; Беседа с родителями для сбора анамнеза;Дизартрические пробы. | Логомассаж; Артикуляционная гимнастика; Дыхательная гимнастика; Пальчиковая гимнастика; Интегрированные занятия; Игра; Психогимнастика; Самомассаж; Праздник правильной речи; Лопедические пятиминутки; Слоговые дорожки; Игры-забавы; Конкурсы; Проекты. | Семинары-практикумы; Мастер-классы; Логопедические часы; Пятиминутки; Информационные стенды; Совместные досуговые мероприятия, Консультации; Взаимопосещения занятий; Презентации. |
Этапы логопедического обследования
(Технологическая цепочка обследования)
Этапы | Задачи, методы обследования |
I этап. Ориентировочный | Задачи: - выявление запроса родителей, жалоб при поступлении ребёнка в реабилитационный центр (по возможности); - сбор анамнестических данных; - выявление предварительных данных об индивидуально - типологических особенностях ребенка. Методы обследования: - изучение медицинской и педагогической документации; - беседа с родителями (по возможности). |
II этап. Диагностический | Задачи: - выяснить какие языковые средства сформированы, а какие не сформированы к моменту обследования; - определить характер несформированности языковых средств Методы обследования: - беседа с ребенком; - наблюдение; |
III этап. Аналитический | Задачи: - интерпретация полученных данных; - заполнение речевых карт (с последующим развернутым логопедическим заключением). |
IV эman. Прогностический | Задачи: -определение прогноза дальнейшего развития ребенка; -выяснение основных направлений коррекционной работы с ребенком; - решение вопроса об индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте. |
V этап. Информационный | Задача: -сообщение родителям заключения и направлений коррекционной работы и ее организационных форм; -обсуждение направлений коррекционной работы с педагогами, работающими с ребенком. |
Организация коррекционной работы
Коррекционное обучение несовершеннолетних продолжается в течение всего реабилитационного периода (3-6 месяцев). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Наполняемость групп для фронтальных занятий не более 4-6 человек. Количество занятий по каждой теме может изменяться в зависимости от усвоения материала.
Занятия строятся так, чтобы процесс коррекционного обучения в максимальной степени способствовал устранению речевого дефекта и общему развитию речи детей при минимальных затратах времени.
Алгоритм занятия (основные направления коррекционной работы на занятии):
1.развитие артикуляционного аппарата,
2.развитие сукцессивных функций,
3.развитие фонематического слуха,
4.развитие языкового анализа и синтеза,
5.развитие крупной и мелкой моторики,
6.расширение словаря,
7.развитие грамматического строя речи,
8.развитие связной речи.
Занятия с несовершеннолетними проводятся как индивидуально, так и в подгруппе. Основной формой являются подгрупповые занятия. Программа предусматривает проведение подгрупповых логопедических занятий 1-2 раза в неделю и индивидуальных занятий 1-3 раза в неделю, в зависимости от тяжести дефекта. Продолжительность подгрупповых занятий составляет 25-40- минут, продолжительность индивидуальных занятий – 15-30 минут.
Формы организации коррекционно-развивающей работы:
-индивидуальные - основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).
-подгрупповая работа - непосредственно работа над коррекцией письменной и устной речи.
-работа с родителями - индивидуальные беседы, консультации и рекомендации, анкетирование и опросы.
Рекомендации по организации индивидуальных занятий:
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
1.развитие артикуляционного праксиса;
2.фонационные упражнения;
3.уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;
4.вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
5. закрепление навыков произношения изученных звуков;
Так как в реабилитационный центр поступают несовершеннолетние, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи и др.) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого дефекта.
Этапы коррекции звукопроизношения:
Этап | Основные направления работы при: | |||||
ФН | ФФН | ОНР 3-4ур. и НВОНР | ||||
I. Подготовительный | 1. Выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков. На данном этапе используются подготовительные упражнения: -для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”; -для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”; -для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”; -для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”; - для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”. -2.Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи: «Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер». | |||||
3. Развитие слухового восприятия, внимания Проводятся: 1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»; 2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я» | ||||||
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков | 1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: имитационный, механический, смешанный. Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме: свистящие С, 3, Ц, С', 3' шипящий Ш сонор JI шипящий Ж соноры Р, Р' шипящие Ч, Щ Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука. 2. Автоматизация поставленных звуков: 1) изолированного произношения; 2) в слогах; 3) в словах; 4) в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте. 3. Дифференциация: 1) изолированных звуков; 2) в слогах; 3) в словах; 4) в словосочетаниях; 5) в предложениях; 6) в тексте. | |||||
4. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков); Этап развития фонематического слуха включает: 1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», « Определи место звука в слове»; 2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори» | ||||||
5.Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков). Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает: 1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»; 2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»; 3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»; 4) составление условно-графических схем: «Телеграфист». | ||||||
6.Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): номинативный словарь; предикативный словарь; словарь признаков; числительные и местоимения; навыки словообразования. | ||||||
7.Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): словоизменение; согласование. | ||||||
8.Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков): пересказ; рассказ по серии сюжетных картин; 3.рассказ по сюжетной картине | ||||||
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков | 1. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи. |
Частота проведения индивидуальных занятий и продолжительность этапов работы по коррекции произношения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Рекомендации по организации подгрупповых занятий:
Своеобразие проявлений речевого недоразвития, уровень знаний по родному языку и особенности учебной деятельности 2-4 –х классов требуют особой организации коррекционного воздействия:
- коммуникативная направленность всего комплекса коррекционного воздействия на логопедических занятиях - одно из принципиальных требований, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения. Она реализуется в обязательной отработке на занятиях всех форм речевой деятельности, включающей слушание, говорение, письмо и чтение. Чтение и письмо в начале коррекционного обучения заменяется активной работой с различными схемами, представляющими собой модели анализируемых слов, разрезной азбукой, слоговыми карточками и таблицами.
-подборка дидактического материала (должен соответствовать возрасту, с учётом определённой продвинутости детей в обучении родному языку по данной теме),
-темп прохождения каждой логопедической темы на занятиях,
-повышение уровня самостоятельности детей при выполнении учебных заданий;
-усложнение учебных заданий,
-развитие речемыслительной деятельности детей и стремление к большей развёрнутости их устных высказываний.
Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований.
Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.
Форма контроля - анализ устной и письменной речи в начале и в конце реабилитации (фронтальный и индивидуальный мониторинг);
Тематическое планирование:
2-е классы
Количество часов определяется тяжестью дефекта, скоростью усвоения программного материала и индивидуальными особенностями несовершеннолетнего.
№ | Раздел | Тема | Цель |
1 | Обследование | Обследование | Уточнение диагноза. |
2 | Анализ текста | Уточнение представлений о предложении | Формирование навыка выделения предложений из речевого потока |
Выделение предложений из сплошного текста | Формирование умения определять количество предложений в тексте | ||
3 | Анализ предложения | Слова, обозначающие предмет. Практическое овладение составлением простого нераспространён-ного предложения | Уточнение понятий «предложение», «слово». |
Слова, обозначающие действие предмета. Схема предложения. | Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения. | ||
Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Составление схемы предложения. | Формирование навыка определения количества и последовательности слов в предложении. | ||
Составление предложений по графическим схемам | Закрепление навыка грамматического оформления предложений. | ||
Слова, обозначающие признак предмета. | Формирование навыка связи слов в предложении. | ||
Распространение простого двусоставного предложения определением | Закрепление навыка связи слов в предложении. | ||
Дифференциация понятий предложение-слово | Закрепление понятий «предложение» - «слово» | ||
4 | Слоговой состав слова | Слоговой анализ и синтез | Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры. |
Ударение. Порядок слогов в слове. | Формирование навыка определения ударного слога в словах. | ||
5 | Звуковой состав слова | Гласные и согласные звуки. | Развитие умения различать на слух гласные и согласные фонемы. |
Выделение гласных 1 ряда. | Уточнение понятий о гласных звуках и их обозначении на письме | ||
Выделение гласных 11 ряда. | Формирование навыка фонетико-фонематического анализа слов с йотированными гласными | ||
Образование гласных 11 ряда | Знакомство со способами образования гласных 11 ряда. | ||
Дифференциация гласных 1 и 11 ряда. | Закрепление фонематических представлений о гласных звуках. | ||
6 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных | Дифференциация гласных ы-и | Формирование навыка употребления букв «ы-и» после твёрдых и мягких согласных на письме |
Дифференциация гласных а-я | Формирование навыка употребления букв «а-я» после твёрдых и мягких согласных на письме | ||
Дифференциация гласных у-ю | Формирование навыка употребления букв «у-ю» после твёрдых и мягких согласных на письме | ||
Дифференциация гласных о-ё | Формирование навыка употребления букв «о-ё» после твёрдых и мягких согласных на письме | ||
Дифференциация гласных э-е | Формирование навыка употребления букв «э-е» после твёрдых и мягких согласных на письме | ||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных | Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках | ||
Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными 11 ряда. | Закрепление навыка употребления гласных 11 ряда после согласных на письме | ||
Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова. | Формирование навыка употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова | ||
Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в середине слова. | Формирование навыка употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине слова | ||
Твёрдые и мягкие согласные. Закрепление. | Закрепление навыка различать твёрдые и мягкие согласные | ||
7 | Дифференциация звуков сходных по акустическим признакам | Звонкие и глухие согласные | Уточнение понятия о звонких и глухих согласных |
Дифференциация звуков в-ф | Закрепление навыка различать звуки в-ф на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков б-п | Закрепление навыка различать звуки б-п на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков г-к | Закрепление навыка различать звуки г-к на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков д-т | Закрепление навыка различать звуки д-т на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков з-с | Закрепление навыка различать звуки з-с на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков ж-ш | Закрепление навыка различать звуки ж-ш на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков с-ш | Закрепление навыка различать звуки с-ш на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков з-ж | Закрепление навыка различать звуки з-ж на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков ч-ц | Закрепление навыка различать звуки ч-ц на слух и правильно обозначать их на письме | ||
8 | Обследование | Обследование | Проведение итоговых срезовых проверочных работ |
3-е классы
Количество часов определяется тяжестью дефекта, скоростью усвоения программного материала и индивидуальными особенностями несовершеннолетнего.
№ | Раздел | Тема | Цель |
1 | Обследование | Обследование | Уточнение диагноза. |
2 | Анализ предложения | Выделение предложений из сплошного текста | Формирование умения определять количество предложений в тексте |
Уточнение представлений о предложении | Формирование навыка выделения предложений из речевого потока | ||
Правила в предложении | Закрепление навыка грамматического оформления предложений на письме. | ||
3 | Слоговой состав слова | Слоговой состав слова | Закрепление понятий слог и слово |
Слоговой анализ и синтез | Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры. | ||
Ударение. Порядок слогов в слове. | Формирование навыка определения ударного слога в словах. | ||
4 | Звуковой состав слова | Звук и буква. | Различение понятий звук и буква |
Гласные звуки и буквы. | Уточнение понятий о гласных звуках и их обозначении на письме | ||
Согласные звуки и буквы. | Закрепление фонематических представлений о согласных звуках. | ||
Гласные 11 ряда | Формирование навыка фонетико-фонематического анализа слов с йотированными гласными | ||
5 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных | Дифференциация твёрдых и мягких согласных | Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках |
Дифференциация твёрдых и мягких согласных | Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках | ||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных | Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках | ||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных | Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках | ||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных | Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках | ||
Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова. | Формирование навыка употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова | ||
Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в середине слова. | Формирование навыка употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине слова | ||
6 | Звукобуквенный анализ слов | ||
А) Дифференциация звонких и глухих согласных | Дифференциация звуков б-п | Закрепление навыка различать звуки б-п на слух и правильно обозначать их на письме | |
Дифференциация звуков д-т | Закрепление навыка различать звуки д-т на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков г-к | Закрепление навыка различать звуки г-к на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков з-с | Закрепление навыка различать звуки з-с на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков ж-ш | Закрепление навыка различать звуки ж-ш на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков в-ф | Закрепление навыка различать звуки в-ф на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков с-ш | Закрепление навыка различать звуки с-ш на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков з-ж | Закрепление навыка различать звуки з-ж на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков с-ц | Закрепление навыка различать звуки с-ц на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков ч-щ | Закрепление навыка различать звуки ч-щ на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков ч-ц | Закрепление навыка различать звуки ч-ц на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков ч-ть | Закрепление навыка различать звуки ч-ть на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков р-л | Закрепление навыка различать звуки р-л на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков сь-щ | Закрепление навыка различать звуки сь-щ на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Дифференциация звуков й-ль | Закрепление навыка различать звуки й-ль на слух и правильно обозначать их на письме | ||
Б) Дифференциация букв сходных по оптическим признакам | Дифференциация букв п-т | Развитие зрительной дифференциации букв п-т | |
Дифференциация букв л-м | Развитие зрительной дифференциации букв л-м | ||
Дифференциация букв б-д | Развитие зрительной дифференциации букв б-д | ||
Дифференциация букв и-у | Развитие зрительной дифференциации букв и-у | ||
Дифференциация букв а-о | Развитие зрительной дифференциации букв а-о | ||
7 | Закрепление | Закрепление. Представление о предложении. | Проведение итоговых срезов. |
Закрепление. Слоговой состав слова. | Проведение итоговых срезов. | ||
Закрепление. Звукобуквенный состав слова | Проведение итоговых срезов. | ||
8 | Обследование | Обследование | мониторинг |
4-е классы
Количество часов определяется тяжестью дефекта, скоростью усвоения программного материала и индивидуальными особенностями несовершеннолетнего.
№ | Раздел | Тема | Цель |
1 | Обследование | Обследование | Уточнение диагноза. |
2 | Текст | Текст. Анализ текста. | |
3 | Предложения | Выделение предложений из сплошного текста | Формирование умения определять количество предложений в тексте |
Уточнение представлений о предложении | Формирование навыка выделения предложений из речевого потока | ||
Правила в предложении | Закрепление навыка грамматического оформления предложений на письме. | ||
4 | Слоговой состав слова | Слоговой состав слова | Закрепление понятий слог и слово |
Слоговой анализ и синтез | Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры. | ||
Ударение. Порядок слогов в слове. | Формирование навыка определения ударного слога в словах. | ||
5 | Звуковой состав слова | Звук и буква. | Различение понятий звук и буква |
Согласные звуки и буквы. | Закрепление фонематических представлений о согласных звуках. | ||
Гласные звуки и буквы. | Уточнение понятий о гласных звуках и их обозначении на письме | ||
Дифференциация гласных и согласных. | Формирование навыка фонетико-фонематического анализа слов | ||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных | Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках | ||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных | Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках | ||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных | Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках | ||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных | Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках | ||
Дифференциация твёрдых и мягких согласных | Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках | ||
6 | Звукобуквенный анализ слов | Звукобуквенный анализ слов. Количество букв равно количеству звуков. | Развитие фонематического восприятия, формирование навыка фонетико-фонематического анализа. |
Звукобуквенный анализ слов. Количество букв больше количества звуков. | Развитие фонематического восприятия, формирование навыка фонетико-фонематического анализа | ||
Звукобуквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков. | Развитие фонематического восприятия, формирование навыка фонетико-фонематического анализа | ||
Дифференциация звонких и глухих согласных. | Закрепление навыка различать на слух глухие и звонкие согласные. | ||
7 | Дифференциация букв сходных по оптическим признакам | Дифференциация букв п-т | Развитие зрительной дифференциации букв п-т |
Дифференциация букв л-м | Развитие зрительной дифференциации букв л-м | ||
Дифференциация букв б-д | Развитие зрительной дифференциации букв б-д | ||
Дифференциация букв и-у | Развитие зрительной дифференциации букв и-у | ||
Дифференциация букв а-о | Развитие зрительной дифференциации букв а-о | ||
8 | Состав слова | Состав слова. | Закрепить знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова. |
Корень слова. Однокоренные слова. | Формировать умение подбирать родственные слова. | ||
Образование новых слов с помощью приставок. | Уточнение значения приставок. Развитие умения образовывать новые слова при помощи приставок. | ||
Предлоги. Дифференциация предлогов и приставок. | Уточнение лексического значения предлогов. | ||
Образование новых слов с помощью суффиксов. | Уточнение значения суффиксов. Развитие умения образовывать новые слова при помощи суффиксов. | ||
Окончание. | Формирование умения согласовывать слова. | ||
8 | Обследование | Обследование | мониторинг |
Мониторинг
Результативность процесса коррекции может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Для диагностики речевого развития детей, суммарно за период реабилитации выделено 20% общего времени.
Логопедическое обследование проводится в течении недели после поступления ребёнка в реабилитационный центр. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся после оформления речевой карты, определения основных направлений коррекционной работы с ребенком и решения вопроса об индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.
В июне, при переходе реабилитационного центра на летний режим логопедическая коррекция проводится индивидуально, в малых подгруппах в досуговых мероприятиях и через игры на свежем воздухе.
Выпуск детей проводится в течение всего реабилитационного периода по мере устранения у них дефектов речи.
Результаты логопедической коррекции отмечаются в речевой карте ребёнка.
Приёмы диагностического изучения:
1. Сбор анамнестических данных
2. Беседы с родителями
3. Наблюдение за детьми во время занятий
4. Беседа с детьми
5. Беседа с учителями
Раздел 3. Организационный
Условия, способствующие реализации коррекционной работы
1. Наличие специалиста: учителя-логопеда;
2. Наличие необходимых условий для занятий с детьми: места специально оборудованного необходимым дидактическими материалами, специальными инструментами для логокоррекции (логопедические зонды, шпателя для механической постановки звуков) и наглядными пособиями для занятий с детьми индивидуально и в малых подгруппах. (см. приложение «оборудование логопедического кабинета»);
3. Обеспечение систематических занятий;
4. Последовательное выполнение всех задач;
5.Взаимодействие педагогов реабилитационного центра;
5. Привлечение родителей к работе с детьми дома по заданию логопеда;
6. Направление детей к специалистам: сурдолог, невропатолог, психоневролог, окулист. (при необходимости) Выполнение медицинскими работниками рекомендаций специалистов;
7. Регулярное посещение родителями консультаций логопеда с целью знакомства с результатами логокоррекции и дальнейших перспектив развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Речевая карта ( дисграфия, дислексия)
Дата обследования_____________________________________________________________________
ФИО._________________________________________________________________________________
Дата рождения_____________________Школа___________________________Класс______________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Прикус_________________________________ Язык__________________________________
Губы___________________________________ Твердое небо___________________________
Зубной ряд______________________________ Подъязычная уздечка____________________
Мягкое небо____________________________ Другие особенности_____________________
Строение и особенности артикуляционной моторики:
движения (быстрые, медленные, точные, не точные, синкенезии, тремор, саливация);
тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);
Особенности ручной моторики ( кольцо, коза, игра на рояле (1,2,3,4,5), «кулак, ребро, ладонь»)
Зукопроизношение:
с | с´ | з | з´ | ц | ш | ж | ч | р | р´ | л | л´ | к | г | х | й |
Состояние фонематического восприятия:
Повторение слогов с оппозиционными звуками
Па-Ба-Па_________________________ Са-Ша-Са____________________________
Та-Та-Да_________________________ Жа-За-Жа____________________________
Га-Ка-Га_________________________ Ча-Ша-Ча____________________________
Ба-Бя-Ба_________________________ За-Са-За_____________________________
Слоговая структура слова
сквозняк температура Регулировщик стоит на перекрестке
аквариум аквалангист Водопроводчик чинит водопровод
лекарство экскаватор Волосы подстригают в парикмахерской
Исследование языкового анализа и синтеза:
а) анализ состава предложения
Определить кол-во, последовательность и место слов в предлож-и | опред. | неопред. |
Стоят теплые деньки | ||
Осенью часто льют дожди | ||
Желтые листья падают на землю | ||
Из леса вышел старик с большой корзиной |
б) слоговой анализ и синтез:
Определить кол-во слогов в слове, произнес. Учителем (подч.) | Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога (отобр.подч.) | Произнести слитно слово, прои- знесенное по слог.(подчеркн.) |
Мыть, поднос, ласточка, чере- паха, кровать. | Дом, собака, муха, капуста, парта, карандаш, портфель, велосипед. | Ско-во-ро-да, по-то-лок, те-ле-фон. На-сту-пи-ла вес-на. |
в) фонематический анализ ( подчеркнуть )
Выделение звука из слова | Есть ли звук «м» в словах: мак, дерево, рама, рак, дом, лампа. |
Выделение первого звука | Астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, дрова. |
Выделение последнего звука | Кот, карандаш, дом, палец, радуга. |
Определить место звука в слове | Где слышится звук «р»: ракета, арбуз, самовар, паркет. |
Определение звуков в словах | Сколько зв. в словах: дым, каша. шапка, крышка, черемуха. |
Позиционный анализ | Какой по счету звук «р»: рыба, дорога, трава, завтрак. |
г) фонематический синтез д) фонематические представления
Произнеси слово произн-е. с паузами | Отобрать картинки, где есть5 звуков(подч.-ть) | Назв.-ть слова в кото- рых есть звук «м» | Назвать слова в котор. есть 4,5 звуков. |
ч а с, п а р к, з в у к, ф у т б о л. | Лампа, роза, крыша шар чайник, сахар, скамейка. |
Исследование грамматического строя речи:
Состояние словообразования | Состояния словоизменения | ||||
Притяж. прилаг.-х | Чей хвост? Чей дом? Чей шарф? | Мн.чис.ло сущ.-х | Мост Перо Пчела Рот | ||
Образ.пил. от сущ.-х | Стол из дерева Сумка из кожи Сок из моркови Чашка из фарфора | Согл. числ с сущ.1-5 | Стул Кукла Помидор Рыбка | ||
Суфикс. словооб.-е | Дом Гриб Сумка Ведро | Употр. ф. Р.п. (мно- го чего?) | Дом Дерево Ключ Ухо | ||
Префик. совообр.-е | Лить,шел | Измен. им. сущ. по пад. | У меня есть ручка У меня нет….. Я пишу…….. Я говорю о….. |
Исследование зрительно-пространственных функций: Понимание сложных конструкций:
Конструирование фигур из палочек | Нарисуй крестик над (под,слева) от круга |
По образцу | Витю слушал учитель.Кто говорил? |
По представлению | Автобус обогнала машина .Кто поехал впереди? |
Состояние речезрительных функций:
Знание букв: печатных рукописных |
Узнавание: на зашумл. пунктиром недописанных стилизованных |
Пр. и непр. напис.(зеркально) наложенных сходных |
Анализ писменных работ | Списывание кол.ош. Примеры | Под диктовку кол. ош. Примеры | ||
Замены букв ( акустич. ) | ||||
Пропуски букв | ||||
Пропуски слогов и частей слов | ||||
Добавление букв , слогов | ||||
Раздельное написание час- тей слов | ||||
Слитное написание слов | ||||
Аграмматизмы на письме | ||||
Графические замены букв | ||||
Зеркальное письмо | ||||
Ошибки на правописание |
Исследование процессов чтения:
Техника чтения ( подчеркнуть ) | Характер ошибок | Количество ошибок | Примеры |
Побуквенное, послого-вое, целыми словами | Замены букв слогов | ||
спереходом на слог , при чтении труд. слов | Пропуски букв слогов | ||
Целыми словами с паузами ( двойное ) | Перестановки букв слогов | ||
Чтение путем перебора и нанизывания отдель- ных букв | Добавления букв слогов ( повторы ) | ||
Плавное, монотонное, угадывающее, вырази- тельное чтение | Аграмматизмы при чтении | ||
Медленное, быстрое, среднего темпа | Графические замены | ||
Механическое чтение |
Логопедическое заключение_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Логопед______________________ Подпись____________
Форма предоставления результатов
Динамика состояния речевого развития в процессе коррекционной работы
На «_______»_____________________________20______года
Без изменений | Улучшение состояния: - Значительное улучшение - Незначительное улучшение | Речь в норме |
Рекомендации________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕД ____________________________________А.Н. Клышко
Глоссарий
Анализатор- это функциональные системы, обеспечивающие анализ (различение) раздражителей, действующих на организм.
Анамнестические данные - совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесённых заболеваниях, операциях, травмах, беременностях, хронической патологии, аллергических реакциях, наследственности и т.д.
Артикуляционная моторика- совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.
Модуляции голоса - изменение высоты голоса, связанное, в частности, с интонацией.
Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
Оптико-пространственные представления - зрительный анализ и синтез, пространственные представления, зрительно-моторная координация и др.
Сукцессивные функции- функции последовательности; это возможность последовательно воспроизвести звуковые и графические ритмы, движения, изображения, вербальные стимулы (возможность записать цифры, слова, предложения, устойчивые речевые ряды (в правильной последовательности назвать времена года, дни недели, месяцы и др.).
Список рекомендуемого оборудования и мебели логопедического кабинета:
- Настенное зеркало для логопедических занятий;
- Зеркала для индивидуальной работы;
- Дополнительное освещение у зеркала.
- Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
- Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование;
- Шкафы для пособий;
- Письменный стол для работы логопеда;
- Столы для занятий с детьми;
-Стулья детские.
Стенд «Звукоград» (для подгрупповых занятий по обучению грамоте) | Стенд «Экран детских успехов»(мотивация детской деятельности) |
Переносной информационный стенд для родителей «Советы логопеда» | Логопедическая зона для индивидуальных занятий и коррекции в малых подгруппах |
Список литературы:
1. Л.Н. Ефименкова «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»
2. А.Н. Корнев «Нарушения чтения и письма у детей»
3. Р.И. Лалаева Л.В. Венедиктова «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников»
4. А.В. Ястребова «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы»
5. А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова « Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией)»
6. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г. .
7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. -М.: "Творческий центр" 2005г.
8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.
9. Каше Г.А, Исправление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся. - М.: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерство просвещения РСФСР" 1960 г.
10. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
12. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
13. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
14. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.
15. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.
16. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.
17. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.
18. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.
19. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.
20. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
правильна ли правильная раскраска?
Консультация для родителей....
Консультации для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"
К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...
Правильна ли «правильная раскраска»?
Как же определить, насколько хороша раскраска и подходит ли она для вашего малыша?...
"Правильна ли правильная раскраска?"
Первой продуктивной деятельностью ребёнка является изобразительная деятельность. Возникновение этой деятельности тесно связано у ребёнка с восприятием предметов и явлений окружающего мира. При рисован...
Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.
Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...
Серия «Увлекательное чтение». Пособие «Читай-пиши»
Ваш ребенок уже умеет читать? И он уже скоро пойдет в школу? Но есть необходимость, чтобы процесс чтения был более осознанным, и ребенок научился записывать то, что может прочитать? Тогда наше пособие...
Играем, читаем, пишем
Многие родители часто задают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?». Одни говорят – еще в утробе матери; другие – не учить вообще, школа научит; третьи пос...