Программа "Говори, читай,пиши правильно"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Клышко Анна Николаевна

Программа «Говори, читай, пиши правильно» обеспечивает реализацию коррекционного обучения по устранению речевых нарушений устной и письменной речи у несовершеннолетних начальной школы с учётом современных технологий и условий реабилитационного центра. Программа является составной частью индивидуальной реабилитационной программы несовершеннолетнего. Программа рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет) Актуальность программы в том, что она обеспечивает непосредственно реализацию коррекции недостатков устной и письменной речи младших школьников, с учетом современных технологий и условий Спасского социально-реабилитационного центра. Цель программы: Обеспечение коррекции устной и письменной речи несовершеннолетних от 7-х до 12 лет. Задачи: 1. Сформировать правильное звукопроизношение. 2. Сформировать полноценные знания о звуковом составе слова. 3. Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова и синтеза предложения из слов. 4. Способствовать обогащению словарного запаса путём накопления слов, относящихся к различным частям речи. 5.Совершенствовать умение правильно согласовывать слова в предложении. 6. Упражнять детей в построении связного высказывания. 7. Сформировать чёткие, устойчивые представления об образе букв алфавита. 8. Способствовать формированию самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное  учреждениесоциального обслуживания

«Спасский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

КГБУ СО «Спасский СРЦН»

«______»_______________2021г.

ПРИНЯТО

Решением педагогического совета

КГБУ СО «Спасский СРЦН»

протокол от «______»_______________2021г №_____

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Говори, читай, пиши правильно»

социально - гуманитарной направленности

по устранению речевых нарушений

устной и письменной речи у несовершеннолетних детей

младшего школьного возраста.

7-12 лет

 Составитель:

Клышко Анна Николаевна

логопед  высшей квалификационной категории

КГБУ СО «Спасский СРЦН»  

                

г. Спасск – Дальний

2021год

Содержание:

Название раздела программы

Содержание раздела

№ страницы

1.Целевой раздел

1.Пояснительная записка

- результаты освоения программы

-цель программы

- механизмы реализации

-принципы и подходы к формированию программы,

- характеристика  дисграфии и дислексии, их виды, причины и направления работы

3-8

2. Содержательный раздел

- методы, формы коррекции

-этапы логопедического обследования

- организация коррекционной работы

- индивидуальная коррекция

- коррекция в малых подгруппах

-тематические планы

-мониторинг

8-22

3.Организационный раздел

1.Условия, способствующие реализации коррекционной работы  

2.Приложение:

- речевая карта

- форма предоставления результатов

-глоссарий

- список рекомендуемого оборудования и мебели  логопедического кабинета

- оформление учебных зон для логопедической коррекции

-список литературы

22-29

                                                                                               

Раздел 1.  Целевой

Пояснительная записка

  Программа «Говори, читай, пиши правильно» обеспечивает реализацию коррекционного обучения по устранению речевых нарушений устной и письменной речи у несовершеннолетних начальной школы с учётом современных технологий и условий реабилитационного центра. Программа является составной частью индивидуальной реабилитационной программы несовершеннолетнего.

Программа рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста (от 7 до 12 лет)

  Основанием для разработки программы является требования Федерального  Государственного Образовательного  Стандарта начального общего образования; «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации  режима работы; учтены требования к организации режима дня и учебных занятий; Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Конвенцией ООН о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Федерального закона от 28.12.2013г. №442ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; Закона Приморского края от 29.12.2004г. №217-КЗ «О защите прав ребёнка в Приморском крае»; Устава КГБУСО «Спасский СРЦН»; локальными нормативными правовыми актами министерства труда и социальной политики Приморского края.

   Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной речи и обусловленной ими неуспеваемости по родному языку, разработана с опорой на методические системы работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой,  Р.И. Лалаевой, С.Ю. Горбуновой, Л.С. Волковой,   Е.А. Яструбинской, Т.В.Моисеевой, Е.В. Мазановой, В.В. Коноваленко.

             Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает коррекцию дисграфии и дислексии, формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка школьного возраста с речевой патологией, как основы преодоления неуспешности при обучении в массовой школе. Программа способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Содержание программы является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной  школе.

Актуальность программы в том, что она обеспечивает непосредственно реализацию коррекции недостатков устной и письменной речи младших школьников, с учетом современных технологий и условий Спасского социально-реабилитационного центра.  

Цель программы: Обеспечение коррекции устной и письменной речи несовершеннолетних от 7-х до 12 лет.  

Задачи:

1. Сформировать правильное  звукопроизношение.

 2. Сформировать полноценные знания о звуковом составе слова.

 3. Совершенствовать навык слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова и синтеза предложения из слов.

4. Способствовать обогащению словарного запаса путём накопления  слов, относящихся к различным частям речи.

5.Совершенствовать умение правильно согласовывать слова в предложении.

6. Упражнять детей в построении связного высказывания.

7. Сформировать чёткие, устойчивые представления об образе букв алфавита.

8. Способствовать формированию самоконтроля.

Ожидаемый результат реализации программы:

По окончанию полного курса реабилитации дети должны

уметь:

-правильно  произносить отработанные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

-дифференцировать все  изученные звуки;

-называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

-находить в предложении слова с заданным звуком, определять  место звука в слове;

-различать понятия “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”;

 овладеть:        

-навыком использования разных частей речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;

-употреблением в речи синонимов, антонимов;

-правильным согласованием слов в предложении.

-умением образовывать  однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.  

-навыком построения связного высказывания (пересказ и драматизация небольших литературных произведений; составление по плану и образцу рассказов о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с развитием действия.);

должны быть сформированы:

-чёткие представления об образе букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство;

-действия самоконтроля - умение ребенка самостоятельно  адекватно оценивать выполняемые им задания.

Новизна: Программа является составной частью  реабилитационного процесса в учреждении, составлена в соответствии с требованиями  ФГОС, с учётом работы в условиях социально-реабилитационного центра.

Механизмы реализации программы:

1 этап – индивидуальная диагностика, уточнение диагноза речевого расстройства. (заполнение речевых карт)

2 этап – составление индивидуальных маршрутов коррекции согласно речевого диагноза и уровня интеллектуального развития ребёнка.

3 этап -  реализация индивидуального маршрута коррекции.

4 этап – повторная индивидуальная диагностика.

5 этап -  коррекция индивидуального маршрута или составление нового.

Психолого-педагогические принципы программы:

Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе узкоспециальных принципов обеспечения логопедической работы:

  • учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
  • комплексность с точки зрения развития речи несовершеннолетнего;
  • воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода).
  • опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно подключает нарушенное звено к активной деятельности;
  • учет закономерностей нормального хода речевого развития. В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать;
  • учет ведущей деятельности.
  • поэтапность: логопедический процесс длительный и целенаправленный.
  • учёт индивидуальных особенностей. Каждый ребёнок, в особенности ребёнок с каким-либо отклонение, индивидуален;
  • взаимодействие (сотрудничество со всеми специалистами реабилитационного центра и по возможности с родителями. Роль родителей в устранении речевой проблемы – одна из ведущих.
  • систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации с учетом возрастной нормы и уровня развития ребёнка на момент обследования, по всем направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.

Характеристика дисграфий

     Дисграфия (дис- + греч. grapho писать, изображать) - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Согласно классификации дисграфий, в основе которой лежит несформированность определённых операций процесса письма (разработанной сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена) выделяются следующие пять видов дисграфии:

Вид дисграфии и её проявления

Причины

Направления работы

Артикуляторно-акустическая дисграфия (замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи).

Нарушение  звукопроизношения и фонематического восприятия.

- Коррекция звукопроизношения

-Развитие фонематического восприятия

Акустическая дисграфия (проявляется  на письме в заменах букв).

Нарушение фонемного распознавания.

-Развитие фонематического восприятия

Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза, (пропуски, перестановки, добавления букв, слогов, слов; слияние или разрыв слов)

Неполноценны разные виды   операций: деление предложения на слова и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез.

-Развитие фонематического восприятия

-Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова

-Совершенствование навыка деления предложений на слова и синтеза предложения из слов

Аграмматическая дисграфия (неправильное изменение слов по падежам, родам и числам; нарушение согласования слов в предложении; нарушение предложных конструкций (неправильная последовательность слов, пропуски членов предложения и т. п.)).

Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.

-Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

Оптическая дисграфия (заменяются или смешиваются графически сходные буквы)

Несформированность зрительно-пространственных представлений.

-Развитие зрительного восприятия, (узнавание цвета, формы и величины)

- Расширение объема зрительной памяти

- Формирование пространственных и временных представлений

- Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;

- Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Характеристика дислексий

   Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению. У обычных детей ошибки при чтении даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы. Дислексия может быть врожденной и приобретенной, может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (тяжелые нарушения речи) - алалия, афазия и т. п. Дислексия может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью. 

Вид дислексии и её проявления

Причины

Направления работы

Фонематическая

Вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Выделяют две формы фонематической дислексии.

Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем, которое проявляется в трудностях усвоения букв. Это, в свою очередь, связано с нечеткостью слухопроизносительных представлений, со смешением акустико-артикуляторно близких звуков.

Вторая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонематического анализа и синтеза.

- Коррекция звукопроизношения

-Развитие фонематического восприятия

-Развитие фонематического восприятия

-Формирование фонематического анализа и синтеза

Оптическая

проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

Несформированность зрительно-пространственных представлений.

Наблюдается побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слов, частые ошибки: пропуски согласных при стечении, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов, трудности усвоения и  смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

-Развитие зрительного восприятия, (узнавание цвета, формы и величины)

- Расширение объема зрительной памяти

- Формирование пространственных и временных представлений

-Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова

- Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;

- Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Аграмматическая

проявляется в агроматизмах при чтении. В процессе чтения ребенок не правильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.

Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи.

-Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

Мнестическая

проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

Обусловлена нарушениями речевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы.

-Развитие и расширение объема зрительной памяти;            

-Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова

- Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;

- Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.  

Семантическая

 Ребенок не понимает содержания прочитанного текста

нарушения понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

-Работа по формированию смысловой, содержательной стороны текстов.

-Формирование понятийного словаря.

-Разбор предложений по смыслу.

Тактильная

наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

   Данная программа  рассчитана на  контингент детей со смешанной дисграфией и дислексией, так как чаще всего названные виды нарушений в разных сочетаниях одновременно присутствуют у одних и тех же детей.

Раздел 2.Содержательный

Основные методы обучения:

Направления работы

Методы обучения

Организационное

Информационно-рецептивный

Наглядный

Практический

Репродуктивный

Аналитическое

Исследовательский

Практический

Наглядный

Репродуктивный

Проблемные ситуации

Коррекционное

Репродуктивный

Наглядный

Практический

Исследовательский

Метод проблемного обучения.

Метод творческих заданий

Создание ситуации успеха.

Метод соревнования.

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

Информационное

Практический

Наглядный

Репродуктивный

Игровой

Формы проведения организованной образовательной деятельности.

Организационное

Аналитическое

Коррекционное

Информационное

Комплектование малых подгрупп, Составление индивидуальных маршрутов коррекционной работы;

Заполнение речевых карт, мониторинговых исследований; Оформление документации

Диагностические задания для определения  речевого дефекта и выбора индивидуального маршрута коррекции;

Беседы;

Наблюдения в динамике; Беседа с  родителями для сбора анамнеза;Дизартрические пробы.

Логомассаж; Артикуляционная гимнастика;

Дыхательная гимнастика; Пальчиковая гимнастика; Интегрированные занятия;

Игра; Психогимнастика; Самомассаж;

Праздник правильной речи;  Лопедические пятиминутки; Слоговые дорожки; Игры-забавы; Конкурсы; Проекты.

Семинары-практикумы; Мастер-классы; Логопедические часы; Пятиминутки; Информационные стенды;

Совместные досуговые мероприятия, Консультации; Взаимопосещения занятий;

Презентации.

Этапы логопедического обследования

(Технологическая цепочка обследования)

Этапы

Задачи, методы обследования

I этап.

Ориентировочный

Задачи:

- выявление запроса родителей, жалоб при поступлении ребёнка в реабилитационный центр (по возможности);

- сбор анамнестических данных;

- выявление предварительных данных об индивидуально - типологических особенностях ребенка.

Методы обследования:

- изучение медицинской и педагогической документации;

- беседа с родителями (по возможности).

II этап.  Диагностический

Задачи:

- выяснить какие языковые средства сформированы, а какие не сформированы к моменту обследования;

- определить характер несформированности языковых средств

Методы обследования:

- беседа с ребенком;

- наблюдение;

III этап.

Аналитический

Задачи:

- интерпретация полученных данных;

- заполнение речевых карт (с последующим развернутым логопедическим заключением).

IV эman.

Прогностический

Задачи:

-определение прогноза дальнейшего развития   ребенка;

 -выяснение основных направлений коррекционной работы с ребенком;

-  решение вопроса об индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

V этап. Информационный

Задача:

-сообщение родителям заключения и направлений коррекционной работы и ее организационных форм;

-обсуждение направлений коррекционной работы с педагогами, работающими с ребенком.

Организация коррекционной работы

         Коррекционное обучение несовершеннолетних продолжается в течение всего реабилитационного периода (3-6 месяцев). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Наполняемость групп для фронтальных занятий не более 4-6 человек. Количество занятий по каждой теме может изменяться в зависимости от усвоения материала.

         Занятия строятся так, чтобы процесс коррекционного обучения в максимальной степени способствовал устранению речевого дефекта и общему развитию речи детей при минимальных затратах времени.

Алгоритм занятия (основные направления коррекционной работы на занятии):

1.развитие артикуляционного аппарата,

2.развитие сукцессивных функций,

3.развитие фонематического слуха,

4.развитие языкового анализа и синтеза,

 5.развитие крупной и мелкой моторики,

6.расширение словаря,

7.развитие грамматического строя речи,

8.развитие связной речи.

        Занятия с несовершеннолетними проводятся как индивидуально, так и в подгруппе. Основной формой являются подгрупповые занятия.  Программа предусматривает проведение подгрупповых логопедических  занятий 1-2 раза в неделю и индивидуальных занятий 1-3 раза в неделю, в зависимости от тяжести дефекта. Продолжительность подгрупповых занятий составляет 25-40- минут, продолжительность индивидуальных занятий – 15-30 минут.

Формы организации коррекционно-развивающей работы:

-индивидуальные - основная цель  - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.).

-подгрупповая работа - непосредственно работа над коррекцией письменной и устной речи.

-работа с родителями - индивидуальные беседы, консультации и рекомендации, анкетирование и опросы.

Рекомендации по организации индивидуальных занятий:

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

1.развитие артикуляционного праксиса;

2.фонационные упражнения;

3.уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;

4.вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

5. закрепление навыков произношения изученных звуков;

      Так как в реабилитационный центр поступают несовершеннолетние, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи и др.) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого дефекта.

Этапы коррекции звукопроизношения:

Этап

Основные направления работы при:

ФН

ФФН

ОНР 3-4ур. и НВОНР

I. Подготовительный

1. Выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе  используются подготовительные упражнения:

-для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;

-для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;

-для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”;

-для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”;

- для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.

-2.Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».

3. Развитие слухового восприятия, внимания

Проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме: 

свистящие С, 3, Ц, С', 3'

шипящий Ш

сонор JI

шипящий Ж

соноры Р, Р' 

шипящие Ч, Щ

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

4. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», « Определи место звука в слове»;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори»

5.Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы»,

«Пирамидка»;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;

4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».

6.Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

номинативный словарь;

предикативный словарь;

словарь признаков;

числительные и местоимения;

навыки словообразования.

7.Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

словоизменение;

согласование.

8.Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

пересказ;

рассказ по серии сюжетных картин; 3.рассказ по сюжетной картине

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

1. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи.

Частота проведения индивидуальных занятий и продолжительность этапов работы по коррекции произношения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Рекомендации по организации подгрупповых занятий:

        Своеобразие проявлений речевого недоразвития, уровень знаний по родному языку и особенности учебной деятельности   2-4 –х классов требуют особой организации коррекционного воздействия:

- коммуникативная направленность всего комплекса коррекционного воздействия на логопедических занятиях - одно из принципиальных требований, соблюдение, которого способствует оптимизации корригирующего обучения. Она реализуется в обязательной отработке на занятиях всех форм речевой деятельности, включающей слушание, говорение, письмо и чтение. Чтение и письмо в начале коррекционного обучения заменяется активной работой с различными схемами, представляющими собой модели анализируемых слов, разрезной азбукой, слоговыми карточками и таблицами.

-подборка дидактического материала (должен соответствовать возрасту, с учётом определённой продвинутости детей в обучении родному языку по данной теме),

-темп прохождения каждой логопедической темы на занятиях,

-повышение уровня самостоятельности детей при выполнении учебных заданий;

-усложнение учебных заданий,

-развитие речемыслительной деятельности детей и стремление к большей развёрнутости  их устных высказываний.

Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований.

Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.

Форма контроля - анализ устной и письменной речи в начале и в конце реабилитации (фронтальный и индивидуальный мониторинг);

Тематическое планирование:

2-е классы

Количество часов определяется тяжестью дефекта, скоростью усвоения программного материала и индивидуальными особенностями несовершеннолетнего.

Раздел

Тема

Цель

1

Обследование

Обследование

Уточнение диагноза.

2

Анализ текста

Уточнение представлений о предложении

Формирование навыка выделения предложений из речевого потока

Выделение предложений из сплошного текста

Формирование умения определять количество предложений в тексте

3

Анализ предложения

Слова, обозначающие предмет. Практическое овладение составлением простого нераспространён-ного предложения

Уточнение понятий «предложение», «слово».

Слова, обозначающие действие предмета. Схема предложения.

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения.

Дифференциация слов-предметов и слов-действий. Составление схемы предложения.

Формирование навыка определения количества и последовательности слов в предложении.

Составление предложений по графическим схемам

Закрепление навыка грамматического оформления предложений.

Слова, обозначающие

признак предмета.

Формирование навыка связи слов в предложении.

Распространение простого двусоставного предложения определением

Закрепление  навыка связи слов в предложении.

Дифференциация понятий предложение-слово

Закрепление понятий «предложение» - «слово»

4

Слоговой состав слова

Слоговой анализ и синтез

Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

Ударение. Порядок слогов в слове.

Формирование навыка определения ударного слога в словах.

5

Звуковой состав слова

Гласные и согласные звуки.

Развитие умения различать на слух гласные и согласные фонемы.

Выделение гласных 1 ряда.

Уточнение понятий о гласных звуках и их обозначении на письме

Выделение гласных 11 ряда.

Формирование навыка фонетико-фонематического анализа слов с йотированными гласными

Образование гласных 11 ряда

Знакомство со способами образования гласных 11 ряда.

Дифференциация гласных 1 и 11 ряда.

Закрепление фонематических представлений о гласных звуках.

6

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Дифференциация гласных ы-и

Формирование навыка употребления букв «ы-и» после твёрдых и мягких согласных на письме

Дифференциация гласных а-я

Формирование навыка употребления букв «а-я» после твёрдых и мягких согласных на письме

Дифференциация гласных у-ю

Формирование навыка употребления букв «у-ю» после твёрдых и мягких согласных на письме

Дифференциация гласных о-ё

Формирование навыка употребления букв «о-ё» после твёрдых и мягких согласных на письме

Дифференциация гласных э-е

Формирование навыка употребления букв «э-е» после твёрдых и мягких согласных на письме

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках

Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными 11 ряда.

Закрепление навыка употребления гласных 11 ряда после согласных на письме

Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова.

Формирование навыка употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова

Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в середине  слова.

Формирование навыка употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине  слова

Твёрдые и мягкие согласные. Закрепление.

Закрепление навыка различать твёрдые и мягкие согласные

7

Дифференциация звуков сходных по акустическим признакам

Звонкие и глухие согласные

Уточнение понятия о звонких и глухих согласных

Дифференциация звуков в-ф

Закрепление навыка различать звуки в-ф на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков б-п

Закрепление навыка различать звуки б-п на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков г-к

Закрепление навыка различать звуки г-к на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков д-т

Закрепление навыка различать звуки д-т на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков з-с

Закрепление навыка различать звуки з-с на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков ж-ш

Закрепление навыка различать звуки ж-ш на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков с-ш

Закрепление навыка различать звуки с-ш на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков з-ж

Закрепление навыка различать звуки з-ж на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков ч-ц

Закрепление навыка различать звуки ч-ц на слух и правильно обозначать их на письме

8

Обследование

Обследование

Проведение итоговых срезовых проверочных работ

3-е классы

Количество часов определяется тяжестью дефекта, скоростью усвоения программного материала и индивидуальными особенностями несовершеннолетнего.

Раздел

Тема

Цель

1

Обследование

Обследование

Уточнение диагноза.

2

Анализ предложения

Выделение предложений из сплошного текста

Формирование умения определять количество предложений в тексте

Уточнение представлений о предложении

Формирование навыка выделения предложений из речевого потока

Правила в предложении

Закрепление навыка грамматического оформления предложений на письме.

3

Слоговой состав слова

Слоговой состав слова

Закрепление понятий слог и слово

Слоговой анализ и синтез

Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

Ударение. Порядок слогов в слове.

Формирование навыка определения ударного слога в словах.

4

Звуковой состав слова

Звук и буква.

Различение понятий звук и буква

Гласные звуки и буквы.

Уточнение понятий о гласных звуках и их обозначении на письме

Согласные звуки и буквы.

Закрепление фонематических представлений о согласных звуках.

Гласные 11 ряда

Формирование навыка фонетико-фонематического анализа слов с йотированными гласными

5

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках

Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова.

Формирование навыка употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова

Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в середине  слова.

Формирование навыка употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине  слова

6

Звукобуквенный анализ слов

А) Дифференциация звонких и глухих согласных

Дифференциация звуков б-п

Закрепление навыка различать звуки б-п на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков д-т

Закрепление навыка различать звуки д-т на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков г-к

Закрепление навыка различать звуки г-к на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков з-с

Закрепление навыка различать звуки з-с на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков ж-ш

Закрепление навыка различать звуки ж-ш на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков в-ф

Закрепление навыка различать звуки в-ф на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков с-ш

Закрепление навыка различать звуки с-ш на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков з-ж

Закрепление навыка различать звуки з-ж на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков с-ц

Закрепление навыка различать звуки с-ц на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков ч-щ

Закрепление навыка различать звуки ч-щ на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков ч-ц

Закрепление навыка различать звуки ч-ц на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков ч-ть

Закрепление навыка различать звуки ч-ть на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков р-л

Закрепление навыка различать звуки р-л на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков сь-щ

Закрепление навыка различать звуки сь-щ  на слух и правильно обозначать их на письме

Дифференциация звуков й-ль

Закрепление навыка различать звуки й-ль на слух и правильно обозначать их на письме

Б) Дифференциация букв сходных по оптическим признакам

Дифференциация букв п-т

Развитие зрительной дифференциации букв п-т

Дифференциация букв л-м

Развитие зрительной дифференциации букв л-м

Дифференциация букв б-д

Развитие зрительной дифференциации букв б-д

Дифференциация букв и-у

Развитие зрительной дифференциации букв и-у

Дифференциация букв а-о

Развитие зрительной дифференциации букв а-о

7

Закрепление

Закрепление. Представление о предложении.

Проведение итоговых срезов.

Закрепление. Слоговой состав слова.

Проведение итоговых срезов.

Закрепление. Звукобуквенный состав слова

Проведение итоговых срезов.

8

Обследование

Обследование

мониторинг

4-е классы

Количество часов определяется тяжестью дефекта, скоростью усвоения программного материала и индивидуальными особенностями несовершеннолетнего.

Раздел

Тема

Цель

1

Обследование

Обследование

Уточнение диагноза.

2

Текст

Текст. Анализ текста.

3

Предложения

Выделение предложений из сплошного текста

Формирование умения определять количество предложений в тексте

Уточнение представлений о предложении

Формирование навыка выделения предложений из речевого потока

Правила в предложении

Закрепление навыка грамматического оформления предложений на письме.

4

Слоговой состав слова

Слоговой состав слова

Закрепление понятий слог и слово

Слоговой анализ и синтез

Развитие слогового анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры.

Ударение. Порядок слогов в слове.

Формирование навыка определения ударного слога в словах.

5

Звуковой состав слова

Звук и буква.

Различение понятий звук и буква

Согласные звуки и буквы.

Закрепление фонематических представлений о согласных звуках.

Гласные звуки и буквы.

Уточнение понятий о гласных звуках и их обозначении на письме

Дифференциация гласных и согласных.

Формирование навыка фонетико-фонематического анализа слов

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Уточнение понятий о твёрдых и мягких согласных звуках

6

Звукобуквенный анализ слов

Звукобуквенный анализ слов. Количество букв равно количеству звуков.

Развитие фонематического восприятия, формирование навыка фонетико-фонематического анализа.

Звукобуквенный анализ слов.

Количество букв больше количества звуков.

Развитие фонематического восприятия, формирование навыка фонетико-фонематического анализа

Звукобуквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков.

Развитие фонематического восприятия, формирование навыка фонетико-фонематического анализа

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Закрепление навыка различать на слух глухие и звонкие согласные.

7

Дифференциация букв сходных по оптическим признакам

Дифференциация букв п-т

Развитие зрительной дифференциации букв п-т

Дифференциация букв л-м

Развитие зрительной дифференциации букв л-м

Дифференциация букв б-д

Развитие зрительной дифференциации букв б-д

Дифференциация букв и-у

Развитие зрительной дифференциации букв и-у

Дифференциация букв а-о

Развитие зрительной дифференциации букв а-о

8

Состав слова

Состав слова.

Закрепить знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.

Корень слова. Однокоренные слова.

Формировать умение подбирать родственные слова.

Образование новых слов с помощью приставок.

Уточнение значения приставок. Развитие умения образовывать новые слова при помощи приставок.

Предлоги. Дифференциация предлогов и приставок.

Уточнение лексического значения предлогов.

Образование новых слов с помощью суффиксов.

Уточнение значения суффиксов. Развитие умения образовывать новые слова при помощи суффиксов.

Окончание.

Формирование умения согласовывать слова.

8

Обследование

Обследование

мониторинг

Мониторинг

   Результативность процесса коррекции может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Для диагностики речевого развития детей, суммарно за период реабилитации выделено 20% общего времени.

Логопедическое обследование проводится в течении недели после поступления ребёнка в реабилитационный центр. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся после оформления речевой карты, определения основных направлений коррекционной работы с ребенком и решения вопроса об индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

В июне, при переходе реабилитационного центра на летний режим логопедическая коррекция проводится индивидуально, в малых подгруппах в досуговых мероприятиях и через игры на свежем воздухе.

Выпуск детей проводится в течение всего реабилитационного периода по мере устранения у них дефектов речи.

Результаты логопедической коррекции отмечаются в речевой карте ребёнка.

Приёмы диагностического изучения:

1. Сбор анамнестических данных

2. Беседы с родителями

3. Наблюдение за детьми во время занятий

4. Беседа с детьми

5. Беседа с учителями

Раздел 3. Организационный

Условия, способствующие реализации коррекционной работы

1. Наличие специалиста: учителя-логопеда;

2. Наличие необходимых условий для занятий с детьми:  места специально оборудованного необходимым  дидактическими материалами, специальными инструментами для логокоррекции (логопедические зонды, шпателя для механической постановки звуков) и наглядными пособиями для занятий с детьми индивидуально и  в малых подгруппах. (см. приложение «оборудование логопедического кабинета»);

3. Обеспечение систематических занятий;

4. Последовательное выполнение всех задач;

5.Взаимодействие педагогов реабилитационного центра;

5. Привлечение родителей к работе с детьми дома по заданию логопеда;

6. Направление детей к специалистам: сурдолог, невропатолог, психоневролог, окулист. (при необходимости) Выполнение медицинскими работниками  рекомендаций специалистов;

7. Регулярное посещение родителями консультаций логопеда с целью знакомства с результатами  логокоррекции и дальнейших перспектив развития.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Речевая карта ( дисграфия, дислексия)

Дата обследования_____________________________________________________________________

ФИО._________________________________________________________________________________

Дата рождения_____________________Школа___________________________Класс______________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Прикус_________________________________                Язык__________________________________

Губы___________________________________                Твердое небо___________________________

Зубной ряд______________________________                Подъязычная уздечка____________________

Мягкое небо____________________________                 Другие особенности_____________________

Строение и особенности артикуляционной моторики:

движения (быстрые, медленные, точные, не точные, синкенезии, тремор, саливация);

тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);

Особенности ручной моторики ( кольцо, коза, игра на рояле (1,2,3,4,5), «кулак, ребро, ладонь»)

Зукопроизношение:

с

с´

з

з´

ц

ш

ж

ч

р

р´

л

л´

к

г

х

й

Состояние фонематического восприятия:

Повторение слогов с оппозиционными звуками

Па-Ба-Па_________________________                        Са-Ша-Са____________________________

Та-Та-Да_________________________                        Жа-За-Жа____________________________

Га-Ка-Га_________________________                        Ча-Ша-Ча____________________________

Ба-Бя-Ба_________________________                        За-Са-За_____________________________

Слоговая структура слова

сквозняк                        температура                        Регулировщик стоит на перекрестке

аквариум                        аквалангист                        Водопроводчик чинит водопровод

лекарство                        экскаватор                        Волосы подстригают в парикмахерской

Исследование языкового анализа и синтеза:

а) анализ состава предложения

Определить кол-во, последовательность и место слов в предлож-и

опред.

неопред.

Стоят теплые деньки

Осенью часто льют дожди

Желтые листья падают на землю

Из леса вышел старик с большой корзиной

б) слоговой анализ и синтез:

Определить кол-во слогов в слове, произнес. Учителем (подч.)

Отобрать картинки, в названиях

которых 3 слога (отобр.подч.)

Произнести слитно слово, прои-

знесенное по слог.(подчеркн.)

Мыть, поднос, ласточка, чере-

паха, кровать.

Дом, собака, муха, капуста, парта, карандаш, портфель, велосипед.

Ско-во-ро-да, по-то-лок, те-ле-фон. На-сту-пи-ла вес-на.

в) фонематический анализ ( подчеркнуть )

Выделение звука из слова

Есть ли звук «м» в словах: мак, дерево, рама, рак, дом, лампа.

Выделение первого звука

Астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, дрова.

Выделение последнего звука

Кот, карандаш, дом, палец,  радуга.

Определить место звука в слове

Где слышится звук «р»: ракета, арбуз, самовар, паркет.

Определение звуков в словах

Сколько зв. в словах: дым, каша. шапка, крышка, черемуха.

Позиционный анализ

Какой по счету звук «р»: рыба, дорога, трава, завтрак.

г) фонематический синтез                                д) фонематические представления

Произнеси слово произн-е. с паузами

Отобрать картинки, где есть5 звуков(подч.-ть)

Назв.-ть слова в кото-

рых есть звук «м»

Назвать слова в котор.

есть 4,5 звуков.

ч а с, п а р к, з в у к,

ф у т б о л.

Лампа, роза, крыша шар

чайник, сахар, скамейка.

Исследование грамматического строя речи:

Состояние словообразования

Состояния словоизменения

Притяж.

прилаг.-х

Чей хвост?

Чей дом?

Чей шарф?

Мн.чис.ло сущ.-х

Мост

Перо

Пчела

Рот

Образ.пил.

от сущ.-х

Стол из дерева

Сумка из кожи

Сок из моркови

Чашка из фарфора

Согл. числ

с сущ.1-5

Стул

Кукла

Помидор

Рыбка

Суфикс.

словооб.-е

Дом

Гриб

Сумка

Ведро

Употр. ф.

Р.п. (мно-

го чего?)

Дом

Дерево

Ключ

Ухо

Префик.

совообр.-е

Лить,шел

Измен.

им. сущ.

по пад.

У меня есть ручка

У меня нет…..

Я пишу……..

Я говорю о…..

Исследование зрительно-пространственных функций:                                     Понимание сложных конструкций:

Конструирование фигур из палочек

Нарисуй крестик над (под,слева) от круга

По образцу

Витю слушал учитель.Кто говорил?

По представлению

Автобус обогнала машина .Кто поехал впереди?

Состояние речезрительных функций:

Знание букв: печатных                                                                         рукописных

Узнавание:  на зашумл.                            пунктиром                         недописанных                               стилизованных

Пр. и непр. напис.(зеркально)                                                             наложенных                                  сходных

Анализ писменных

работ

Списывание

кол.ош.                  Примеры

Под диктовку

кол. ош.                   Примеры

Замены букв ( акустич. )

Пропуски букв

Пропуски слогов и частей слов

Добавление букв , слогов

Раздельное написание час-

тей слов

Слитное написание слов

Аграмматизмы на письме

Графические замены букв

Зеркальное письмо

Ошибки на правописание

Исследование процессов чтения:

Техника чтения

( подчеркнуть )

Характер ошибок

Количество ошибок

Примеры

Побуквенное, послого-вое, целыми словами

Замены букв

слогов

спереходом на слог , при чтении труд. слов

Пропуски букв

слогов

Целыми словами с паузами ( двойное )

Перестановки букв

слогов

Чтение путем перебора и нанизывания отдель-

ных букв

Добавления букв

слогов ( повторы )

Плавное, монотонное,

угадывающее, вырази-

тельное чтение

Аграмматизмы при чтении

Медленное, быстрое, среднего темпа

Графические замены

Механическое чтение

Логопедическое заключение_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Логопед______________________                                        Подпись____________

Форма предоставления результатов

Динамика состояния речевого развития в процессе коррекционной работы

На «_______»_____________________________20______года

Без изменений

Улучшение состояния:

- Значительное улучшение

- Незначительное улучшение

Речь в норме

Рекомендации________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛОГОПЕД ____________________________________А.Н. Клышко

Глоссарий

Анализатор- это функциональные системы, обеспечивающие анализ (различение) раздражителей, действующих на организм.

Анамнестические данные - совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесённых заболеваниях, операциях, травмах, беременностях, хронической патологии, аллергических реакциях, наследственности и т.д.

Артикуляционная моторика- совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.

Модуляции голоса - изменение высоты голоса, связанное, в частности, с интонацией.

 Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором      наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко – слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Оптико-пространственные представления - зрительный анализ и синтез, пространственные представления, зрительно-моторная координация и др.

Сукцессивные функции- функции последовательности; это возможность последовательно воспроизвести звуковые и графические ритмы, движения, изображения, вербальные стимулы (возможность записать цифры, слова, предложения, устойчивые речевые ряды (в правильной последовательности назвать времена года, дни недели, месяцы и др.).

Список рекомендуемого оборудования и мебели логопедического кабинета:

- Настенное зеркало для логопедических занятий;

- Зеркала для индивидуальной работы;

- Дополнительное освещение у зеркала.

- Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;

- Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное     оборудование;

- Шкафы для пособий;  

- Письменный стол для работы логопеда;

- Столы для занятий с детьми;

-Стулья детские.

Стенд «Звукоград»  (для подгрупповых занятий по обучению грамоте)

Стенд «Экран детских успехов»(мотивация детской деятельности)

Переносной информационный стенд для родителей «Советы логопеда»

Логопедическая зона для индивидуальных занятий и коррекции в малых подгруппах

Список литературы:

1. Л.Н. Ефименкова «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»

2. А.Н. Корнев «Нарушения чтения и письма у детей»

3. Р.И. Лалаева Л.В. Венедиктова «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников»

4. А.В.  Ястребова «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы»

5. А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова « Инструктивно-методическое письмо о     работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией

6. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г. .

7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. -М.: "Творческий центр" 2005г.

8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991 г.

9. Каше Г.А,  Исправление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся. - М.: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерство просвещения РСФСР" 1960 г.

10. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.

11. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.

12. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.

13. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.

14. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, «Феникс». 2001 г.

15. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.

16. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб., 2001.

17. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2007 г.

18. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.

19. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.

20. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984 г.


             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правильна ли правильная раскраска?

Консультация для родителей....

Консультации для родителей "Правильна ли правильная раскраска?"

К сожалению, множество современных раскрасок составляется без учёта возрастных интересов и возможностей детей. Но их много и они разные, что впору заблудиться. Зачастую раскраски для самых маленьких п...

Правильна ли «правильная раскраска»?

Как же определить, насколько хороша раскраска и подходит ли она для вашего малыша?...

"Правильна ли правильная раскраска?"

Первой продуктивной деятельностью ребёнка является изобразительная деятельность. Возникновение этой деятельности тесно связано у ребёнка с восприятием предметов и явлений окружающего мира. При рисован...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Серия «Увлекательное чтение». Пособие «Читай-пиши»

Ваш ребенок уже умеет читать? И он уже скоро пойдет в школу? Но есть необходимость, чтобы процесс чтения был более осознанным, и ребенок научился записывать то, что может прочитать? Тогда наше пособие...

Играем, читаем, пишем

Многие родители часто задают себе и специалистам вопрос: «Когда начинать учить ребенка?». Одни говорят – еще в утробе матери; другие – не учить вообще, школа научит; третьи пос...