рекомендации родителям детей с низким уровнем познавательной активности
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)
в данной памятке находится материал для родителей тех детей, у которых был выявлен низкий уровень познавательной активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_detey_s_nizkim_urovnem_poznavatelnoy_sfery_word.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации психолога родителям детей 4-5 лет
по развитию познавательной сферы
Внимание
- В каждое занятие включайте упражнения, которые широко представлены в литературе для педагогов и родителей.
- Включайте в занятия задачи, требующие длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку т.д.
- Чаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», пытаясь не пропускать их.
- Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.
- Регулярно включайте детей в выполнение задач по предварительно разработанному плану действий. Можно выполнять здания из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
- Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическим планам, составленным вами.
- Предлагайте детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; незаконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
- Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
- На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно сформировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать т.д..
- Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля - такой подход сделает занятия увлекательными для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.
Память
- Объясняя детям новый материал и повторяя пройденный, сочетайте словесное пояснение с наглядностью или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
- К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
- Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания, умения: анализировать, выделять в предметах связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; осуществлять обобщения, сочетать различные предметы по каким-либо общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения; устанавливать смысловые связи между предлагаемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
- Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.
Мышление и Речь
Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Самые распространенные из них - анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего, большинство из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально научить.
- Включайте в занятия задания на: сравнение пары предметов или явлений - нахождение сходства и различий между ними; классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам; нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с другими; составление целого из частей (разрезные картинки); последовательное разложение картинок и составление рассказа по ним; осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его); задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д..
- Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных изделий должны не только включать копирование образца и отработки отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, представлять.
- Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей.
- С целью развития речи: после чтения вслух сказок, рассказов, просите детей пересказать услышанное, ответить на вопрос, задать свои; развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, по плану, по теме; помогайте детям делать выводы, рассуждения, делать умозаключения; учите детей доказывать свое мнение, выражать его. На занятии должен звучать не монолог воспитателя, а диалог с ребенком или группой детей.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать такие упражнения:
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики; разминать пальцами пластилин;
- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно воображать, будто кулачок - бутон цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался);
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
- двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а затем левой рукой);
- показывать отдельно только один палец - указательный, затем два - указательный и средний, далее три, четыре и пять, показывать только один большой палец отдельно;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами; кистями рук делать «фонарики»;
- хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
- собирать все пальчики в пучке;
- нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нить;
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец;
- связывать узлы на толстой веревке, шнуровке;
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация стиля семейного воспитания с целью повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации.
Результаты научно-исследовательской работы показали наличие взаимосвязи между особенностями стиля семейного воспитания и уровнем развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....
Рекомендации родителям детей с повышеным уровнем личностной тревожности
Рекомендации для родителей детей подготовительной группы на основе материалов выпускной квалификационной работы. Материал направлен на снижение уровня предшкольной тревожности, и её профилактику....
Игры- упражнения для детей с низким уровнем развития двигательной активности
Игры - упражнения на развитие быстроты движений....
Индивидуальная программа реабилитации для детей с низким уровнем познавательного развития
Данная программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста....
Рекомендации родителям, дети которых имеют низкий уровень речевого развития
Представлены рекомендации...
Картотека игр и упражнений с низким уровнем двигательной активности.
Картотека игр и упражнений с низким уровнем двигательной активности ( на развитите быстроты движений)...
Игровые упражнения для детей с низким уровнем двигательной активности
Игровые упражнения для детей с низким уровнем двигательной активности...