рекомендации родителям детей с низким уровнем познавательной активности
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Таршилова Екатерина Алексеевна

в данной памятке находится материал для родителей тех детей, у которых был выявлен низкий уровень познавательной активности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога родителям детей 4-5 лет
             по  развитию познавательной сферы

 

Внимание

  1. В каждое занятие включайте упражнения, которые широко представлены в литературе для педагогов и родителей.
  2. Включайте в занятия задачи, требующие длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку т.д.
  3. Чаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», пытаясь не пропускать их.
  4. Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.
  5. Регулярно включайте детей в выполнение задач по предварительно разработанному плану действий. Можно выполнять здания из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
  6. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическим планам, составленным вами.
  7. Предлагайте детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; незаконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.
  8. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.
  9. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно сформировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать т.д..
  10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля - такой подход сделает занятия увлекательными для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания. 

Память

  1. Объясняя детям новый материал и повторяя пройденный, сочетайте словесное пояснение с наглядностью или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).
  2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).
  3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания, умения: анализировать, выделять в предметах связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; осуществлять обобщения, сочетать различные предметы по каким-либо общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения; устанавливать смысловые связи между предлагаемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
  4. Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.

 

Мышление и Речь

Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Самые распространенные из них - анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего, большинство из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально научить.

  1. Включайте в занятия задания на: сравнение пары предметов или явлений - нахождение сходства и различий между ними; классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам; нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с другими; составление целого из частей (разрезные картинки); последовательное разложение картинок и составление рассказа по ним; осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его); задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д..
  2. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных изделий должны не только включать копирование образца и отработки отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, представлять.
  3. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей.
  4. С целью развития речи: после чтения вслух сказок, рассказов, просите детей пересказать услышанное, ответить на вопрос, задать свои; развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, по плану, по теме; помогайте детям делать выводы, рассуждения, делать умозаключения; учите детей доказывать свое мнение, выражать его. На занятии должен звучать не монолог воспитателя, а диалог с ребенком или группой детей. 

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать такие упражнения:

  1. катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики; разминать пальцами пластилин;
  2. сжимать и разжимать кулачки, при этом можно воображать, будто кулачок - бутон цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался);
  3. делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
  4. двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а затем левой рукой);
  5. показывать отдельно только один палец - указательный, затем два - указательный и средний, далее три, четыре и пять, показывать только один большой палец отдельно;
  6. барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  7. махать в воздухе только пальцами; кистями рук делать «фонарики»;
  8. хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
  9. собирать все пальчики в пучке;
  10. нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нить;
  11. наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец;
  12. связывать узлы на толстой веревке, шнуровке;
  13. застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация стиля семейного воспитания с целью повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации.

Результаты научно-исследовательской работы показали наличие взаимосвязи между особенностями стиля семейного воспитания и уровнем развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

Рекомендации родителям детей с повышеным уровнем личностной тревожности

Рекомендации для родителей детей подготовительной группы на основе материалов выпускной квалификационной работы. Материал направлен на снижение уровня предшкольной тревожности, и её профилактику....

Индивидуальная программа реабилитации для детей с низким уровнем познавательного развития

Данная программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений с низким уровнем двигательной активности.

Картотека игр и упражнений с низким уровнем двигательной активности ( на развитите быстроты движений)...

Игровые упражнения для детей с низким уровнем двигательной активности

Игровые упражнения для детей с низким уровнем двигательной активности...