для родителей детей 3-4 лет
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)
памятка о том, что должен знать родитель о ребенке 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_detey_3-4_let_word.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям детей 3-4 лет с низким уровнем познавательного развития:
1) ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ
Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
- выкладывания узора из мозаики;
- выкладывания фигуры из палочек по образцу;
- исключения лишнего;
- нахождения различий в двух похожих картинках;
- нахождения двух одинаковых предметов среди множества предметов;
- срисовывания по клеточкам;
- нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
Игры, способствующие развитию внимания.
- «Да и нет, не говорите, черный с белым не носите..». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
- Игры-головоломки, загадки
- Поиск отличий на одинаковых картинках, поиск одинаковых предметов и т.д.
- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
- «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».
- «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.
- «Назови, что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
- «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.
- «Пазлы» « Что пропало?»
- « Домино» и мн.др. игры
2) ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ
- Развиваем с помощью пальчиковых игр, стихотворений, сказок (которые мы проигрываем, проговариваем слова)
- Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.
- Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
- Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.
- При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
- Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
- При появлении у ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.
3)ПРОЦЕССОВ МЫШЛЕНИЯ
- Развивать умственные способности через овладение действиями замещения в разных видах деятельности (самый простой вариант: предметы – заместители, когда дети используют один предмет для разных целей: карандаш как градусник, вилка, заколка и т.п.)
- Учить составлять группу из отдельных предметов (карандаш, скрепки, ручка – канцелярские принадлежности).
- Учить классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам или назначению.
- Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
- Учить сравнивать предметы (чем похожи и отличаются яблоко и груша).
- Учить соотносить схематические изображения с реальными предметами.
- Побуждать делать самостоятельные выводы.
- Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
- Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей различных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.)
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.
- Способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления
- «Разложи картинки». Ребенку предлагается серия картинок, которые необходимо разложить по хронологии событий и попробовать составить полноценный, развернутый рассказ.
- «Закончи слово». Взрослый называет слог, а ребенок называет как можно больше слов по начатому слогу.
- «Творческий подход». Ребенку называют или показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
- «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).
4) ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ
- Различать не только цвета, но и их оттенки.
- Различать форму предметов и геометрические фигуры.
- Делить геометрические фигуры на 1,2,3, 4 равные части.
- Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).
- Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).
- Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.
- Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
- Анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
- Различать и называть части суток, их последовательность.
- Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.
- Различать основные признаки разных времен года.
- Различать предметы на ощупь.
- Внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление.
- Ориентироваться в пространстве по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия.
- «Перевертыши». Взрослый рисует геометрические фигуры: квадрат, треугольник и т.д. Ребенок должен превратить их в любой рисунок.
- «Узнай форму». Ребенок должен узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
- «Найди отличия». Ребенок учится находить отличия в похожих предметах.
- «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться, и наоборот.
- Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
- «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
- Игра «Волшебный мешочек».
5) ПРОЦЕССОВ ВООБРАЖЕНИЯ
1. Обогащать жизненный опыт. Чем богаче палитра переживаемых впечатлений, эмоций, тем ярче фантазии малыша. Для этого необходимо:
• разнообразить тактильные ощущения;
• пробовать новые вкусы и ароматы;
• путешествовать;
• ходить на концерты, спектакли, в музеи;
• совершать прогулки на природе – в лес, к берегу реки, озера;
• играть на подручных музыкальных инструментах – кастрюлях, ложках, разделочных досках, бокалах и пр.
2. Читать (слушать чтение взрослого). Чтение книг о далеких, загадочных странах, приключениях, жизни людей способствует развитию фантазии – ребенок представляет себе сюжеты, портреты главных героев, страны, в которых происходят те или иные события, кроме того, пополняется его запас слов и образов.
3. Сочинять истории. Благодаря этому ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. А делая малыша главным героем рассказов, родители укрепляют его чувство собственной значимости.
4. Рисовать. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Рисуя, ребенок создает свой собственный мир, придумывает его героев, события, выстраивает отношения между ними. Важно обсуждать с ним его работы, просить рассказать историю каждого героя, что с ними было, что будет.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, что обеспечивает необычный взгляд на мир и способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт ребенка.
5. Придумывать разнообразные способы использования подручного материала. В игре может пригодиться абсолютно все: из полотенца получится отличный тюрбан, из простыни и стульев – палатка или крепость, бусинки могут стать драгоценными камнями, одеяло – ковром-самолетом, коробка из-под телевизора – домом, в который даже можно провести свет, занавески на окнах – парусами, а квартира – кораблем. Самые простые вещи, окружающие нас, как правило, оказываются самым подходящим реквизитом для игры и стимулируют воображение.
6. Поощрять детские игры с вымышленными персонажами. Изображая события повседневной, а также вымышленной жизни, ребенок черпает новые знания. Изображая волшебника, рыцаря, он не только почувствует себя сильным и могущественным, но и поймет, что может быть кем угодно. Такие игры развивают самодисциплину: ребенок сам придумывает правила и неукоснительно следит за их выполнением, лучше понимает причинно-следственные связи.
Создавая вымышленные ситуации и проигрывая их до логического конца, он учится творчески мыслить и решать различные проблемы.
Согласно проведенным исследованиям у детей с богатым воображением по мере взросления не только продолжает развиваться фантазия, из них вырастают люди, умеющие эффективно решать разные проблемы. Тестирование таких детей в старшем возрасте показывает, что у «выдумщика» всегда найдутся идеи, как справиться с непредвиденными обстоятельствами и как выйти из сложной ситуации.
7. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пример классической задачи: «Вы попали на необитаемый остров. Как выжить?» Подобные задачи способствуют активизации умственной деятельности, воображения, формируют умение придумывать неординарные выходы из сложных ситуаций, находить способы для их решения в окружающем мире, не унывать и не падать духом.
Рассмотрим подробнее игры и упражнения для развития воображения, т.к. можно утверждать, что у современных детей эта психическая функция развита слабо.
В эти игры можно начинать играть уже со 2 младшей группы.
Упражнение «Продолжи рисунок»
Нарисуйте на листе бумаги шесть кружков одинакового размера. Предложите ребенку дорисовать каждый кружок так, чтобы из них получились разные рисунки.
Как вариант – нарисуйте шесть квадратов, попросите ребенка придумать шесть разных рисунков, включающих эти квадраты как часть.
Игра «Волшебные фигуры»
Вниманию ребенка предлагаются разнообразные геометрические фигуры из цветного картона. Задача – придумать во что они могут превратиться.
Игра-упражнение «Придумываем новую жизнь старым предметам»
Творческая задача – придумать необычное применение хорошо знакомым, заурядным предметам. Это могут быть: спичечный коробок, карандаш, зубная щетка, пуговицы, лампочка, пробки от бутылочек из-под сока и пр.
Игра с рисованием «Загадочный зверь элефант»
Творческая задача – придумать и нарисовать животное, которое может носить такое имя, как элефант. В процессе рисования нужно сочинить про него историю, включив в нее описание внешнего вида, место обитания, привычки и т. д.
Игра-упражнение «Чудесные превращения»
Для проведения можно использовать рисунки из теста творческого мышления П. Торренса, а можно по аналогии придумать свои. Задача ребенка – закончить предложенные фигуры.
Игра «Волшебные кляксы»
Одна часть листа разрисовывается густой краской, после чего лист складывается пополам и прижимается к столу, чтобы получился отпечаток. Задача – внимательно рассмотреть полученное двойное изображение, придумать, на что оно похоже, если необходимо, дорисовать детали. Затем можно придумать рассказ о получившемся на картинке.
Игра «Домашний планетарий»
Для игры понадобятся большие бумажные или пластмассовые стаканчики (как вариант – упаковка из-под продуктов), маленькие фонарики. В стаканчиках (упаковке) проделывается множество дырочек в произвольном порядке. Внутрь кладутся фонарики и зажигаются. Полученную конструкцию необходимо подвесить к потолку в темном помещении (можно использовать кладовку – подспудно получится проработка страха этого помещения, ведь многие маленькие дети боятся кладовок, думая, что там живут разные чудища). Таким образом, свет будет пробиваться через дырочки и на потолке получится картина звездного неба. Можно вместе с ребенком лечь на пол, понаблюдать за «звездами», рассказывая друг другу таинственные истории о жизни и приключениях на других планетах.
Игра «Друг из подушки»
Для игры понадобятся: старая подушка, недорогая наволочка, фломастеры, ленточки или тесемки (бахрома), ненужная детская одежда небольших размеров.
Подушка перевязывается посередине веревкой или шнурком – это будет основа для туловища. Сверху закрепляются тесемки или ленточки (бахрома) – это волосы. Фломастером рисуются детали лица или вырезаются из ткани и наклеиваются. Теперь можно одеть куклу – подойдут маленькие шорты, рубашка или просто лоскутки ткани. Новый друг готов. Ребенок может придумать ему имя, историю.
Игру можно предварить (или, наоборот, закончить) чтением историй о Сипсике - самодельной тряпичной кукле, придуманной эстонским писателем Эно Раудом. Реальный факт из жизни: в советское время многие дети, узнав историю о Сипсике, делали себе похожую куклу и придумывали для нее истории.
Упражнение «Изменение ситуации в знакомых сказках»
Перед тем, как рассказать знакомую сказку, с ребенком договариваются что-то в ней изменить. Вначале взрослый что-то меняет сам, что-то такое, что побудит ребенка придумывать. Например: «Давай сделаем так, что, когда Золушка убегала от принца, у нее потерялась не туфелька, а что-то другое. Что же потеряла Золушка, и как ее нашел принц?».
Путем рассуждений, проб и ошибок дети со взрослыми движутся вместе к возможным ответам, это могут быть кольцо, поясок от платья и т. д. Постепенно дети научатся сами менять ситуации в сказках.
Игра «Придумай историю от лица неодушевленного предмета»
Творческая задача – придумать историю от лица камешка, бусинки, пуговицы, стеклянного шарика, форточки, носового платка и т. д.
Игра «Сказка по-новому»
За основу берется старая сказка. Ребенку предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Как вариант – сделать так , чтобы в одной истории встретились герои из разных сказок.
Игра «Кто больше заметит небылиц»
Материалом для игры служат рассказы, стихотворения, картинки с невероятными забавными ситуациями. Можно использовать стихотворение К. Чуковского «Путаница». Также понадобится набор фишек (можно использовать подручный материал – пуговицы, камешки, бусинки и пр.)
Прежде чем приступить к игре, необходимо выяснить, как дети понимают смысл слова «небылица». Затем зачитывается стихотворение, медленно и с выражением. Тот, кто заметит по ходу чтения небылицу, кладет перед собой фишку. В конце игры фишки подсчитываются и все небылицы объясняются.
Игра «Зашифрованное письмо»
Детям предлагается сочинить связный интересный рассказ или сказку по плану, схеме, которая может представлять собой серию картинок с неопределенными фигурами.
Игра «Чего на свете не бывает»
Творческая задача – придумать и нарисовать то, чего на свете не бывает. В конце обязательно проводится обсуждение рисунка, выслушивается рассказ автора о том, что он изобразил, и совместно выясняется, действительно ли то, что нарисовано, не встречается в жизни.
Игра «Подарок»
Детям предлагается придумать, а затем изобразить с помощью жестов, мимики какой-либо предмет, существо и подарить его рядом стоящему. Следующий ребенок должен угадать, что ему подарили. Затем он делает то же самое, передавая свой «подарок» другому. Игра проводится по кругу.
Упражнение «Я хочу увидеть музыку»
Для развития воображения хорошо использовать игры и упражнения, которые задействуют разные органы чувств. Так, в частности, благоприятное влияние оказывает музыка. Детям предлагается прослушать пьесу «Апрель» П.И. Чайковского из музыкального цикла «Времена года», а затем рассказать, какие образы, картины возникли во время прослушивания музыки, придумать рассказ.
Игра «Художники»
Игре предшествует подготовительный этап, на котором дети произвольно наклеивают на лист бумаги фигурку, напоминающую по форме боб или каплю. Далее предлагается нарисовать интересную картинку, включив в сюжет фигуру, и придумать историю по содержанию рисунка.
Игра «Сказка-калька»
Детям предлагается придумать историю, в которой главные герои какой-либо известной сказки попадают в совершенно другие обстоятельства – они могут быть как невероятными, фантастическими, так и близкими к жизни детей.
Игра «Новая сказка»
Творческая задача – соединить в рассказ два предложения, не связанных друг с другом по смыслу. Например, «Далеко на острове произошло извержение вулкана…», «…поэтому наша кошка осталась сегодня голодной», «По улице проехал грузовик…», «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода», «Мама купила в магазине рыбу…», «…поэтому вечером пришлось зажигать свечи» и т. д.
Игра «Рисование с секретом»
Игра проводится в паре или в группе. Для рисования понадобятся прямоугольный лист бумаги и карандаши.
Первый участник начинает рисовать, затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив какую-то часть для продолжения. Второй дополняет рисунок в соответствии с той его частью, которую он видит. Снова рисунок закрывается, оставляется только его часть. Игра проводится до тех пор, пока не будет использована вся поверхность листка.
По завершении рисунок открывается целиком. Можно придумать название тому, что получилось, историю, поинтересоваться, у кого какие возникали мысли при выполнении рисунка, кто что представлял.
Игра «Загадочные рисунки»
Картон размером 20 × 20 см складывается пополам. Затем берется шерстяная или полушерстяная нитка длиной около 30 см. Ее конец на 8–10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона.
Следует поводить ниткой внутри картона, а затем вынуть ее и раскрыть картон: получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают. Чрезвычайно полезно давать название полученному изображению.
Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной деятельностью будет способствовать не только развитию воображения, но и интеллектуальному развитию детей.
Игра «Пиктография»
Из картона делается экран 25 × 25 см. На картон наклеивается бархатная бумага или однотонная фланель. Готовим набор шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. Нитки крепятся к бумаге или фланели легким движением указательного пальца. Из ниток можно готовить интересные сюжеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...
Педагогический проект «Сегодня: Родители – детям. Завтра: Дети – родителям.»
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства в...
Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»
Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...
Консультация для родителей детей с ОВЗ "Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья"
Консультация для родителей детей с ОВЗ...
Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста"Возможные формы cовместного отдыха родителей и детей"
Данный материал могут использовать родители детей старшего дошкольного возраста для организации совместного отдыха....
Программа работы клуба родителей детей раннего дошкольного возраста по адаптации "Счастливые дети-счастливые родители"
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления пост...
Тренинг для родителей детей подготовительной группы по теме: "Роль родителей в развитии речи детей"
Цель тренинга:- Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.- Нацелить роди...