Психолого-педагогическая характеристика детей со сложной структурой дефекта.
статья по коррекционной педагогике
Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой, достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики и психологии. Категория детей со сложной структурой дефекта столь многообразна, что программы воспитания и обучения каждой группы таких детей еще приходится разрабатывать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskaya_harakteristika_detey_so_slozhnoy_strukturoy_defekta.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА.
К сложным нарушениям детского развития относят, сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.). У одного ребенка может наблюдаться, сочетание умственной отсталости и раннего детского аутизма, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи, сочетание слабовидения и слухоречевой функции.
В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на три группы. Следует отметить, что в первую группу входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: умственно отсталые с нарушением ОДА, слабовидящие с задержкой психического развития (первичной), ДЦП и РДА. Во вторую группу, входят дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением зрения. В таких случаях, принято говорить, об «осложненном» дефекте. В третью группу, входят дети, с так называемыми множественными нарушениями, когда наблюдаются три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют, отрицательный кумулятивный эффект, например при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.
Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой, достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики и психологии. Категория детей со сложной структурой дефекта столь многообразна, что программы воспитания и обучения каждой группы таких детей еще приходится разрабатывать.
Общей закономерностью, свойственной развитию детей со сложными дефектами, является особая отягощенность условий раннего развития ребенка. Наличие не одного, а двух и более первичных нарушений чрезвычайно отягощают контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия депривации (материнской, сенсорной, культурной) и в сенситивный период развития основных психических функций, терпит значительный ущерб. Таким образом, это ведет к недоразвитию как отдельных функций (формирование образов предметов, пространственная ориентировка и моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и общение с ними, предметные действия), так и к задержке психического развития. Отметим, что положение усугубляется тем, что материальная и социальная среда, как правило, остаются мало приспособленными к особенностям познавательной деятельности такого ребенка. В дальнейшем, когда ребенок со сложным нарушением развития, попадает в условия специального образования, активно стимулирующие его развитие, обнаруживается, что его стартовая позиция хуже, чем у других детей с аномальным развитием. Таким образом, оказывается, что по отношению к ребенку со сложным дефектом развития последующей компенсации аномалии становятся наиболее актуальными не только в силу сложности нарушения, сколько в силу значительного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями оптимального времени начала процесса компенсации дефекта развития. Большинство исследователей, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений, отмечают тот факт, что психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую, достаточно сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода (исследования Т. В. Розановой, А. И. Мещерякова и др.). Так, среди умственно отсталых встречаются дети, у которых обнаруживается два и более отклонений в развитии. Это дети со сложными недостатками развития: олигофрены с поражением анализаторов (слуха, зрения), со специфическими речевыми отклонениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом. Характерным следствием сложных нарушений развития, является уменьшение доступных каналов компенсации дефекта, резкое снижение средств компенсации. Так, при слепоте компенсация в восприятии ребенком окружающего мира осуществляется в значительной мере через сохранные, слух и осязание. При глухоте — через зрение, кинестетическое, тактильно-вибрационное восприятие, однако при сочетанном поражении зрения и слуха, слепоглухоте, пути компенсации через слух и зрение оказываются, перекрыты и могут быть использованы лишь в случае частичной сохранности этих функций. Можно отметить, что если в сложном бисенсорном дефекте имеет место сложение двух различных первичных нарушений и образование их сочетания, то в средствах компенсации происходит как бы их вычитание: ни зрение, ни слух не могут быть использованы. Альтернативным является какой-то третий путь. Задача педагога состоит в том, чтобы выявить пути развития ориентировочной деятельности ребенка, найти, пусть и очень узкие, но реальные пути компенсации сложного дефекта.
Состав группы для детей со сложной структурой дефекта в ГБДОУ комбинированного вида № 151.
В группе № 6 преобладающий дефект у детей – интеллектуальные нарушения. Отягощены они по-разному. Есть дети, имеющие тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, есть дети с сопутствующими нарушениями зрительных функций, есть дети, имеющие также диагноз ранний детский аутизм. Группу 12 часового пребывания для детей со сложным дефектом посещают дети в составе 5 человек. Девочек – 2, мальчиков – 3. Детей посещающих группу второй год - 2, детей посещающих группу первый год – 3. Уровень развития детей в различных видах и сферах деятельности и активности неравномерен. У детей группы не достаточно сформированы навыки культуры поведения (за столом, в общественных местах). Навыки культуры общения соответствуют первому уровню.На контакт со взрослыми и сверстниками идут не все дети. Дети посещающие группу 2 год более отзывчивы и эмоциональны. Активность в самостоятельной деятельности у детей недостаточная, в основном действуют по инициативе взрослого. Познавательный интерес низкий, неустойчивый. Основными двигательными навыками некоторые дети владеют не достаточно хорошо. Один ребенок не владеет.
Дети со сложным дефектом проявляют выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. На фоне общей эмоциональной бедности наблюдается снижение эмоциональной отзывчивости, способности к эмоциональному заражению, подражанию, слабая реакция на новое.
У детей низкий уровень ответственности: ребенку ничего нельзя поручить, он небрежен и неаккуратен, создает ситуации, в которых окружающие чувствуют себя крайне дискомфортно, безразличен к общему делу, ему «ни до чего нет дела». Внимание детей можно привлечь лишь на короткое время, характерно частое проявление бурных эмоциональных реакций, порождаемых как характером самого задания, так и внешними факторами. Дети проявляют интерес к игрушкам, но используют их не по назначению: берут в рот, стучат, бросают и т. д.; отбирают игрушки у других детей, не проявляют интереса к коллективным играм. Мышление проявляется как узнавание отдельных предметов и объектов. Ознакомительный уровень, узнавание; при повторном предъявлении предметов и объектов отмечается процесс их узнавания. Дети могут механически выполнять определенные действия, постоянно действуя при этом вместе со старшими. Большинство детей не имеет активной речи, либо глубоко нарушена коммуникативная функция (РДА). Однако, они овладевают некоторыми способами невербального общения. Характер творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, музыкальная деятельность): наблюдает за творческой деятельностью окружающих; иногда работает приемом «рука в руке». «Физическое развитие» - Владение основными двигательными навыками: предпринимает отдельные попытки к выполнению заданий, но двигательная активность быстро истощается, также как и активное внимание.
Литература:
- Балюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. — 1989.
- Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами 11 Дефектология. — 1973. — №3.
- Фомина, Л. К. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным нарушением развития / Л. К. Фомина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5103/ (дата обращения: 06.12.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития
В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...
Значение отношений родителей к детям со сложной структурой дефект
«Нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть». Это девиз под которым работает специалист группы детей со сложной структурой дефекта. Именно полюбить ...
«Интегрированное обучение детей со сложной структурой дефекта»
В последние годы, исходя из собственных наблюдений и судя по отзывам других специалистов, могу сказать, что все труднее становится решать задачу по определению ребенка с отклонениями в развитии ...
«Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта»
В России на основе изучения особенностей развития детей с особенностями развития создана система коррекционного обучения . Исследования, посвященные изучению неуспевающих детей с различным...
Программа "Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)
"Воспитание и обучение детей со сложной структурой дефекта" (первый год обучения)...
Развитие мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта в ДОУ нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
Целью моей работы с детьми, имеющими нарушения сложной структуры дефекта, является: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через нетрадицион...