Развитие социального интеллекта у старших дошкольников с ТНР: из опыта работы.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Формирование эффективного поведения в ситуации взаимодействия, на примере дразнилок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sotsialnogo_intellekta_1.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие социального интеллекта у старших дошкольников с ТНР: из опыта работы.
Павлова А.Н., Зиновьева Н.В., Никитина Т.Г.
МБДОУ «Детский сад № 112 комбинированного вида» города Чебоксары, Pavlova-fox.80@yandex.ru
Аннотация: в статье рассматривается развитие социального интеллекта у старших дошкольников в непосредственно образовательной деятельности. Показано использование игровых приёмов и проблемных ситуаций с целью обеспечения успешной социализации детей. Представлен материал по формированию эффективного поведения в ситуации взаимодействия, на примере дразнилок.
Ключевые слова: социальный интеллект, дошкольники, социально-коммуникативное развитие.
Цель: развитие социального интеллекта через решение проблемных ситуаций.
Задачи:
- формировать коммуникативные навыки в коллективе сверстников;
- формировать умение предвидеть последствия поведения, способность анализировать ситуации, делать выводы и заключения;
- развивать умение распознавать эмоции по мимике;
- развивать способности действовать сообразно ситуации;
- развивать координацию речи с движением;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
На свете есть школа такая простая:
В ней можно учиться, страниц не листая!
Любому в той школе полезно учиться,
И каждый в ней может легко отличиться!
Известная школа, но адреса нет:
Она занимает всю нашу планету!
И все потому, что это школа поведения. Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие, где мы научимся дружить и не обижаться.
«Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать как эстафету рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы».
2. Основная часть.
- А сейчас послушайте стихотворение:
Вот сынок пришёл и хнычет,
Что его грязнулей кличут.
- Если бы грязнулей был,
Разве бы я руки мыл?
- Где ж ты руки вымыть смог?
- В луже! - выпалил сынок.
- Ай-ай-ай, сынуля!
Ты и впрямь грязнуля!
Проблемные вопросы:
- Кто такой грязнуля?
- В каких ситуациях человек может испачкаться?
- Что такое обида?
- Стоит ли обижаться на слово «грязнуля»?
- Как ещё можно реагировать на слово «грязнуля»?
Разбор ситуаций:
1. Шёл мальчик, споткнулся, упал в лужу. Его можно назвать грязнулей?
2. Когда человек не моет руки после прогулки, носит грязную одежду. Его можно назвать грязнулей?
Физкультминутка
На дороге, у развилки
Повстречались две Дразнилки.
(ходьба на месте)
Повстречались, подразнились,
(повороты головы вправо-влево)
Не сдержались – и сцепились!
(сцепить пальцы рук)
Прибежали Разнималки –
Помешали перепалке.
(бег на месте)
И к развилке на кобылке
Прискакали две Мирилки.
(подскоки на месте)
- Скажите, а для чего нужны дразнилки? В каких ситуациях "выкрикиваются дразнилки"?
«Обидная — не обидная дразнилка» (вариант использования игры «Хорошо-плохо», технология ТРИЗ). Прослушивание в аудиозаписи ситуаций и дразнилок к ним.
- Когда вас дразнят, обзывают другие ребята, чем вы можете им ответить? А какую отговорку вы знаете? А еще можно использовать такие отговорки - отвечалки:
Обзывайся целый век,
Всё равно я – человек.
Обзывайся, хоть охрипни,
Ничего ко мне не липнет!
- Ребята, надо ли тратить себя на обиды? Лучше ли на всех обижаться, но быть одному? А сейчас давайте дразниться, смеяться, ни на кого не обижаться. Предлагаю отхлопать дразнилку различными способами.
– А сейчас я предлагаю вам игру «Покажи мою эмоцию»
Цель: умение различать мимику, самостоятельно и сознательно пользоваться мимикой для выражения эмоций.
Дети делятся на пары. У детей на голове ободки с кармашками, куда взрослый вставляет картинки, на которых лица с изображением разных эмоций. Один ребенок смотрит на картинку и мимикой показывает эмоцию, другой должен понять и назвать её. Потом меняются ролями.
3. Рефлексия
- Сегодня наше путешествие по школе поведения заканчивается, но оно не последнее. Предлагаю на память о первом путешествии сделать друг другу подарок. Только он будет не настоящий, а выдуманный: его можно показать жестами, звуками, описать словами. (Воспитатель дает пример как можно подарить выдуманный подарок). Игра «Сделаем по кругу подарок друг другу»
Литература:
1. Базылева И. А. Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Дразнилка – фольклорный жанр» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/konspekt-neposredstvenno-organizovannoj-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-starshej-gruppe.html (дата обращения: 12.03.2020)
2. Еремеевы Сергей и Марина. Школа поведения всем на загляденье. Этикет для малышей. – М.: Издательство РООССА, 2014. - 144с.
3. Микляева Н. В. Социальный интеллект дошкольников особенности развития // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 5. - С. 1-3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей «Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в семье»
Данная памятка содержит практические рекомендации,как в условиях семьи простыми и доступными способами развивать социальный интеллект и инициативу дошкольников....
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе....
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....
Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников».
Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников»....
Развитие социального интеллекта у младших дошкольников
Происходящие в российском обществе социально-экономические перемены обострили проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой. Разрешение этой проблемы зависит от развития ...
"Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации технологии "Социальные акции"
В разроботке описаны этапы работы проведения "Социальных акций"...