Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников».
консультация на тему

Штырева Ульяна Сергеевна

Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ «Создание предметно-пространственной среды для развития социального интеллекта и инициативы дошкольников».

Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возрас а в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе.

Развитие социального интеллекта у дошкольников направлено на воспитание ребенка, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, с положительным отношением к себе и другим, обладающим чувством собственного достоинства, активно взаимодействующим со сверстниками и взрослыми. Социализация это тот процесс, во время которого ребенок осваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе

Для создания в группе атмосферы, способствующей развитию социального интеллекта и инициативы ребенка необходимо правильно построить предметно-пространственную среду, отвечающую всем ее принципам: 1. насыщенности среды;

2. трансформируемости;

3. полифункциональности;

4. вариативности;

5. доступности;

6. безопасности.

Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении развития социального интеллекта детей дошкольного возраста должно определятся содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категории детей.

В нашей группе в этом направлении развития детей дошкольного возраста представлены следующие Центры активности:

• Центр безопасности

• Центр сюжетно-ролевых игр

• Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек).

Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастной группой отражены в разработанных воспитателями центров в группе.

Проведенный анализ целей и задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе дал возможность составить паспорт Центра безопасности.

Например, по ПДД в старшей группе в соответствии с требованиями ФГОС находятся:

• Светофорик-хозяин

• Макет перекрестка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения

• Набор дорожных знаков

• Набор различных транспортных средств

• Дидактические игры (схемы жестов регулировщика, дидактическая игра: «О чем говорит жезл?»)

• Атрибуты инспектора ГИБДД: фуражка, жезл.

Также в центре безопасности имеются дидактические игры, тематические подборки в трех направлениях:

• Профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение ПДД

• Формирование умения беречь свое здоровье

• Профилактика пожарной безопасности

В центре имеются дидактические пособия: «В стране Здраволандии», «Здоровейка», «Природные явления», целью которых является формирование у детей умения беречь свое здоровье, а также пособия по формированию у детей знаний безопасности на воде, в природе и в быту.

Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте в «Центре социально-коммуникативного» развития, созданного для трудового воспитания детей.

• Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты

• Организация труда с небольшими группами детей

• Организация разовых трудовых поручений и работы с дежурными

• Организация ручного труда (используя дидактические пособия закладывается базовая основа трудовых умений детей)м

Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной техники, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры.

Развитие социального интеллекта дошкольников осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра.

Проанализировав классификацию игр, характеристику и предпосылки сюжетно-ролевой игры нами был создан «Центр сюжетно-ролевых игр», в котором размещены наборы предметов и аксессуаров для их проведения. В этом центре дети старшего дошкольного возраста имеют возможность организовать самостоятельно сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:

• Семья («Мамы дома нет, мы готовим всем обед»)

• Образование («Детский сад»)

• Здоровье («Поликлиника», «Доктор Айболит»)

• Торговля («Супермаркет»)

• Строительство («Строим дом», «Мой город»)

• Развлечения, общественные места (Поход в театр, День рождения в кафе, маршрутное такси)

• Путешественники («Остров сокровищ»)

• Транспорт («На дорогах города»)

• Военная тематика («Моряки»)

• Спорт («Ловкие, сильные, смелые»)

В Центре сюжетно-ролевых игр создано дактическое пособие «Город мастеров», которое помогает детям определиться с выбором игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров. Перед игрой дети самостоятельно выбирают роли, готовят выбранные аксессуары и планируют совместный сюжет игры. Таким образом, у детей формируется процесс адаптации в обществе.

В детском возрасте огромное влияние на развитие социального интеллекта оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество).

Сотрудничество – общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать способствует развитию социального интеллекта и инициативы дошкольников.

Таким образом, грамотное построение предметно-пространственной среды, партнерств ДОУ и семьи дает возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических проектах и способствует развитию социального интеллекта дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей «Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в семье»

Данная памятка содержит практические рекомендации,как в условиях семьи простыми и доступными способами развивать социальный интеллект и инициативу дошкольников....

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников во второй младшей группе....

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.

Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....

Методическая разработка: «Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей»

Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей: социально-коммуникативная,...

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"

Методическая разработка "Создание предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей"...

Консультация для педагогов Тема: «Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни....