Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Причины нарушения пространственного восприятия, этапы работы и приемы формирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostranstvennye_predstavleniya_u_detey_s_ovz.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ
Выполнила учитель-дефектолог Гречухина Т. Н.
Пространство является базисной категорией в познании ребенком окружающего его мира. Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. Пространственные представления − это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Вопросами формирования у детей пространственных представлений занимались В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, Е.В. Сербина, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.А. Столяр, Л.М. Фидлер и др.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Дети с ОВЗ лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению воспитанники нуждаются в психологической поддержке и помощи.
Несформированность пространственных представлений проявляется:
- при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;
- при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;
- при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;
- при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке; - при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ, трудностях переключения с одного направления движения на другое.
Своевременное формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. (Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста, 2008)
Существует несколько этапов формирования пространственных представлений. Это:
• Освоение телесного пространства
• Освоение внешнего пространства
• Пространственные схемы и диктанты
• Конструирование и копирование
Остановимся подробнее на освоении телесного пространства, как основы для дальнейшего развития пространственно-временных представлений.
Первым шагом в освоении телесного пространства должна стать маркировка левой руки ребенка с помощью красной ленточки, яркого браслетика, часов и т.д. Таким образом, мы даем ребенку прекрасную опору для малейших манипуляций с внешним пространством. Теперь он знает, что «слева» - это «там, где красная ленточка». Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце.) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).
Базовое упражнение на формирование пространственный представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается с определенным движением, например, «вверх», вперед, назад, вправо, влево – простой шаг или прыжок на двух ногах, вниз- приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе». (Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, 2015)
Игры, направленные на развитие представлений о схеме тела:
«Указочка»
Ротик мой умеет кушать, нос -дышать, а уши- слушать.
Могут глазоньки моргать, ручки- все хватать, хватать.
-Погладим ручку с обеих сторон.
-Нарисуем на пальчиках ниточки.
-Нарисуем на ладошке клубочек.
-Нарисуем бровки, губки.
«Маланья».
(стихотворение сопровождается показом).
У Маланьи, у старушки,
В маханькой избушке,
Жили пять сыновей.
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими головами,
Вот с такими усами,
Вот с такими бородами,
Вот с такими руками,
Вот с такими ногами,
Вот с такими плечами,
Вот с такими животами и т. д.
«Отбей мяч». Взрослый бросает мяч ребенку и просит его отбить рукой, ногой, головой и т. д. Благодаря этим и подобным играм осуществляется отработка расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу по вертикальной оси.
«Определи по следу». На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.
«Верх – низ». Назови и покажи верхние, затем нижние части тела, сначала стоя у зеркала, потом по памяти. Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.
«Путаница». Педагог неверно называет части тела, находящиеся вверху (внизу, или их расположение относительно друг друга. Ребенок должен его исправить. Затем они могут поменяться ролями.
«Верх». Покажи и назови действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т. д.).
«Низ». Покажи и назови действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседание, махи ногами, вращение бедрами и т. д.).
«Спереди – сзади». Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади. Назови и покажи части тела, которые находятся у тебя спереди (сзади, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.
«Скажи, где?». Педагог дотрагивается до разных частей тела ребенка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди или сзади).
«Вперед». Выполнять движения только в направлении вперед (ходьба, прыжки, сгибание колен, махи руками, наклоны головы и т. д.).
«Назад». Выполнять движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, махи руками, ногами, откидывание головы и т. д.).
«Летчики»
Мы летаем - высоко, мы летаем - низко,
Мы летаем — далеко,
Мы летаем- близко.
«Правша» (аналогично - с левой ногой)
Правой ножкой топ-топ,
Правой ручкой хлоп-хлоп,
Правый глаз сейчас закроем,
Отдыхает правый глаз,
Щёчку правую с тобою
Мы потрогаем сейчас,
Протяни теперь, дружок
Руку правую в кружок.
«Аист»
Аист, аист длинноногий важно ходит по дороге: шагнет правою ногой, шагнет левою ногой, повернется вправо, влево гордо крыльями взмахнет, и гнездо себе совьет.
«Физкультурник»
Физкультурник на дорожке тренирует свои ножки, высоко их поднимает, гордо, весело шагает. Повернемся вправо, влево и беремся вновь за дело.
• Доктор Айболит слушает больного и прикладывает трубку сначала к правому уху: а потом к левому.
• Капитан на корабле увидел землю и приложил подзорную трубу сначала к правому глазу, а потом к левому.
• Львенок лежал на пляже и загорал, а когда к нему подошла черепаха и спросила, что он делает, он открыл сначала левый глаз, а потом правый.
• Зажмурь правый глаз, а затем левый, попрыгай на правой ноге, потом на левой, дотронься до левого уха, до правого колена и т. д.
- Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.
«Направо». Выполнять движения только в направлении направо (махи руками, ногами, приседания на правое колено, наклоны головы и т. д.).
«Налево». Выполнять движения только в направлении налево.
«Право – лево». Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т. д.
«Совмещение понятий». Педагог дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находится: ухо – вверху слева, колено – внизу справа, спереди и т. д.
Следует отметить, что наиболее важными приемами работы по развитию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- опора на наглядность ситуации;
- широкое использование двигательных, ритмических упражнений, упражнений на построение и перестроение;
- практическая деятельность с конкретными предметами;
- использование дидактических игр разного содержания и разнообразного наглядного материала;
- создание игровых и проблемных ситуаций для обеспечения интереса ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
творческий отчет...
Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...
Формирование пространственных представлений у детей 4-5 лет
В статье описывается система педагогического взаимодействия по формированию способности к пространственному ориентированию с детьми 4-5 лет...
формирование пространственных представлений у детей с зпр по средствам дидактических игр
из опыта работы с детьми с зпр....
Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ экологической культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...
Приёмы профилактики оптической дисграфии: возможности использования арттерапевтических приёмов по формированию пространственных представлений у детей.
Данный материал является консультацией для воспитателей, цель которой - познакомить педагогов с возможностями использования арттерапевтических приёмов в процессе формирования представлений о пространс...
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....