Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Гречухина Татьяна Николаевна

Причины нарушения пространственного восприятия, этапы работы и приемы формирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvennye_predstavleniya_u_detey_s_ovz.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование пространственных представлений у детей с ОВЗ

Выполнила учитель-дефектолог Гречухина Т. Н.

Пространство является базисной категорией в познании ребенком окружающего его мира. Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений. Сформированность этих представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей. Пространственные представления − это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Вопросами формирования у детей пространственных представлений занимались В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Т.А. Мусейибова, Е.В. Сербина, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.А. Столяр, Л.М. Фидлер и др.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Дети с ОВЗ лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению воспитанники нуждаются в психологической поддержке и помощи.

Несформированность пространственных представлений проявляется:

при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;

при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;

при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;

при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке; - при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ, трудностях переключения с одного направления движения на другое.

Своевременное формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закрепленной всем опытом человека системой ориентации является схема тела. (Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста, 2008)

Существует несколько этапов формирования пространственных представлений. Это:

• Освоение телесного пространства

• Освоение внешнего пространства

• Пространственные схемы и диктанты

• Конструирование и копирование

Остановимся подробнее на освоении телесного пространства, как основы для дальнейшего развития пространственно-временных представлений.

Первым шагом в освоении телесного пространства должна стать маркировка левой руки ребенка с помощью красной ленточки, яркого браслетика, часов и т.д. Таким образом, мы даем ребенку прекрасную опору для малейших манипуляций с внешним пространством. Теперь он знает, что «слева» - это «там, где красная ленточка». Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце.) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).

Базовое упражнение на формирование пространственный представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается с определенным движением, например, «вверх», вперед, назад, вправо, влево – простой шаг или прыжок на двух ногах, вниз- приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе». (Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, 2015)

Игры, направленные на развитие представлений о схеме тела:

«Указочка»

Ротик мой умеет кушать, нос -дышать, а уши- слушать.

Могут глазоньки моргать, ручки- все хватать, хватать.

-Погладим ручку с обеих сторон.

-Нарисуем на пальчиках ниточки.

-Нарисуем на ладошке клубочек.

-Нарисуем бровки, губки.

«Маланья».

(стихотворение сопровождается показом).

У Маланьи, у старушки,

В маханькой избушке,

Жили пять сыновей.

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими головами,

Вот с такими усами,

Вот с такими бородами,

Вот с такими руками,

Вот с такими ногами,

Вот с такими плечами,

Вот с такими животами и т. д.

«Отбей мяч». Взрослый бросает мяч ребенку и просит его отбить рукой, ногой, головой и т. д. Благодаря этим и подобным играм осуществляется отработка расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу по вертикальной оси.

«Определи по следу». На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

«Верх – низ». Назови и покажи верхние, затем нижние части тела, сначала стоя у зеркала, потом по памяти. Назови, что выше (ниже) всего, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.

«Путаница». Педагог неверно называет части тела, находящиеся вверху (внизу, или их расположение относительно друг друга. Ребенок должен его исправить. Затем они могут поменяться ролями.

«Верх». Покажи и назови действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т. д.).

«Низ». Покажи и назови действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседание, махи ногами, вращение бедрами и т. д.).

«Спереди – сзади». Условно поделить вместе с ребенком его тело на переднюю и заднюю части. Детально разобрать с ним у зеркала, какие части тела находятся у него спереди и сзади. Назови и покажи части тела, которые находятся у тебя спереди (сзади, сначала стоя у зеркала, затем по памяти.

«Скажи, где?». Педагог дотрагивается до разных частей тела ребенка, надо назвать часть тела и сказать, где она расположена (спереди или сзади).

«Вперед». Выполнять движения только в направлении вперед (ходьба, прыжки, сгибание колен, махи руками, наклоны головы и т. д.).

«Назад». Выполнять движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, махи руками, ногами, откидывание головы и т. д.).

«Летчики»

Мы летаем - высоко, мы летаем - низко,

Мы летаем — далеко,

Мы летаем- близко.

«Правша» (аналогично - с левой ногой)

Правой ножкой топ-топ,

Правой ручкой хлоп-хлоп,

Правый глаз сейчас закроем,

Отдыхает правый глаз,

Щёчку правую с тобою

Мы потрогаем сейчас,

Протяни теперь, дружок

Руку правую в кружок.

«Аист»

Аист, аист длинноногий важно ходит по дороге: шагнет правою ногой, шагнет левою ногой, повернется вправо, влево гордо крыльями взмахнет, и гнездо себе совьет.

«Физкультурник»

Физкультурник на дорожке тренирует свои ножки, высоко их поднимает, гордо, весело шагает. Повернемся вправо, влево и беремся вновь за дело.

• Доктор Айболит слушает больного и прикладывает трубку сначала к правому уху: а потом к левому.

• Капитан на корабле увидел землю и приложил подзорную трубу сначала к правому глазу, а потом к левому.

• Львенок лежал на пляже и загорал, а когда к нему подошла черепаха и спросила, что он делает, он открыл сначала левый глаз, а потом правый.

• Зажмурь правый глаз, а затем левый, попрыгай на правой ноге, потом на левой, дотронься до левого уха, до правого колена и т. д.

- Поймать, отбить мяч правой (левой) рукой, затем ногой.

«Направо». Выполнять движения только в направлении направо (махи руками, ногами, приседания на правое колено, наклоны головы и т. д.).

«Налево». Выполнять движения только в направлении налево.

«Право – лево». Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т. д.

«Совмещение понятий». Педагог дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находится: ухо – вверху слева, колено – внизу справа, спереди и т. д.

Следует отметить, что наиболее важными приемами работы по развитию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  • опора на наглядность ситуации;
  • широкое использование двигательных, ритмических упражнений, упражнений на построение и перестроение;
  • практическая деятельность с конкретными предметами;
  • использование дидактических игр разного содержания и разнообразного наглядного материала;
  • создание игровых и проблемных ситуаций для обеспечения интереса ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

В статье представлены некоторые игры и приемы, направленные на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, ...

Формирование пространственных представлений у детей 4-5 лет

В статье описывается система педагогического взаимодействия по формированию способности к пространственному ориентированию с детьми 4-5 лет...

Презентация "Использование экологических игр в процессе формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – благоприятная пора закладывания основ  экологической  культуры.Аспекты взаимодействия человека с природой:•человек – индивидуальное живое существо, полное тайн и открыти...

Приёмы профилактики оптической дисграфии: возможности использования арттерапевтических приёмов по формированию пространственных представлений у детей.

Данный материал является консультацией для воспитателей, цель которой - познакомить педагогов с возможностями использования арттерапевтических приёмов в процессе формирования представлений о пространс...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений направленных на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста....