Коррекционно - развивающая программа для дошкольников с синдромом дефицитом внимания с гиперактивностью.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Коррекционно - развивающая программа для дошкольников с синдромом дефицитом внимания с гиперактивностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogramma_k.docx | 300.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Светлинского района
детский сад «Светлячок»
Коррекционно - развивающая программа для дошкольников с синдромом дефицитом внимания с гиперактивностью.
2021-2022уч.
Содержание рабочей программы
1. Целевой
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………3
1.2. Психологические особенности детей с СДВГ……………………………...4
1.3. Общие принципы работы с детьми с СДВГ………………………………..5
1.4. Создание условий для успешного выполнения детьми с СДВГ заданий и упражнений……………………………………………………………………….6
1.5. Критерии оценки достижения планируемых результатов…………………8
2. Содержательный
2.1.Психолого-педагогическое построение работы с детьми с СДВГ………..9
2.2. Диагностика детей с СДВГ…………………………………………………9
2.3. Общие коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с СДВГ…………………………………………11
2.4. Особенности психологической коррекции с детьми с СДВГ……………11
3. Организационный
3.1. Содержательная характеристика курса……………………………………12
3.2.Перспективное планирование программы для детей СДВГ……………...12
3.3. Работа с педагогами………………………………………………………...13
3.4 Работа с родителями…………………………………………………………14
Литература……………………………………………………………………….16
Приложение………………………………………………………………………17
1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст является периодом всплеска энергии, эмоциональных переживаний и активности. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать, те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.
Данная программа ориентирована на гиперактивных детей с низким уровнем концентрации внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. В процессе проведения занятий дети будут знакомиться с методами снятия психоэмоционального напряжения, научатся перенаправлять свою энергию и гармонизируют эмоционально-волевую сферу. Используются телесно-ориентированные техники, подвижные игры, дидактические игры, кинезиологические упражнения.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения у детей с дефицитом внимания и развитие навыков концентрации внимания в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Диагностировать особенности познавательной и эмоционально – волевой сферы;
2. Сформировать навыки снятия психоэмоционального напряжения;
3. Развить концентрацию внимания;
4. Развить память.
Ожидаемые результаты:
После реализации программы дети распределяют свою энергию и выражают ее в более адекватных формах поведения, имеют достаточный уровень самоконтроля, увеличивается время концентрации на выполнении заданий.
Форма работы индивидуальная, занятия 3 раза в неделю, занятие по 15-20 минут.
Возраст: 6 лет
Анамнез: сниженный самоконтроль, признаки СДВГ
Рекомендации: гармонизация эмоционально-волевой сферы, формирование навыков самоконтроля и развитие концентрации внимания.
1.2 Психологические особенности детей с СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является самым распространенным среди детей поведенческо-возрастным и неврологическим расстройством, характеризующимся нарушениями со стороны внимания, двигательной расторможенностью (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Обусловлено это нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС), мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.
Дефицит внимания — это неспособность произвольно удерживать внимание определенное время.
Нарушение внимания проявляется в том, что такие дети не заканчивают начатое дело, отвлекаясь на другое; преждевременно прерывают данное им задание, не закончив его; постоянно меняют игры, быстро теряя к ним интерес. Они не желают делать что-либо неинтересное для них в данный момент, у них нет никакого чувства ответственности. Большинство из них отличаются забывчивостью, они часто теряют или забывают вещи.
Гиперактивность — двигательная расторможенность, которая возникает как следствие утомления и низкого тонуса.
Проявляется она в ряде всевозможных нарушений поведения, но чрезмерная подвижность является самым заметным: таким детям трудно усидеть на месте, они бесконечно ерзают на стуле, часто меняют позы, вертят в руках разные предметы, барабанят пальцами, закручивают их, трещат суставами рук, ног, шеи, могут без разрешения покинуть свое место. Они болтают и шумят больше всех, даже во время спокойных игр.
Импульсивность — склонность к поспешности, к совершению необдуманных поступков.
Дети с СДВГ быстро «загораются», реагируют вспышками гнева, включая словесное и даже физическое насилие, беспричинно дразнят друзей и родственников. Во время занятий они выскакивают, отвечают на вопросы, не поднимая руки или не дожидаясь разрешения, не выслушивают до конца указания, перебивают. В различных ситуациях им недостает терпения ожидать своей очереди.
С дошкольного возраста такие дети сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных особенностями их здоровья. Неспособность длительное время слушать воспитателя, выполнять инструкции, соблюдать правила, неумение сосредоточиться на выполнении задания в течение необходимого времени, неусидчивость, обилие лишних движений, повышенная отвлекаемость, частое прерывание деятельности, неспособность удерживать развиваемую мысль — все это приводит к негативным оценкам со стороны учителя. В результате дети ощущают своюнеуспешность, что в дальнейшем не лучшим образом сказывается на отношении к школе вообще и к учебной деятельности в частности.
Как правило, основные трудности у детей с СДВГ обычно возникают в следующих обстоятельствах:
• при выполнении работы по заданному образцу, в соответствии с инструкцией;
• во время участия в настольных и подвижных играх, предполагающих соблюдение определенных правил, очередности хода;
• при выполнении вербальных заданий, а также заданий, требующих сосредоточения на слуховой информации (ответе другого, слушании рассказа), самопроверке.
Чтобы облегчить детям с СДВГ процесс обучения в школе, необходимо особым образом выстроить этап их подготовки к ней в старшем дошкольном возрасте. Основной акцент нужно делать на устранении дефицита внимания и формировании навыков планирования, регуляции и контроля деятельности — как на уровне выполнения конкретного задания, так и на общем поведенческом уровне (в части соблюдения заданных норм и правил).
1.3 Общие принципы работы с детьми с СДВГ
Поскольку у детей с СДВГ лобные доли коры головного мозга, отвечающие за контроль поведения, формируются позднее, чем у их сверстников, они, имея нормальный и даже высокий уровень развития интеллекта, не обладают способностью к самоконтролю — поэтому часто нарушают правила поведения, не замечая этого за собой. Соответственно, перед началом любой работы необходимо в доступной форме данные правила обозначить, например, когда один говорит — другие слушают.
Важно, чтобы выдвигаемые требования были поняты детьми и приняты. Поэтому следует обсудить необходимость применения каждого правила и его значимость для каждого конкретного ребенка — поскольку, чтобы принять то или иное правило, ему нужно найти в нем смысл. Даже если дети не дают содержательный ответ на вопрос о том, для чего нужно выполнить то или иное условие (требование), важно уже то, что они пытаются понять смысл его соблюдения.
После того как дети высказали свое мнение, педагог должен помочь им прийти к более точному объяснению с помощью наводящих вопросов. Например, при обсуждении правила групповой работы «Когда один говорит — другие слушают» можно задать вопрос: «Как бы тебе хотелось, чтобы другие вели себя в то время, когда ты говоришь?».
Когда становится очевидным, что правила приняты, можно переходить к обсуждению того, каким образом будет отслеживаться их соблюдение. Поскольку, как уже отмечалось, для детей с СДВГ характерно нарушать предъявляемые требования, необходимо обозначать каждый такой случай — для того, чтобы впоследствии они могли делать это самостоятельно. Вместо негативно окрашенных замечаний здесь целесообразно употреблять нейтральные типа: «Дима, я вижу, что ты сейчас меня не слушаешь».
Одной из наиболее эффективных систем оценки и контроля поведения ребенка является так называемый жетонный метод. Суть его заключается в том, что соблюдение правил в рамках конкретного задания или некоторого промежутка времени отмечается с помощью определенного символа (например, фишки зеленого или золотого цвета), а нарушение — с помощью другого символа (например, фишки красного или черного цвета). Фишки можно заменить разноцветными магнитами, наклейками, рисунками и т. п.
В случае положительного подкрепления фишка может заказываться самим ребенком — это способствует дополнительной мотивации. Однако при отрицательном подкреплении фишка им не выбирается и не носит положительной эмоциональной окраски. Это может быть грустный смайлик, черная метка и т. п. В дальнейшем можно позволить ребенку обменять заранее оговоренное количество фишек на небольшой сувенир (игрушку, медаль, сладость и т. п.). В рамках групповой работы обладатель нескольких штрафных фишек, количество которых оговаривается заранее, на некоторое время (например, на две минуты) исключается из игрового процесса.
Использование этого метода позволяет постепенно сформировать способность ребенка к рефлексии относительно собственного поведения, а также отследить динамику его поведения в течение всего занятия. Обычно, получая красную или черную фишку, дети меняют свое поведение к лучшему, чего не происходит в случае словесной фиксации допущенных ими нарушений (без наглядного подкрепления). У детей с СДВГ положительная динамика отчетливее просматривается в течение нескольких занятий, когда количество полученных красных (черных) фишек с каждым разом уменьшается — важно на это обращать их внимание.
1.4 Создание условий для успешного выполнения детьми с СДВГ заданий и упражнений
При выполнении конкретных заданий и упражнений основной акцент необходимо делать на соблюдении правил, оказывая ребенку следующую помощь:
1) перед началом применения им обозначенных правил на практике проговаривать их (при необходимости подготовить внешнюю опору в виде схемы);
2) обозначать допущенную ошибку с помощью условного сигнала, а не конкретного указания на нее, для того чтобы он мог проверить свои последние действия и самостоятельно обнаружить и исправить ее. Впоследствии необходимо перейти к самопроверке ребенком выполненного задания. Если он не замечает допущенных ошибок, педагог должен обозначить участок выполненной им работы и количество допущенных в нем ошибок. Исправление найденных ребенком ошибок важно положительно подкрепить дополнительными фишками, чтобы привить ему привычку к самопроверке.
Ведущая деятельность в старшем дошкольном возрасте — игровая, поэтому с учетом особенностей детей с диагнозом СДВГ важной составляющей работы с ними является проведение подвижных игр с определенными правилами. Следует отметить, что в силу дефицита внимания и склонности к перевозбуждению они могут не замечать смены команд (указаний) и допускаемого ими нарушения правил, а также увлекаться тем или иным видом деятельности, игнорируя остальные этапы игры. Вот почему необходимо убедиться в том, что ребенок понял озвученные правила, и попросить его повторить их своими словами.
Одним из эффективных видов помощи в случае перевозбуждения кого-либо из детей в рамках групповой работы является смена их роли, например смена роли игрока на роль водящего и наоборот. Кроме того, можно на непродолжительное время исключить ребенка из игры, но не в качестве наказания, а под предлогом необходимости выполнения особого поручения (принести воды, что-то подготовить и т. п.). Если это не помогает, стоит усадить его и попросить успокоиться и только после того, как это произойдет, разрешить снова включиться в игру.
Как уже упоминалось, дети с СДВГ испытывают выраженные затруднения при работе по инструкции. Для облегчения соблюдения предъявляемых к ним требований нужно использовать понятные, четкие, лаконичные формулировки, а также делить весь объем инструкции на несколько простых задач. Для выполнения особо сложных заданий полезно составлять план (например, в виде схематичного рисунка) и отмечать его выполнение. Это позволяет не пропустить важный этап деятельности, а также приучает к самопроверке.
Трудности детей с СДВГ особенно отчетливо проявляются при выполнении работы по заданному образцу.Им сложно следовать заданному плану; они упускают важные детали, зато добавляют массу второстепенных (лишних); слишком быстро и неаккуратно выполняют задание; с трудом следуют за действиями ведущего. Кроме того, по причине характерной для них импульсивности они склонны к поверхностному анализу изображения, что в свою очередь приводит к специфическим ошибкам при выполнении работы по образцу. В связи с этим целесообразно после выполнения ребенком каждого этапа работы (обозначенного с учетом его индивидуальных трудностей) прерывать деятельность — для того, чтобы сравнить полученный промежуточный результат с образцом и при необходимости исправить допущенные ошибки. В некоторые виды деятельности (например, в лепку) можно включить планирование и отмечать выполненные пункты. Эффективной также является вербальная организующая помощь (управление вниманием ребенка посредством короткой устной инструкции для оценки особо сложных участков образца).
Таким детям в силу их возраста и особенностей (импульсивности, отвлекаемости, неусидчивости) трудно планировать свою деятельность, т. е. достигать определенной цели без изначально заданной стратегии. Коррекционная помощь в данном случае сводится к проведению различных игр (приложение 1) и выполнению заданий, направленных на выстраивание стратегии достижения необходимого результата.
Проблема неусидчивости может быть решена с помощью включения в занятия подвижных и малоподвижных игр таким образом, чтобы они постоянно чередовались с настольными играми и выполнением вербальных заданий. Малоинтересные монотонные задания рекомендуется наделять дополнительным смыслом, например включением другой игры. Так, при выпонении задания можно поставить следующий эксперимент: поинтересоваться у ребенка, за какое время он может правильно выполнить определенный этап работы, например, отжаться или поднять туловище, а затем проверить это на практике с помощью секундомера.
Таким образом, оказание своевременной и правильно ориентированной коррекционной помощи существенно облегчает детям с СДВГ адаптацию к новым условиям в школе.
1.5 Критерии оценки достижения планируемых результатов.
• повышение уровня развития внимания и памяти;
• умение распределять свою энергию и выражать ее в более адекватных формах поведения;
• иметь достаточный уровень самоконтроля;
• увеличивать время концентрации на выполнение задания;
• умение действовать по «аналогии» (по образцу);
• самодиагностика;
• уверенное освоение дыхательных и релаксационных техник.
2.1 Психолого-педагогическое построение работы с детьми с СДВГ
Подготовительный этап:
• ознакомление с медицинской картой ребенка;
• анкетирование родителей и воспитателей: анкета «Признаки импульсивности (приложение 2);
• беседа с родителями (приложение 3);
• беседа с педагогами (приложение 4);
• заполнение карты развития ребенка (приложение 5).
Диагностика состояния ребенка:
• наблюдение: карта критерий выявления гиперактивного ребенка (приложение 6);
• использование психодиагностических методик на выявление импульсивности, агрессивности, невнимательности.
Коррекционная работа:
• индивидуальная;
Заключительный этап:
• диагностика состояния ребенка;
• рекомендации родителям и педагогам по взаимодействию с ребенком.
Как правило, гиперактивный ребенок гораздо эффективнее работает при взаимодействии один на один со взрослым. В этом случае он действует более сосредоточенно, допускает меньше ошибок. Кроме того, многие дети с СДВГ нуждаются в предварительной индивидуальной работе, в процессе которой у них формируются навыки общения, саморегуляции. Длительность индивидуального этапа определяется индивидуально-типологическими особенностями ребенка и характером нарушения.
В некоторых случаях индивидуальная и групповая работы проходят параллельно.
Приведенные варианты занятий рассчитаны на детей дошкольного возраста. Продолжительность одного занятия — от 10 до 20 минут, в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
2.2 Методики диагностики детей с СДВГ
Ориентация. Визуально-моторный гешталът-тест Бендер (в авторской модификации Л. А. Ясюковой (2000) использовался для анализа уровня развития зрительно-моторной координации и степеннее нарушения (приложение 7).
Дошкольнику предлагалось воспроизвести пять изображений геометрических фигур, расположенных на едином бланке хаотично. Обработка и интерпретация результатов производились согласно предложенным графическим образцам и нормативным данным.
Внимание и память.
Методика «Корректурная проба», использовалась с целью исследования степени концентрации и устойчивости внимания, темпа психомоторной деятельности (приложение 8).
Обследование проводилось с помощью специальных бланков, на которых были изображены расположенные в случайном порядке буквы (фигуры). Испытуемый просматривал ряд и вычеркивал указанные в инструкции фигуры. Результаты пробы оценивались по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени просмотра заданного количества строк.
Методика «Запомни и расставь точки» С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется лист с точками, предварительно разрезанный на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек) (Приложение 9).
Методика «Запомни рисунки» предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти (Приложение 10).
Методика «Заучивание стихотворения» выявляет особенности процесса запоминания, сохранения и воспроизведения аудиальной информации (Приложение 11). Суждение о психическом состоянии складывается из анализа типологии и структуры поведения. Описываются сознание, личность и эмоции.
Тест «Рисунок семьи» направлен на оценку внутрисемейных отношений, переживаний, на восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам (Приложение 12).
Опросник «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка» заполняется взрослым с целью определения степени выраженности эмоциональных проявлений ребенка. Создание профиля чувственных проявлений ребенка вычерчивается в диапазоне от «нет» до «крайне много» (Приложение 13).
Таким образом, выбранные для изучения индивидуальных особенностей детей методики позволяют охватить весь спектр параметрических характеристик особенностей дошкольников с СДВГ: условия роста и развития, уровень и качество внимания, особенности поведения и личностные характеристики, развитие познавательных процессов, состояние мелкой моторики.
2.3 Общие коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с СДВГ
• Повышение самооценки, положительное отношение (не ругать, избегать сравнений)
• Структурированное систематическое наблюдение (ведение дневников, где ребенок отмечает свое поведение, учится понимать за что его ругают, за что получил плохую отметку, за что похвалили. Этим мы учим его предвосхищать свое поведение, события)
• Оперативное обусловливание. Отсутствие поощрения, если ребенок ведет себя плохо (поведение, а не оценки по предметам). Поощрение за хорошее поведение должно быть разнообразным. Необходима преемственность и выполнение обещания ребенку.
• Диагноз «гиперактивность» ставит невропатолог, у некоторых детей он отмечен в медицинской карте. Опытный педагог в самом начале своей работы с таким ребенком дает рекомендации его родителям.
• Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности, то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения (психолог, медицинские работники, методист, музыкальный руководитель) должны вести за ним целенаправленное наблюдение.
• Затем педагог (или психолог) может в тактичной форме порекомендовать родителям ребенка обратиться к детскому невропатологу.
2.4 Особенности психологической коррекции с детьми с СДВГ
Занятия строятся по развитию 1-2-3 функций. На каждом занятии отрабатывается либо 1. Либо 2 функции (например.Внимание и память, внимание и навыки снятия напряжения)
Продолжительность занятия 15-20 минут
Обязательно наличие подвижное упражнения или игры
Желательно использование яркого методического материала
По возможности предложить провести несколько занятий в спортивном зале с использованием мата, мячей, дать пространство ребенку для выпуска энергии.
Не акцентировать внимание на отвлечение, не делать замечаний, попытаться увлечь ребенка, предложить игры на скорость, на соревнования
В своей работе использовать элементарные игры на сосредоточение внимания: собирание пазлов, нахождение двух предметов, Что пропало? Найди отличия.
3.1 Содержательная характеристика курса
В программе уделено внимание следующим темам:
• Тренировка внимания;
• Тренировка усидчивости;
• Тренировка контроля импульсивности.
Но, т.к. эти темы могут раскрываться одновременно в одном занятии, то в данной программе нет специальной группировки по темам.
3.2. Перспективное планирование программы для детей СДВГ
1-я неделя
Занятие №1
Диагностика познавательной сферы: внимание, память, восприятие.
2-я неделя
Занятие №2
Диагностика эмоционально-личностной сферы
3-я неделя
Занятие №3
Упражнение «Пол-потолок-нос»
Упражнение «Мяч для битья»
Упражнение «Отдохнули»
4-я неделя
Занятие №4
Упражнение «Найди пару»
Упражнение «Дотронься до…»
Упражнение «Сьедобное-несьедобное»
5-я неделя
Занятие №5
Упражнение «Составь картинки из геометрических фигур».
Упражнение «Запретное слово»
Упражнение «Подышим грудью»
6-я неделя
Занятие №6
Упражнение «Найди тени животных»
Упражнение «Запретное движение»
Упражнение «Ухо-нос»
7-я неделя
Занятие №7
Упражнение «Что я сейчас чувствую?»
Упражнение «Ладонь-кулак-ребро»
Упражнение «Горит свеча»
8-я неделя
Занятие №8
Упражнение «Найди предмет»
Упражнение «Массаж себе
9-я неделя
Занятие №9
Упражнение «Найди отличие»
Упражнение «Украсим елеочку»
Упражнение «Игра наоборот»
10-я неделя
Занятие №10
Повторная диагностика уровня концентрации внимания, памяти и эмоционально-волевой сферы
3.3 Работа с педагогами
Работа с педагогами строится на сотрудничестве. Предлагается хвалить ребенка за достижения, указывать на его достоинства при всей группе, рассказывать родителям.
Рекомендации педагогам /по Заваденко Н.Н., 2001/:
1. Для организации деятельности ребенка используйте простые средства – планы занятий в виде пиктограмм, памятки, графики, часы со звонком.
2. Используйте поощрения: Например, если ребенок с гиперактивностью и дефицитом внимания спокойно вел себя на занятии, не мешал другим детям выполнять задание, не отвлекаясь, разрешите ему на прогулке дополнительно поиграть в подвижные игры.
3. Задания, которые даются ребенку, не должны быть слишком сложными и состоять из нескольких звеньев. Не стоит давать ребенку более одного указания за один раз.
4. Прежде, чем поручить ребенку что-либо сделать, тщательно взвесьте. Сможет ли он это выполнить. Не ожидайте, что он сразу хорошо выполнит поручение.
5. Помогайте ребенку начать выполнять задание, так как начало для него – самое трудное.
6. Обеспечьте для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.
7. Чаще давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность /Например: ребенок должен помочь педагогу подготовить пособия для занятий/.
8. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка.
3.1 Содержательная характеристика курса
В программе уделено внимание следующим темам:
• Тренировка внимания;
• Тренировка усидчивости;
• Тренировка контроля импульсивности.
Но, т.к. эти темы могут раскрываться одновременно в одном занятии, то в данной программе нет специальной группировки по темам.
3.4 Как работать с родителями гиперактивного ребенка.
Очень часто гиперактивность сопровождается вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Поэтому очень важно при работе с такими детьми быть в тесном контакте с родителями. Прежде всего, родителям гиперактивного ребенка следует объяснить, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперативности. Воспитатели могут порекомендовать родителям научиться сдерживать бесконечный поток замечаний. Для этого мама или папа могут в течение дня записывать все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером вся семья зачитывает список и обсуждает, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.
Многие родители жалуются, что их дети – «с мотором», никогда не устают, чем бы они не занимались. Н а самом деле это не так: усталость как раз и проявляется в виде двигательного беспокойства, которое родители часто принимают за активность. Чтобы не допустить перевозбуждения, таких детей не следует перегружать эмоциональными впечатлениями, следует ограничить их пребывание в местах скопления большого количества людей, стараясь не приглашать в дом сразу много гостей.
Одним из важных условий при взаимодействии с ребенком является соблюдение четкого распорядка дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться в строго определенное время. Его необходимо оградить от длительного просмотра телевизора, особенно перед сном. Как правило, гиперактивный ребенок мало и беспокойно спит, поэтому родителям желательно перед сном погулять с малышом, заняться, чем - нибудь спокойным.
Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 5 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Родители не должны давать сразу несколько инструкций: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол…». Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее (приложение
Литература:
1. Бубнова Т. Говорите только по делу! Методы работы с детьми с нарушениями внимания. - //Дошкольное образование, № 11, с. 6, 19-20
2. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка? Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 1999.
3. Заваденко Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей. - //Мир психологии, № 1, 2000
4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком: период раннего детства. – СПб, Речь, 2002
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: Комплексная программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми. – Спб, Речь, 2002
6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Воспитание в семье ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением. - // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 2. 2002, с, 41-51
7. Овчарова Р.В. Методика работы с детьми «группы риска» - // В кн: Овчарова Р.В. - Технологии практического психолога в образовании. – Раздел III, гл. 1. – с. 219-233
8. Павлова М. Гиперактивный ребенок - //Дошкольное образование, № 11, с. 6, 19-20
9. Практическая психология образования. - /под ред. И.В.Дубровиной/ - М.: Сфера, 1998, - Ч. II, Разд. 3., Гл. 3. Дошкольники «группы риска». - с. 150-162
10. Пурышева С.В. Гиперактивные и медлительные дети. - //Основные направления и перспективы комплексной помощи семье и детям с отклонениями в развитии. – Череповец, 2002, с. 188 – 191.
11. Смирнова Е.О. Вечная тема: проблемный ребенок. - //Дошкольное образование, № 11, июнь 2002, с. 2-5
12. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства. – Гл. 2. Психологические проблемы депривированных детей. – Минск, «Тесей», 1999
13. Справочник педагога-психолога
Приложение 1
Физические упражнения для коррекции гиперактивного поведения
Цирк.
Психолог говорит ребенку: «Сегодня ты будешь львом. Ты должен прыгнуть через обруч». Двое детей держат обруч, третий пролезает, изображая льва.
Упражнение делают по очереди.
Скачу как мячик.
Под музыку дети перепрыгивают через 4— 5 мячей, лежащих недалеко друг от друга. Мячи должны быть разной величины.
Ползу как змея.
Ребенок должен проползти между расставленными кеглями. Упражнение выполняют по очереди.
Прыгаю как кенгуру.
Дети, прижимая к животу надувные мячи, делают несколько прыжков. Тот, у кого падает мяч, берет мяч меньшего размера и прыгает с ним.
Веселые лягушата.
Дети сидят на подушках и перебрасываются мячом. По сигналу психолога «Ква!» ребенок, у которого окажется мяч, подбрасывает его вверх.
Не отдам мяч.
Ребенок несет под мышками два мяча, плотно прижимая к себе. Другой ребенок старается пощекотать его, чтобы он уронил мяч. Упражнение выполняют по очереди. Гиперактивным детям следует постоянно напоминать правила, следить, чтобы они не нанесли вред друг другу.
Шар лопнул.
Надуть воздушные шары. Ребенок двигается по кабинету, пролезая под двумя стульями, обходя кегли, доходит до шара, протыкает его пластмассовой спицей. Спицу (зубочистку) следует дать только тогда, когда ребенок подойдет к шару, и тут же забрать.
Соберу в корзину.
Один ребенок держит корзину (шляпу, сачок), другие кидают в корзину шарики из фольги величиной с грецкий орех. Ребенок должен поворачиваться, чтобы поймать шарики. Упражнение делают по очереди.
Вода, песок, камешки, вода.
Ребенок ставит одну ногу в поднос (противень) с водой, другую ногу в поднос с песком (манной крупой), переступает с ноги на ногу 5 раз. Потом ставит одну ногу в поднос с водой, другую ногу в поднос с фасолью. Переступает 5 раз. Дети выполняют упражнение по очереди (или по двое) под музыку.
Лежачий футбол.
Дети лежат на ковриках на животе. Двое с одной стороны кабинета, двое с другой руками одновременно толкают два мяча, стараясь их столкнуть.
Прыгаем по дорожке, раскрасив ножки.
В пластиковые тарелки налейте пальчиковые краски, разведите водой. На пол постелите три листа ватмана на весь кабинет. Можно использовать старый рулон обоев. Ребенок наступает в две тарелки и прыгает по ватману, оставляя следы. Упражнение выполняют под музыку по очереди.
Ловлю бабочек.
У каждого ребенка в руках бумажная полоска длиной 1,5—2 м. На конце нарисована бабочка, дети двигают полоску вправо-влево, вверх-вниз. Один из детей должен ловить бабочек, накидывая шляпу или сачок.
А на «злючку» не вставать.
На листах бумаги А4 написать: «добрый», «хороший», «умный», «сильный», «смелый», «веселый», «здоровый». На двух листах написать «злючка». Листы раскладываются, как классы. Дети прыгают с листа на лист по очереди, стараясь не задеть лист с надписью «злючка».
Перевертыши.
Дети лежат на спине на ковриках. По сигналу психолога «Раз!» одновременно переворачиваются на живот, по сигналу «Два!» переворачиваются на спину. Повторить 5 раз.
Цапли играют в футбол.
В центре кабинета лежит мяч. Дети стоят в разных углах кабинета в позе цапли: руки в стороны, одна нога согнута в колене. Перед каждым ребенком маленький мяч. По сигналу психолога «Раз!» дети выпрямляют ногу и ударяют по своему мячу, стараясь задеть мяч, который лежит в центре кабинета.
Мы — маленькие обезьянки.
Упражнение выполняют под музыку. Дети стоят по кругу, по сигналу психолога «Раз!» берутся за мочки ушей, высовывают язык, прыгают то на левой, то на правой ноге.
Рыбы, птицы, черепахи.
Поставить подносы с водой и песком на пол. Дети стоят, наклонившись. По сигналу «Рыбы!» опускают руки в поднос с водой, по сигналу «Птицы!» — выпрямляются и машут руками, по сигналу «Черепахи!» — приседают и опускают руки в песок. Упражнение должно закончиться сигналом «Рыбы!», чтобы дети помыли руки.
Пингвины на льдине.
На пол положите два обруча. Дети под музыку ходят по кабинету. По сигналу психолога «Пингвины на льдине!» дети должны запрыгнуть в обручи, по сигналу «Пингвины гуляют!» — выпрыгнуть.
Меткие стрелки.
Один ребенок держит большую пластиковую тарелку, закрыв лицо, другой кидает в тарелку шарик из фольги, стараясь попасть в центр тарелки. Расстояние между детьми 2,5 м. Упражнение выполняют по очереди.
Котята с мячиками.
Дети стоят на четвереньках, под каждой ладошкой мячик. По сигналу психолога «Кис-кис-кис!» дети начинают двигаться вперед, стараясь не отпустить мячики.
Несу мяч.
Маленький мяч между ступней, большой в руках. Под музыку дети идут навстречу друг другу. По сигналу психолога «Мяч!» большой мяч бросают. Упражнение дети выполняют по двое.
Водоносы.
У детей в руках пластиковые стаканы с водой, перед каждым ребенком мяч. Подталкивая его ногой, дети несут воду на другую сторону кабинета. Упражнение выполняется под музыку.
Стакан мыльных пузырей.
Два ребенка стаканами ловят мыльные пузыри, которые пускают остальные дети. Ловцы постоянно меняются. Упражнение продолжается 3 мин.
Пятимся назад как раки.
В центре кабинета лежит мяч, дети стоят на четвереньках вокруг мяча. По сигналу психолога «Назад!» — пятятся назад, по сигналу «Стоп!» — останавливаются.
Лабиринт.
Прыгалки, сложенные «восьмеркой», положить на пол. «Восьмерок» должно быть не меньше трех. Ребенок, толкая перед собой мяч, должен обойти все «восьмерки».
Звездочка — клубочек.
Дети лежат на полу на ковриках в позе звезды — руки в стороны, ноги в стороны. По сигналу психолога «Клубочек!» дети прижимают руки к туловищу, подтягивают ноги, согнутые в коленях, к подбородку; по сигналу «Звезда!» — принимают первоначальное положение.
Весы.
Ребенок держит на двух ладонях пластиковые тарелки, на которых лежит по маленькому мячику, и, прыгая на одной ноге, старается не уронить мячики. По 5 раз подпрыгнуть то на левой, то на правой ноге.
Салют.
Дети лежат на ковриках на спине. У каждого в руках по 3—4 помпона. По сигналу психолога «Салют!» дети подбрасывают помпоны вверх, по сигналу «Собираем!» — собирают. Упражнение повторить 3 раза.
Комары, вороны, пчелы.
Дети по кругу ходят по кабинету. По сигналу психолога «Комары!» дети ходят друг вокруг друга, издавая звук: [з], по сигналу «Вороны!» — сильно машут руками и каркают, по сигналу «Пчелы!» — касаются друг друга левой рукой, издавая звук: [ж].
Приложение 2
КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА:
(с картой-таблицей работают психолог, родители, воспитатели группы)
В соответствующих графах таблицы отмечается появление особенностей поведения: “Да” – если особенность наблюдается, “нет” – если не наблюдается по следующим параметрам:
- высокая двигательная активность;
- дефицит активного внимания
- импульсивность
Высокая двигательная активность:
Дефицит активного внимания:
Импульсивность:
Проявления по 6 или более показателям каждого из параметров наблюдающихся у ребенка на протяжении 6 месяцев, дают основание диагностировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Кроме того, синдром дефицита внимания с гиперактивностью диагностируется, если в сочетании с вышеперечисленным/:
• некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до 7 лет;
• проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух или более видах окружающей обстановки /например, в детском саду и дома/.
Примечание: диагноз «гиперактивность» устанавливает только врач.
Приложение 3
Анкета “Признаки импульсивности”
/заполняют родители, воспитатели/
Бланк для ответов:
Инструкция: отметьте в графе “да”, если признак у ребенка проявляется, и в графе “нет” – если не проявляется.
Оценка результатов:
15 –20 ответов “да” – высокая степень импульсивности;
7 –14 – средняя степень;
0 – 6 – низкая степень
Приложение 4
ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
- Характерны ли для ребенка нервные движения (раскачивание ногой и др.)?
- Каковы особенности протекания беременности, родов?
- Трудно ли ребенку до конца выслушать сказку, рассказ, историю, которую ему читает взрослый?
- Каковы особенности раннего развития ребенка?
- Верно ли, что ребенок в обучении показывает результаты, которые явно ниже его способностей?
- Часто ли ребенок нарушает правила?
- Есть ли в семье другие дети?
- Является ли ребенок чрезмерно экспрессивным?
- Характерна ли для ребенка низкая переносимость огорчений?
- Подчиняется ли ребенок правилам, инструкциям?
- Бывают ли у ребенка депрессивные состояния?
- Нравится ли ребенку, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?
- Часто ли ребенок приходит в ярость?
- Легко ли ребенок приходи в состояние гнева?
- Какая ведущая рука у ребенка?
- Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, алкоголизму, употреблению наркотиков?
- Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания?
- Часто ли меняется настроение ребенка?
- Трудно ли ребенку справиться со своим гневом? Умеет ли он контролировать свой гнев?
- Не ли у ребенка склонности показывать успехи ниже, чем он способен?
- Нет ли у ребенка привычки «перепрыгивать» с одной программы на другую?
- Когда ребенок слушает, заняты ли его руки (играет в машинки, чертит линии)?
- Любит ли ребенок смотреть телевизор?
- Агрессивен ли ребенок? Какая агрессия проявляется чаще – вербальная или невербальная?
- Насколько точно выполняет ребенок указания взрослых?
- Насколько хорошо развита у ребенка координация движений?
- Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
- Является ли ребенок аллергиком?
- Страдал ли кто-нибудь из членов семьи ребенка синдромом дефицита внимания?
- Беспокоен ли ваш ребенок?
- Умеет ли ребенок хранить секреты?
- Часто ли ребенок отказывается выполнять просьбы, требования взрослых?
- Имеет ли ребенок привычку лгать?
- Каков уровень самооценки ребенка?
- Способен ли ребенок длительное время ждать вознагражения?
- Есть ли в семье другие гиперактивные дети?
- Как ребенок реагирует на замечания взрослых?
- Часто ли ребенок забывает выполнить поручения взрослых?
- Характерна ли для ребенка роль «клоуна» в группе?
- Страдает ли ребенок нарушением сна?
- Как долго спит ребенок?
- Каков уровень развития мелкой моторики ребенка?
- Умеет ли ребенок планировать последствия своего поведения?
- Является ли полной семья ребенка?
- Какова очередность рождения данного ребенка в семье?
- Часто ли в семье происходят конфликты?
- Трудно ли ребенку дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?
- Часто ли ребенок задевает вещи, роняет их?
- Часто ли ребенок является инициатором конфликтных ситуаций?
- Часто ли ребенку приходится делать замечания дома, на прогулке?
- Труднее ли ребенку закончить задание в детском саду, чем дома?
Приложение 5
ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ:
- Какой рукой пишет (рисует) ребенок?
- Умеет ли ребенок слушать ответы других детей?
- Всегда ли он доводит начатое задание до конца?
- Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?
- Какие задания он выполняет с большим удовольствием?
- Часто ли бывает говорлив?
- Часто ли теряет свои вещи?
- Часто ли забывает дома свои вещи?
- Много ли задает вопросов?
- Обижается ли, если его долго не спрашивают?
- Умеет ли подчиняться правилам?
- Спит ли ребенок в тихий час?
- Заняты ли руки ребенка во время объяснения воспитателя?
- Аккуратно ли ребенок пишет на доске?
- Перебивает ли ребенок взрослых и детей во время разговора?
- Кричит ли на других детей?
- Торопливо ли ест?
- Может ли длительное время работать молча?
- Аккуратно ли складывает свои вещи?
- Любит ли читать?
- Любит ли идти в первой паре?
- Стремится ли быть лучше всех?
- Берется ли за много дел сразу?
- Всегда ли доводит начатое дело до конца?
- Любит ли шутить?
- Обижается ли на шутки других?
- Часто ли приходит в ярость?
- Хорошая ли у него координация движений?
- Задевает ли он предметы в группе?
- Любит ли он играть в песке?
- Сильно расстраивается, получив замечание?
- Трудно ли ребенку справиться с гневом?
- Всегда ли ребенок четко выполняет инструкции педагога?
- Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
- Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания?
- Любит ли ребенок соревнования, эстафеты?
- Рассказывает ли ребенок о своих домашних делах?
- Каков уровень развития мелкой моторики руки ребенка?
Приложение 6
Карта развития ребенка № _____
Фамилия, имя, отчество родителей ____________________________________
____________________________________
Кем направлен _____________________________________________________
Причина обращения _________________________________________________
Русский язык является родным языком – не является родным языком
Родители являются гражданами РФ – не являются гражданами РФ
родит.
бабуш.
дедуш.
интер-нат
Дата ______________________
АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
состав семьи_____________________________________________________________________
условия проживания _____________________________________________________________
неблагоприятные биологические факторы ____________________________________________
________________________________________________________________________________
особенности раннего развития ______________________________________________________
воспитание до детского сада ________________________________________________________
наблюдение специалистов __________________________________________________________
психотравмирующие ситуации в жизни ребенка ________________________________________
_________________________________________________________________________________
жалобы в настоящий момент_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
особые отметки ____________________________________________________________________
( плохое зрение, слабый слух, ведущая левая рука, соматические жалобы)
ПРОБЛЕМЫ в детском саду
Сфера нарушения
нарушение адаптации____________________________________
сложности в освоении программы _________________________
трудности в освоении норм поведения _____________________
_____________________________________________________
особенности социальных контактов _______________________
Согласие родителей (лиц их заменяющих) на обследование и коррекционную работу психолога __________________________________________________________________________
(подпись родителей)
Приложение 7
Визуально – моторный гештальт – тест Бендер
Приложение8
Методика «Корректурная проба»
Приложение 9
Методика «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется изображенный стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квади (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1—2 сек., показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди, и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов:
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвелна карточке 6 и более точек.
8 – 9 баллов - ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6—7 баллов – ребенок правильно восстановил от 3 до 4 точек.
4—5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0—3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
6—7 баллов — средний.
4—5 баллов — низкий.
0—3 балла — очень низкий.
Приложение 10
Методика «Запомни рисунки»
Инструкция: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок узнал на картинке Б все 9 изображений, показанные ему на картинке А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов — ребенок узнал на картинке Б 7-8 изображений за время от 45 сек. до 55 сек.
6—7 баллов — ребенок узнал 5—6 изображений за время от 55 сек. до 65 сек.
4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 сек. до 75 сек.
2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 сек. до 85 сек.
0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек.
Выводы об уровне развития:
10 баллов —очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.
Приложение 10
Приложение 11
Методика «Заучивание стихотворения»
Инструкция (состоит из трех основных частей):
Вводная часть: Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:
«Как дорожит любым деньком Малюточка пчела! — Гудит и вьется над цветком, Прилежна и мила».
Первая часть: Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:
«Как дорожит любым деньком Малюточка пчела!»
Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.
Вторая часть: Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:
«Гудит и вьется над цветком Прилежна и мила».
Третья часть: Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо, сейчас повторим все стихотворение. Я еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают так же, как в первой части.
Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.
Оценки:
8 баллов — правильное полное воспроизведение всех трех частей.
5 баллов — перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.
3 балла — воспроизведение смысла четверостишия своими словами.
2 балла — отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь нарушена.
0 баллов — набор бессмысленных слов или полный отказ.
Приложение 12
Тест «Рисунок семьи»
Цель: изучение переживаний и восприятий ребенком своего места в семье. Отношение его к семье в целом и к определенным ее членам. Материалы: лист бумаги 21 х 29 см, цветные карандаши, ластик Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью» (не обозначая, что значит слово «Семья»). Время не ограничено.
Интерпретация рисунка условно делится на 3 части:
1 — Анализ структуры рисунка, сравнение с реальной семьей.
2 — Анализ процесса рисования.
3 — Интерпретация графических презентаций членов семьи.
Приложение13
Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка
Приложение 14
Занятие № 1
Цель: диагностика познавательной сферы: внимание, память, восприятие.
Время: 15-20 минут
Инструментарий:
Тест «Бендер".
Методика «Запомни и расставь точки».
Методика "Корректурная проба".
Занятие № 2
Цель: диагностика эмоционально – личностной сферы
Время: 15-20 минут
Инструментарий:
Методика «Запомни рисунки».
Методика «Заучивание стихотворений».
Методика «Рисунок семьи».
Методика «Оценочная шкала реальных проявлений ребенка».
Занятие № 3
Цель: развитие концентрации внимания, снятие напряжения
Время: до 20 минут
Упражнение «Пол-потолок-нос»
Время: до 5 минут
Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы - указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю.
Упражнение «Мяч для битья»
Время: до 5 минут
Ребенку предлагается большая подушка или мяч с пенопластовым наполнителем. Ты можешь побить этот мяч так, как тебе вздумается.
Вариант 2.
По середине комнаты чертится (проводится) линия. Это твоя половина, а это моя. Твоя задача забить кулаками этот мяч на мою сторону. Я буду сопротивляться, и пытаться забить в твою сторону.
Упражнение «Отдохнули»
Время: до 5 минут
Предлагается ребенку перевести дух, потянуться, размять шею, плечи и полежать на стене. Можно использовать проектор «Звездное небо» и расслабляющую музыку.
Занятие № 4
Цель: развитие концентрации внимания, памяти.
Время: до 20 минут
Упражнение «Найди пару»
Время: 5-10 минут.
Ребенку предлагаются парные картинки (около 12 пар), которые разложены в разном порядке рубашками вверху. Предлагается открыть только 2 карточки. Если картинки не совпали – карточки переворачиваются обратно. Игра продолжается пока не найдутся все парные картинки.
Упражнение «Дотроньтесь до...»
Время: до 5 минут
Слушай меня внимательно. Я буду называть части тела, а ты - быстро дотрагиваться до названной части тела.Нос... макушка... правая щека... ленка. И т. д.
Упражнение «Съедобное-несъедобное»
Время: до 5 минут
Инструментарий: мяч, подушка
Занятие №5
Цель: развитие концентрации внимания, снятие напряжения
Время: до 20 минут
Упражнение « Составь картинки из геометрических фигур»
Время: до 10 минут
Инструментарий: можно использовать наборы или вырезать фигуры самостоятельно из картона. Игра строится по типу «Рыбки» Холмской.
Упражнение ««Запретное слово»
Время: до 5 минут
Я буду произносить слова, а ты —повторять все слова, кроме одного, запретного. Это слово - «стол». Как только услышишь слово «стол», хлопай в ладоши. Игра, слон, буква, стол, окно, пол, стол, птица, ваза, кол, стол, вол и т.д. Игру следует повторить несколько раз с использованием разных «запретных» слов.
Вариант 2. Можно предложить поменяться местами, чтобы ребенок сам называл слова и пытался запутать психолога.
Упражнение «Подышим грудью»
Время: до 5 минут
Ребенку предлагаются различные дыхательные техники. Например, глубокий вдох и 3 резких выдоха. Глубокий вдох и громкий выдох. Можно проиграть 2-3 дыхательные техники за раз.
Занятие № 6
Цель: развитие концентрации внимания, снятие напряжения
Время: до 20 минут
Упражнение «Найди тени животных»
Время: до 10 минут
Инструментарий: можно использовать готовый набор карточек. Либо можно распечатать раздаточный материал по типу «Найди тень животного» и вырезать оттуда маленькие фигурки с тенями
Упражнение «Запретное движение»
Время: 5 минут
- Я буду показывать движения, а ты - повторять. Но одно из движений повторять нельзя - оно «запретное». Таким движением будет приседание. Дается сигнал к началу игры, а через некоторое время психолог называет другое «запретное движение».
Упражнение « Ухо –нос»
Время: до 3 минут
Ребенку предлагается взяться левой рукой за кончик носа, а правой рукой – за левое ухо. По хлопку ребенок опускает руки. По второму хлопку руки занимают тоже положении, только наоборот : правая рука – за нос, левая – за ухо.
Вариант 2. Можно ввести еще движение «на живот» для усложнения задания.
Занятие № 7.
Цель: развитие концентрации внимания, развитие эмоциональной сферы
Время: до 20 минут
Упражнение Что я сейчас чувствую?
Цель: развитие эмоциональной сферы
Время: 3 минуты
Возраст: с 4 лет
Посмотри на карточки с эмоциями и выберу ту, которая соответствует твоему настроению. Почему ты выбрал именно эту карточку? А какая карточка тебе нравится еще?
Упражнение «Ладонь-кулак-ребро»
Время: 3-5 минут
По команде психолога ребенок кладет ладони обеих рук на стол, сжимает их в кулаки, затем ставит ребром раскрытые ладони. Следует постепенно увеличивать темп упражнения и менять последовательность принимаемых поз
Занятие № 8
Цель: развитие концентрации внимания, снятие напряжения
Время: до 20 минут
Упражнение «Найди предмет»
Время: 5-10 минут
Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешочке. При этом он должен ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.
Вариант 2. В мешочек можно положить парные предметы. Ребенок на ощупь по очереди с психологом должен выбрать парные предметы из мешка.
Упражнение «массаж себе»
Время: 10-15 минут
Ребенку предлагаются различные техники массажа.
- Массаж носа ладонью, пальцами
- Массаж ушей
- Круговые движения плечами вперед и назад
- Повороты головы
- Разминание пальцев (соединение, скрещивание, сжатие)
- Разминка ступней
- Разминка коленей
- Последующее расслабление лежа на плоской горизонтальной поверхности (на мате)
Занятие 9
Цель: развитие концентрации внимания, снятие напряжения, азвитие эмоциональной сферы
Время: до 20 минут
Упражнение “Найди отличие”
Время: до 5 минут
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Упражнение «Украсим елочку»
Время: 5-10 минут
Инструментарий: пластилин, шишки
Ребенку предлагается украсить шишку-елочку разноцветными пластилиновыми шариками.
Упражнение «Игра наоборот»
Время: до 10 минут
Сейчас я произнесу слово «высоко», а ты, когда поймаешь, скажешь «низко». я буду произносить слова и кидать мяч, а ты должен будешь сказать противоположное слово. Следует помнить, что нельзя использовать слова с приставкой «не». Примерный лексический материал: хорошо, черный, добрый, высокий, большой, толстый, тяжелый, веселый, день и др.
Занятие 10
Цель: повторная диагностика уровня концентрации внимания, памяти и эмоционально – волевой сферы.
Можно использовать Методика «Корректурная проба», Методика «Рисунок семьи». Методика «Запомни и раскрась по точкам», любая проективная методика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
В программе представлены упражнения для коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет....
Адаптированная программа коррекционно - развивающих занятий для нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и пони...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками с синдромам дефицита внимания и гиперактивностью
Опыт работы с дошкольниками с СДВГ посредством сказкотерапиии...
Система коррекционно-логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
Материал будет полезен педагогам, родителям....
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей интересует исследователей уже давно, но она не потеряла своей актуальности, напротив, в настоящее время эта проблема с...
Конспект нейропсихологического коррекционно-развивающего занятия для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Тема: Школа юнг в морском путешествии.
Цель занятия формирование дефицитарных функций детей с СДВГ. Сюжетная форма занятия-путешествия поддерживает интерес детей в течение всего занятия. Структура занятия позволяет "включить&quo...